Написание сочинения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию является одним из наиболее сложных заданий экзамена: это сочинение выявляет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОДГОТОВКА К ГИА КАК НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ?
Advertisements

ГИА 2012 Задание С2.1. Исходный текст – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА. Блок 1. Связь лексики и грамматики языка. Автор: Хохлова М.С., учитель.
ГИА 2012 Задание С2.1 Беспалова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ ООШ 3 г. Мыски Кемеровской обл. Часть 3.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему (задание С2 ГИА – 9 по русскому языку) По материалам МИОО от
Как написать сочинение на лингвистическую тему? Важной задачей такого сочинения является – объяснение (пояснение) в 1-2 предложениях смысла высказывания.
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА Автор: Стехова Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 21.
Теоретический уровень рассуждения Важной задачей сочинения на теоретическом уровне является объяснение (пояснение) в 1-2 предложениях смысла высказывания.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Сочинение на лингвистическую тему (задание С2) ГИА 2013.
ГИА 2012 Задание С2.1. Исходный текст – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика.
Написание сочинения-рассуждения, задание С2.1. «Словарь свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Г. Степанов Учащиеся должны.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего.
ГИА – 9 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЧАСТЬ С 2. Объяснить смысл высказывания о русском языке Аргументировать ответ примерами- аргументами из текста из текста: Найти.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Часть С 2.1.
Сяпала калуша с калушатами по напушке и увазила бутявку, и волит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали, бутявку стрямкали. И подудонились.
Транксрипт:

Написание сочинения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию является одним из наиболее сложных заданий экзамена: это сочинение выявляет целый ряд общеучебных умений выпускников; оно требует с опорой на курс лингвистики раскрыть смысл высказывания, доказать его; выпускник должен использовать знания, полученные в процессе изучения русского языка, оперировать лингвистическими понятиями, а также конкретизировать собственные суждения с помощью аргументов из исходного текста. Уровень приводимых суждений и аргументов - теоретический (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при корректном использовании лингвистических понятий и терминов).

С1К1Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет. 2 Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса, или экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне, но рассуждение построил на анализе или только лексических, или только грамматических явлений. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса (его части), нет. 1

С1К1Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне. 0 (См. Демоверсию 2012 года)

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила: – (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ. (11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием: – (13)Это же всё ненастоящее! – (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне. (17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал: – (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста. – (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она. – (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы. – (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем. – (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально- нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии. – (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –(28)И пожалуйста, верните мне все документы.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала: – (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала. (33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел. – (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас. – (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик. – (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься. (39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением: – (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала. (43)Делегация молча удалилась. (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну... (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила: – (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку! – (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет. (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… (По Б. Васильеву)

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: « Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают ». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1.Тезис дан как образное высказывание. 2. Выпускник должен понять прямое значение тезиса, который требует узнавания предмета высказывания на основе сформированных лингвистических знаний и интерпретации (объяснение смысла) высказывания. 3.Экзаменуемый должен привести рассуждение на теоретическом уровне.

1. В основе исследования – утверждение, гипотеза и т д. 2. Важной задачей сочинения на теоретическом уровне является обработка полученных данных, которая выражается в их классификации, систематизации, анализе, обобщении в абстрактных мыслительных конструкциях типа понятий, суждений, умозаключений.

ТЕЗИС (Высказывание о роли лексики и грамматики) Аргумент (лексика) Аргумент (грамматика) Иллюстрация (лексика) Иллюстрация (грамматика) Вывод

Найти ключевые слова и выражения в тезисе. («Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». ) «Перевести» образное выражение на язык теории. Привести примеры из прочитанного текста, иллюстрирующие а) лексические и б) грамматические явления Сделать вывод.

Мысль Слово (язык) Познание, человеческая деятельность Главнейшая функция языка – коммуникативная: он служит прежде всего средством человеческого общения. К базовым функциям языка относят также познавательную (когнитивную), имея в виду, что с его помощью происходит в значительной степени познание, изучение окружающего мира, и эмоциональную, проявляющуюся в способности выражать чувства и эмоции говорящих, их оценки. В этом делении можно увидеть большее: позицию говорящего по отношению к тому, о чем идет речь. Выясняя законы окружающего мира, человек неизбежно сводит их к себе, к своему слову и к своему разуму (В. И. Вернадский). «Слово исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...» В. И. Даль «Язык отражает не только мышление человека, но и его отношение к предмету речи или к собеседнику».

Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад. И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят. Я. Козловский. К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны… И когда я слышу: -Извини меня!- Это значит: -Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое пространство. Свои рубежи. И когда я слышу: -Обереги меня!- Это значит: -Берегами меня окружи! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свои норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть- Слово тебе сотворит добро. С.Островой

ДОКУМЕНТ Деловая бумага, служащая доказательством чего-н., подтверждающая право на что-н. (офиц.). - Почему для школьников письма – просто ДОКУМЕНТЫ? БЕСЦЕННЫЕ листочки Бесценный 1. Очень ценный; неоценимый.Очень неоценимый. 2. (Перен. Близкий сердцу, дорогой, милый.)Близкий дорогой,милый. - Почему для Анны Федотовны письма – БЕСЦЕННЫЕ ЛИСТОЧКИ?

Термин «грамматика» употребляется в двух значениях: как учение о строе языка; как синоним выражения "строй языка". В грамматике как учении о строе языка чаще всего намечают три части: 1) учение о слове и его формах, о способах образования слов и их форм; 2) учение о словосочетании, о его формах и его типах; 3) учение о предложении и его типах, о компонентах (составных частях) предложений, о приемах сцепления предложений, о сложном синтаксическом целом (фразе).

Грамматика охватывает собою: законы и правила образования слов; законы и правила изменения слов; законы и правила соединения слов, образования словосочетаний на основе этих соединений; законы и правила построения предложений; законы и правила сочетания предложений в более сложные грамматические организации. Соответственно в грамматике выделяются отдельные области: словообразование, морфология и синтаксис.

Слово обладает не только лексическим, предметным значением, но оно в то же время выражает оценку говорящего. Само предметное значение слова до некоторой степени формируется этой оценкой, и оценке принадлежит творческая роль в изменениях значений, переданных в грамматических формах. Экспрессивная оценка нередко определяет выбор и размещение всех основных смысловых элементов высказывания. "Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя", - говорил известный немецкий языковед Г. Габеленц. «КАК говорит» выражается самыми разнообразными грамматическими средствами: интонацией, специальными синтаксическими конструкциями, словопорядком, повторением слов, сочетаниями знаменательных слов с частицами, с междометиями, вводными словами и сочетаниями слов и т.д.

Что может выражать мысль, переданная таким рядом слов: ненавидеть, диктатор, ничто, хороший, человечество, они, никогда, приносить, не? Жуховицкий Л. «Сто процентов человеческого»: «Ненавижу диктаторов: ничего хорошего человечеству они никогда не приносили». Следовательно, для того чтобы выразить мысль, нужно не только разобраться в значении отдельных слов, но и понять, в какие связи между собой они вступают в самом процессе выражения мысли. Мысль наша как бы облекается в определенную форму, которая оказывается тесно с ней связанной.

Лексическое значение отличается от грамматического тем, что оно привязано к отдельным словам, тогда как грамматическое значение свойственно не какому-то отдельному слову, а языку в целом: любое лексическое значение может проявляться только через общее значение групповое лексическое и грамматическое. Грамматическое значение, следовательно, является способом представления лексического значения. В живом акте речи лексическое и грамматическое нерасторжимы: грамматика организует словарь, в результате чего образуются единицы смысла – основа всякой речевой деятельности.

Грамматическое значение – обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке своё выражение. Особый характер имеют грамматические значения, отражающие отношения говорящего к тому, о чём идёт речь, или к собеседнику. Предложение, содержащее систему отношений или коммуникацию отношения, может использовать различные грамматические сред- ства.

ПУСЬКИ БЯТЫЕ Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: - Оёё! Оёё! Бутявка-то некузявая! Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам: -Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой: - Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые! Петрушевская Л. «Лингвистические сказочки»

Глаголы, краткие прилагательные и предикативы своими лексическими значениями могут выражать возможность, желание, долженствование, необходимость или вынужденность, готовность. Это такие слова, как можно, нельзя, надо, нужно, необходимо, должен, обязан, может, хочет, желает, следует (в знач. «надо»), (не)годится (в знач. «не следует»), надлежит, подобает. В их лексической семантике в большинстве случаев заключено значение личного, субъективного отношения к чему-л. («я хочу, обязан, намерен...», «ему нужно, необходимо сделать что-л.»). (19)Вы должны передать эти документы нам. Грамматическая форма составного глагольного сказуемого (кр.прил. должны (граммат. значение) + глагол совершенного вида (лексическое значение) выражает оттенок официального требования.

Изъявительное наклонение: Я учу – простое утверждение; Исходный текст: 25)Музей не возьмёт копии. 23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем. Условное наклонение: Я учил бы – выдвигает определённые условия, соблюдение которых оказывается необходимым для того, чтобы действие совершилось. Грамматическая категория наклонения передает устанавливаемое говорящим лицом отношение действия к действительности

Глаголы повелительного наклонения могут иметь оттенок подчеркнутого предупреждения, запрещения чего-либо, иногда – угрозы; вежливой, деликатной просьбы; приказа, команды; грубо высказанной просьбы и т.д. Исходный текст (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала. – (35)Только пикни у нас. – (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка.

