ПЕДАГОГИКА Авторы: Какиева Л.Х., Завалко Н.А., Бондарева С.Г. Кадырбаева А.Н., Губайдуллина Г.Н. Регистрационный номер: МП 00010-07 Рекомендовано: МСФ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Advertisements

Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Чтобы получить самый высокий балл – 5 - «блестяще», необходимо выполнить все 6 заданий Для отметки «отлично» - 1, 2, 3, 4, 6 Для отметки «хорошо» - 1,
Методы преподавания информатики в младших классах.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Оценка воспитательной деятельности реализуемой в классе, как неотъемлемая часть реализации программы по духовно-нравственному развитию. Ульянова Елена.
Современный урок: какой он?. Цель - выявить критерии современного урока и наметить пути повышения эффективности урока как основы качества образовательного.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Музыкальное воспитание детей непосредственно осуществляется, музыкальным руководителем с помощью воспитателей. Успех работы зависит от деятельности руководителей.
Совершенствование педагогического мастерства через участие в методической работе.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ. Понятие о преемственности Преемственность - это как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка,
Транксрипт:

ПЕДАГОГИКА Авторы: Какиева Л.Х., Завалко Н.А., Бондарева С.Г. Кадырбаева А.Н., Губайдуллина Г.Н. Регистрационный номер: МП Рекомендовано: МСФ и МОУ

Педагогика как наука. Объект и предмет педагогики

Педагогика свое название получила от греческого слова «пайдагогос» («пайд» - дитя; «аго» - вести) и означает детоводство.

Этапы развития педагогики I- й этап – Эмпирический этап (зарождение практики обучения и воспитания в первобытно- общинный период; педагогическая мысль в рабовладельческих государствах; педагогическая мысль периода феодализма). II –й этап - Этап формирования педагогики как науки ( педагогическая мысль в эпоху капитализма в странах Западной Европы и на востоке); III-й этап – Современный этап развития педагогики (Западная педагогика, Восточная педагогика, Советская педагогика и др.)

Объект педагогики – явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образование. Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс.

Функции педагогики: научно-педагогическая; конструктивно-техническая; прогностическая.

Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Педагогические категории: Обучение – это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. Направленный на усвоение ЗУН, формирования мировоззрения. Развития умственных сил и способностей, в соответствии с поставленными целями.

Педагогические категории: Образование – это объем систематизированных ЗУН, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов.

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Педагогический процесс – целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов

Связь педагогики с другими науками ФИЗИОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКА СОЦИОЛОГИЯ БИОЛОГИЯ ЭКОНОМИКА ЭКОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ и др. ФИЛОСОФИЯ

1)Общая педагогика. 2)Возрастная педагогика. 3)Коррекционная педагогика. 4)История педагогики и образования. 5)Социальная педагогика. 6)Этнопедагогика. 7)Сравнительная педагогика. 8)Отраслевая педагогика. 9)Частные методики.

Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования – это способы и приемы познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Методика педагогического исследования – это совокупность принципов, методов, приемов, способов организации и регуляции педагогического исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.

Теоретические методы – методы, направленные на создание теоретических обобщений и формулирование закономерностей изучаемых явлений. Эмпирические методы – способы, служащие для накопления фактического материала по изучаемой проблеме и фиксации явлений, их каталогизации, выявлении внешних связей, подведение установочных фактов под принятие определения. Методы пед.исследования

Теоретические методы Метод сравнительного исторического анализа – предполагает знакомство исследователя с состоянием вопроса в литературе, историческом наследии, научных монографиях и публикациях. Метод моделирования – наглядно-образная характеристика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний. Работа с литературой предполагает использование таких методов как составление библиографий; реферирование; конспектирование; аннотирование, составление тезисов; цитирование; конспектирование. Методы математической статистики – установление количественных зависимостей между изучаемыми явлениями (ранжирование, шкалирование, графопостроения, получение средних величин и др.)

Эмпирические методы Педагогическое наблюдение – непосредственное, целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных условиях (непосредственное, опосредованное, открытое, закрытое, непрерывное, дискретное, монографическое, включенное) Беседа – это диалог исследователя с испытуемым по заранее составленной программе. Разновидность беседы – интервью. Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкет. Типы анкет: открытые, закрытые, именные, анонимные, анкета-молния, анкета- гигант. Метод рейтинга – метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами). Метод педагогического консилиума (Ю.К. Бабанский) – предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанников по определенной программе и единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявления причин возможных отклонений, коллективную выработку средств преодоления недостатков.

Эмпирические методы Педагогическое тестирование – целенаправленное обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее с помощью специально разработанных задач (заданий, опросников) объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Изучение и анализ документации, продуктов деятельности – позволяет собрать конкретный материал о интересующих исследователя процессах и явлениях. Педагогический эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Виды эксперимента: констатирующий, преобразующий (формирующий), контрольный.

Принципы отбора методов пед.исследования: Использование разнообразных взаимодополняющих методов исследования, неоднократной проверки на большом материале получаемых результатов. Соответствие методов исследования существу изучаемого явления и возможностям исследователя и исследуемых. Запрет применения методов исследования, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред участникам исследования, учебно- воспитательному процессу.

Развитие, воспитание и формирование личности.

Человек – живое существо с присущей ему биологической организацией. Личность – человек, достигший такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способный на самостоятельную преобразующую деятельность. Индивид – это конкретный человек со всеми присущими ему особенностями. Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.

Движущими силами развития личности являются противоречия Центральное противоречие: между потребностями человека и средствами и возможностями их удовлетворения.

Виды развития: Общефизическое; Трудовое; Интеллектуальное; Нравственное; Эмоциональное; Эстетическое.

Уровни развития личности: Уровень актуального развития – показатель, характеризующий способность человека выполнять различные самостоятельные задания, показывающий уровень обученности, а также умения и навыки личности. Уровень ближайшего развития – показатель того, что человек не может выполнить самостоятельно, но с чем он справится с небольшой помощью других.

Направления развития личности 1. Биологическое. 2. Социологическое. 3. Биосоциальное.

Факторы развития личности. Наследственность – передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования человеческой личности.

Деятельность как фактор развития личности. Деятельность – совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов. Отличительные черты деятельности: -общественный характер; -целенаправленность; -плановость; -систематичность.

Различают три вида деятельности: -Игра – вид деятельности, направленный в условных ситуациях на усвоение общественного опыта. -Учение – процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности. -Труд – деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности.

Общение – это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияния, и преследующее цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах участвующих в общении людей. Функции общения: -контактная; -информационная; -побудительная; -координационная; -понимания.

