Доклад выполнила : ученица ГБОУ СОШ 851 (11 А класс ) Румянцева Дарья.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эдгар Аллан По Edgar Allan Poe. Детство Увлекался чтением и рисованием. В школе любил английскую и латинскую литературу и историю. Образование:
Advertisements

Эдгар Аллан По ( ) Личность романтического склада.
Иван Сергеевич Тургенев Стихотворения в прозе. Творчество И.С.Тургенева – это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались и пытаются исследовать Тургенева,
Рецензия. Понятие о жанре.. Основные жанры публицистического стиля Портретный очерк (герой – конкретный человек с какими-либо выдающимися достоинствами)
Читая стихи поэтов XX века. Что такое стихи поэтов XX ? Стихи поэтов XX века - это уникальное сочетание произведений прошлой эпохи, которые и до сегодняшнего.
Гоголь Николай Васильевич – прозаик, драматург и критик.
Пастернак. Темы и мотивы поэзии Бориса Пастернака.
Философские миниатюры И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе»
(франц. personnage, от лат. persona личность, лицо, особа). Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи,
Михаил Юрьевич Лермонтов ( ). Детство поэта. Детство поэта. 3 октября 1814 года в Москве родился поэт, в семье отставного офицера Юрия Петровича.
Николай Васильевич Гоголь ( ). Родился в семье небогатых помещиков В. А. и М. И. Гоголь-Яновских.. Образование получил в Нежинской гимназии.
Трагедия Печорина, её сущность и причины. «... Я никогда сам не открываю моих! тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали, потому что таким образом я всегда.
Лев Николаевич Толстой Автобиографическая трилогия «Детство. Отрочество.Юность»
Лев Николаевич Толстой. Родители родился 9 сентября 1828 г в усадьбе Ясная Поляна. усадьбе Ясная Поляна. Матери своей я совершенно не помню. Мне было.
Жизнь и творчеств о поэта. Село Грешнево находилось недалеко от Волги, и ранние радостные впечатления Некрасова связаны с великой русской рекой которую.
Повесть Н.В. Гоголя «НОС» …Сбежал от меня…НОС…тот, кто ко мне этого подлеца представит, получит достаточное вознаграждение…
БИОГРАФИЯ Константин Дмитриевич Бальмонт
Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) «Стихотворения в прозе»
Федор Иванович Тютчев. Основные темы, мотивы и образы поэзии Ф. И. Тютчева. Произведения Тютчева составляют единое поэтическое целое. Произведения Тютчева.
Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) – классик русской литературы, писатель, драматург, публицист, критик. Самыми главными произведениями Гоголя считаются:
Транксрипт:

Доклад выполнила : ученица ГБОУ СОШ 851 (11 А класс ) Румянцева Дарья

Доклад представляет собой небольшое исследование, посвященное анализу литературных, а также языковых особенностей английского языка в рассказах Эдгара Аллана По. Чтобы лучше понять внутренний мир писателя, отраженный в его произведениях, было принято решение рассмотреть вышеуказанные особенности в контексте его жизнеописания. Его родные и близкие, его окружение и путешествия, события его жизни – все это несомненно повлияло на его мировоззрение и нашло отражение в его творчестве.

1809, 19 января – В Бостоне в семье актеров Элизабет и Дэйвида По родился сын Эдгар. Вскоре после этого отец исчезает, а слабая здоровьем мать остается одна с двумя детьми. 1811, 8 декабря – Смерть матери По в Ричмонде. Эдгар взят на воспитание в дом ричмондского коммерсанта Джона Аллана, сложные отношения с которым на протяжении жизни писателя в известном смысле определили его будущее. 1815, июль – Семья Джона Аллана переезжает в Англию, где По живет и учится в течение пяти лет. За эти годы, проведенные в Англии и Шотландии, Эдгар приобрел драгоценный запас романтических впечатлений, хорошую физическую закалку, чем был обязан климату и спартанским нравам английских школ, некоторые знание латыни, поверхностное знакомство с французским, а также умение решать несложные арифметические задачи. Кроме того, юный По задолго до большинства своих американских сверстников, увидел зарю грядущего промышленного века: машины, приводимые в действие силой пара, и первые железные дороги. Кругозор его расширился, а его английский язык был облагорожен длительным общением с уроженцами Туманного Альбиона. Ричмонд во времена Эдгара По. 1820, 21 июля – Семья Джона Аллана возвращается в США и 2 августа прибывает в Ричмонд. 1821, июнь – По поступает в ричмондскую школу Джозефа Кларка, а с апреля 1823 года по март 1825 года учится в школе Уильяма Берка. Занятия литературой в этих школах, несомненно, ускорили расцвет и без того очень рано проявившегося поэтического таланта Эдгара По. И то, что жажда творчества в нем была столь велика, чтобы отдавать все свое время сочинительству, сыграло исключительную роль в его жизни. Так, По начал писать очень рано – по утверждению самого писателя, первые стихотворения были написаны им в возрасте четырнадцати лет и были уже на высоком уровне.

