1 Карпов Валерий Эдуардович. 2 Мифы интеллектуальной робототехники Миф 1. По-отдельности создано все необходимое для создания интеллектуального робота.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Архитектура интеллектуальных роботов Некоторые общие замечания Карпов Валерий Эдуардович Лаборатория робототехники и искусственного интеллекта Политехнического.
Advertisements

Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
От развития движений к развитию интеллекта. Возможность развития заложена природой, а само развитие разворачивается только при определенных внешних условиях.
Применение генетических алгоритмов для генерации числовых последовательностей, описывающих движение, на примере шага вперед человекоподобного робота Ю.К.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
Проектирование архитектуры ИСО 1. UML 2 Структура определения языка 4.
ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОЕ ВЗАИМОДЕСТВИЕ. ЧЕЛОВЕК - КОМПЬЮТЕР 2 Задача Человек Компьютер Решение задачи.
1 Основы надежности ЛА Надежность сложных систем.
1 Карагандинский государственный технический университет Лекция 4-1. Особенности задач оптимизации. «Разработка средств механизации для устройства «Разработка.
Подготовил Голобородько Евгений.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
Искусственный интеллект Проблема создания человеческого разума.
Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей. Цель урока: Сформировать понятия системы и ее состояния. Выделить основные типы информационных.
Моделирование и исследование мехатронных систем Курс лекций.
Разработал: Учитель химии, биологии высшей квалификационной категории Баженов Алексей Анатольевич.
Ф. Т. Алескеров, Л. Г. Егорова НИУ ВШЭ VI Московская международная конференция по исследованию операций (ORM2010) Москва, октября 2010 Так ли уж.
1 Показательная функция. « Функционально - графические методы решения уравнений неравенств и систем »
Масштаб 1 : 5000 Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Транксрипт:

1 Карпов Валерий Эдуардович

2 Мифы интеллектуальной робототехники Миф 1. По-отдельности создано все необходимое для создания интеллектуального робота (ИИ-механизмы, «железо»). Осталось собрать все воедино. Миф 2. Интеллектуальные роботы уже существуют (особенно если верить СМИ). Дело лишь за тем, чтоб повысить их интеллектуальность и перейти на их массовый выпуск. Миф 3. Уже более полувека нет качественно новых идей и разработок. Все качественно новое было разработано уже давно. Миф 4. То, что было «создано» - не более чем иллюзия. Прорыв в интеллектуальной робототехнике только грядет.

3 Часть 1. Определения 2. Интеллектуальные СУ 3. Имитация физиологии 4. Имитация эмоций и психических функций 5. Интегральный подход 6. Нерешенные задачи и перспективы Задачи движения Общение Коллективное поведение Спортивная робототехника

4 Кто из них – интеллектуальный робот? Asimo (1) (2)(1) (2) Робот-сумоист Лего-робот (1) (2)(1)(2) Робот пылесос

5 Определения. Робот Р - автомат, у которого связь с внешней средой не жесткая (рецепторы получают возможность переключаться с одного источника информации на другой) и эффекторы которого тоже являются управляемыми и могут воздействовать на различные объекты внешней среды. Р обладает целенаправленным поведением и умеет различать объекты внешней среды. Р – машина с антропоморфным (человекоподобным) поведением, которая частично или полностью выполняет функции человека (иногда животного) при взаимодействии с окружающим миром. Р – это технический комплекс, предназначенный для выполнения различных движений и некоторых интеллектуальных функций человека и обладающий необходимыми для этого исполнительными устройствами, управляющими и информационными системами, а также средствами решения вычислительно-логических задач.

6 Определения. Интеллектуальный робот Замечание 1. Основная цель любого определения, как и любой классификации, - дать возможность различать между собой объекты, соотнося их к тому или иному классу. Замечание 2. ИР следует рассматривать как некий многомерный объект, с разных точек зрения, с позиций разных координатных осей. Многомерная система определений