Возрастные и индивидуальные особенности детей, их учет в учебно- воспитательном процессе

Возрастные особенности – это характерные для определенного периода жизни анатомо- физиологические и психические качества.

Педагогическая периодизация детского возраста. Младенчество (1 год жизни) Предшкольный возраст (от 1 до 3 лет) Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет) Младший дошкольный возраст (3-4 года) Средний дошкольный возраст (4-5 лет) Старший дошкольный возраст (5-6 лет) Младший школьный возраст (6-10 лет) Средний школьный возраст (10-15 лет) Старший школьный возраст (15-18 лет)

Акселерация от латинского «акселерацио» - ускорение; - это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Причины акселерации: общие темпы ускорения жизни; улучшение материальных условий; повышения качество питания и медицинского обслуживания; улучшения ухода за детьми в раннем возрасте; искоренение многих тяжелых детских недугов. радиоактивное загрязнение среды обитания человека; уменьшение количество кислорода в атмосфере, что влечет расширение грудной клетки.

Младший школьный возраст (6-10 лет) Первая перемена в жизни - переход в школьный возраст, а это влечет за собой изменения в деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущая деятельность – учение. В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Происходит интенсивное развитие мышечной системы. В этом возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и процесс общения. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь). Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе.

Переход от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (5-9 классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Характерная особенность подросткового возраста – полове созревание организма. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания. В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Восприятие подростка целенаправленно, планомерно и организованно, в отличие от младшего школьника. Характерная черта внимания учеников среднего возраста – его специфическая избирательность: интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. В данном возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление подростка наделено новой чертой – критичность. Изменяется речь подростка, в ней заметна тенденция к правильным определениям, доказательным рассуждениям. В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Средний школьный возраст (от до 15 лет)

Старший школьный возраст (15-18 лет). В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила. В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Идет общее созревание организма. Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность – время самоутверждения. Бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Юность – это период расцвета всей умственной деятельности. Чувство взрослости становится глубже и острее. В юношеском возрасте появляется усиленный интерес к этическим проблемам. У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеет статус личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива. У молодежи усиливается критическое отношение к действительности.

Индивидуальность школьника – это сложное образование, органически связанное с его возрастом, половым и нравственным развитием, становлением целостной личности. Учет индивидуальных особенностей – это использование всего арсенала педагогических средств, методов и форм, исходя из интересов, наклонностей, качеств, свойств, притязаний и возможностей каждой отдельной личности.

Детская одаренность

Что такое одарённость? Одарённость – высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в определенных областях деятельности

Классификация одарённости По С.Л. Рубинштейну и Б.М.Теплову понятия способности, одаренности и таланта классифицируются по единому основанию – успешности деятельности. Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков (анатомо-физиологических способностей человека) индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого и определяющие успешность деятельности. Специальная одарённость – качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности определенного вида. Общая одаренность – способность к широкому кругу деятельности.

Основные структурные компоненты одарённости: доминирующая роль познавательной мотивации; исследовательская творческая активность (обнаружение нового, постановка и решение проблемы); возможность достижения оригинальных, нестандартных решений; возможность прогнозирования и предвосхищения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные и интеллектуальные оценки.

Дж.Рензулли предложил такое определение одаренности: Одаренность – результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и вовлеченности в задачу высокой мотивированности и настойчивости.

Позиция современных ученых- психологов России в отношении феномена одарённости такова: Одарённость – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычайных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Существует две крайние точки зрения на проявление одарённости: 1.«Все дети являются одарёнными» 2.«Одарённые дети встречаются крайне редко» Потенциальная одарённость по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одарённость демонстрирует незначительная часть детей.

Признаки одарённости – это те способности одарённого ребёнка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены путём наблюдения за характером его действий. В трактовке одарённости выделяется два аспекта: 1)инструментальный – характеризует способы деятельности 2)мотивационный – отношение ребёнка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности

Тест 1)Дисциплинированность 2)Неровно успевающий 3)Организованный 4)Выбивающийся из общего темпа 5)Эрудированный 6)Странный в поведении, непонятный 7)Умеющий поддержать общее дело, коллективист 8)Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями 9)Стабильно успевающий, всегда хорошо учится 10)Занятый своими делами, коллективист 11)Быстро, на лету схватывающий 12)Не умеющий общаться, конфликтный 13)Приятный в общении 14)Иногда тугодум, не может понять очевидного 15)Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли 16)Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству

Критерии оценки одарённости: 1)вид деятельности и обеспечивающие её сферы психики 2)степень сформированности одарённости 3)формы проявления одарённости 4)широта проявления одарённости в различных сферах деятельности 5)особенности возрастного развития

Варианты организации обучения одарённых детей: 1)Раздельное обучение, спец.учереждения 2)Совместно-раздельное, спец.группы в обычной школе 3)Совместное обучение в естественной среде

Модели обогащения содержания образования (по Савенкову А.И.) 1.Горизонтальная: –Социальная компетенция –Обучение мышлению –Специальные занятия для физического развития 2.Вертикальное обогащение –Стратегия индивидуализации –Исследовательское обучение –Проблематизация

Проблема цели в педагогике

Цель воспитания – это то, к чему стремится общество, на достижение чего направляются его усилия. Цель выражает общую целеустремленность воспитания и выступает как определяющая характеристика воспитательной системы.

Исторический и классовый характер цели воспитания Цель воспитания всегда объективно отражает требования данного общества. Требования эти в свою очередь определяются уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. В разные исторические эпохи воспитание носило различный характер, разным было его общее содержание, разными были и цели воспитания.

Первобытнообщинный строй : цель воспитания – простое обеспечение существования человека.

Рабовладельческий строй: с появлением антагонистических классов – рабовладельцев и рабов – появились различия в целях воспитания детей – представителей разных классов. Целью воспитания детей рабовладельцев была подготовка их к роли господ, наслаждающихся искусством, приобщающаяся к науке, умеющих вести захватнические войны. Целью воспитания детей рабов являлась подготовка их к выполнению трудовых процессов.

Феодальный строй: Основные классы – феодалы и крепостные крестьяне. Цели воспитания остались классово дифференцированными. Для детей из привилегированных сословий образование постепенно обогащалось и принимало более научный характер. Дети эксплуатируемых масс постепенно стали получать азы общего образования.

Капитализм: Проблема дифференциации целей воспитания приобретает особенно острый характер. Буржуазия стремится дать своим детям хорошее образование. Цель воспитания – подготовить подрастающее поколение к управлению государством, экономикой, вооруженными силами. Детей рабочих и крестьян готовили к роли послушных слуг.