1823, июль – Встреча с Джейн Стенард, матерью друга Эдгара – этой встрече суждено было пробудить в нем первое сильное чувство и вызвать бурный прилив поэтического вдохновения. В ней, «Елене» его грез, По обрел и идеал для рыцарственного юношеского поклонения, и полного сочувствия и понимания друга, на чей суд он приносил первые плоды своих поэтических усилий. Этой встрече суждено было стать драгоценным даром судьбы – соединенные в одном человеке, По нашел и первую настоящую любовь, и материнскую нежность, в которой нуждался больше всего на свете. Однако в апреле 1824 года Джейн Стенард умерла в возрасте тридцати одного года. Во второй раз смерть, столь часто вторгавшаяся в судьбу По, отняла у него дорогое существо. 1826, февраль – К этому времени По получил образование, каким могли похвастаться далеко не все его ричмондские сверстники. Спустя почти год усиленной подготовки, он поступает в Виргинский университет в Шарлотсвилле. Здесь По впервые читает своим друзьям собственные сочинения. Однажды По прочел друзьям какой-то очень длинный рассказ, и те, желая над ним пошутить, стали обсуждать достоинства произведения в весьма ироническом духе, заметив, между прочим, что имя героя – Гаффи – встречается слишком часто. Джейн Стенард Гордость его не могла снести столь откровенной насмешки, и в приступе гнева он, прежде чем ему успели помешать, швырнул рукопись в пылающий камин; так был утрачен рассказ незаурядных достоинств и, в отличие от других его сочинений, очень забавный и напрочь лишенный обычного сумрачного колорита и печальных рассуждений, сливающихся в сплошной непроницаемый мрак. Общение в студенческой среде, а также с профессорами университета оставило свой важный след в творчестве писателя – под их влиянием были написаны впоследствии такие рассказы как «История с воздушным шаром», «Необыкновенные приключения некоего Ганса Пфааля» и другие подобные вещи. 1826, декабрь – В связи с финансовым положением, По оставляет университет и возвращается в Ричмонд. Комната Эдгара По в университете.

1827, 24 марта – После ссоры с Джоном Алланом, который полагал «стихотворчество» напрасной тратой времени и делом совершенно никчемным, По тайно уезжает из Ричмонда в Норфолк, а оттуда – в Бостон. 1827, май – В Бостоне анонимно выходит первый поэтический сборник «Тамерлан и другие стихотворения». Именно в этом произведении, датированном скорее поздним университетским периодом, отчетливо проступают следы влияния классического образования, а также главные особенности будущих творческих склонностей и устремлений писателя. 1827, 26 мая – В связи с уже бедственным – после публикации сборника – финансовым положением, По вступает добровольцем в армию под вымышленным именем Эдгара А. Перри. 1827, ноябрь – 1828, декабрь – В составе артиллерийской батареи несет службу в форте Моултри на острове Салливана близ Чарлстона, Южная Каролина. Именно здесь писатель собрал огромный материал для своих произведений – даже вымышленные места действия он рисует с большой изобразительной силой, а его описания природы, хоть и носили часто собирательный характер, возникали тем не менее из впечатлений от виденных им в действительности пейзажей. Титульный лист первого издания книги Эдгара По «Тамерлан и другие стихотворения». Прелестью этого края пропитаны многие страницы его новелл, таких как «Золотой жук», «Продолговатый ящик», «Человек, которого изрубили на куски», «История с воздушным шаром». 1829, 28 февраля – Смерть Фрэнсис Аллан, приемной матери По, которая на протяжении всей его жизни заботилась и волновалась о нем, в определенном смысле заменив ему родную мать. Так, к двадцати годам писатель понес боль утраты уже трех небезразличных ему женщин. 1829, декабрь – В Балтиморе выходит в свет вторая книга По «Аль-Аараф, Тамерлан и малые стихотворения». Поэма «Аль-Аараф» представляет собой попытку молодого поэта облечь в аллегорическую форму свою философию красоты. Балтимор.