7 Определения. Интеллектуальный робот А. Функционально-перечислительные определения 1. ИР - робот, у которого имеется: Иерархия уровней управления – стратегического, тактического и исполнительного. Наличие моделей внешнего мира (внутренней среды). Наличие развитой рецепторной системы. Способность к распознаванию образов ИР – это робот, в состав которого входит интеллектуальная система управления. Б. Бихевиористские определения Упрощенное определение 1. Робот является интеллектуальным, если его поведение выглядит внешне «разумным», «осмысленным» и т.п. (некий Тезис Тьюринга применительно к робототехнике). Развернутое определение ИР должен обладать способностью решать задачи, сформулированные в общем виде. 2. Поведение ИР выглядит внешне «разумным», «осмысленным» и т.п. 3. Действия ИР обладают некоторыми признаками человеческого поведения: датчики собирают информацию о предметах окружающего мира, их свойствах и взаимодействии; на основе этих данных СУ формирует модель внешнего окружения и принимает решение о последовательности действий, которые реализуются исполнительными механизмами.

8 Определения. Интеллектуальный робот В. Структурное определение (В.К.Финн) ИР - это когнитивная система, обладающая возможностью действия после принятия решения. КС - это ИС с подсистемой получения информации посредством мониторинга окружающей среды, т.е. устройства восприятия. ИР = ИС + подсистема восприятия + подсистема действия

9 Специфика ИР Будем понимать под ИР техническое устройство, способное самостоятельно и целенаправленно функционировать в условиях реальной физической среды и адекватно реагирующее на происходящие в среде изменения. Очевидная специфика интеллектуальной СУ робота: получение максимально быстрого, пусть и неточного, решения; функционирование в условиях неполноты, неточности и зачастую противоречивости входной (рецепторной) информации; неточность выполнения действий. Особенностью ИР является вторичность высокоуровневой системы управления. Основное свойство ИР, как технического устройства, - способность к самосохранению (инстинкт самосохранения). Речь идет о наличии базовых рефлексов => ИР должен обладать способностью «разумного» поведения прежде всего на базовом, рефлекторном уровне. Это не только реализация базовых рефлексов, но и способность к анализу состояния вторичных рецепторов, позволяющий роботу распознавать опасные ситуации (интеллектуальный анализ данных). ИР должен обладать способностью функционирования и без высокоуровневого контура управления.

10 Из истории "In from three or eight years we will have a machine with the general intelligence of an average human being. A machine will be able to read Shakespeare, grease a car, play office politics, tell a joke. At that point the machine will begin to educate itself with fantastic speed. In a few months it'll be at genius level and a few months after that its powers will be incalculable." Marvin Minsky, "Через три - восемь лет мы создадим робота с интеллектом, равным интеллекту обычного человека. Эти роботы смогут читать Шекспира, смазывать машину, работать в офисе и рассказывать анекдоты. Они будут самообучаться с фантастической скоростью и через несколько месяцев они станут гениями. А еще через несколько месяцев их возможности станут безграничными." Марвин Мински, 1970

11 Взгляд на проблематику ИР Зачем нужно создавать именно антропоморфных (человекоподобных) роботов? 1. Роботы, как устройства, выполняющие некую присущую человеку работу функционируют в человеческой среде обитания. Роботы должны уметь вписываться в габариты человеческого жилища, пользоваться человеческим окружением (двери, лестницы, выключатели и т.п.). Это подразумевает как минимум необходимость выдерживания массогабаритных характеристик робота. 2. Робот должен общаться с человеком => необходимость наличия «естественного», «человеческого», антропоморфоного интерфейса. Факторы, определяющие необходимость антропоморфности робота: человеческая среда обитания; естественность интерфейса. Еще один аспект антропоморфности : р ешая «человеческие» задачи, обладая естественным, человеческим интерфейсом общения, робот не может не иметь своего рода «человеческих черт», (внешний вид, эмоциональная подстройка, мышление). Таким образом, исходя из требования антропоморфности робота, мы почти ничего не будем говорить далее о роботах-пылесосах, о роботах-автомобилях и т.п.

12 1. Определения Часть 2. Интеллектуальные СУ 3. Имитация физиологии 4. Имитация эмоций и психических функций 5. Интегральный подход 6. Нерешенные задачи и перспективы

13 Стэнфордские роботы. Шейки 1969 г. Стэнфордский (SRI) интегральный робот Шейки (Shakey). Бортовая ЭВМ SDS-940, телекамера, дальномер и датчики столкновения Радиоканал со стационарными ЭВМ PDP-10 и PDP-15. Скорость перемещения - 2 метра в час. В роли модуля планирования для робота – система STRIPS (STanford Research Institute Problem Solver), 1971, Р.Файкс и Н.Нильсон.