Социализм: Новый характер производственных отношений породил потребность в новом типе высокообразованного работника и культурного гражданина, что и проявилось в выдвижении новой цели - - воспитании всесторонней и гармонично развитой личности. Идея гармоничного развития человека встречается и в античной педагогике. Однако, там это развитие полностью исключало трудовую деятельность.

Современный этап развития общества: Реальная цель сегодня – разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры. Базовая культура личности – это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая, правовая, нравственная и экологическая, эстетическая и физическая, культура семейных отношений.

Сущность и содержание процесса воспитания

Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемой и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, полезной обществу.

Особенности процесса воспитания: * процесс воспитания – многофакторный процесс (в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие чрезвычайную сложность данного процесса); * воспитательный процесс отличается длительностью (длится всю жизнь);

Непрерывность процесса воспитания ( это процесс непрерывного и систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников); Процесс воспитания – это комплексный процесс (комплексность в данном случае означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания); Процессу воспитания свойственна вариативность и неопределенность результатов; Процесс воспитания носит двусторонний характер; Процесс воспитания – противоречивый процесс. Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях. Именно противоречия являются движущей силой процесса воспитания.

Закономерности процесса воспитания – определяют связи в компонентах процесса воспитания. Характерными для этого процесса являются следующие закономерности: * эффективность воспитания зависит от: сложившихся воспитательных отношений; * от соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть; * от соответствия социальной практики и характера воспитательного влияния на воспитанников; * от совокупного действия объективных и субъективных факторов; * от интенсивности воспитания и самовоспитания; * от активности его участников в педагогическом взаимодействии; * от эффективности сопутствующих ему процессов – развития и обучения; * от качества воспитательного воздействия и др.

Содержание процесса воспитания. Содержание воспитания – это система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи: Реализм воспитания; Совместная деятельность детей и взрослых; Самоопределение; Личностная направленность воспитания; Добровольность; Коллективистская направленность.

Принципы воспитания Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания. Современная система воспитания руководствуется следующими принципами: Общественная направленность воспитания; Связь воспитания с жизнью, трудом; Опора на положительное в воспитании; Гуманизация воспитания; Личностный подход; Единство воспитательных воздействий.

Общественная направленность воспитания Воспитание должно быть ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его институтов, формирование гражданских и социальных качеств. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности.

Принцип связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить: Понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества; Уважения к людям труда; Развития способности трудиться на пользу общества и свою собственную пользу; Понимание основ современного производства; Бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам; Нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, нарушениям трудовой дисциплины.

Принцип опоры на положительное – предполагает недопустимость акцентирования внимания только на недостатках в поведении школьников. Только сотрудничество, терпение, заинтересованное участие в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

Гуманизация воспитания – данный принцип требует: Гуманного отношения к личности воспитанника; Уважения его прав и свобод; Уважения к позиции воспитанника; Уважения права человека быть самим собой; Ненасильственного формирования требуемых качеств; Отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; Признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат его убеждениям (например, религиозным).

Личностный подход – этот принцип требует, чтобы воспитатель: Постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; Умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как особенности мышления, мотивы, интересы, направленность личности, отношение к жизни и т.д. Постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; Своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели; Максимально опирался на собственную активность личности; Сочетал воспитание с самовоспитанием личности и т.д.

Единство воспитательных воздействий – этот принцип называется также принципом координации усилий школы, семьи и общественности. Правила данного принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия: 1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, ученического коллектива и т.д. 2. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. 3. Способ достижения единства воспитательных воздействий – координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов.

Формирование научного мировоззрения у школьников

Сущность мировоззрения: Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания деятельности, ценностные ориентации.

Основные виды мировоззрения: научное обыденное или житейское религиозное

Научное мировоззрение: Опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природных и общественных явлений.

Обыденное (житейское) мировоззрение: Формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь от одного человека к другому в форме здравого смысла, стихийных представлений о мире. Опирается на житейское познание и отражает, как правило, несущественные признаки вещей, событий и явлений.

Религиозное мировоззрение: *опирается на интуитивно- эмоциональный субъективный религиозный опыт личности. *в его основе – вера человека в существование бога и сверхъестественного.

Структура мировоззрения: Знания Взгляды Убеждения Идеалы человека

Знания: Это система научных истин, имеющих форму описательно-констатирующего суждения личности. Знания связаны с осмыслением и пониманием объективной стороны природных и общественных явлений. Для того, чтобы знания способствовали формированию и развитию мировоззрения, они должны приобрести для человека субъективный смысл, т.е. перейти в его взгляды,и убеждения.

Взгляды – это суждения, субъективные выводы человека, связанны с обоснованием тех или иных природных и общественных явлений, определением своего отношения к этим знаниям.

Убеждения – это совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, относящихся к идеологии, политике, нравственности и искусству, которые определяют твердость жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения. – это результат сложнейшего интеллектуально- эмоционального процесса и жизненного опыта личности, вследствие чего усваиваемые знания (идеи) приобретают силу глубоких внутренних мотивов и стимулов и служат основой для укрепления ее волевых усилий. – это то, что человек глубоко осмыслил и эмоционально пережил и что он готов отстаивать и защищать в любых условиях.

Идеалы -Идеалы личности – органический компонент личности. -Идеал (от греч. Idea, идея, понятие, представление). -Идеал – осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в чем-нибудь, то, что становится целью деятельности, жизненным стремлением личности. -Идеал человека – это эмоциональное предвосхищение того, каким он хочет и может стать. -В идеалах воплощаются лучшие человеческие черты, которые, отражаясь в конкретных образцах поведения и деятельности, становятся стимулом и регулятором развития и формирования личности.

Процесс формирования научного мировоззрения у школьников. Формирование научного мировоззрения в учебном процессе: - предметы естественно-научного цикла – играют решающую роль. К важными идеями, оказывающим влияние на мировоззрение учащихся, являются следующие: материальность мира, объективный характер его развития, первичность материи, вопросы развития природы и т.д. Предметы гуманитарного цикла – дают представление о развитии общества, производственных отношений, роли труда в развитии человека, о значении общечеловеческих ценностей в развитии современного мира. Формирование научного мировоззрения школьников в процессе внеклассной учебно-воспитательной работы: - Внеклассная учебно-воспитательная работа ( работа предметных кружков, факультативных курсов, различные формы общественной, культурно-массовой работы и др.) – является источником овладения школьниками мировоззренческих знаний.