1830, 25 июня – По поступает в Военную академию США в Вест-Пойнте, откуда был отчислен за нарушение дисциплины 28 января 1831 года. 1831, весна – Переезжает из Нью-Йорка в Балтимор и живет у своей тетки, Марии Клемм – Пишет и публикует первые рассказы. Из третьего поэтического сборника Эдгара По: « Поэтическое творение, по моему мнению, отличается от научного тем, что имеет непосредственной своей целью удовольствие, а не истину, от прозаического – тем, что стремится к удовольствию неопределенному, в то время как цель прозы – удовольствие определенное. Военная академия США в Вест-Пойнте в 1830 году. Поэзия является таковой в той мере, в какой достигает своей цели. В прозе доступные восприятию образы возникают из определенных, в поэзии же – из неопределенных ощущений, в которых существенное место принадлежит музыке, ибо постижение красоты звуков есть самое неопределенное из наших чувствований. Музыка, соединенная с доставляющей удовольствие идеей, есть поэзия, без таковой идеи – просто музыка; идея же без музыки есть проза в силу самой своей определенности.» 1832, 14 января – На страницах газеты «Филадельфия сэтэрдэй курьер» выходит первый опубликованный По рассказ – «Метценгерштейн». 1833, июль – Еженедельная газета «Балтимор сэтэрдей пвизитэр» объявила конкурс на лучший рассказ и стихотворение. Впервые По получает заслуженную награду. Из воспоминаний редактора газеты о впечатлениях жюри: «…Все, что они услышали, было отмечено печатью гения. Ни малейшего признака неуверенности в построении фразы, ни одного неудачного оборота, ни единой неверно поставленной запятой, ни избитых сентенций или пространных рассуждений, отнимающих силу у глубокой мысли. Во всем царила редкостная гармония логики и воображения… Анализ запутанных обстоятельств путем искусного сопоставления косвенных свидетельств покорил заседавших в жюри юристов, а поразительное богатство научных познаний автора и классическая красота языка привели в восторг всех троих». Эдгар По в молодости.

1834, 27 марта – Смерть Джона Аллана от водянки. Эдгар По в его завещании даже не упоминается. 1835, август – По переселяется в Ричмонд и в декабре 1835 года начинает редактировать журнал «Сазерн литерири мессенджер». Всего в «Мессенджере» было опубликовано около восьмидесяти его рецензий и критических обзоров, помимо шести стихотворений, четырех очерков и трех новелл. По вступает на литературную сцену как единственный достойный внимания американский критик. 1836, 16 мая – Женитьба на Вирджинии Клемм. 1837, февраль – Переезжает с семьей жить в Нью-Йорк. 1837, осень – В Сборнике «Балтимор бук» выходит произведение По «Молчание» – эта новелла выдержана в духе «психологической автобиографии и носит следы влияния немецкой метафизики и мистического спиритуализма, отвечавшего веяниям времени. Трансцендентализм и спиритуализм уже начинали проникать в литературу, и в творчестве По обретали особый оттенок. 1838, июль – В Нью-Йорке выходит отдельным изданием «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима». Дом, где помещалась редакция журнала «Сазерн литерери мессенджер». Это произведение часто рассматривается как прелюдия к будущим шедеврам, насыщенным той мрачной атмосферой и болью, что стали своеобразной визитной карточкой писателя и новым веянием в литературе того времени. 1838, лето – 1844, 6 апреля – Живет с семьей в Филадельфии, где в период 1839, июль – 1840, июнь редактирует журнал «Бэртонс джентельменс мэгэзин». До сих пор По ориентировался на узкий круг читающих, однако к концу 30-х годов XIX в. уровень образования в стране возрос, что существенно увеличило читающую аудиторию. Однако, как показал печальный опыт, публика не стремилась к серьезной литературе, глубоким размышлениям, тонкому юмору и проницательной критике. Филадельфийский порт.