14 Робот STAIR STAIR: STanford Artificial Intelligence Robot Artificial Intelligence Laboratory, Computer Science Department, Stanford University STAIR - это робот, способный ориентироваться в домашнем и офисном окружении, взаимодействовать с предметами и инструментами, общаться и помогать людям в этой окружающей среде. Предполагается, что единая платформа объединит методы из всех областей ИИ, включая машинное обучение, зрение, навигацию, манипуляцию, планирование, рассуждение и речевое общение на естественном языке. Проект должен стать основой исследований в области создания интегральных систем ИИ.

15 STAIR. Декларации Должен быть создан робот, способный решать такие задачи, как: Принесение или расстановка предметов внутри дома или офиса. Уборка комнат, включая выбрасывание мусора и использование посудомоечной машины. Приготовление пищи в обычной кухне. Использование инструментов для сборки книжной полке. … «Робот, способный решать эти задачи, произведет революцию в домашней и офисной автоматизации и будет иметь важные применения – от домашнего помощника до работ по уходу за пожилыми людьми.» Проект затрагивает такие области, как: интегральное обучение, манипуляционные функции, восприятие (перцепции), речевое общение, рассуждения.

16 STAIR. Внутреннее устройство Направления исследований (по публикациям) Высокоточное 3D-восприятие для манипуляционных функций (определение местоположения и обнаружение предметов, открывание дверей) Ориентация трехмерных объектов по изображениям Захват на основе ближних оптических сенсоров Обучение стратегиям захвата на основе частичной информации о форме Сбор данных и процедуры распознавания объектов (по имеющейся БД изображений – реальных и «синтетических») Захват предметов на основе зрения Вероятностные манипуляционные методы в динамических средах (применительно к открыванию дверей) Оценка глубины с использованием монокулярного и стерео- зрения БД изображений Дальномеры и лазерные сканеры 3-D-зрение Карта помещений

17 STAIR. Демонстрации STAIR-Dishwasher.wmv STAIR-DoorOpening.wmv STAIR-Elevator.wmv STAIR-Grasp.wmv STAIR-ManipulGraspingNovelObjects.mp4 STAIR-Stapler.wmv STAIR-Line-scanning.mp4

18 Эволюционные методы Общая схема применения эволюционных методов (в т.ч. – ГА и явное ЭМ) при создании интеллектуальных СУ:

19 Генетические алгоритмы Laboratory of Intelligent Systems (политехническая школа, Лозанна, Швеция). Группа из 10 роботов. Состязания за пищу. s-бот: 12x15 см.; процессор Xscale 400 MHz, 64 MB ОЗУ, 32 MB флеш, 12 PIC микроконтроллеров для низкоуровневой обработки. Искусственная эволюция проходила в симулирующей среде Enki, где и роботы и их сенсоры моделировались. Затем был использован эволюционный фреймворк роботов Teem для эволюции лучших котроллеров, которые затем были перенесены на реальных роботов.EnkiTeem

20 Задача Задача - поиск «источника пищи» (светящееся кольцо) На другом конце арены - более темное кольцо ( «отравленное») Роботы: ИНС. 11 сенсорных нейронов и 3 мотонейрона (колеса и свет). Нейроны соединены с помощью 33 синапсов, и мощность сигналов каждого синапса контролировалась одним восьмибитным геном. Т.о., каждый робот имеет 264-битный геном, который контролирует, как он будет реагировать на информацию, поступающую с сенсоров. Видео

21 Эволюционное моделирование Задача обучения движению робота по полосе

22 Эволюция управляющего автомата Обучение с учителем Обучение без учителя

23 Динамический ДСМ Динамический ДСМ позволяет работать в открытой среде с неизвестным заранее количеством примеров и автоматической классификацией примеров с помощью оценочной функции. Множество обучающих примеров – это множество пар вида E={e i }={(X i,u i )}, где X i - вектор сигналов рецепторов, u i – вектор управления (состояние исполнительных механизмов).

24 Динамический ДСМ Гипотезы - множества пар вида: G={g i }= {{x i,y i }}, где x i – часть вектора сигналов рецепторов, y i – требуемый вектор управления. Например, для движения по полосе можно задать следующую оценочную функцию F = (Photo1=ON) AND ((MotorLeft=ON) OR (MotorRight=ON)) В результате пересечения обучающих примеров были получены три минимальные гипотезы (работают датчики 2 и 3).