Критерии сформированности научного мировоззрения учащихся: Знание учащимися важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для понимания сущности процессов развития природы и общества и выработки мировоззрения; Устойчивость взглядов и убеждений учащихся, которые сказываются при оценке всех явлений и событий окружающей жизни; Проявление учащимися своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в своей деятельности и поведении.

Нравственное воспитание

Что такое нравственность? Нравственность – совокупность морального сознания человека, навыков и привычек, связанных с соблюдением моральных норм, правил и требований.

Что такое мораль? Мораль – это система выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности.

Что такое моральные нормы? Моральные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.

Нравственное воспитание – это сознательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе организуемой в школе разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно- этических качеств. Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности, с учетом возраста и той среды, которая определяющим образом влияет на ценностные ориентации школьника ( семья, среда друзей и т.д.) Задачи нравственного воспитания: -воспитание патриотических и гражданских качеств личности; -гуманизм; -Формирование сознательной дисциплины и ответственности; -Воспитание положительного отношения к труду; -Формирование культуры межнациональных отношений; - воспитание бережного отношения к природе и т.д.

Пути и средства нравственного воспитания: * нравственное просвещение учащихся (осуществляется различными путями, главным образом, путем проведения этических бесед, лекций, диспутов, встреч с интересными людьми и т.д.) * формирование нравственного опыта в коллективной жизни, в общении и совместной деятельности; * воспитание нравственных привычек ( привычные формы и способы поведения вырабатываются в процессе усвоения всех нравственных норм. Важнейшей задачей нравственного воспитания является перевод положительных поступков в привычки); * формирование нравственных чувств. Нравственные чувства и переживания имеют глубоко личностную окраску. Они дают человеку удовлетворение от благородного поступка или намерения. Для формирования нравственных чувств необходимо включать школьника в ситуации, требующие его соучастия, сострадания, придавать простейшим чувствам радости или негодования нравственную направленность.

Эстетическое и физическое воспитание школьников

Сущность эстетического воспитания: Эстетическое воспитание состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, развитие

Понятие «эстетическое воспитание» - связано с термином «эстетика», обозначающем науку о прекрасном.

Задачи эстетического воспитания: Познание прекрасного в жизни, природе, в нравственном облике поведении человека; Формирование эстетических потребностей в области искусства. В постижении художественных ценностей общества; Формирование у учащихся эстетического вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного; Приобщение учащихся к художественному творчеству.

Система работы школы по эстетическому воспитанию школьников: Формирование эстетической культуры в учебном процессе ( в процессе изучения языка, литературы, на уроках изобразительного искусства, музыки, физической культуры, природоведения и др.) Роль внеклассной учебной и воспитательной работы в эстетическом воспитании школьников: Предметные кружки Университеты культуры Встречи с работниками искусства; Театральные студии; Клубы друзей искусства; Конкурсы лучших исполнителей – солистов,хоровых и оркестровых коллективов; Экскурсии в музеи; Посещение выставок изобразительного искусства и др.

Физическое воспитание Физическое воспитание – это многогранный процесс организации активной физкультурно- оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление здоровья, потребности в занятиях физической культурой и спортом, развитие физических сил, выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорового образа жизни.

Задачи физического воспитания: Содействие правильному физическому развитию учащихся, повышению их работоспособности; Развитие основных двигательных качеств; Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков; Воспитание устойчивого интереса в систематических занятиях физической культурой; Приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта.

Основные средства воспитания физической культуры: Физические упражнения; Природные факторы; Гигиенические факторы.

Организация физического воспитания в школе: Урок физической культуры - основная форма организации физического воспитания. Физкультминутки, физкультпаузы; Гимнастика перед началом учебных занятий; Физические упражнения, подвижные игры на переменах; Ежедневные общеразвивающие занятия в группах продленного дня.

Внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию: Спортивные кружки; Спортивные секции; Спортивные соревнования; Экскурсии и туристические походы; Спортивные праздники; Спартакиады и т.д.

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

Трудовое воспитание – это процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современного производства, современной техники и технологии.

Задачи трудового воспитания учащихся: * формирование положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности; * развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на практике; * воспитание высоких моральных качеств – трудолюбия, целеустремленности, предприимчивости, деловитости и честности; * вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками.

Содержание трудового воспитания: Содержательную основу трудового воспитания составляют следующие виды труда: Учебный труд; Общественно-полезный труд; Производственный труд.

Педагогические условия организации трудового воспитания: Подчинение труда детей учебно- воспитательным задачам. В общественно- полезном и производительном труде учащихся должны находить практическое применение знания и умения, полученные в учебном процессе. И наоборот, в учебном процессе, в домашнем труде, кружковой работе решаются задачи трудового обучения и воспитания учащихся. Сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Доступность и посильность трудовой деятельности. Добросовестность и обязательность трудовой деятельности учащихся. Сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности.

Профессиональная ориентация школьников Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико- биологических, производственно- технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении.

Система профессиональной ориентации включает следующие компоненты: Профессиональное просвещение; Профессиональная диагностика; Профессиональная консультация; Профессиональный отбор; Профессиональная адаптация.

Профессиональное просвещение: Цель профессионального просвещения – сообщение школьникам определенных знаний о социально- экономических, психофизиологических особенностях тех или иных профессий.

Профессиональная диагностика: Осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. Изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии.

Профессиональная консультация заключается в: Оказании помощи; Советах специалистов (психологов, врачей, педагогов); Установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми к профессии, и индивидуально-психологическими особенностями личности.

Профессиональный отбор: Осуществляют учебные заведения, предъявляющие определенные требования к поступающим в них, или учреждения, принимающие человека на работу.

Профессиональная адаптация: Это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии.

Обучение в целостном педагогическом процессе

Дидактика ( от греч. Didaktikos – поучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Обучение – это целенаправленный процесс формирования и развития личности учащихся через усвоение знаний, умений и навыков с учетом требований современной жизни и деятельности. Особенности процесса обучения: Процесс обучения – это целенаправленный процесс Процесс обучения носит двусторонний характер Процесс обучения – это управляемый процесс Процессу обучения свойственны противоречия.

Принципы обучения – это исходные, начальные положения, которыми руководствуется педагог в своей деятельности, организуя учебный процесс. Принцип научности в обучении; Принцип сознательности, активности и самостоятельности в обучении; Принцип наглядности; Принцип систематичности и последовательности в обучении; Принцип доступности;

Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные).