1839, ноябрь – Выходит в свет двухтомный сборник «Гротески и арабески», в который вошли 25 новелл, написанных По к этому времени. Образы и сюжеты этого сборника отразили навязчивые душевные состояния самого автора, несли на себе явный отпечаток психических отклонений – здесь живописуются ужасающие муки и убийства, изображаются странные отношения между героями и героинями. Больше всего По беспокоило то, что все написанное им было словно продиктовано извне, помимо его собственной воли. Так, он решает строить впредь свои произведения по строгим законам логики, тщательно отбирая и анализируя материал. И теперь место жестоких и мрачных героев По пытаются занять наделенные почти сверхчеловеческой силой ума борцы с преступностью, однако прежние образы продолжают незримо, а порой и явственно витать в произведениях автора. 1841, февраль – 1842, май – По редактирует журнал «Грэхэмс мэгэзин». 1842, март – Встреча с Чарльзом Диккенсом в Филадельфии, на время вырвавшая его из пучин депрессии, в которую повергла его внезапная и тяжелая болезнь Вирджинии, его жены. Примерно к этому же времени относится и ухудшение психического состояния самого По. 1843, июль – Получает премию за рассказ «Золотой жук», впервые опубликованный в филадельфийской газете «Доллар ньюспейпер». Иллюстрация художника Джеймса Энсора к рассказу «Прыг-скок» Популярность этого рассказа объясняется отчасти тем, что в нем практически отсутствуют болезненные мотивы, преобладающие во многих других произведениях По. Правда, и здесь не обошлось без нескольких черепов и мертвецов, но их появления вполне можно было ожидать в истории о пиратских сокровищах. Обращение к впечатлениям прошлого, уже наметившееся в нескольких других его рассказах, для этой новеллы характерно в особенности, ибо в «Золотом жуке» По с почти фотографической точностью воссоздал природу острова Салливана, где побывал около пятнадцати лет назад. Иллюстрация к рассказу Эдгара По «Золотой жук», напечатанному в филадельфийской газете «Доллар».

1844, апрель – С семьей переезжает в Нью-Йорк. 1845, январь – В «Ивнинг миррор» напечатано стихотворение «Ворон». Найденный ранее писателем прием вещий крик ворона, откликающегося на речи лирического героя, По соединил с причудливо-жуткой романтической обстановкой и эффектами, в изображении и сплетении которых он был столь искусен. Осенними ночами, когда продуваемый всеми ветрами дом сотрясали порывы бури, когда гас огонь в очаге и ветви деревьев стучались в окно, а на пол падала тень от бюста Паллады, в сознании поэта окружающие его предметы смешивались с изысканным декором жилища, куда переносило его воображение. В эти полуреальные, полуфантастические покои он впустил ворона из «Барнеби Раджа», чью роль, однако, сделал более выразительной, По использовал когда-то высказанную им же идею о том, что «на протяжении всей драмы Барнеби Раджа могло бы звучать пророческое карканье ворона». 1845, февраль – 1846, январь – Редактирует журнал «Бродвей джорнэл». 1845, 19 ноября – В Нью-Йорке издан сборник «Ворон и другие стихотворения». Иллюстрация Эдуарда Мане к стихотворению Эдгара По «Ворон» Длительный период, на протяжении которого создавался «Ворон» по меньшей мере четыре года, показывает, что сочинение и выстраивание этого произведения потребовало долгого и тщательного обдумывания, критического и художественного анализа, логической расстановки эффектов, кропотливой лепки сюжетной и тематической основы словом, того, чего не сотворить силой одного только вдохновения. Изощренное мастерство поэта ощущается во всем в изысканном музыкальном рисунке стихотворения, в умелом использовании ассонанса, рифмы, размера. Без сомнения, во многих случаях образы возникали в его сознании как бы одновременно со словами и ритмами, способными их запечатлеть. Но бесспорно и другое: умение По, когда «наития» не было, усердно, день за днем, месяц, за месяцем, нить за нитью ткать прекрасное художественное полотно говорит о том, как блестяще владел он поэтическим искусством и словом.