25 Искусственные нейронные сети 1943 г., У.Мак-Каллок и У.Питсом, формальная модель нейрона Индустрия ИНС Спинной мозг и решение интеллектуальных задач Большой пирамидный нейрон (интеллектуальный нейрон), В.Б. Вальцев

26 Интеллектуальный нейрон. Брейнпьютер Задача планирования поведения робота

27 1. Определения 2. Интеллектуальные СУ Часть 3. Имитация физиологии 4. Имитация эмоций и психических функций 5. Интегральный подход 6. Нерешенные задачи и перспективы

28 Имитация Физиология Эмоции Движение Антропоморфность: ИР как физический объект в человеческой среде ИР как участник общения

29 Физиология. Мышцы Пневмоавтоматика Электропривод Твердотельные мышцы Festo, Германия

30 Имитация анатомического строения человека ECCERobot (Embodied Cognition in a Compliantly Engineered Robot). Имитация скелета и мышечных тканей. Европейский проект.

31 Двигательные функции. Шагающие роботы Робот Runbot, Геттингенский университет

32 Runbot В роботе воспроизведен механизм ходьбы человека и животных, как его описал в 1930-е годы физиолог Николай Бернштейн. Головной мозг включается в процесс регулирования ходьбы, только когда заданные параметры, такие как рельеф или наклон поверхности, меняются. Остальное время движением управляют локальные нервные цепочки. В Runbot базовые шаги контролируются за счет данных, передаваемых сенсорами на суставах и ступнях машины. Локальные контрольные устройства не допускают чрезмерного напряжения суставов и выдают команды на начало каждого следующего шага.

33 Runbot. Естественность движений 1-3: Робот приподнимается на опорной ноге, и моторчик заносит вторую ногу вперед в согнутом положении. 4: Сенсор растяжения ноги активируется. Коленный сустав распрямляется. 5-6: Робот естественным образом заваливается вперед (при этом моторные функции не задействуются) и становится на ногу, которая будет опорной при следующем шаге. 6: Когда нога касается земли, сенсор контакта с землей включает коленный сустав второй ноги. Ноги меняются ролями

34 1. Определения 2. Интеллектуальные СУ 3. Имитация физиологии Часть 4. Имитация эмоций и психических функций 5. Интегральный подход 6. Нерешенные задачи и перспективы

35 Имитация эмоций и психических процессов Основная задача исследований в этом направлении - создание эффективного человеко-машинного интерфейса, удобной, комфортной среды общения. Речь пока идет именно о внешней имитации эмоций и некоторых психических процессов.

36 Внешнее «очеловечение» Проект CB2 (Япония, Osaka University). Вес - 33 кг., высота - 1,3 м. 51 пневматическим привод, микрофоны, видеокамеры, 200 тактильных датчиков Проект Nexi (Массачусетский технологический институт, США) Задачи: Комфортный интерфейс Задачи обучения

37 Индустрия «эмоциональных» роботов Персональный робот «Социальная» робототехника Видео Проявление эмоций Распознавание цвета

38 Имитация психических процессов Проект JAST (Joint-Action Science and Technology). Трансъевропейский проект. Цель – создание комфортного психологического интерфейса Отработка путей организации работы тандемов человек-робот Мысленное копирование действий партнера помогает человеку осознать их и выявить возможные ошибки. Это свойство психики сымитировано в нейронных цепях робота (специалисты JAST называют это также «резонансной обработкой»).

39 Копирование действий партнера Робот фиксирует поведение партнера, сверяет его с картой задач и быстро учится предвидеть действия партнёра и отмечать ошибки, когда человек не следует ожидаемым процедурам.

