Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Баганский Дом детского творчества Баган 2011 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
Advertisements

Возрастные особенности детей 6-7 лет
Возрастные особенности детей 6-7 лет Подготовил воспитатель подготовительной к школе группы Маркова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
Психология развития и возрастная психология Выполнила студентка 2 курса заочного отделения Е. Б. Мельник.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КОЛЕСНИЧЕНКО АНАСТАСИЯ 11-Б КЛАСС.
Ребёнок готов к обучению в школе, если он достиг такого уровня физического, интеллектуального и социального развития, который позволяет ему выполнять.
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
1 2 Выготский предложил новую периодизацию жизненного цикла человека, в основу которой легло чередование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы.
Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.
Седьмой год жизни продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. В среднем рост.
Родительское собрание: «Права ребенка – обязанности взрослых»
Психологические особенности мальчиков подростков..
Развитие личности Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо.
Интимно-личностное общение со сверстниками ВВД Чувство взрослости Центральное новообразован ие Переход от детства к взрослости Главная особенность.
Возрастные особенности детей школьного возраста. Младший школьный возраст.
Составитель: Педагог-психолог Левшукова Алла Владимировна.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Транксрипт:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Баганский Дом детского творчества Баган 2011 год

Схема возрастной периодизации онтогенеза человека (принятая на 7-й Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, АПН СССР, Москва) ВозрастПериод Новорожденный1-10 дней Грудной возраст10 дней - 1 год Раннее детство1-3 года Первое детство4-7 лет Второе детство8-12 лет (мальчики) 8-11 лет(девочки) Подростковый возраст13-16 лет (мальчики) лет (девочки) Юношеский возраст17-21 год (юноши) лет (девушки)

Стадия развитияОбласть социальных отношений Полярные качества личностиРезультат прогрессивного развития 1. Младенческий возраст (0 - 1)Мать (или замещающее ее лицо)Доверие к миру недоверие Энергия и жизненная радость 2. Ранний возраст (1-3) Родители Самостоятельность стыд, сомнения Независимость 3. Дошкольный возраст (3-6)Родители, братья и сестры Инициатива пассивность, вина Целеустремленность 4. Предпубертатный возраст (6- 12) Школа, соседи Компетентность неполноценность Овладение знаниями и уме­ниями 5. Юность (13-18) Группы сверстниковИдентичность непризнание Самоопределение, преданность и верность

ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД (первое детство) Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций у ребенка возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты - способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни. Ведущей деятельность этого периода является игра. В дошкольном периоде развитие психофизиологических функций происходит одновременно по разным направлениям; их социализация носит множественный и разнокачественный характер. К концу дошкольного возраста появляется способность вычленять форму объекта. В результате проведенных экспериментов с детьми 4-7 лет С. Г. Якобсон пришла к выводу о том, что «только к 6 годам дети начинают справляться с задачей выкладывания контура фигуры без ошибок. С 5-6 лет наступает переломный момент и в развитии структурности. Так А. А. Прессман установила, что детям до 5 лет трудно построить плоскостную фигуру из отдельных ее частей. Такого рода задачи решаются дошкольниками начиная с 5- летнего возраста, когда происходит усиление роли зрения в предметных действиях и развитие его контрольно-измерительных функций. Существенным новообразованием в дошкольном периоде является наблюдение, которое связано с формированием определенных способов его осуществления и носит целенаправленный характер. В дошкольном возрасте образуются два основных функциональных уровня памяти: зрительной и слуховой. Развитие различных видов детской деятельности, особенно продуктивных: конструирования, изобразительной деятельности, а также усложнение учебных задач на занятиях, создают необходимость формирования у детей достаточно точных, устойчивых и произвольно актуализируемых представлений о внешних свойствах предметов» Ценностные ориентации формируются в общении со взрослыми, в процессе усвоения ребенком норм и правил поведения. В то же время происходит накопление практического опыта непосредственного взаимодействия с социальным окружением. Превращение социальных ценностей в значимые для самого ребенка осуществляется в дошкольном возрасте посредством преобразования эмоциональной сферы, которая начинает связываться с правилами поведения и взаимоотношений людей.

ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД (второе детство) Ведущую роль в психическом развитии детей младшего школьного возраста играет учение. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей, через учение в эти годы опосредуется вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми людьми. Но и не стоит забывать, что младшие школьники, только что пришли из детского сада, и ведущей деятельностью для них была игра. Главное значение игры для психического развития детей состоит в то, что благодаря особым игровым приемам, в частности принятию ребенком на себя роли взрослого, выполнение его общественно- трудовых функций, символическому характеру многих предметных действий, переносу значений с одного предмета на другой, ребенок продолжает моделировать в игре отношения между людьми. Ролевая игра, наряду с формированием интеллектуальных и познавательных способностей, выступает как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность и обеспечивающий их совместное влияние на развитие ребенка. В данном случае рассмотрим стадию личностного развития 6-8 лет. Когда ребенок приходит в школу, у него появляется новый шанс реализовать себя. Новые роли, которые не может предложить семья, представляются ему чрезвычайно привлекательными. В норме он доверяет и надеется. Он уже знает, что он мальчик или девочка, знает о силе своих желаний и о будущем, которое он представляет в мечтах очень привлекательным. Дети идут в школу, думая о будущем. На учительницу они проецируют материнские функции. В этом возрасте не является нормой преданная дружба с одним сверстником, только позже, в юношеском возрасте, этот вид дружбы станет главным. От того, будут ли успешно решены задачи возраста, зависит все дальнейшее направление личностного развития. Социальные отношения этого возраста позволяют решить такие жизненные задачи, как достижение сотрудничества, кооперации, осуществление совместной деятельности с самыми разными людьми. Взаимодействие и кооперация с людьми разного возраста формируют у ребенка опыт переживания попеременно, то чувства принадлежности к команде, то чувства независимости от нее. На первый план выступают не столько чувства, сколько интеллектуальные задачи. Старательность и прилежность в интеллектуальной сфере при положительной оценке социума формируют компетентность. В социальной сфере в этом возрасте формируется, с одной стороны, здоровое честолюбие (в отличие от нездорового честолюбия, называемого, как известно, тщеславием), а с другой стороны, партнерские качества: «чувство локтя», сплоченности, групповые ценности. Ребенок уже может взяться и за решение комплекса непростых жизненных задач – умение принимать поражения, радоваться чужим успехам, связывать свои успехи с количеством приложенных усилий и умение ориентироваться на себя при положительной или отрицательной оценке поведения.

Подростковый возраст Период старшего школьного возраста (период полового созревания, обозначаемый еще как конечный период второго детства, или подростковый). Основная идея этого подхода: - В период полового созревания пробуждаются силы инстинктивной природы, которые нарушают уже установившееся внутреннее психическое равновесие. - Происходит своеобразный возврат к уже пройденной (по Фрейду) фазе - разрушение эмоциональных связей с родителями, поскольку поиски соответствующего объекта любви выходят теперь за пределы семьи. - Иначе говоря, чтобы ребенок смог в будущем полюбить другого человека и создать со временем свою семью, в душе его должно освободиться место, занимаемое родителями. Наиболее широко сейчас распространена теория Э. Эриксона. Эриксон выделяет кризис подросткового возраста, определяя его как кризис идентичности, то есть формирование ответа на вопрос: "кто Я в различных жизненных и социальных ситуациях«, т.е. учебно-профессиональная деятельность является ведущей деятельность подросткового периода.

Ведущая деятельность Ряд российских психологов в понимании возрастного развития исходят из специфики функционирования ведущей деятельности, соотношения ее компонентов на том или ином возрастном этапе. При этом каждому периоду соответствует четко фиксированная для него "ведущая деятельность": - непосредственно эмоциональное общение (от рождения до 1 года), - предметно-манипулятивная (от 1 до 3 лет), - сюжетно-ролевая (от 3 до 7 лет), учение (от 7 до 12 лет), - интимно-личностное общение (от 12 до 15 лет), - учебно-профессиональная деятельность (от 15 до 17 лет).

