Использование НКРЯ в обучении и научных исследованиях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Члены предложения Сказуемое Подлежащее Дополнение Определение Обстоятельство Правила.
Advertisements

12 июля 2008 года Летняя лингвистическая школа. 1 Компьютерная лингвистика как источник лингвистических знаний Леонид Лейбович Иомдин Институт проблем.
1 ПАДЕЖИ. Выполнила ЗИНЧЕНКО ЮЛИЯ ИВАНОВНА, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия 1» г.Норильска Красноярского края.
Домашняя работа Упр Двенадцатое февраля. Классная работа. Предлог.
УРОК- ПАРАД ЗНАНИЙ «Виды сказуемого» Цели урока: 1. закрепить знания о типах сказуемого, способах его выражения; 2. совершенствовать умение безошибочно.
Урок русского языка в 8 классе по теме: «Составное именное сказуемое»
Девятнадцатое января Классная работа 1 Б…лото Болото Все обходят это место: Здесь земля как - будто тесто, Здесь осока, кочки, мхи, Нет опоры для ноги.
Как вы думаете, что это?. Что говорит об этом Бог в Библии? 25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, 26 много потерпела от многих.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
История вокруг нас. Что такое история? (греч.Historia) - рассказ о прошлых событиях происшествие, повесть о событиях, о быте и жизни народов процесс развития.
1 Массивы 2 Опр. Массивом называется совокупность однотипных данных, связанных общим именем. Основные характеристики массива: 1. Имя массива 2. Тип компонентов.
Итоги участия в олимпиадах учебного года.
Способы выражения сказуемого. Часть 3. Предисловие Эта презентация поможет вам подготовиться к выполнению тестовых заданий В 9 и В 12. Вот как они сформулированы.
На первый взгляд кажется, что вопрос несложный, но чем больше мы задаемся этим вопросом, тем больше убеждаемся, что невозможно однозначно ответить на.
Значимость: Стимулирует творчество и самостоятельность. Выводит процесс обучения из стен школы в окружающий мир. Реализуется принцип сотрудничества детей.
Грамматическая основа предложения Разбор заданий.
Раздел 2. Представление об объектах окружающего мира. Представление о модели объекта. Представление о системе объектов. Основы классификации (объектов).
1 Домашнее задание Ваша задача дома – §3 Необходимый уровень - уметь объяснить всё выделенное жирным шрифтом Программный уровень - ответить на вопросы.
Научиться распознавать односоставные предложения и определять их вид по значению и способу выражения главного члена. Цель.
Повторим ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Выполнила: ученица 11 класса Велумян Люсине.
Транксрипт:

Использование НКРЯ в обучении и научных исследованиях

1.ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Что можно искать с помощью грамматической разметки?

2.ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ Особенности трактовки возвратных и пассивных глаголов в корпусе Запрос «возвратный глагол» – тысячи примеров

3.ВЫДАЧА БЕЗ СОРТИРОВКИ Какие группы обнаруживаются при просмотре выдачи? (1) Занятия проводились индивидуально и группами по три-пять человек. По этой технологии вычислительный процесс организуется так, что единствен ная программа одновременно запускается на всех исполнительных устройствах (2) В статье предлагаются некоторые подходы к решению данной проблемы (3) Подходы различаются в зависимости от способа описания проекта Это требование касается и базы данных (4) как же этот фильм называется Музыка заканчивается поезд тронулся Большой скандал разразился нынешней зимой в Магадане А бывает же, вот так утром побреешься, умоешься, оденешься заглянешь в зеркало останешься довольным…

4.КАК ПОЛУЧИТЬ ПАССИВ? Откройте на главной странице: МОРФОЛОГИЯ Залог: act действительный залог (разрушил, разрушивший) pass страдательный залог (только у причастий: разрушаемый, разрушенный) med медиальный, или средний залог (глагольные формы на - ся: разрушился и т.п.) В корпусе нет признака «пассивный глагол», значит, запрос нужно будет сформировать с привлечением сем признаков: Сущ, им, неодуш Глаг, изъяв|повел, пасс УНИВЕРСАЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ Не забудьте во всех запросах ставить в глаголе -р.