Общие закономерности процесса обучения: Закономерность цели обучения Закономерность содержания обучения Закономерность качества обучения Закономерность методов обучения Закономерность управления обучением Закономерность стимулирования обучения И.П.Подласый

Частные закономерности Дидактические (содержательно- процессуальные) закономерности Гносеологические закономерности Психологические закономерности Кибернетические закономерности Социологические закономерности Организационные и т.д. И.П.Подласый

Этапы познавательной деятельности. Процесс обучения осуществляется в определенной последовательности. Логика учебного процесса находится в тесной связи с логикой учебного предмета. В качестве этапов познавательной деятельности принято считать следующие: -постановку перед учащимися познавательных задач, создание необходимой обстановки и стимулов к учению; -восприятие нового материала; -осмысление воспринятого материала; -закрепление и совершенствование приобретенных учащимися знаний, умений и навыков; -применение знаний, умений и навыков. Н.А.Сорокин

Содержание образования в современной школе

Понятие содержания образования Содержание образования в современной школе – это объем систематизированных знаний, умений и навыков, которые составляют основу для всестороннего развития учащихся, формирования у них научного мировоззрения, устойчивых взглядов и убеждений.

Структура содержания образования Основной элемент содержания образования – знания. Знания – это результат познания предметов и явлений действительности. Знания выражают обобщенный опыт людей, накопленный в процессе общественно- исторической практики. Умения – это комплекс действий, выполняемых учащимися на основе приобретенных знаний в соответствии с поставленными задачами и условиями. Навыки – вырабатываются путем многократных повторений одних и тех же действий в одинаковых или аналогичных условиях. При этом происходит частичная автоматизация деятельности.

Принципы формирования содержания образования Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения. Принцип гуманитаризации содержания общего образования. Принцип связи теории и практики. Принцип соответствия содержания образования возрастным возможностям учащихся.

Виды образования: Общее образование Политехническое образование Профессиональное образование (начальное профессиональное образование, среднее профессиональное, высшее профессиональное образование).

Государственный стандарт образования – это система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей потребности общества и учитывающей возможности реальной личности. Основными объектами стандартизации в образовании являются: структура образования, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся.

Учебный план – это утвержденный Министерством образования и науки Республики Казахстан документ, в в котором, определяется перечень учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, последовательность их изучения по годам обучения, количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета в каждом классе. Учебная программа – утвержденный Министерством образования и науки Республики Казахстан документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся. Учебники и учебные пособия - источники приобретения знаний, умений и навыков, средство формирования у учащихся научного мировоззрения, навыков самостоятельной работы, развития памяти, мышления, речи и языка.

Педагогические требования к учебникам: Строгая научность изложения материала Тесная связь содержания с жизнью Учебники и учебные пособия – содержат изучаемый учебный материал по отдельным темам и фактическое его изложение. Систематичность и последовательность изложения Наличие сведений и указаний по методике самостоятельной работы школьников Доступный Учет возрастных и познавательных возможностей учащихся Наличие иллюстраций пониманию учащихся язык изложения материала, рисунков, таблиц и др. иллюстративных материалов, облегчающих усвоение содержание учебника.

Виды обучения

В современной школе используются, в основном, три вида обучения: Объяснительно-иллюстративное (традиционное) обучение; Проблемное; Программированное и развивающееся на его основе компьютерное обучение.

Объяснительно-иллюстративное обучение. Такое обучение называют еще традиционным. Это древний вид обучения, не утративший своего значения и в современной школе. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд преимуществ: Экономит время; Облегчает учащимся понимание сложных тем; Обеспечивает достаточно эффективное управление процессом обучения. Недостатки: -преподнесение «готовых» знаний; -освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении; - незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Проблемное обучение. Суть проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится ряд последовательных проблем, т.е. определенных познавательных задач, и ученики с помощью учителя или самостоятельно осуществляют поиск путей их решения. В процессе проблемного обучения различают четыре основных звена: Осознание общей проблемной ситуации; Анализ ее и формулировка конкретной проблемы; Решение проблемы путем выдвижения и обоснования гипотез и последовательной их проверки; Проверка правильности решения проблемы. Сущность проблемного обучения состоит в создании проблемных ситуаций и в управлении деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем.

Проблемная ситуация – это особый вид мыслительной деятельности, связанной с выполнением учащимися задания, которое требует приобретения новых, ранее неизвестных им знаний или овладения новыми способами действия.

Достоинства проблемного обучения: * учит мыслить логично, научно, диалектически; * развивает творческие способности учащихся; * делает учебный материал более доказательным; * способствует прочности знаний учащихся; * формирует познавательные интересы учащихся.

Программированное обучение Основоположник программированного обучения – американский психолог Б.Ф.Скиннер. Сущность программированного обучения заключается в следующем: 1.Изучаемый материал делится на небольшие смысловые части ( «шаги», «кадры», или «фрагменты информации». Каждая такая часть изучается учащимися самостоятельно. 2.Проверка правильности каждой части материала осуществляется путем ответов учащихся на поставленные вопросы ( чаще всего учащийся выбирает правильный ответ из нескольких).

Линейное и разветвленное программирование. * Линейный принцип программирования требует последовательного изучения всеми учащимися каждого «шага» программы. Принцип разветвленного программирования шире использует различные возможности учащихся в обучении. Он базируется на выборе ответа учащимся из серии готовых ответов, в которых только один полный и правильный, а остальные либо неверные, либо неполные. При ошибочном выборе ответа учащийся отсылается на определенную страницу учебника, где ему подробно объясняется сущность допущенной ошибки.

Достоинства программированного типа обучения: Способствует организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся; Обеспечивает : а) внутреннюю обратную связь и тем самым стимулирует учебную работу школьников; б) обеспечивает внешнюю обратную связь и возможность управления процессом обучения учителем; Позволяет широко применять индивидуальный подход к учащимся и ускорять процесс обучения.

Недостатки программированного обучения: Не исключается выработка у учащихся привычки к механическому выполнению отдельных операций; Снижение возможности систематического изложения знаний в форме устной и письменной речи; Затруднения в формировании коллективистических отношений в учебной работе класса.

Компьютерное обучение - является важным средством интенсификации учебного процесса по следующим причинам: компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно использовать для решения почти всех дидактических задач:предъявления информации, управления ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления информации и т.д.

Оптимальным является разумное сочетание всех видов обучения: традиционного (объяснительно- иллюстративного), проблемного, программированного и компьютерного обучения.

Методы обучения

Метод обучения ( от греч. metodos – путь к чему-либо ) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.