Развитие условнорефлекторной функции В период с 5 до 7 лет отмечается усложнение высшей нервной деятельности ребенка. В связи с морфологическим созреванием лобного отдела коры (Преображенская) и миелинизацией прилегающих участков белого вещества (Клоссовсекий), совершенствуются нервно- психические функции ребенка -- оказывается возможным словесное обобщение признаков и событий, вырабатываются ассоциативные рефлексы и становится доступной экстраполяция (Кольцова), а также выработка условного рефлекса при вероятностном подкреплении. В младшем школьном возрасте (от 7 до 10 лет) происходит дальнейшее развитие и стабилизация высшей нервной деятельности (Красногорский, Кабанов). В переходном возрасте (первая фаза: лет у девочек и лет у мальчиков), совпадающем с пубертатным периодом, отмечается общее повышение возбудимости центральной нервной системы, приводящее к широкой генерализации возбуждения, к развитию фазовых состояний высшей нервной деятельности. Появляется тенденция к обобщению и перво-, и второсигнальных раздражений. Удлиняются латентные периоды условных рефлексов на словесные и укорачиваются - на конкретные сигналы. В этом возрасте отмечается снижение тонуса коры и возникают вегетативные нарушения, которые у девочек проявляются более ярко, чем у мальчиков. Во второй фазе переходного возраста (13-15 лет у девочек и лет у мальчиков), наиболее бурно протекающей, наблюдается у подростков психическая неуравновешенность, характеризующаяся резкими переходами от экзальтации к депрессии и снова к экзальтации. В этом возрасте возникает негативизм в отношении взрослых и их установок, усиливается обидчивость, у девочек - склонность к слезам. В то же время возрастает роль словесных сигналов и укорачиваются латентные периоды на словесные раздражители при общем нарастании возбудительных и ослаблении тормозных реакций. К концу переходного периода, когда устанавливаются гармоничные отношения между корой и подкорково-стволовыми структурами, организм может считаться созревшим по проявлениям высшей нервной деятельности.

Возрастные особенности торможения У 2-3-летнего ребенка продолжают совершенствоваться в коре мозга возбудительно- тормозные отношения. В 5-7-летнем возрасте существенно возрастает сила и подвижность нервных процессов. Усиливается внутреннее торможение, хотя выработка его еще представляет определенную трудность. Тем не менее, периоды тормозного состояния становятся более пролонгированными по сравнению с 3-5-летним возрастом, а выработка угасательного и дифференцировочного торможения происходит примерно вдвое быстрее, чем в раннем (3-5- летнем) возрасте. В 5-7 лет ребенок способен формировать программы поведения и удерживать их в памяти, благодаря становлению и стабилизации функций лобных долей коры (Кольцова), с одной стороны, а с другой, благодаря дальнейшему углубленному развитию возбудительно-тормозных отношений. В этот период происходит активное формирование у ребенка всех основных проявлений высшей нервной деятельности. В возрасте 7-10 лет основные нервные процессы у ребенка по своим характеристикам приближаются к таковым у взрослого человека (Иванов-Смоленский). Так, в этот возрастной период оказываются хорошо выраженными индукционные отношения между возбуждением и торможением, и при этом отмечается способность последовательного торможения к быстрой концентрации. В переходном возрасте у подростков ослабляется активное торможение, вследствие гормонального взрыва, характерного для пубертатного кризиса. Однако к концу переходного периода устанавливаются гармоничные возбудительно-тормозные отношения коры и подкорково-стволовых отделов мозга, которые достигают дефинитивной зрелости у взрослого человека, хотя и отмечаются некоторые половые различия в протекании психических процессов.