1846, апрель – В журнале «Грэхэм мэгэзин» опубликована статья «Философия творчества». 1846, май-ноябрь – В журнале «Гоудис лейдис бук» печатается серия статей «Литераторы Нью-Йорка». 1846, май – 1849, июнь – Живет в местечке Фордхэм близ Нью- Йорка. 1847, 30 января – Смерть Вирджинии По. 1848, июнь – Издание «Эврики» – последней книги, вышедшей при жизни писателя. 1849, 27 сентября – Отправляется из Ричмонда в Балтимор. 1849, 3 октября – По помещен в больницу в Балтиморе. 1849, 7 октября – Смерть Эдгара Аллана По. Домик Эдгара По в местечке Фордхэм. Эдгар По год.Бюст Эдгара Аллана По в «Зале Славы» в Нью-Йорке.

Юный и гордый байронический герой предстает перед нами в произведении «Тамерлан». Тоскующая и оплакиваемая «Елена», соединившая в себе черты г-жи Стенард и Фрэнсис Аллан, была многократно воспета в одах и элегиях; «Лигейя», странный духовный антипод Вирджинии. Всех этих таинственных героинь неизменно настигали недуги и ранняя смерть. В Балтиморе и Нью-Йорке центральной фигурой в произведениях По сделался неврастеник и ипохондрик, преследуемый кровосмесительными фантазиями мистик, жертва наркотического дурмана и суеверных страхов. То были многоликие ипостаси самого По и любимых им женщин, двойники, чей придуманный мир он наполнял страданием, пытаясь облегчить тем самым бремя печалей и разочарований, отягощавших его собственную жизнь. Дворцы, сады и покои, населенные этими призраками, блистают роскошным убранством, оно точно причудливая карикатура на нищенское убожество настоящих его жилищ и безотрадную обстановку тех мест, куда забрасывала его судьба. В Филадельфии появился на свет последний из придуманных По литературных персонажей. На этот раз По перевоплощается в героя, который рисуется в его воображении как наделенный сверхъестественной силой ума логик, блестящий аналитик, легко распутывающий любые загадки и головоломки, удачливый кладоискатель и проницательный детектив, раскрывающий самые таинственные преступления. Новый персонаж оказался оригинальной литературной находкой, и из всех героев, созданных фантазией По, завоевал в конечном счете наибольшую популярность у читателя. Появление его было предзнаменовано лишь немногими намеками в более ранних произведениях.

Сложные отношения По со своим опекуном Джоном Алланом привели к тому, что на протяжении почти всей своей жизни писатель находился в сложном финансовом положении. А из-за необходимости постоянно переезжать его повсюду сопровождало чувство неподдельного одиночества. С начала 1830-х годов По постоянно занимался литературным творчеством как профессиональный писатель. За это время он создал поэтические и прозаические произведения, исключительные достоинства которых признавали даже недоброжелатели. Тем не менее труд его не получал должного вознаграждения, и его уделом по- прежнему оставалась самая жалкая бедность. Литературное признание, с годами укреплявшееся, вот единственное, чего ему удалось добиться. Однако его собрания сочинений распродавалось за бесценок, без авторского гонорара и все же не находили спроса. Несмотря на довольно частые периоды бездействия, вызванные врожденной слабостью здоровья и другими причинами, По работал с огромным упорством, о чем убедительно свидетельствует его обширное творческое наследие. Сотни рецензий, редакционных статей и заметок, множество рассказов, из которых можно было бы составить не менее пяти томов среднего объема, три книги стихотворений, работа в качестве редактора трех журналов, важная и всегда оживленная переписка все это приносило доход, которого едва хватало, чтобы кое-как свести концы с концами. Беспросветная бедность, доходившая до нищеты, не могла не угнетать Эдгара По, вызывая непосильное напряжение нервов, которое чем ближе к концу жизни, тем все чаще он пытался снять спиртным и наркотиками.

