Лекция 2. История психологии: методологические основания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Advertisements

Классификация методов психологического исследования по Б.Г.Ананьеву и её основание.
Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Тема 2. Методологические основы и научный аппарат диссертации Учебные вопросы: 1. Методология научного исследования. 2. Научный аппарат диссертации.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
Введение в психологию Проблемы, изучаемые психологией; предмет и объект психологии; основные этапы развития психологии; специфика психических явлений;
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Тема 2. Принципы и методы научного познания в социально- экономической географии.
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Социология как наука. Социология (от греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология (от греч. socio - общество, лат.
Воспитание как педагогический процесс.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Транксрипт:

Лекция 2. История психологии: методологические основания

ПЛАН : 1. Методы историко-психологического исследования Методы историко-психологического исследования 2. Основные этапы развития мирового и отечественного психологического знания. Основные этапы развития мирового и отечественного психологического знания.

1. МЕТОДЫ ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В структуре методологии любой науки существенное и значимое место занимают методы организации исследований, сбора и интерпретации теоретических и эмпирических данных. В историко-психологических исследованиях используется широкая совокупность качественных и количественных методов. Они определяются спецификой предметной области истории психологии, и в первую очередь невозможностью проведения непосредственного опытного исследования, а также гносеологическими ограничениями, обусловленными наличным уровнем развития научного знания в целом (возможности вычленения изучаемого объекта из его естественной историко-научной среды и социокультурного контекста в качестве предмета историко-психологического исследования, выбор адекватных исследовательских методов и средств из всего их многообразия и т.д.). В конечном итоге все методы историко-психологического исследования предназначены для получения и освоения новых знаний и их синтеза, достижения интеграции разрозненных структурных компонентов истории психологии (концептуально- теоретические идеи, научное наследие ученого, достижения научных школ, результаты и логика развития отраслей и проблематики психологии и т.д.) в единую общенаучную картину развития психологического познания.

В истории психологии нельзя воспользоваться практически ни одним из основных методов психологической науки - ни наблюдением, ни тестированием, ни экспериментом. Область применения этих методов ограничивается только узким кругом современных (для историка психологии) ученых и настоящим состоянием актуальных для этого времени проблем, в то время как возраст психологической науки измеряется веками. Поэтому ученые, занимающиеся историей психологии, разрабатывают собственные методы исследования или заимствуют их из смежных дисциплин - науковедения, истории, социологии. Эти методы адекватны задаче не только воссоздания истории развития отдельного психологического направления, но и включения его в общий контекст психологической науки, исторической ситуации и культуры.

МЕТОДЫ : методы планирования историко-психологического исследования (организационные методы) - структурно-аналитический, сравнительно-сопоставительный (синхронистический), генетический; методы сбора и интерпретации фактологического материала (как теоретического, так и эмпирического) категориально-понятийный анализ, анализ продуктов деятельности; метод исторической реконструкции (моделирования), проблемологический анализ; метод библиометрического анализа, тематический анализ; метод источниковедческого анализа; биографический метод; метод интервью.

СТРУКТУРНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД предполагает в качестве целевой задачи исследования изучение строения психологического знания и ориентирован на выявление как его структурных элементов и иерархических уровней, так и их взаимосвязей.

СРАВНИТЕЛЬНО- СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД иногда называемый синхронистическим, направлен на фиксацию разнородных событий истории психологии, иногда пространственно отдаленных, но совпадающих во времени, т.е. связанных одновременностью их осуществления. Пример использования этого метода мы находим в одном из разделов монографии Б.Г. Ананьева "Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков" (1947).Б.Г. Ананьева

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД в отличие от двух предыдущих методов, ориентированных на получение статичной картины психологического знания, наоборот, имеет основной задачей выявление динамики, этапов, стадий трансформации психологического знания в контексте конкретного предмета историко-психологического исследования. Еще раз подчеркнем, что каждый из организационных методов может быть использован применительно к изучению любой проблемы истории психологии, более того, часто в одном и том же исследовании используется совокупность данных методов.