5.ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ШУМУ Студенты должны подумать, какой «шум» будет при данном запросе? Во-первых, есть неодушевленные сущ-е, которые обозначают людей – народ, класс, студенчество Во-вторых, глаголы будут не только пассивные, но и медиальные

6.ПОДКОРПУС СО СНЯТОЙ ОМОНИМИЕЙ 14 примеров, в том числе: звуки издавались некрупной мышью за плитой, а ч еловеческим организмом на стуле Картофелина разрезалась перочинным ножиком изобретена камнедробильная установка, там камен ь помещается на неподвижную плиту (она, кстати, н азываетсящекой), на камень давит другая плита, Кастрюля заворачивалась в одеяло до самого вече ра

7.НАБЛЮДЕНИЯ Даже из этой небольшой группы примеров можно извлечь важную лингвистическую информацию. Во-первых, все глаголы НСВ Во-вторых, мы знаем, что в пассиве объект в им. падеже, а субъект – в творительном. НО пример (2) показывает, что в твор. падеже может быть и инструмент. Повторяем семантику падежей: Субъект – это не только им. падеж, а творительный в пассиве не обязательно Субъект, а может быть и инструмент. А из примеров (3) и (4) видим, что возвратность относится не ко всему глаголу, а к отдельному значению: Кастрюля заворачивалась в одеяло; Дети заворачивались в одеяло, т.к. было холодно. Дети - это не пассив, студент должен догадаться, как это доказать: т.к. возможен СВ – завернулись. Здесь очевидное различие между значениями, т.к. одуш. и неодуш. подлежащее. Но в случае глагола помещаться оба значения допускают неодуш. подлежащее: Камень помещается на плиту – это пассив от глагола помещать / поместить (камень на плиту). И опять-таки здесь невозможен СВ. Это локативное значение – перемещение Объекта. А второе значение – медиальное: камень помещается в ящик, ключи не помещаются в карман – входят (колич. компонент: хватает ли места). И здесь есть СВ: Книга не поместилась в портфель.

8. ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ Группа (4) со слайда 3 (4) как же этот фильм называется Музыка заканчивается поезд тронулся Большой скандал разразился нынешней зимой в Магадане

9.ПАССИВНАЯ КОНСТРУКЦИЯ Здесь только возвратные глаголы. Причем некоторые НСВ омонимичны пассивным – и студент должен это доказать, придумав предложения с пассивом: Ведущим по очереди называются произведения; А вот с заканчиваться труднее. Вроде бы должен быть пассив от заканчивать, ведь это переходный глагол. Но самим придумать не удается. Здесь опять поможет корпус. Делаем запрос, максимально рассчитанный на поиск пассива, чтобы там было максимальное количество признаков – пассивная конструкция (из 3-х элементов) Неод подлеж + заканчиваться + сущ. в творит падеже Сущ неод Заканчивать глагол мед сущ твор одуш нет примеров

10. ОБЩИЙ ЗАПРОС: им. + глаг:мед + твор. S,nom,inan на расстоянии 1 от V,(indic | imper),med на расстоянии 1 от S,ins,anim 64 примера Два типа примеров. 1. Настоящий пассив: основные моральные ценности закладываются родителями Вряд ли такие слова произносятся госслужащими без санкции сверху Эти "средства" рассматриваются Маклюэном как внешние расширения челов ека, Платежи осуществляются Покупателем по следующим реквизитам Окончательное диагностическое решение принимается врачом на основании собственного опыта 2. Связочные глаголы с творительным предикативным. Вирус Эбола (ВЭ) является возбудителем геморрагической лихорадки Эбола КРУПНЫЕ компании в регионах, где работают их предприятия, становятся "ма мами и папами" Этот сорт является потомком знаменитого ' Yesterday'