Общие представления о возрастной динамике восприятия В дошкольном возрасте (3-7 лет) восприятие утрачивает свой прежний аффективный характер, и перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным и целенаправленным. Выделяется аналитический компонент. Проявляется произвольность, обеспечивающая поиск, наблюдение, рассматривание. Формированию восприятия в этом возрасте способствует становление и дальнейшее развитие речи, позволяющей дифференцировать предметы и их отдельные качества и свойства. В этот возрастной период восприятие настолько тесно связано с мышлением, что можно говорить о наглядно-образном мышлении, которое является переходным от наглядно- действенного мышления к словесному. В начале младшего школьного возраста (7-11 лет) восприятие имеет еще черты дошкольного возраста: так, оно еще недостаточно дифференцировано, ребенок путает похожие буквы и цифры, выделяет при восприятии объекты по величине, форме и яркости более активно, чем по смыслу. Анализ при восприятии нарабатывается путем специального обучения (анализирующее восприятие), как и у дошкольников, а к концу этого возрастного периода формируется синтезирующее восприятие (также при соответствующем обучении). У подростков (11-15 лет) продолжается интеллектуализация восприятия. Это связано с усложнением школьного материала. Геометрия и черчение способствуют развитию объемного восприятия. На базе интеллектуализированного восприятия развивается фантазирование и воображение, в том числе и творческое. Восприятие себя (своего "Я") с разных сторон и в связи с этим развивающийся самоанализ способствуют формированию "Я-концепции". В ранней юности (15-17 лет) восприятие реальности обретает стабильные черты, которые сохранятся и в будущем. Возникают трансформации в восприятии времени - осознается временная перспектива, и устанавливается осознанная связь между прошлым и будущим через настоящее. Восприятие и осознание временной перспективы позволяет строить планы на будущее.

Двигательная активность человека Для двигательной системы характерна неравномерность развития отдельных мышц и мышечных групп. В течение всей жизни отмечается гетерохронность в развитии двигательного аппарата, что находит отражение в формировании различных функциональных систем в разном возрасте. Так, двигательные нервные окончания в мышцах появляются на й неделе эмбриогенеза и продолжают формироваться в к 7-8 годам (Бабак), но только во взрослом состоянии заканчивается их формирование. Отдельные двигательные акты развиваются и консолидируются раньше, чем общая координация движений, которая обеспечивается сложным взаимодействием центральных механизмов управления движениями при регулирующей и модулирующей роли обратной связи. Со становлением общей координации движений связано развитие ментальных функций ребенка - восприятия, внимания, памяти, речи и т.д. Обследование детей в возрасте до 3-х лет показало, что существует высокая корреляция уровня развития речи и тонких движений пальцев рук (корреляция же развития речи и общей моторики оказалась низкой). Первые проявления словесного мышления у ребенка второго и третьего года жизни тесно связаны с «мышлением в действии». Особую роль играет овладение действиями с предметами, влияющее на формирование речевых обобщений. Приобретению координированных двигательных актов способствует ориентировочно- исследовательская деятельность ребенка (Запорожец). При этом основную роль играет на ранних стадиях онтогенеза двигательно-осязательная ориентировка (Анохин). При развитии координации движений ног в дошкольном возрасте формируется перекрестно-реципрокная координация, облегчающая движения при ходьбе и беге, а симметричная координация, обеспечивающая движение при прыжке, формируется в период младшего школьного возраста (к 7-9 годам). В координации движений рук отмечаются противоположные отношения: сначала развивается симметричная координация (дошкольный возраст) и лишь потом - перекрестно-реципрокная (младший школьный). С возрастом развивается ориентация в пространстве и совершенствуется пространственная точность движений (Фарфель), особенно при тренировке. Эти координационно-двигательные параметры претерпевают существенные изменения, нарастая от 4-х до лет, когда наступает стабилизация показателей координации, сменяющаяся их увеличением в лет и достигающая взрослых характеристик к 16-летнему возрасту. При этом важной основой для координационной деятельности является устойчивость в прямостоянии (Уфлянд, Латманизова), которая также повышается с возрастом, достигая показателей взрослых к 14 годам, что связано в значительной степени с развитием проприоцептивной чувствительности, обеспечивающей сигнализацию о выполнении движений (обратную связь); совершенствуется способность дифференцировать темп движений и напряжение мышц, а также способность к тонким изменениям темпа движений, что естественно связано с тренировкой и растущей точностью кинестетического анализа.