Для отрицания в русском языке одной из грамматических форм служит глагольное слово «нет», отрицательные местоимения и наречия. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». – (49)Нету, – тихо сказала Таня.

Глагол в определенно- личном предложении может быть в форме как изъявительного, так и повелительного наклонения. Их употребление в определенно-личных односоставных предложений делает повествование более лаконичным. Более категорично звучит приказание, если опущено местоимение ты или вы. (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься. (48)Загляни в шкатулку!

Исходный текст (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы. (4)…у вас на войне убили сына… Неопределенно-личное предложение позволяет сосредоточить все внимание на характере обозначаемой деятельности, полностью отвлекаясь от вопроса о действующих лицах. Представляя субъект как неопределенно-личный (определить лицо по данному глагольному сказуемому нельзя), говорящий имеет в виду «кто-то другие, но не я», исключает себя из возможных субъектов действия.

Для выражения смысла словам, состоящим из звуков, придаются однозначные формы. Например: «для, вы, консультация, проводить, я» это морфологический аспект грамматики. Одновременно эти словоформы объединяются в словосочетания, предложения, тексты в соответствии со свойственными языку синтаксическими схемами: Я провожу для вас консультацию. Я провела консультацию для вас. Консультацию я провожу для вас! Я для вас буду проводить консультацию? и т.п.

Вопросительные (а, ли (ль),неужели, разве, что за) (24) А зачем нам ваши копии? Выделительно-ограни- чительные (лишь, только, исключительно, почти и т.д.) (9) Сын успел написать всего одно письмо.(35)Только пикни у нас. Усилительные (ни, даже, ведь, всё-таки, и, уж, же) (13) Это же всё ненастоящее! Отрицательные (не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не) (25)Музей не возьмёт копии.

Например, большая девочка называет мальчика «трусом несчастным». Слово «трус» передает её впечатление о мальчишке, а нарушение порядка слов (инверсия) подчеркивает негативное отношение к однокласснику. Однако глаголы повелительного наклонения в её речи (предложения 35,37) помогают понять, что она сама нечестный, грубый человек, привыкший добиваться своей цели любыми способами. Таким образом, язык является не только средством выражения мыслей, но и способом характеристики говорящего. (77 слов) Так, заменяя слово «письма» контекстным синонимом «документы», мальчик невольно говорит о том, что для него они всего лишь деловая бумага, необходимая музею. Эту мысль можно было бы оспорить, однако грамматическая форма составного глагольного сказуемого в предложении 19 («должны передать») подчеркивает официальность требования школьника. Так единство лексических и грамматических явлений помогает читателю увидеть, как благородное желание увековечить память о погибших превратилась в бездушную формальность. (79 слов) Лингвист Г. Степанов прав, утверждая, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Это можно доказать примерами из текста. Мальчик говорит Анне Федотовне о том, что у них в школе «создают» музей ко Дню Победы (предложение 22). Этим словом он уже равнодушно подчеркнул непричастность школьников к проводимому мероприятию: определить лицо по данному глаголу-сказуемому в неопределённо-личном предложении нельзя. Таким образом, лексические и грамматические явления помогают понять мысли говорящего и его настроение. (75 слов) Действительно, желая заставить мальчика выкрасть письмо у Анны Фёдоровны, большая девочка обещает ему, что он «наплачется» (предложение 38), если откажется это сделать. Она явно угрожает ему, обещая множество неприятностей, и этот глагол в форме изъявительного наклонения в определенно-личном предложении делает её угрозу реальной. Так лексико- грамматические явления в данном предложении помогли читателю понять, что эта школьница – грубый, жестокий человек. (74 слова)

Определить свое понимание смысла высказывания (проблемы, затронутой автором). Установить тематическую связь высказывания с лингвистическими знаниями и определить аспекты затронутой проблемы. Для каждого из аспектов определить круг терминов и понятий, теоретических положений лингвистики, которые целесообразно использовать в тексте сочинения. Для каждого раскрываемого аспекта проблемы подобрать иллюстративный материал: определить, какие факты будут привлекаться и в каком качестве (как иллюстрация теоретических рассуждений, как отправная точка рассуждений и т.п.). Определить и зафиксировать свое отношение к мнению автора высказывания и аргументировать его. Сделать вывод.

1.Важно обеспечить усвоение знаний учащихся на уровне теоретического обобщения путем отработки признаков и характерных черт основных лингвистических понятий. 2. Требует внимания освоение ключевых понятий выпускниками; овладение ими умениями объяснять смысл, распознавать и сравнивать признаки понятий; умение применять лингвистические знания для анализа информации. 3. Теоретический лингвистический материал следует рассматривать на значительном количестве примеров.

Егораева Г.Т., ведущий методист издательства «Экзамен»