11.ПРОБЛЕМЫ Вирус Эбола (ВЭ) является возбудителем геморрагической лихорадки Компании становятся "мамами и папами" Этот сорт является потомком Творительный предикативный = часть сказуемого. Подлежащее в запросе было неодуш. Как получилось, что неодуш. подлежащее характеризуется одуш. сказуемым? Возбудитель – есть и одуш, и неодуш значение. Ом снята, здесь – одуш. Это ошибка разметчика. См. в словаре ОШ: 1. Тот, кто возбуждает (устар.) возбудитель страстей 2. то, что стимулирует, вызывает: в. болезни, в. инфекции Мамы, папы – метафора Потомок - 2 значения и оба одуш.: (1) человек по отношению к своим предкам (2) люди будущих поколений (высок.) - Это расширительное, но по отношению к людям По отношению к неодуш. объектам: у ПОКОЛЕНИЕ есть метафора: компьютеры, телефоны, самолеты, лекарства нового поколения. Это системная метафора: когда появляется метафорическое значение у какого-то слова, появляются метаф. значения у других слов, к-рые с ним связаны в семантичечкой системе. ПОТОМОК NB: в словаре-то этой метафоры нет. Еще один вариант: название помещения, учреждения метонимически обозначает людей: А каждую третью субботу сентября город становится свидетелем ежегодного пивного "шабаш а" Октоберфеста Студии считаются владельцами прав на ранее сделанные на них фильмы

12.ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ: КАК ИСКЛЮЧИТЬ ПАССИВ ГРУППЫ ВОЗВРАТНЫХ ГЛАГОЛОВ (традиционная грамматика) Собственно возвратные (действие, направленное на себя) – одеваться, умываться Общевозвратные (действие замыкается в субъекте): сердиться, удивляться, торопиться NB: проще задать семантически – эмоции и движение Косвенно-возвратные (действие в своих интересах): прибраться, запастись Взаимно-возвратные (действия направлены друг на друга): обниматься, ссориться, мириться, судиться Активно-безобъектное (способность совершать действие): собака кусается, корова бодается Пассивно-качественное (способность подвергаться воздействию): ткань мнется, фарфор бьется Пассивные: не спится, (легко) дышится.

13.ОДУШЕВЛЕННОЕ ПОДЛЕЖАЩЕЕ ЗАПРОС: Сущ им. од Гл мед S,nom,anim на расстоянии 1 от V,(indic | imper),med Найдено документов, вхождение. Отсортировать по алфавиту глаголов: Настройки По правому контексту, учитывая форму искомого слова останется 1000 примеров

14.АНАЛИЗ ВЫДАЧИ Некоторое время человек и животное готовятся напасть друг на друга Общевозвратный? персонаж добирается до места встречи (общевозвр) Взаимные персонажи обмениваются вещами пассив: Николаев и Голубович обвинялись в том, что они якобы нанесли несколько уд аров древком флага сотруднику милиции Формально присяжные набираются из числа граждан методом случайной вы борки. При вердикте присяжных "нет, не виновен" подсудимый освобождается пря мо в зале суда. расстались, кланялись, старались, расхохотаться, нуждаться, руководствоваться, согласиться, покоситься – не употребляются без –ся пытаться – хотя есть глагол пытать, он не связан по смыслу. Для иностранцев это особое задание, потому что они заранее не знают, какие глаголы не употребляются без –ся.

15. ЗАПРОС: существительное = животное или растение S,nom,anim & S r:concr & (t:animal | t:plant) r:concr & (t:animal | t:plant) на расстоянии 1 от -р. V,(indic | imper),med Найдено 223 документа, 617 вхождений. Сколько реально таких глаголов, о которых пишут в грамматиках? Сделаем сортировку по алфавиту. Собака бросилась, // вернуться, вертеться, возиться, встревожиться, кот вцепился, возились, голуби выбрались на песок, забраться, испугаться Бульдог кинулся, птицы копошились Кошка окотилась Зверь просыпается Животные готовятся напасть Кошка испугается Муравьи суетились Кошка умывается после еды всегда Есть соб-возвр. умываться, а активно-безобъектных нет.