Классификация методов обучения- это упорядоченная по определенному признаку система методов обучения. 1. Традиционная классификация методов обучения ( в качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний). Согласно данной классификации выделяется три группы методов обучения: -словесные методы -Наглядные методы -Практические методы 2. Классификация методов по назначению (М.А.Данилов, Б.И.Есипов). В качестве общего признака выступают этапы, через которые осуществляется процесс обучения. Выделяются следующие методы: -метод приобретения знаний -Метод формирования умений и навыков -Метод применения знаний -Творческая деятельность -Закрепление -Метод проверки знаний, умений и навыков.

Классификации методов обучения 3. Классификация методов по типу познавательной деятельности (Т.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).В данной классификации выделяются следующие методы обучения: -объяснительно-иллюстративный; -репродуктивный; -проблемный; -частично-поисковый; -исследовательский. 4. По дидактическим целям. Согласно данной классификации выделяются следующие методы обучения: -методы первичного усвоения учебного материала -Методы закрепления и совершенствования приобретенных знаний (Г.И.Щукина, И.Т.Огородников). 4. Классификация Ю.К.Бабанского. В ней выделяются три группы методов обучения: -методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности -Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности -Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности. Ни одна из предложенных классификаций не свободна от недостатков. Наиболее распространенным является деление методов обучения на словесные, наглядные и практические.

Словесные методы обучения: Рассказ – это образное, эмоциональное и последовательное изложение фактического материала в описательной или повествовательной форме. Широко используется в преподавании гуманитарных предметов. Продолжительность рассказа – минут (в начальных классах). 30 минут ( в средних). Объяснение – для данного метода характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения. Учебная лекция – применяется, как правило, в старших классах. Отличается научной строгостью изложения материала. Беседа – это вопросно-ответный метод обучения Различают следующие виды бесед: вводная беседа – проводится перед началом учебной работы; беседа – сообщение; закрепляющая беседа; учебная дискуссия – смысл данного метода – в обмене взглядами по конкретной проблеме; работа с книгой – предполагает работу с печатным словом.

Наблюдение – представляет собой активную форму чувственного познания. Широко используется в обучении, особенно при изучении предметов естественно-научного цикла. Различают наблюдения: -качественные ( проводятся с помощью специальных приборов и вспомогательных средств) -количественные ( требуют использования измерительных приборов – термометра, барометра и др.) -Демонстрация – заключается в показе натуральных предметов, явлений и процессов или их изображения.

Упражнение – используется, главным образом, как метод закрепления и применения знаний. Упражнение – это планомерно организованное, многократное повторение каких- либо действий с целью их освоения или совершенствования. Упражнения бывают разнообразные – в математике – это решение задач, в химии - выработка навыков по технике лабораторных работ, в физкультуре – выполнение спортивных упражнений, по русскому или казахскому языку – упражнения в применении грамматических правил. В обучении широко применяются устные и письменные, коллективные и индивидуальные упражнения. Лабораторные работы – проводятся преимущественно на уроках физики, химии, биологии. Различают фронтальное и индивидуальное выполнение лабораторных работ. Главным требованием к данному методу является – соблюдение техники безопасности. Познавательные игры (И.П.Подласый). – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный интерес.

Выбор методов обучения. При выборе методов обучения следует учитывать: Цель обучения. Тему и тип урока. Учебные возможности школьников (возрастные, индивидуальные особенности, особенности классного коллектива). Специфику учебной дисциплины. Внешние условия ( географическое расположение школы). Возможности учителя (опыт, уровень подготовки и т.д.).

Примы обучения – это отдельные детали метода, его составные части. *Приемы используются для достижения наибольшей эффективности того или иного метода. Между методами и приемами существует взаимосвязь. Возможны переходы метода в прием и наоборот.

Средства обучения – источники учебной информации. К средствам обучения относятся: 1) Слово учителя. 2)Учебники, учебные пособия, справочная литература. 3)Схемы, таблицы, различные наглядные пособия. 4)Технические средства обучения – различная аппаратура, видеозаписи и т.д.

Организационные формы обучения

Что такое форма организации обучения ? Форма организации обучения (организационная форма) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

История организационных форм. 1.Индивидуальная форма обучения – самая древняя форма обучения. Сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. 2.Классно-урочная форма обучения (17 в.) Основоположник – Я.А.Коменский. 3.Белл-ланкастерская система обучения – возникла в 1798 г. Свое название получила от имени английского священника Белла и учителя Ланкастера. Суть этой системы – старшие ученики под руководством учителя изучали материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучали младших детей. 4.Мангеймская система обучения. Автором является Антон Зиккенгер ( г.г.)Учащиеся в зависимости от способностей распределялись на сильных, средних и слабых.

История организационных форм 5.План Трампа – система обучения, рассчитанная на максимальную индивидуализацию. Учебного процесса на основе широкого использования технических средств. Автор – Ллойд Трамп (США). 6. Бригадно-лабораторная форма обучения – разработана советскими педагогами в 20-е годы 20-го века. Основана на сочетании коллективной работы Бригады с индивидуальной работой каждого ученика. Отметки выставлялись одинаковые всем членам бригады.

Классно-урочная система обучения является главной. Особенности классно- урочной формы организации обучения: Постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности; каждый класс работает в соответствии с годовым планом; учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных частей; каждый урок посвящается только одному предмету; уроки проводятся по расписанию; руководящая роль принадлежит учителю; применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Общие требования, к современному уроку: Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики; Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил; Обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей; Установление межпредметных связей; Эффективное использование всего многообразия методов, приемов и средств обучения; Связь с жизнью; Диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока и т.д.

Типы уроков: Комбинированные (смешанные); уроки изучения новых знаний; уроки повторения; уроки закрепления знаний и умений; уроки обобщения и систематизации изученного; уроки контроля и коррекции знаний, умений; уроки практического применения знаний, умений (Г.И.Щукина, В.А.Онищук, Н.А.Сорокин, М.И.Махмутов).

Структура урока – это внутреннее его строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. Структура комбинированного урока: 1.Организационный момент (1-3 мин.) 2.Главная часть (формирование, усвоение, повторение, контроль, применение и т.д. (35-40 мин.) 3.Подведение итогов и задание на дом (2-3 мин.) И.П.Подласый

Нестандартные уроки – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру: Урок – деловая игра Урок – пресс-конференция Урок – аукцион Урок – КВН Урок – соревнование Урок – концерт и т.д.

Вспомогательные формы обучения: Семинар Факультативные занятия Учебная экскурсия Домашняя работа Дополнительные занятия.

Образовательные технологии

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. Беспалько В.П.