40 1. Определения 2. Интеллектуальные СУ 3. Имитация физиологии 4. Имитация эмоций и психических функций Часть 5. Интегральный подход 6. Нерешенные задачи и перспективы

41 Интегральный подход. Модель Бернштейна 2 тезиса: Интеллект не существует абстрактно, без «тела» «В процессе эволюции соматической системы определяющим звеном являются всё же эффекторные функции. Судьбу индивидуума решают его действия. Рецепторика здесь представляет собой уже подсобную функцию. Нигде в филогенезе созерцание мира не фигурирует как самоцель. Они процессуально обеспечивают полноценную координированную работу эффекторов» (Н.А. Бернштейн)

42 Построение движений Для построения движений различной сложности «команды» отдаются на иерархически различных уровнях нервной системы. При автоматизации движений эта функция передается на более низкий уровень. Уровень А - уровень тонуса (палеокинетических регуляций). Расположен в спинном мозге. Тонус мышц. Уровень В - уровень мышечно-суставных увязок (синергий и штампов).Обеспечивает способность вести высокослаженные движения всего тела, вовлекающие в согласованную работу многие десятки мышц. Уровень С - уровень пространства. Обеспечивает целевые перемещения в пространстве, сложные и подражательные движения. Уровень D - уровень действий. Обеспечивает выполнение действий - целых цепочек последовательных движений, которые все вместе решают ту или другую двигательную задачу. Для уровня D характерно доминирование левого полушария. Группа Е - уровни, лежащие выше уровня D. Обеспечивает символические действия (речь и письмо); двигательные цепи, объединенные не предметом, а отвлеченным заданием; предметные действия, для которых предмет является не непосредственным объектом, а средством для воспроизведения в нем или с его помощью абстрагированных, непредметных соотношений.

43 Схема познавательных процессов Бернштейна-Величковского А и В. Стабилизация состояния организма субъекта (минимизация дискомфортных состояний) и формирование первичных систем отсчета и семантических контекстов; С. Объединяет познавательные процессы, связанные с регуляцией перемещений организма как целого; D. Ответственен за ориентацию в ближайшем окружении и включает схематическую организацию знаний и семантические контексты действий, часть из которых врожденная, а значительная часть приобретена жизненным опытом и специальным обучением; Е. Обеспечивает сохранение значительной части удерживаемой семантической памятью сведений невербального и вербального характера, включает структуры вербальных семантических описаний и произвольной их актуализации, например, при оценке уровня детализации представления знаний и интеллектуальной компетентности; F. Уровень обеспечения интеллектуальной активности посредством метапроцедур для образных компонентов концептуальных структур (представливание, вращение, трансформация), вербальных (воспроизведение, описание, метафоризация) и универсальных (понимание, рекурсия, аналогия).

44 Некоторые теоретические выводы Мыслительные процессы всегда происходят на фоне более глобальных эмоциональных состояний («Любой дискомфорт на уровне А может либо повысить интенсивность мыслительной деятельности человека, либо заставить переключиться на размышления о другой проблеме, например, связанной с собственным здоровьем»). Обучение начинается на верхнем уровне. Результат обучения переходит на уровень рефлекторных реакций. Генерация новых знаний, различных вербальных пространств всегда ограничена уровнем знаний нижележащего уровня «Разум есть сложный инстинкт, не успевший еще сформироваться» (А. и Б. Стругацкие, Пикник на обочине)

45 Робототехника и ИИ См. таблицу Шиклоши

46 Некоторые практические выводы Схема «Организм-среда»

47 Центральные моторные программы Генератор локомоторного ритма у таракана Схема управления пищевым поведением виноградной улитки Схема поведения робота («свет-голод») U-модуль

48 Проблема обучения ЦМП Импринтинг условия, определяющие целесообразность механизма импринтинга: Наличие среды с неизвестными характеристиками (параметрами). Наличие у особи встроенной (априорной) программы или модели поведения в критический период функционирования. Эта модель должна быть: параметризированной; адаптивной. - Обучение сверху-вниз - Все узлы (U- модули) содержат заданные априори модели поведения (ЦМП), Видео

49 1. Определения 2. Интеллектуальные СУ 3. Имитация физиологии 4. Имитация эмоций и психических функций Часть 5. Интегральный подход Часть 6. Нерешенные задачи и перспективы

50 Нерешенные задачи и перспективы Нерешенные задачи Единая (интегральная) теория построения ИР Технические проблемы: Питание Мышцы ОС для роботов Модельные задачи Некоторые перспективные направления интеллектуализации роботов Социальная робототехника. Развитие моделей коллективного поведения, формирование законов социального поведения роботов. Межмашинное общение. Создание условий, при которых может возникнуть коммуникативные функции в коллективе роботов. Реализация механизма эмоций (эмоции, как усилитель мотивации).