Муниципальная программа «Сопровождение детей с трудностями в обучении в условиях введения новых ФГОС» Мониторинг выраженности факторов, влияющих на успешность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Состояние психологической диагностики в начальной школе в МБОУ «СОШ 7»
Advertisements

Психологическое сопровождение введения ФГОС. Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
Сопровождение введения ФГОС ГОУ ЦО учебный год Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
Рабочая Программа Педагога – психолога Новицкой В.С – 2016 учебный год ЛГ МАДОУ ДСОВ 4 «Золотой петушок».
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Педагог-психолог ДС1 «Айголек» Кун Анастасия Александровна.
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога Педагог-психолог Зарипова Р. С. Учитель-логопед Токарева Н. В.
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
Сопровождение введения ФГОС Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
Мониторинг качества образования детей старшего дошкольного возраста в ДОУ Артемовского городского округа.
Деятельность администрации МДОУ по организации и контролю психофизического развития дошкольников Составила: Резепина Е.А. заведующий МДОУ детский сад 32.
В.В. Рубцов В.В. Рубцов Московский городской психолого-педагогический университет О ЗАДАЧАХ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОМ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Преемственность: школа – детский сад.» Курочкина Е.И. воспитатель.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
27 октября 2011 год Реализация проекта инклюзивного образования в условиях внедрения ФГОС начального образования : критерии эффективности и требования.
Педагогический совет «Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы»
Транксрипт:

Муниципальная программа «Сопровождение детей с трудностями в обучении в условиях введения новых ФГОС» Мониторинг выраженности факторов, влияющих на успешность в учебной деятельности младших школьников Обобщенный статистический анализ результатов психодиагностики первоклассников с трудностями в обучении в системе образования города Чебоксары © МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары, Удина Т.Н., 2012 г.

Важная цитата из ФГОС… 6. Стандарт направлен на обеспечение: обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья … условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья

Поэтому в каждой школе нужны… Программа формирования УУД Программа коррекционно-развивающей работы Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни И при разработке и реализации этих программ мы можем объединить наши усилия!!! И при разработке и реализации этих программ мы можем объединить наши усилия!!! Из текста ООП : «В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества)»

Еще очень важные акценты новых ФГОС… и При оценке учебно-познавательной деятельности учеников начальной школы наряду с другими результатами подлежат аттестации (или внутренней и внешней оценке) и способности обучающихся к контролю и самоконтролю Данная оценка должна быть как персонифицированной, так и неперсонифицированной использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся А от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся

Исследования психологов РАО Нынешнее поколение детей проявляет меньшую любознательность и желание действовать, но имеют высокий IQ» «Все больше рождается левшей, нынешнее поколение обладает большим объемом памяти, чем предыдущие, но испытывает проблемы в эмоциональной сфере» «Произошел сдвиг межвозрастных переходов, увеличивший период детства – по многим психофизиологическим показателям сегодняшние первоклашки и даже ученики 2-го класса соответствуют дошкольникам»

Исследования психологов РАО «Особенно тревожит психологов дефицит произвольности, самостоятельности у подрастающего поколения. По их данным, 25 процентов детей дошкольного возраста беспомощны в социальной сфере, неспособны разрешать конфликты со своими сверстниками, при этом около 50 % детей в конфликтной ситуации склонны к проявлению агрессивности» «С каждым годом увеличивается категория одаренных детей, имеющих таланты в самых разных областях жизни. В связи с этим есть опасения возможного перекоса в развитии – не в пользу развития коммуникативных навыков»

По данным медицинского обследования детей

Рейтинг факторов учебной успешности ребенка и его эмоционального благополучия в школе по мнению родителей(исследования МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары) 1.Умение педагога понятно объяснить учебный материал 2.Интерес к учебе (желание учиться) 3.Отношения учителя и ученика 4.Особенности психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) 5.Психологический климат в детском коллективе 6.Умение ребенка организовать свою учебную деятельность 7.Интересы и ценности самого ученика 8.Интерес родителей к учебной деятельности ребенка 9.Объем учебного материала, наличие развивающей образовательной среды 10.Наличие у школьника личной профессиональной перспективы