Возрастные аспекты динамики внимания Естественно, внимание продолжает развиваться и в раннем, и в среднем детстве - в течение всего дошкольного возраста. Но серьезный прогресс в этой психической функции достигается в младшем школьном возрасте (7-11 лет); без достаточной сформированности внимания обучение невозможно. В этом возрасте появляется способность произвольно концентрировать внимание на неинтересных вещах, хотя все еще доминирует непроизвольное внимание, и внешние впечатления являются сильным отвлекающим фактором, особенно при сосредоточении на сложном материале. В этот период внимание характеризуется небольшим объемом и малой устойчивостью (до минут, а у подростков и старшеклассников - соответственно до и минут). Кроме того, в младшем школьном возрасте затруднено произвольное переключение внимания и его адекватное распределение. В подростковом возрасте (11-15 лет) во время пубертатного кризиса внимание страдает, становится более рассеянным, подростки трудно сосредоточиваются на учебном материале из-за доминанты в сексуальной сфере. "Гормональная буря" приводит не только к эмоциональной нестабильности, но и к нестабильности внимания. В старшем школьном возрасте (15-17 лет), когда наступает период стабилизации личности, на пороге истинной зрелости центральным новообразованием становится профессиональное и личностное самоопределение. В этот период внимание также достигает значительного уровня стабилизации, концентрируясь на вопросах, наиболее значимых для юноши и связанных в основном с его профессиональными интересами, а также с интересами в личной сфере, устремленными в будущее.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ В переходный период между ранним и дошкольным детством, т.е. в кризис 3 лет, у ребенка в желаниях начинает доминировать негативизм стремление поступать наперекор указаниям старших. С этим связаны и остальные трудности 3-летнего возраста: упрямство, строптивость, своеволие, деспотизм (если этот ребенок в семье единственный), ревность (если есть сиблинги), что в сумме характеризует стремление ребенка к самоутверждению и к власти. Весь период от новорожденности до дошкольного возраста это период очень важный для нормального развития и становления эмоциональной сферы. И в это время для ребенка особенно важно общение с матерью. В случае депривации материнской ласки и внимания возникают различные девиации в эмоциональном развитии, что приводит к последующему нарушению поведения уже большого ребенка и даже взрослого человека. Для человека в этом отношении особенно ранимым является возраст до 3 лет, когда формирование эмоциональной сферы особенно нуждается в материнском внимании и ласке. В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) развитие мотивационно-эмоциональной сферы протекает относительно спокойно. Этот период характеризуется отсутствием сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Однако, эмоциональная жизнь ребенка достаточно насыщена. У ребенка возникает способность прогнозировать результат своих действий и в связи с этим появляется феномен эмоционального предвосхищения. Если в раннем детстве ребенок еще прогностически не оценивает ни своих поступков, ни их результатов, а руководствуется только поощрением и наказанием, то в дошкольном возрасте он уже строит предварительный эмоциональный образ, отражающий и ожидаемый результат, и оценку взрослыми. Если ожидаемый результат оценивается эмоционально отрицательно, то у ребенка появляются в поведении черты тревожности, что может затормозить поведение. Если же ожидаемый результат оценивается эмоционально положительно, то поведение, направленное на достижение этого результата, дополнительно стимулируется. В этот период изменяется структура эмоциональных процессов: кроме вегетавтивных и моторных компонентов, сюда включаются и сложные формы восприятия, образного мышления и воображения. Изменяется содержание аффектов, появляется сочувствие

