Особенности одаренных детей и их трудности в учении Шумакова Н.Б.
Источник трудностей одаренных детей в школьном обучении – расхождение между условиями, необходимыми для проявления и развития разных граней одаренности и предлагаемыми той или иной конкретной структурой образования
Умным детям бывает нелегко удерживать себя на том низком уровне, который им навязан. Они часто уже обладают информацией экстраординарного качества, поэтому учебный материал может их не интересовать, а ожидание, пока одноклассники освоят то, что им давно известно, вызывать скуку и нетерпение. Они нуждаются в новой, изменяющейся и стимулирующей информации, постоянно создающей вызов их способностям.
Познавательная потребность Потребность в умственной нагрузке Интерес к универсальному и общему, абстрактным идеям и теориям Яркий интерес, увлеченность чем-то Настойчивость в достижении цели Выдвижение новых, нестандартных идей Самостоятельность мышления и способов действия Стремление к совершенству
Легкость понимания учебного материала, потребность его углубленного изучения и обсуждения с детьми равных возможностей Высокая скорость мышления Восприятие идей одновременно на нескольких уровнях. В высокой скорости предъявления материала. В длительном обдумывании, «инкубации идей». В обмене мнениями, обсуждении идей с единомышленниками.
Высокий уровень развития вербальных способностей и речи Способность к мышлению в альтернативных направлениях и абстрактных терминах. В обсуждении вопросов морали, глобальных проблем, философских категорий. В лидерстве, доминировании.
Способность к визуальному и интегрированному представлению результатов Сильная поглощенность задачей Разнообразие интересов и большая любознательность. В целостном представлении темы. В самостоятельном изучении интересующих тем, установлении связей между предметами. В углубленном изучении материала.
Высокий творческий потенциал Гибкость мышления, быстрое переключение мысли с одних аспектов и проблем на другие, с одной точки зрения на другую Независимость, способность к воображению и порождению оригинальных идей. В реализации разных подходов к решению проблем. В творчестве, в игре с идеями.
Успеваемость 55% одаренных школьников Нью-Йорка не соответствовала высокому уровню их когнитивных способностей по тестам. Среди отчисленных за неуспеваемость подростков - от 15 до 30% одаренных. В одном из штатов США 45% детей с IQ выше 130 баллов были слабыми учениками.
СТАТИСТИКА 50%-55% детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в больших городах России имеют IQ >115 баллов
НЕУСПЕШНЫЕ ОДАРЕННЫЕ ШКОЛЬНИКИ: ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ Неуспешность является симптомом несоответствия условий школьного обучения образовательным возможностям и потребностям учащегося Неуспеваемость вызвана серьезными физическими, познавательными и/или эмоциональными проблемами Неуспешность является результатом личностных особенностей (ценностных ориентаций, мотивации, саморегуляции, самоэффективности)
Неблагоприятные социально-экономические и национально-культурные условия Особенности семейных связей и семейного воспитания Физические ограничения (нарушения зрения, слуха, речи, движений), болезни, недостаточное питание Трудности освоения базовых учебных навыков (чтения, письма, счета) - Gifted Learning Disabled Эмоциональные и поведенческие проблемы
Блестящая долговременная память может сочетаться со слабостью кратковременной памяти. Недостатки кратковременной и оперативной памяти связаны также и с тем, что требуется время, чтобы привести в систему, связать новое с уже имеющимся опытом, тогда как механическое запечатление происходит с трудом.
Превосходное понимание смысла прочитанного или сложной абстрактной концепции может сочетаться с трудностями в декодировании букв и слов. С легкостью осваивают компьютер, но часто не могут научиться писать разборчиво Лучше справляются со сложной и напряженной работой, чем с рутинной деятельностью Экстремально любознательны, задают много вопросов, но часто неспособны к заучиванию не интересного для них материала
Развитая речь и богатый словарный запас могут проявляться только в устной речи, письменная речь может быть скудной и отставать не только от устной, но даже и от письменной речи их менее способных сверстников. Им часто трудно освоить языковые механизмы и правила грамматики, синтаксиса и т.д. Часто хорошо рассуждают, но их могут так захлестывать эмоции от желания высказать свои идеи, что они теряют нить рассуждений или нужные слова, и их речь кажется сумбурной и не продуманной.
Превосходное математическое мышление может не замечаться, поскольку даже несложные вычисления выполняются с трудом. Часто легче выводить формулы самим, чем их запоминать. Восприимчивые и сообразительные они могут быть безнадежно неорганизованными При острой наблюдательности и развитом воображении, могут быть крайне невнимательными. Часто обладая острым слухом, имеют слабую слуховую память и (или) не умеют внимательно слушать, а обладая острым зрением, невнимательны к деталям.
Часто очень энергичны и способны к длительной и интенсивной деятельности, но неспособны к выполнению заданий, ограниченных по времени Находчивы и часто находят умные способы избегать областей, в которых не сильны Хорошо умеют маскировать свои трудности в учении, поэтому часто одновременно с проблемами остается скрытой их одаренность Могут блистать в естественных науках, математике, технике, музыке и при этом испытывать неудачи в освоении предметов, в которых велико значение слушания и последовательного запоминания (языки).
ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА: ДИСГАРМОНИЯ РАЗВИТИЯ «Односторонность одаренности почти всегда находится в противоречии с определенной детской незрелостью прочих областей души» «Именно для одаренных сбалансированное образование имеет величайшее значение в качестве психогигиенического мероприятия» К.Юнг
Внутренний аспект отражает частичное несовпадение развития одаренности в разных сферах: интеллектуальной и психомоторной, интеллектуальной и эмоциональной, речевой и наглядно-зрительной. Внешний, или социальный аспект выражает связи ребенка с окружающим миром, например, несовпадение уровня его умственного развития с уровнем, на который рассчитано школьное обучение.
«Срезовые» (констатирующие): тесты, олимпиады и другие соревнования «Порождающие» (развивающие): обеспечение условий для выявления и развития детской одаренности в образовательном процессе «Коррекционно-развивающие» (высокий уровень обучения в области опережающего развития и коррекционное обучение в области имеющихся трудностей)
Четыре взаимосвязанных аспекта обучения: высокий уровень обучения в области опережающего развития; развивающее обучение в областях развития, соответствующего возрасту; коррекционное обучение в области имеющихся трудностей; адаптивное обучение, позволяющее временно или постоянно (в случае стойкой неспособности) обходить имеющиеся препятствия для достижения успеха в значимых для развития одаренности областях.