Дети с трудностями в обучении. Кто они? Как им помочь? Это дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы Как правило, они имеют слабовыраженные отклонения в функциях ЦНС или индивидуальные особенности психофизического (возрастного и гендерного) развития Первыми шагами в построении ИОП для этих детей является выявление индивидуально-психологических особенностей развития ребенка, изучение причин их школьной неуспешности, диагностика сформированности УУД Вторым шагом будет разработка или адаптация УМК, обеспечивающего формирование УУД у этих детей при соавторстве психологов и учителей с учетом зоны ближайшего развития ребенка

Муниципальная программа «Сопровождение детей с трудностями в обучении в условиях введения новых ФГОС» Основная цель: профилактика школьной неуспешности детей 1-4 классов и 5-6 классов Главная задача: создать и отработать механизм социального партнерства школы и ППМС-центра по преодолению школьной неуспешности детей 1-4 классов и 5-6 классов Ожидаемые результаты: 1.Преодоление детьми трудностей в обучении 2.Овладение педагогами приемами и технологиями создания условий для профилактики и преодоления школьной неуспешности 3.Развитие навыков родителей в оказании помощи детям, испытывающим трудности в обучении

Цель проведенного в уч. году диагностического обследования в рамках мониторинга Изучение и анализ психолого-педагогических причин учебной неуспеваемости младших школьников Задачи мониторинга оценить уровень сформированности личностных и интеллектуальных особенностей учащихся 1-х классов, влияющих на успешность в обучении; осуществить количественный и качественный анализ полученных результатов; выявить индивидуальные причины затруднений в учебной деятельности младшего школьника; разработать целевые рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению неуспевающих школьников Наш девиз: Видим симптомы - изучаем причины -работаем с ребенком, учителями и родителями

Объект мониторингаКритерии оценкиПоказатели оценки Особенности операционально- технической стороны учебной деятельности Уровень интеллектуального развития уровень понятийного интуитивного мышления уровень понятийного логического мышления Уровень сформированности значимых психических функций уровень развития зрительно- моторной координации; оценка скорости переработки информации; уровень устойчивости и концентрации внимания Особенности регуляционной стороны учебной деятельности Уровень сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью уровень произвольности; умение подчинять свои действия правилу Особенности школьной мотивации уровень школьной мотивации; Особенности эмоционально- личностной сферы уровень самооценки; уровень школьной тревожности Объектом мониторинга были выбраны параметры, которые согласуются с классификацией причин неуспеваемости и соответствуют требованиям диагностического минимума

На основе анализа результатов диагностики факторов, влияющих на обучение выделяются пять зон, отражающих уровень развития каждого психологического качества Зона I – уровень патологии. Свидетельствует о нарушении формирования психических процессов, об аномалиях развития, в основе которых могут лежать осложнения физиологического или неврологического характера, различные травмы и хронические заболевания. Зона II – слабый уровень. Свидетельствует о недостаточном развитии психических процессов. Если абсолютное большинство рассматриваемых показателей не превышают данного уровня, то самостоятельно обучаться в школе ребенок не сможет, пока не наверстает упущенное. Зона III – средний уровень или норма. Достаточен для обучения по общеобразовательным программам. Зона IV – хороший уровень. Необходимый и достаточный уровень для обучения по гимназическим, усложненным и расширенным программам. Зона V – высокий уровень. Редко встречается и свидетельствует о незаурядности ребенка. Всего было обследовано 403 ребенка-первоклассника

Операционально-технические компоненты учебной деятельности

Уровень работоспособности и внимательности 49% Количество учащихся в % к общему числу обследованных первоклассников Нормальный уровень развития Вероятность нарушений в развитии (ММД, СДВГ)

Уровень работоспособности и внимательности Количество учащихся в % к общему числу обследованных первоклассников Нормальная работоспособность Быстрая утомляемость Низкая врабатываемость 46% 33%

Уровень зрительно-моторной координации Количество учащихся в % к общему числу обследованных первоклассников Возрастная норма Ниже возрастной нормы Патологически низкий уровень 24% 52% 24%