16.ЗАПРОС: кусаться Человек: Ты что кусаешься! закричал Никита. Ведь я же доктор! через мгновение Иван забился в руках у санитаров. Он хрипел,пытался кусать ся, кричал: Так вот вы какие стёклышки у себя завели! [М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита, часть 1 ( )] Цены: Всё кусается, вздохнув, заметил Коровьев, эх, эх… [М. А. Булгаков. И единичные случаи на собаку: Небось, милая сказал он Лизе, собака моя не кусается". [А. С. Пушкин. Барышня-крестьянка (1830)] Больше примеров на комаров, еще больше на людей и довольно много на цены. Но к человеку семантика этой группы не подходит: кусаться не является свойством человека. Корпус 200 с лишним млн слов, но на запрос «собака кусается» – считанные примеры.

17. ВЫВОД Традиционно выделяются несколько основных групп возвратных глаголов (6-7). В некоторые из них входят единичные глаголы, а всего возвратных глаголов тысячи, особенно если брать все значения. И все они, за небольшим исключением, остаются вне классификации.

18. НОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ давай может в понедельник пересечёмся? [Смс-сообщения старших школьников (2004)] Всего пересечься – 287. Сортируем по дате создания. 19 век: нет примеров в значении встретиться (о людях). 19-начало 20: прямые, лучи, траектории, линии (т.е. геометрич. объекты). Пути пересеклись, дороги, маршруты. Судьбы пересеклись А он словно бы судьбой мне назначен, и жизнь его с моею пересеклась с первого дня. [Владимир Личутин. Крылатая Серафима (1977)] 1-й раз – одуш. Субъект: Вот что было предметом моих дум 1905 года. В них мы пересеклись с А.Блоком. Белый. Начало века Только у М. Казакова 1-й раз в совр. значении: А может быть, мы еще где- нибудь мельком пересеклись: на премьере в Доме кино или просто на улице? [Михаил Козаков. Актерская книга ( ) Была смутная надежда, что в Москве мы, может быть, не пересечёмся. [Фазиль Искандер. Муки совести, или Байская кровать ( )] Т.е. это значение распространяется в 80-е гг. Оно происходит из «наши пути пересеклись»: Потом, через много лет, я пересеклась с Фалей. [Галина Щербакова. Митина любовь (1996)] Это уже люди, но еще случайная встреча. А ты откуда ее знаешь? Это я с ней в Лондоне пересекался, сказал Лизаветин муж, который в Лондоне умудрился пересечься со всеми, кто так или иначе занимался банков ским бизнесом. [Елизавета Козырева. Дамская охота (2001)] Я тут пересекся с этим опером из спецслужбы. Низинским. [Елизавета Козырева. Дамская охота (2001)]

19.СИНТАКСИС Каждое значение слова реализуется в определенном семантическом контексте. Иногда этот контекст задается лексически: Если подлежащее (Сб) Неодуш. предмет : дрова горят, сарай горит; Если подлежащее (Сб) Часть тела – др. значение, причем различаются: Щеки горят – жар, температура Глаза горят – свет, внутр., эмоц. состояние, интерес, возбуждение Идиома душа горит – похмелье План горит, путевка горит, горящие туры

20. ЗНАЧЕНИЕ В КОНСТРУКЦИИ Часто бывает, что значение связано с определенной синтаксической конструкцией. Там могут быть и лексические ограничения, и семантические, и морфологические, и синтаксические.

21. ЗНАЧЕНИЕ В КОНСТРУКЦИИ: пахнуть Конструкция: Что пахнет: розы пахнут NB. с названиями еды (мясо уже пахнет, сосиски пахнут) – портится Конструкция: Что пахнет чем Я всё же не верю, что искусственные ёлки нравились им больше, чем настоящие те, которые пахнут лесом и снегом, им просто хотелось визжать и выражать восторги. [Анатолий Алексин. Мой брат играет на кларнете (1967)] Безличная конструкция: (от кого / от чего) пахнет чем – Пахло сыростью и глиной, Апенушкин работал остервенело, комья земли падали на Андрея Николаевича, песок скрипел на зубах, дыхание было тяжёлым, громким. [Анатолий Азольский. Лопушок // «Новый Мир», 8, 1998] Он был рябоват, от его волос сладко пахло карамельками, он с грохотом носил солдатские сапоги с подковами и часы с цепочкой, и из-под его халата у него остро выпирал значок, похожий на орден. [Ю. О. Домбровский. Леди Макбет (1970)] Есть и метафорическое значение, но конструкция та же: – От тебя за версту, Андрей, пахнет неприятием социалистических ценностей, меня ты не обманешь, поэтому скажи как на духу зачем тебе вступать в партию? [Анатолий Азольский. Лопушок // «Новый Мир», 8, 1998] От кителя пахнет смертью, убийствами