Технологический подход к обучению состоит в том, что учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей.

Алгоритм технологического подхода: Постановка целей и их максимальное уточнение; Подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями; Оценка текущих результатов, коррекция обучения; Заключительная оценка результатов.

Технологическая культура: Овладение педагогами определенной системой способов и приемов технологий обучения и воспитания, а также умением анализировать в педагогическом процессе альтернативные педагогические технологии (Исаев И.Ф., Яцукова И.Л.) Компоненты технологической культуры: Когнитивный; Мотивационно-ценностный; Операционально-деятельностный; Индивидуально-творческий. (Мищенко В.А.)

Педагогическая технология Последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Это строгое научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Включает отражение личности преподавателя в ее реализации, проявлении педагогического почерка. Сластенин В.А.

Подходы к определению педагогической технологии: Процессуальный; Инструментальный; Личностный; Системный.

Мынбаева А.К. Выделяет в педагогической технологии: Технологии обучения; Технологии воспитания.

ПРИЗНАКИ ТЕХНОЛОГИИ Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора; Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся; Элементы технологии должны быть с одной стороны воспроизводимы любым учителе, а с другой гарантировать достижение планируемых результатов; Органическая часть технологии – диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, инструментарий измерение результатов деятельности.

Виды технологии: Общепедагогические; Частнометодические; Локальные.

Описание технологии: -Название технологии, автор, вид. -Проблемы, на разрешение которых технология направлена. -Цели и задачи применения. -Условия применения. -Теоретическое обоснование. -Пошаговое описание. -Способ диагностики результатов. -Вариативность применения. -Достоинства технологии. -Возможность негативных последствий. -Описание основных результатов, полученных при апробации.

Требования к постановке целей обучения: Цель должна быть описаны четко и конкретно. Цель должна быть понята учащимися и принята ими. Цель должна быть измеряемой, диагностичной. В цели должны быть сфокусированы основные знания и умения.

По Н.А.Завалко образовательная технология – это системная категория, базирующаяся на определенной теоретико-методологической или практико-ориентированной идее, реализуемая в конкретных педагогических условиях, структурными компонентами которой являются: цели обучения, заданные в диагностируемых параметрах и направленные на результат обучения; содержание учебного материала; формы, методы, приёмы, средства организации учебного процесса; взаимодействие субъектов учебного процесса (ученик-учитель, ученик-ученик); результат деятельности. Реализация образовательных технологий требует обязательного педагогического мониторинга.

Контроль успеваемости учащихся

Что такое диагностика? Диагностика – это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. Диагностирование – включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Что такое контроль? Контроль означает выявление,, измерение и оценивание знаний и умений учащихся. Проверка – основной ее функцией является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Оценка – это суждение о качестве подготовки школьников. Отметка – это принятое цифровое или словесное выражение этого суждения.

Основные функции контроля: Контролирующая; Обучающая; Развивающая; Воспитательная. способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные и интеллектуальные оценки.

Предварительный контроль; Текущий контроль; Периодический контроль; Итоговый контроль; Тематический контроль.

Устная проверка знаний. Основными видами данного вида контроля являются: 1.Фронтальный опрос (заключается в вызове многих учащихся,почти весь класс, для ответов на вопросы, требующих краткого ответа). 2.Индивидуальный опрос (заключается в вызове одного ученика для развернутого ответа на оценку) 3.Комбинированный (уплотненный) опрос(заключается в вызове одновременно нескольких учеников для выполнения различных заданий: работа по карточкам, у доски и т.д.) Письменная проверка знаний – позволяет проверить знания всех учащихся одновременно по сравнительно широкому кругу вопросов. Практическая проверка знаний – предполагает осуществление непосредственной связи обучения с жизнью. Это выполнение различных практических заданий (изготовление каких-либо изделий, проведение опытнической работы на пришкольном участке и т.д.)

Тестирование - как метод контроля и проверки знаний и умений школьников. Тест в переводе с английского означает «испытание», «проверка». Важнейшими критериями диагностических тестов являются действенность и надежность.

Виды тестов: Тесты общих умственных способностей Тесты специальных способностей в различных областях деятельности Тесты обученности, успеваемости и т.д.

Какая существует сегодня система оценивания знаний учащихся? Несмотря на всевозможные дискуссии, споры о недостатках, пятибалльная система оценок до сих пор не заменена.

Критерии оценок: «5» - ставится за полный и точный осмысленный ответ, правильно выраженный словесно. «4» - за ответ примерно такого же качества, но имеющий несущественные неточности. «3» - за ответ, в основном, правильный, но обнаруживающий некоторые пробелы в знаниях, которые, в общем, не мешают дальнейшей работе ученика. «2» - ставится за ответ, свидетельствующий о существенных пробелах и недостатках в знаниях ученика. «1» - за полное отсутствие знаний по проверяемому разделу.

Управление школой и руководство учебно- воспитательной работой

Существенное место в педагогике занимает изучение проблем организации народного образования, деятельности должностных лиц в школе, форм и методов руководства учебно-воспитательным процессом. Эти вопросы являются предметом исследования раздела педагогики – школоведения.

Управление – это деятельность, обеспечивающая планомерное и целенаправленное функционирование сложной динамической системы.

Управление народным образованием – это организованная и планомерная деятельность соответствующих государственных органов и отдельных должностных лиц, направленная на упорядочение, совершенствование и развитие системы образования.

Структура управленческих органов в школе: Первая группа – органы коллективного управления школой – общешкольная конференция и совет школы; Вторая группа – должностные лица школы, осуществляющие руководство всеми звеньями и подразделениями; Третья группа – управленческие органы различных общественных организаций (учком, профком, родительский комитет и др.)

Принципы руководящей деятельности управленческих органов школы: координация, согласованность и деловое сотрудничество всех управленческих органов в школе; демократизм и гласность в осуществлении всеми должностными лицами школы своих руководящих функций; персональная ответственность всех должностных лиц за успешное выполнение своих функций; создание благоприятного психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах; тактичный и регулярный контроль за выполнением решений, принятых коллективом школы; стимулирование к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Педагогический совет школы – орган коллективного управления школьными делами. Организует выполнение решений конференций школьного коллектива; Утверждает план развития школы; Устанавливает режим работы школы; Заслушивает отчеты о работе отдельных учителей и т.д.

Общешкольная конференция представителей коллективов учащихся, учителей, родителей и общественности – высший руководящий орган школы.

Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно- воспитательной работой: директор школы – несет персональную ответственность за деятельность школы, состояние и качество учебно- воспитательной работы. Его обязанности: правильный подбор и расстановка кадров, создание условий для повышения профессионального уровня учителей; осуществление контроля за ходом учебно- воспитательного процесса; организация работы по профессиональной ориентации учащихся; оказание практической помощи в деятельности органов ученического самоуправления; определение и конкретизация правил внутреннего распорядка школы, круга обязанностей работников школы; организация работы и оказание помощи органам родительской общественности; поддержание необходимого санитарно- гигиенического режима в школе, охрана труда, соблюдение ТБ в процессе учебных занятий и других видов деятельности учащихся, учителей и обслуживающего персонала школы и т.д.

Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе отвечает за: Организацию учебных занятий в школе и воспитательной работы в процессе обучения; Контроль за выполнением учебных программ, ходом учебных занятий и качеством успеваемости учащихся; Организацию внеклассной учебной работы по различым предметам (предметные кружки, олимпиады, конкурсы и т.д.) Регулирование учебной нагрузки; Обобщение и внедрение передового педагогического опыта; Руководство методической работой учителей школы.

Заместитель директора по воспитательной работе: Организует проведение внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности учащихся; Оказывает помощь в воспитательной работе классным руководителям и воспитателям групп продленного дня; Поддерживает деловые контакты с внешкольными образовательно- воспитательными учреждениями, комиссиями содействия семье и школе.

Планирование работы школы

Виды планов работы школы: Перспективный план. Годовой план. Текущий план.

Планирование работы школы и управленческой деятельности обеспечивает согласованную работу коллектива учителей и учащихся по достижению поставленных задач в обучении, воспитании и развитии школьников, подготовки их к трудовой и общественной деятельности, определить структуру и содержание деятельности школы на предстоящий период.

Перспективный план работы школы- разрабатывается, как правило на 5 лет и содержит следующие пункты - задачи школы на планируемый срок; перспективы развития контингента учащихся по годам, возможное количество классов; потребность школы в педагогических кадрах; повышение квалификации педагогических кадров (ИУУ, курсы, семинары и т.д.) развитие материально-технической базы и учебно- методическое оснащение школы (строительные работы, обновление оборудования, приобретение ЭВМ и т.д.)

Годовой план работы школы – охватывает весь учебный год, включая летние каникулы. Подготовка плана работы школы проходит в несколько этапов: На первом этапе – директор школы, его заместители и руководители школьных служб изучают новые нормативные, инструктивные документы, теоретические и методические материалы по вопросам развития образования; На втором этапе под руководством директора школы создается инициативная группа по разработке и корректировке структуры проекта плана, определяются источники и формы сбора необходимой информации.; На третьем этапе анализируется полученная информация, заслушиваются отчеты о работе членов комиссии и руководителей подразделений школы, выявляются причины возникающих трудностей и пути их устранения в перспективе; На четвертом этапе подготавливается и обсуждается проект плана. На первом заседании совета школы в новом учебном году план работы школы утверждается.

Примерное содержание годового плана работы школы: Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи на новый учебный год. Работа коллектива школы по выполнению всеобуча. Деятельность пед.коллектива по повышению качества учебно-воспитательного процесса. Совместная работа школы, семьи, общественности, трудовых коллективов; Работа с педагогическими кадрами; Система внутришкольного контроля; Укрепление учебно-материальной базы школы; Организационно-педагогические мероприятия.

Текущий план работы – составляется на учебную четверть и является конкретизацией общешкольного годового плана. К текущему планированию относится: Составление планов работы учителей (тематических и поурочных); Планов работы классных руководителей (на учебную четверть или полугодие); План работы директора школы и его заместителей (на месяц или неделю); План работы ученических кружков и организаций; Расписание учебных и внеклассных занятий и мероприятий и др.

Условием успешного управления и руководства школой является: Взаимосвязь и согласованность всех видов планирования – перспективного, годового, текущего.

Методическая работа в школе. Повышение квалификации и аттестация учителей

Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, конкретном анализе учебно- воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на совершенствование профессионального мастерства каждого учителя, воспитателя, руководителя учебного заведения.

Содержание методической работы конкретизируется по следующим направлениям: * общекультурная подготовка учителя; * повышение профессионального уровня; * методологическая культура педагога; * исследовательская культура; * совершенствование знаний в области управления и т.д. * диагностики;

Формы методической работы: индивидуальная; коллективная

Индивидуальная методическая работа – представляет составную часть самообразования учителей. Индивидуальная методическая работа осуществляется по индивидуальным планам, составляемым, как правило, на учебный год с учетом ранее выполненной работы и конкретных перспективных задач. Рекомендации по содержанию индивидуальной методической работы дает заместитель директора школы по учебно- воспитательной работе, в обязанность которого входит контроль за выполнением намеченных планов. Указанные рекомендации основываются на тщательном изучении опыта работы учителя, уровня его подготовки, индивидуальных особенностей, интересов и возможностей.

Коллективные формы методической работы в школе: Педагогический совет школы Методический совет школы Методические объединения учителей

Педагогический совет, будучи коллегиальным органом управления школой, обсуждает на своих заседаниях и вопросы методического характера: Проблемы совершенствования методики воспитания и обучения школьников: Использование инновационных технологий в учебном процессе школы; Планы работы методических объединений учителей и т.д.

Методический совет – осуществляет руководство методической работой всей школы. Руководит работой, как правило, заместитель директора по учебно- воспитательной работе. Методический совет определяет тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации учителей.

Методические объединения – основная форма методической работы в школе. -В крупных школах – создаются предметные методические объединения (методические секции), секции учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня, классных руководителей. -В малокомплектных школах с ограниченной численностью – создаются цикловые или межшкольные методические объединения.

К формам организации методической работы можно отнести также: Школа молодого учителя; Школа передового педагогического опыта; Методическая оперативка; Проблемные семинары и практикумы; Проведение открытых и показательных уроков; Научно-педагогические конференции; Организационно-деятельностные игры; Творческие отчеты учителей; Педагогические консилиумы и т.д.

Повышение квалификации учителей включает: Совершенствование психолого- педагогической, методической и специальной подготовки

Переподготовка и плановое повышение квалификации учителей осуществляются, как правило, один раз в пять лет в институте усовершенствования учителей (ИУУ).

Аттестация педагогических работников проводится один раз в пять лет. Основной целью аттестации является: стимулирование деятельности педагогических работников по повышению квалификации, профессионализма; развитие творческой инициативы; обеспечение социальной защиты.

В основе проведения аттестации – следующие принципы: добровольности, гласности, коллегиальности, справедливости, объективности.