Собственные неоднозначные переживания писателя без сомнения составляют сюжетную основу новелл и стихотворений. Творчество Эдгара По в последние годы жизни, оборвавшейся в 1849 году, несет на себе явственный отпечаток его душевных и физических состояний. Излишества, которым он предавался в прошлые два года в Филадельфии, в сочетании с наследственным предрасположением к раннему угасанию жизненных сил, оказали более губительное, чем когда-либо, воздействие и вызвали тяжелое нервное расстройство, заставившее его еще глубже уйти в себя. Этим и объясняется неспособность к продолжительным усилиям, необходимым для работы над художественной прозой, которая, если не считать нескольких пейзажных зарисовок, приняла к концу жизни писателя вид журнальных комментариев и переписки, и обращение после более чем десятилетнего перерыва к поэзии, отразившей углубляющийся внутренний разлад и едва ли не полное отчуждение от реальной действительности. В последние пять лет жизни По был почти всецело поглощен проблемами духовными, и постигшие его в этот период несчастья, несомненно, внесли свою пагубную лепту. Тема «утраченной любви» для творчества По характерная тема, особенно для его поэзии. В стихотворении «Ворон» она сочетается «с роковым смыслом вороньего карканья». Возникновение и смысл стихотворений и рассказов По нередко объясняется личными, интимными переживаниями поэта, связанными с темой «утраченной любви». Герои и героини произведений Эдгара По рассматриваются как «многоликие ипостаси самого По и любимых им женщин, двойники, чей придуманный мир он наполнял страданием, пытаясь облегчить тем самым бремя печалей и разочарований, отягощавших его собственную жизнь. Дворцы, сады и покои, населенные этими призраками, блистают роскошным убранством, оно точно причудливая карикатура на нищенское убожество настоящих его жилищ и безотрадную обстановку тех мест, куда забрасывала его судьба».

В «Сфинксе», изданном в сборнике «Гротески и арабески» отразилось реальное событие начала 30-х годов XIX в.: в Нью-Йорке была эпидемия холеры, распространившаяся из Европы. «Сфинкс» рассказ и «страшный» и пародийный, в нем есть и существенный для Эдгара По мотив социальной сатиры выраженная как бы между прочим и в остроумной форме оценка реального состояния американской демократии. Этот рассказ может дать представление о технологии создания страшного у Эдгара По, однако для автора это отнюдь не универсальный способ. И в этом рассказе, далеко не столь значительном, как, например, рассказ «Падение дома Ашеров», и далеко не столь популярном, как «Золотой жук», очевидна одна черта, которая отличает Эдгара По от других писателей и составляет резкую его особенность: это сила воображения. Не то чтобы он превосходил воображением других писателей; но в его способности воображения есть такая особенность, какой нет ни у кого: это сила подробностей», которая способна убедить читателя в возможности события, даже когда оно «или почти совсем невозможно или еще никогда не случалось на свете». «Золотой жук» по жанровым его свойствам обычно присоединяют к знаменитым детективным рассказам Эдгара По «Убийства на улице Морг», «Тайна Мари Роже» и «Украденное письмо», героем которых является детектив-любитель Ш. Огюст Дюпен. В этих рассказах сам автор называл их «логическими рассказами» с особым эффектом проявляет себя сила логики и аналитического соображения.

Основную особенность Эдгара По отметил Ф.М. Достоевский. Он указал на «матерьяльность» его фантастики. Фантастическое в произведениях Эдгара По оказывается осязаемым, обыденным. Явления невероятные не только обнаруживаются в повседневности, но повседневность как таковая под взглядом и пером Эдгара По обретает характер фантастический. Однако при этом По не был идеалистом-мистиком. «Видно, что он вполне американец, даже в самых фантастических своих произведениях», так сказал Достоевский, и если учесть, что «американец» в данном случае это синоним практицизма, деловитости, то Эдгар По, материализуя фантастику или же делая все материально-бытовое фантастическим, явился в этом смысле американцем и антиамериканцем одновременно. Он видел и показал призрачность, зыбкость буржуазно-деляческого мира, гордившегося своей разумностью, основательностью и прочностью. Индивидуалистическая свобода, которую американцы написали прямо на своем знамени, это, по Эдгару По, одиночество в толпе, это заброшенность и затравленпость личности, это не свобода человека, а освобожденность от человека, от заботы о нем: покинутость человека обществом призрак свободы. Искусство, с каким построены эти рассказы, и по сей день звучащие убедительно и не утратившие интереса для читателя, свидетельствует о том, что По с успехом перенес идеи современной ему научной мысли на почву художественного творчества. Следует помнить, что его кажущиеся, а иногда и действительные познания во многих науках и псевдонауках были результатом целеустремленного изучения специально подобранных материалов, приспособленных к требованиям писательского замысла. Вдохнуть в них жизнь могло лишь его могучее воображение.