22. ОСОБАЯ КОНСТРУКЦИЯ Есть особое значение, связанное с конструкцией Х-ом (здесь / там) и не пахнет Значение: что-то отсутствует, и даже следов, слабых проявлений нельзя обнаружить признаки этой конструкции: безличность, отрицание, обязательный твор.п., часто наречия здесь, тут:

23.ПРИМЕРЫ Господин Голядкин взглянул на кровать Петрушки; но в комнате даже не пахло Петрушкой: постель его, по-видимому, давно уже была прибрана и оставлена; сапогов его тоже нигде не было, несомненный признак, что Петрушки действительно не было дома. [Ф. М. Достоевский. Двойник (1846)] Уж тут не пахло литературщиной, да и литературой не пахло, потому что на авансцену явился Факт Исторический. [Юрий Давыдов. Синие тюльпаны ( )] И в то же время вы чувствуете, что тут и не пахнет сатирой, что это, как теория, самая подлинная пережитость и вера столь живая, что, кажется, ещё вчера она заставляла молиться. [И. Ф. Анненский. Вторая книга отражений (1909)] Не случайно ведь в синодик отцов-зачинателей новейшего отечественного радикализма рядышком с энергетически мощным Прохановым, пишущим на уровне мировых стандартов Сорокиным, жертвенным Лимоновым все чаще помещают тишайшего Юрия Витальевича Мамлеева, в произведениях которого совсем не пахнет революцией. [Сергей Чупринин. Свободные радикалы // «Знамя», 2003] Тут, в отношениях с Аренс, и не пахнет страданием, зато есть ласковое, по причине домашней, непререкаемой близости, посягание на свободу [«Звезда», 2002] Но уже не пахло вегетарианством, уже вовсю шипело мясо. [Галина Щербакова....Все это следует шить (2001)] Народностью здесь и не пахло, местом действия художник избрал не дешевый трактир, а вестибюль парадного подъезда в очень хорошем доме. [Леонид Юзефович. Дом свиданий (2001)]

24.ПРИМЕРЫ Но есть и обычное метафорическое пахнуть с отрицанием: Беда их в недолговечности и не тянет меня к ним потому, что от меня еще не пахнет тленом, а я хочу жить. [Андрей Платонов в документах ОГПУ-НКВД- НКГБ. ( )] Не было распрей, не было мелочных дрязг, не пахло мещанством. [Светлана Аллилуева. Двадцать писем другу (1963)] Но все это не пахло настоящим революционным брожением. [П. Д. Боборыкин. Воспоминания ( )]

25. КОНСТРУКЦИИ: светит Прямое значение: Светит + сущ: месяц, луна, солнце лампочка, свеча РКИ: почему лампочка и светит, и светится, окно только светится, а солнце только светит? Переносное значение: Ему светит три года

26. ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ В теме «возвратные глаголы» попались такие примеры: Лицо признаётся невиновным, если… Полузнаменательных связок мало, и список основных обычно дается в учебниках: являться, делаться, стать, становиться, казаться, оказаться, показаться, считаться, слыть, называться, превратиться в, оставаться, притвориться, получаться, выходить Научная проблема – какие глаголы употребляются с ко- предикативом, т.е. предикативным прилагательным или существительным. Оказывается, одним из источников, поставщиком связок являются возвратные глаголы (включая пассив). В приведенном списке только один пассив – считаться. Что еще бывает?