МЕТОДЫ СБОРА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФАКТОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ в историко-психологических исследованиях отличаются своим многообразием и не всегда четкой технологической операционализацией. Тем не менее каждый из них раскрывает, в меру своей разработанности более или менее полно и обоснованно, определенный аспект истории психологии. Остановимся на краткой характеристике данных методов, тем более что далеко не все из них получили на сегодня однозначную интерпретацию.

МЕТОД АНАЛИЗА КАТЕГОРИАЛЬНО- ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА психологической науки направлен на выявление особенностей понимания и трактовки конкретного понятия или термина в какой-либо хронологический период или в трудах разного периода одного и того ученого. Данный метод имеет в своей основе предположение, что именно категории и понятия в концентрированном виде отражают всю совокупность научных знаний исследуемого объекта.

МЕТОД АНАЛИЗА ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ состоит в изучении продуктов научной деятельности ученого или научных коллективов, включая в том числе как изданные, опубликованные работы, так и неопубликованные. При этом большое значение имеет изучение различных вариантов одного и того же текста, эпистолярных документов (дневники, переписка, воспоминания и т.п.). Часто, использование данного метода позволяет существенным образом скорректировать оценки и суждения относительно динамики научных взглядов ученого, уточнить недостаточно проявленные моменты в логике развития научной проблематики, отрасли или научного направления, расширить представления о системе взаимоотношений в научном сообществе.

ПРОБЛЕМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ является одним из качественных методов в изучении динамики психологического знания и опирается на признание проблемы в качестве системообразующего фактора научного познания. Метод проблемологического анализа, дает возможность избежать жесткой дихотомии не только по линии "экстернализм- интернализм", но и позволяет установить конструктивные связи в рамках научного и донаучного этапов развития знания. Данный метод ориентирован на выявление предпосылок возникновения проблемы, анализ процесса ее осознания и формулировки, исследование путей и вариантов ее разрешения (Олейник Ю.Н., 1990).

МЕТОД ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ является одним из вероятностных методов в познании истории психологии. В основе его использования лежит идея о возможности воссоздания целостной картины какого-либо процесса, явления, ситуации или периода путем детального и комплексного анализа частных составляющих этого целого. Пересечение результатов изучения этих частных составляющих приводит к получению новых, ранее неизвестных характеристик исследуемой реальности. Особую продуктивность данный метод имеет при исследовании психологических и социально- психологических феноменов, характеризующих внутренний мир типичного представителя конкретной исторической эпохи или общества, содержание менталитета и динамику настроений в социуме, смысложизненные ориентации и мировоззренческие установки людей того или иного хронологического периода. В силу этого, метод реконструкции выступает как один из самых психологизированных при изучении истории психологии.

МЕТОД ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА направлен на изучение документальной основы историко- психологических исследований. В его основе лежит идея о том, что любой исторический факт, лишенный пространственно- временных координат и вырванный тем самым из своих структурно-генетических связей, не только теряет свой исторический характер, но вообще перестает существовать как факт. При использовании данного метода в конкретных историко- психологических исследованиях, как правило, наиболее широкое распространение получает комплексная методика интерпретации и критики источника (включающая в себя: точную датировку, установление подлинности источника; пространственную локализацию исторических фактов и событий упоминаемых в нем; идентификацию авторства и лиц, упоминаемых в источнике; установление тождественности используемой в нем лексики с современным языком, выявление логических и содержательных связей между положениями источника и другими данными и сведениями на эту тему и т.д.). Особое значение данный метод приобретает при работе с архивными и неопубликованными источниками по истории психологии.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ выступая как один из методов наукометрического анализа, является одновременно качественно-количественным методом. Он состоит в исследовании динамики различных структурных компонентов науки (научная отрасль, направление или проблема) или творчества отдельного ученого на основе квантифицирования единого массива данных, характеризующих объект изучения, на фиксированные содержательно-единые темы или тематические разделы. В дальнейшем осуществляется их качественный (формулировка тем, их смысловая нагрузка, представленность и сочетание тех или иных понятий в теме и т.д.) и количественный анализ (в первую очередь на основе вычисления математико- статистических показателей, отражающих трансформацию тем).

БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД предполагает количественное изучение информационных, документальных потоков в области психологии и построен на анализе библиографических данных публикаций (заглавие, автор, название журнала и т.д.) и анализе цитирования в виде отдельных статистических методик. Применение библиометрического метода возможно в двух направлениях: 1) когда прослеживается динамика отдельных объектов психологической науки (количество публикаций, перечень их авторов и распределение по регионам или рубрикаторам научных журналов и т.п.) и ставится задача получения совокупности количественных характеристик для оценки того или иного события или явления в психологии (в том числе о продуктивности ученого, научной эффективности или динамике исследуемых объектов: ученых, научных коллективов, отдельных публикаций или научных направлений); 2) когда выявляются связи, зависимости, корреляции между объектами в целях определения структурной (качественной) картины состояния психологической науки или ее отраслей в конкретный период. Библиометрический метод реализуется в форме методики библиографического сочетания, направленного на выявление взаимосвязи между двумя публикациями по числу общих цитируемых работ, и методики коцитирования, основанной на изучении связи между публикациями по общим цитируемым работам. Иногда показатели, вычисляемые с помощью данных методик, называют обобщенно как индексы-цитирования.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД в историко-психологических исследованиях состоит в воссоздании полной и достоверной картины всех этапов жизненного и творческого пути ученого на основе анализа максимально широкого и доступного числа источников. Особенно широкое применение этот метод получил в исследованиях в рамках так называемой "персонализированной истории психологии", руководящей идеей которой является рассмотрение генезиса психологического знания через призму творчества отдельных ученых.

Безусловно, характеризуя совокупность методов и методик историко-психологического исследования, необходимо иметь в виду тот факт, что в конкретной работе, как правило, используется определенная совокупность этих методов. Это позволяет существенным образом уменьшить степень субъективизма историка психологии при интерпретации или оценке им тех или иных фактов становления и развития психологического знания.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФИИ ХронологияПредмет изученияВажнейшие итоги VI в. до н.э. – V в. ДушаФормирование двух на­правлений – материализма и идеализма в объясне­нии происхождения и про­явлений души. Первые эм­пирические знания о пси­хических процессах и явле­ниях ощущении (восприятии), памяти, во­ображении, мышлении,аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз).Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное - приобретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души V – XIII вв.Развитие учения о душе в рамках философских уче­ ний и на базе медицинских зна­ ний Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования

Продолжение таблицы XIV – XVI вв. Дальнейшее раз­витие учения о душе в контексте развития анатомофизиологическ их знаний и ве­ликих открытий XIV-XVI вв. Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений. Введение термина «психология» XVII – сер. XIX вв. Внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания Формирование эмпирической интроспективной и асоцианистической психологии. Понятие о бессознательной психике.

Продолжение таблицы РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ Нач. XIX – б0-е гг. XIX в. Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов Формирование естественно­ научных предпосылок пси­ хологии как самостоятель­ной науки. Экспериментальный метод. Факты и теории ощущений и восприятии. Формирование психофизики. Формирование психомет­рии. Учение о рефлексе 60-е гг. XIX в. – конец XIX в. Непосредственное содержание опы­та. Психические акты и психические функции. Психика и созна­ние в связи с их адаптивной функ­цией в поведении Проникновение экспери­ментальных методов в пси­ хологию. Формирование теоретиче­ских программ психологии. Раскол психологии на ин­дивидуальную физиологи­ческую, ориентированную на естествознание, и духов­но-научную, ориентирован­ную на историю и культуру. Возникновение прикладных исследований в психологии. Возникновение новых об­ластей психологии

Продолжение таблицы 10-е гг. – сер. 30-х гг. XX в. Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное. Сознание в его общественно- исторической обусловленности. Смысловая структура душевной жизни в соотношении с истори­ чески возникшими ценностями. Установка. Развитие высших психических функции. Психологическое исследование деятельности Открытый кризис в психо­логии. Возникновение школ в за­рубежной науке: бихевио­ ризм, психоанализ, гештальтпсихология, француз­ская социологическая шко­ла, понимающая психоло­гия, индивидуальная психо­логия, аналитическая пси­ хология и др. Возникновение советской психологии: теория уста­ новки, поведенческие на­правления, культурно- историческая теория, тео­рия деятельности. Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии. Развитие естественно­ научных представлений о физиологических механиз­мах психической деятельно­сти и двигательных актов. Возникновение проблемы «психология и марксизм»