Уровень развития понятийного мышления Количество учащихся в % к общему числу обследованных первоклассников Высокий Хороший СреднийСлабый Очень слабый Интуитивное понятийное мышление Логическое понятийное мышление 3% 11% 28% 35% 8,5% 22% 48% 23% 4%

Регуляционные компоненты учебной деятельности

44% Количество учащихся в % к общему числу обследованных первоклассников Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Уровень произвольности

Уровень мотивации 17% 31% 32% 20% Высокая мотивация Хорошая мотивация Положительная, но внеучебная мотивация Низкая мотивация Количество учащихся в % к общему числу обследованных первоклассников

Уровень мотивации (зоны неблагополучия) Количество проявлений неблагополучия в % к общему числу обследованных первоклассников 28% 47% 26% 27% 18% 6% Нормальное состояние (благополучие) Высокая тревожность Психологическая защита Отношение с одноклассниками Отсутствие поддержки родителей Скрытое неблагополучие

Уровень самооценки Адекватная Низкая Завышенная Количество учащихся в % к общему числу обследованных первоклассников 56% 36% 8%

Уровень школьной тревожности Количество учащихся в % к общему числу обследованных первоклассников Тревожность, связанная с учебной деятельностью Тревожность, связанная с межличностными отношениями 27% 53% 55% 39% 18% 8%

Направления коррекционной и развивающей работы

И еще два очень важных акцента новых ФГОС… 6. Стандарт направлен на: …..разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности …..Программа коррекционной работы должна содержать: …механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности

Истоки школьных проблем Протекание беременности и родов Форсирование «раннего развития» Условия жизни семьи Интенсификация программ обучения Стрессовое педагогическое воздействие По данным исследований около 40% учащихся начальной школы имеют трудности в обучении!!!!

Компонент учебной деятельности Направления коррекции и развития УчителяРодители Педагоги- психологи Устойчивость и концентрация внимания Использовать приемы оптимизации устойчивости внимания и работоспособности Рекомендовать направить ребенка к невропатологу для уточнения диагноза и соответствующего лечения Программа коррекции ММД,СДВГ с использованием компьютерного тренажера БОС. Обучающие семинары для учителей и родителей «Оптимизация обучения и образа жизни детей с ММД, СДВГ» Зрительно-моторная координация Использовать специальные таблицы и упражнения для формирования моторного навыка. Рекомендовать направить ребенка к невропатологу для уточнения диагноза Реализация программы коррекции зрительно- моторной координации на базе сенсорной комнаты Понятийное мышлениеАктивно формировать словарный запас ребенка Рекомендовать активно формировать словарный запас ребенка Реализация программы развития мышления (школьный психолог) Коррекция операционально-технических компонентов

Коррекция регуляционных компонентов Компонент учебной деятельности Направления коррекции и развития УчителяРодители Педагоги- психологи Произвольность Формировать учебную самостоятельность при помощи введения правил Формировать бытовую самостоятельность при помощи выделения личных обязанностей Игровой тренинг формирования произвольности (школьный психолог) Тревожность Проводить работу по сплочению классного коллектива и созданию благоприятного психологического климата в классе Учителю наладить эмоционально- положительный контакт с ребенком. Родителям (особенно матери) наладить эмоционально- положительный контакт с ребенком Предложить родителям ребенка принять участие в работе тренинга гармонизации детско-родительских взаимоотношений. Тренинг гармонизации детско-родительских взаимоотношений Игровой тренинг на сплочение классного коллектива (школьный психолог совместно с учителем) Самооценка

Организация нашего дальнейшего взаимодействия Май - школьные собрания для учителей и родителей первых классов, выдача индивидуальных заключений и направлений Июнь-сентябрь-формирование групп на уч. год для занятий и семинаров в МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары В течение уч. года – занятия и семинары на базе диагностические процедуры в рамках мониторинга, обучение и консультирование школьных педагогов- психологов В течение уч. года – занятия и семинары на базе МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары, диагностические процедуры в рамках мониторинга, обучение и консультирование школьных педагогов- психологов

Удачи и оптимизма! Спасибо за внимание! Наш адрес: г. Чебоксары, ул. Университетская,25 До скорых встреч!