27. ЗАПРОС -р. V,med на расстоянии 1 от A,ins 4800 Сюда попадут и прилаг, и прилаг + сущ (потом можно сделать отдельный запрос на сущ. в ТВ. П.) Сортируем по левому контексту (по глаголу) Можно исключить являться (это самый частотный полузнаменательный связочный глагол). Тогда выдача будет 4400

28.ПОЛЕЗНЫЙ ШУМ Шум: заниматься, вооружиться, воспользоваться чем – управление издаваться кем – пассив для русских студентов это шум, а для иностранцев – полезная работа: разграничить управление глагола, творительный субъекта в пассиве и творительный предикативный.

29. ГЛАГОЛЫ-СВЯЗКИ Глаголы-связки, отсутствующие в списке: ПЕРВАЯ половина лета в Кировской области выдалась дождливой. Среди их высушенных кофейных лиц лицо его выделялось розовой независимостью [Фазиль Искандер. Летним днем (1969)][Фазиль Искандер. Летним днем (1969)] процесс функционирования представляется идеальным термодинамическим циклом Они сумели быть великодушными во многом благодаря тому, что незадолго до события, обещ авшего стать величайшей радостью, аобернувшегося безутешным горем, услышали по радио про "эффект Николаса". [Анна Маева. Дар на всю жизнь (1999) // «Здоровье», ][Анна Маева. Дар на всю жизнь (1999) // «Здоровье», ] Метод отличается высоким качеством получаемых результатов выставка получилась красочной и разнообразной Процесс утраты языка ороков представляется неотвратимым, В настоящее время рынок периодических печатных СМИ характеризуется высокой степенью насыщенности очень трудный 2002-й год, запомнившийся огромными долгами ДОПОЛНИТЕЛЬНО: извиваясь серебряным прутиком, сверкала речка, на которой стояла мельница. [Фазиль Искандер. Первое дело (1956)] - творительный сравнения[Фазиль Искандер. Первое дело (1956)]

30. БЕЗЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЗАПРОС Сущ.дат // мест.дат Глаг 3 л. ед. // прош., ед.ч, ср.р Сущ.: либо грамм = одуш, либо семант = лицо Бабушке нездоровится; Мне кажется, что… (2-й вариант: перед глаголом поставить НЕ: Ему не спится.)

31. ЗАПРОС: непредметное сущ. в дат. + безличный глагол Если задать сущ = непредметное, то будет, в основном, шум: Корневому узлу соответствует конструкторское имя "Изделие", Но если подойти творчески, то студенты должны вспомнить, что абстр. сущ-е могут обозначать лицо метонимически (регулярная многозначность учреждение – люди) Поэтому такие примеры, как: Для минимизации своих расходов на обслуживание клиентов банкам следует клиентов с низкой отдачей максимальнопереводить на систему самообслуживания, с большимколичеством денег Пенсионному фонду становится сложно работать из- за нехватки инструментов инвестирования. В результате бизнесу удаётся успешно блокировать любые попытки перераспределить финансовые потоки из топливно-энергетического комплекса в другие сферы; 29 марта партийному съезду предстоит принять идеологическую платформу. - это уже не шум. Как ни парадоксально и совсем неожиданно, все-таки бывают настоящие неличные субъекты: Наличие в центре участка полностью непроницаемой зоны приводит к более позднему появлению индикатора в добывающей скважине (так как воде приходится подходить к ней по более длинному пути) [«Геоинформатика», 2004]

32.ВЫВОДЫ В ходе работы с Корпусом, особенно при составлении поисковых запросов и сортировке материала, формируется лингвистическое мышление: работает не просто языковая интуиция, а аналитический подход. Работа с корпусом формирует навыки лингвистического анализа и умение работать с материалом. Ведь при написании курсовой работы происходит то же самое: есть массив материала, который нужно классифицировать. Основная работа – разбить материал на группы и описать их свойства и их отличия друг от друга. Нужно понять, по каким лингвистическим параметрам отличаются эти примеры. Работа с корпусом всегда комплексная. Это особенно важно для преподавателей РКИ, переводчиков, писателей, редакторов и т.п. Практически на любом материале можно одновременно отрабатывать разные разделы лексики, грамматики, стилистики, как мы это видели на примере возвратных глаголов.