В младшем школьном возрасте (от 7 до 11 лет) ребенок переживает кризис 7 лет, когда происходит перестройка его поведения в связи с новой (учебной) ситуацией. Если кризис 3 лет связан с осознанием своего "Я" в мире, то кризис 7 лет связан с осознанием своего "Я" в социуме, с рождением социального "Я" ребенка (Божович). Эмоциональная сфера в этом возрасте включается на удовлетворение потребностей, связанных с развивающимися специфическими мотивациями. Это мотивация достижения успеха в учебе, престижная мотивация, мотивация избегания неудач, компенсаторная мотивация. В возрасте лет приобретают ведущее значение высшие эмоции, формирование которых завершается лишь к годам, т.е. ко времени завершения формирования высших отделов нервной системы. В подростковом возрасте (от 11 до 15 лет) особое место занимает кризис пубертатного периода, характеризующийся повышенной ранимостью, эмоциональной нестабильностью, которую усиливает сексуальное возбуждение: "Их (подростков) настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом" (А.Фрейд). В этот период половая идентификация достигает более высокого уровня, хотя подростки еще в значительной степени (особенно психологически) бисексуальны. В это время формируется новый образ физического "Я", из-за гипертрофированной значимости которого у подростка часто развивается "комплекс неполноценности", что приводит к доминированию отрицательной эмоциональности. К концу подросткового периода в большинстве случаев оказывается сформированной "Я-концепция", включающая "Я" эмоциональное, социальное, физическое, интеллектуальное, реальное и идеальное; и доминирование в настроении подростка положительной либо отрицательной эмоциональной окраски в значительной степени зависит от его ощущения своего соответствия либо несоответствия собственной "Я- концепции". В переходном периоде между подростковым и юношеским возрастом (14-16 лет) и в раннем юношеском возрасте (от 15 до 17 лет) эмоциональная напряженность дружбы уступает эмоциональлности любви (или влюбленности), причем часто имеет место несовпадение любви, как высокого чувства с сексуальной потребностью (особенно у мальчиков). Несмотря на это, можно говорить об общей эмоциональной стабилизации, начавшейся уже при формировании "Я-концепции". В этот период у юношей, по сравнению с подростками, повышается самоуважение и растет контроль за проявлением эмоций, настроение становится более устойчивым и осознанным, независимо от темперамента. Можно считать, что к 17 годам эмоциональная сфера достигает стабильности взрослого человека, и дальнейшее ее состояние будет уже зависеть от ряда дополнительных ситуационных факторов, естественно, во взаимодействии с факторами внутреннего мира человека, в частности, с чертами его темперамента, способствующими развитию невроза или противостоящими ему. (Здесь уместно вспомнить об эндогенных и экзогенных факторах неврозов, образующих дополнительные ряды, по З. Фрейду).

Одной из наиболее значимых концепций мотивации в психологии развития в последние годы стала теория привязанности, разработанная английским психологом и психиатром Д. Боулби. Работа с малолетними правонарушителями привела его к мысли о том, что основные проблемы, испытываемые ими в процессе социализации, объясняются нарушением общениями с родителями, в раннем возрасте. Общение

Резкий разрыв связи с матерью в раннем возрасте - приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, прежде всего структуры его личности. (Даже, если это был вынужденный разрыв – н-р, помещение ребёнка в больницу) Эти нарушения могут проявиться не сразу (в этом отличие описываемых Д. Боулби явлений от госпитализма и сходных с ним форм отклонений), а значительно позднее, часто лишь в подростковом возрасте.

Развивая идеи З. Фрейда о доминировании мотивационного компонента как критерия определения этапов жизненного пути, Э. Эриксон доказывал, что для человека ведущая потребность - стремление к сохранению идентичности, целостности Эго, а ее трансформации знаменуют переход от стадии к стадии. Он выделил восемь основных этапов в развитии идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой. Эти стадии являются серией критических периодов, которые должны быть преодолены в течение жизни.

Первая стадия - до года. В это время развитие детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т. е. открытости к миру либо настороженности, закрытости к окружающему. Вторая стадия - с года до 3 лет. В этот период у детей развивается чувство автономности или зависимости от окружающих, что связано с реакцией взрослых на первые попытки ребенка добиться самостоятельности.

Третья стадия - с З до 6 лет. В это время у детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины, в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, реализовывать собственную активность. Четвертая стадия - с 6 до 14 лет. У ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. В этот период школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько успешно ребенок начинает учиться, как у него складываются отношения с учителями и сверстниками, как они оценивают его успехи в учебе, зависит развитие данных качеств личности.

Пятая стадия - с 14 до 20 лет. Этот период связан с формированием у подростка чувства ролевой идентичности или неопределенности. Главными факторами здесь являются общение со сверстниками, выбор своей профессии, способа карьеры, то есть фактически выбор путей построения своей жизни. Поэтому для человека большое значение приобретает адекватное осознание себя, своих способностей и своего предназначения. Шестая стадия - с 20 до 35 лет. Этот период характерен развитием близких, интимных отношений с окружающими, особенно с людьми противоположного пола. При отсутствии такой связи у человека развивается чувство изоляции, которое отчуждает его от людей. При отсутствии такой связи у человека развивается чувство изоляции, которое отчуждает его от людей.