Продолжение таблицы Конец 30-х – 50-е гг. XX в. Эволюция в рам­ках базисных под­ходов предшест­вующего периода Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрей­дизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические кон­цепции личности и др. Дискуссии в советской пси­хологии (о перестройке науки на основе павлов­ского учения, о теории ус­тановки). Развитие теории деятельности в советской психологии 60-е гг. XX в. – конец XX в. Продолжение раз­вития ранее вы­явленных пред­метных областей. Процесс ориенти­ровки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность Возникновение новых на­ правлений в зарубежной психологии: гуманистиче­ская психология, логотерапия, когнитивная психо­ логия. Возникновение теории по­этапного формирования ум­ственных действий и поня­тий в советской науке. Дискуссии в советской пси­хологии о предмете психо­логии, по проблемам бес­сознательного, общения и др.

Темы рефератов Сравнительный анализ особенностей различных форм психологических знаний Методологические подходы в определении предмета истории науки: достоинства и недостатки Повышение объективности историко-психологического исследования: пути и способы Особенности применения метода планирования историко- психологического исследования Метод проблемологического анализа в изучении динамики психологического познания об индивидуальности человека Позитивные и негативные тенденции современного развития историко-психологических исследований

Список литературы Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. М., с. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х - середина 30-х годов XX в.): Тексты. М., с. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира: Учебное пособие для студентов. М., с. Петровский А. Ярошевский М. Г. История психологии: Учебное пособие для высшей школы. М., с. Ткаченко А.Н. Категориальный строй психологии как предмет историко- научного исследования // Методология историко-психологического исследования. М., Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб., с. Ярошевский М.Г. История психологии (от античности до середины XX в.) М., Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М., с. Ярошевский М.Г. Л. Выготский: в поисках новой психологии. СПб, с.

Бори́с Гера́симович Ана́ньев (1907, Владикавказ-1972) советский психолог, создатель и лидер Петербургской научной школы психологов. Его учениками были, например, известные отечественные психологи Б.Ф.Ломов, А.Г.Ковалёв и др. (позднее, они пересмотрели его взгляды и создали собственные школы). Происходил из обрусевшей армянской семьи. Окончил Горский пединститут (1928). Поступил в аспирантуру Института мозга, кандидат педагогических наук (1937), доктор педагогических наук (1939), заведующий кафедрой психологии ЛГУ (1944), декан факультета психологии ЛГУ ( ), член- корреспондент АПН РСФСР (1945), действительный член АПН СССР (1968). На доме, где жил в Санкт-Петербурге Б. Г. Ананьев, установлена мемориальная доска.

Б. Г. Ананьев является последователем В.М.Бехтерева; тем не менее, в период гг., когда официальная психология не принимала рефлексологию Бехтерева, Ананьев дистанцировался от рефлексологии, неоднократно подчёркивал, что не является учеником Бехтерева и даже использовал термин «бехтеревщина». Работая на психологическом факультете ЛГУ, Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности. В его модели науки о человеке группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. Он выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Б. Г. Ананьев известен также своими трудами в области чувственного восприятия, а также возрастной и дифференциальной психологии, исследованиями по психологии общения, проблемами восстановления работоспособности раненых во время Великой Отечественной войны. Одним из первых в СССР организовал психологическую службу на базе средней школы в Выборгском районе Ленинграда.

Основные научные труды Б.Г.Ананьева Психология педагогической оценки, Очерки психологии, Психология чувственного познания, Теория ощущений, 1961 Теория ощущений Очерки русской психологии XVIIIXIX веков, Человек как предмет познания, Человек как предмет познания Психология и проблемы человекознания. МОДЭК, Избранные психологические труды, 1 и 2 тт. Педагогика, Человек как предмет познания. Питер, О проблемах современного человекознания. Питер, 2001.