Особенности одаренных детей и их трудности в учении Шумакова Н.Б.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« … мы знаем, что страна, которая опередит нас в образовании сегодня, завтра нас обгонит и в других областях. И я не намерен мириться с тем, чтобы мы.
Advertisements

Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей Проблемы и возможности одаренных детейПроблемы и возможности одаренных детей.
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе. психодиагностика, психодиагностика, психопрофилактика, психопрофилактика, психокоррекция, психокоррекция,
«Система работы с одарёнными детьми» 05 марта 2009 г.
Возрастные и индивидуально- личностные особенности одаренных детей.
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования.
Одарённость детей Старший воспитатель Полохова В.Ю. Тангуй 2014.
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
Одаренность- талант- гениальность. системное, саморазвивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более.
Технологии развивающего обучения: обзор, признаки и особенности.
Готов ли ваш ребёнок к школе ?. Что такое готовность к школе ? Функциональная готовность Функциональная готовность Интеллектуальная готовность Интеллектуальная.
«Готовимся к школе» Автор: педагог-психолог Ваганина Татьяна Вячеславовна г. Павлово, 2018 год МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.
Одаренность и ее виды Педагог – психолог Г.В. Трухнина.
Особенности развития детей 3- 4 лет Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям.
это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или.
Одарённость. Методы комплексной оценки одарённости учащихся. «Инновационные методы организации учебного процесса и внеурочной деятельности, ориентированной.
Одарённость: виды, признаки и особенности Автор Чебан Наталья Ивановна, учитель начальных классов МОУ СОШ5 Г.Воскресенска.
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский) «МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ…
Транксрипт:

Особенности одаренных детей и их трудности в учении Шумакова Н.Б.

Источник трудностей одаренных детей в школьном обучении – расхождение между условиями, необходимыми для проявления и развития разных граней одаренности и предлагаемыми той или иной конкретной структурой образования

Умным детям бывает нелегко удерживать себя на том низком уровне, который им навязан. Они часто уже обладают информацией экстраординарного качества, поэтому учебный материал может их не интересовать, а ожидание, пока одноклассники освоят то, что им давно известно, вызывать скуку и нетерпение. Они нуждаются в новой, изменяющейся и стимулирующей информации, постоянно создающей вызов их способностям.

Познавательная потребность Потребность в умственной нагрузке Интерес к универсальному и общему, абстрактным идеям и теориям Яркий интерес, увлеченность чем-то Настойчивость в достижении цели Выдвижение новых, нестандартных идей Самостоятельность мышления и способов действия Стремление к совершенству

Легкость понимания учебного материала, потребность его углубленного изучения и обсуждения с детьми равных возможностей Высокая скорость мышления Восприятие идей одновременно на нескольких уровнях. В высокой скорости предъявления материала. В длительном обдумывании, «инкубации идей». В обмене мнениями, обсуждении идей с единомышленниками.

Высокий уровень развития вербальных способностей и речи Способность к мышлению в альтернативных направлениях и абстрактных терминах. В обсуждении вопросов морали, глобальных проблем, философских категорий. В лидерстве, доминировании.

Способность к визуальному и интегрированному представлению результатов Сильная поглощенность задачей Разнообразие интересов и большая любознательность. В целостном представлении темы. В самостоятельном изучении интересующих тем, установлении связей между предметами. В углубленном изучении материала.

Высокий творческий потенциал Гибкость мышления, быстрое переключение мысли с одних аспектов и проблем на другие, с одной точки зрения на другую Независимость, способность к воображению и порождению оригинальных идей. В реализации разных подходов к решению проблем. В творчестве, в игре с идеями.

Успеваемость 55% одаренных школьников Нью-Йорка не соответствовала высокому уровню их когнитивных способностей по тестам. Среди отчисленных за неуспеваемость подростков - от 15 до 30% одаренных. В одном из штатов США 45% детей с IQ выше 130 баллов были слабыми учениками.

СТАТИСТИКА 50%-55% детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в больших городах России имеют IQ >115 баллов

НЕУСПЕШНЫЕ ОДАРЕННЫЕ ШКОЛЬНИКИ: ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ Неуспешность является симптомом несоответствия условий школьного обучения образовательным возможностям и потребностям учащегося Неуспеваемость вызвана серьезными физическими, познавательными и/или эмоциональными проблемами Неуспешность является результатом личностных особенностей (ценностных ориентаций, мотивации, саморегуляции, самоэффективности)

Неблагоприятные социально-экономические и национально-культурные условия Особенности семейных связей и семейного воспитания Физические ограничения (нарушения зрения, слуха, речи, движений), болезни, недостаточное питание Трудности освоения базовых учебных навыков (чтения, письма, счета) - Gifted Learning Disabled Эмоциональные и поведенческие проблемы

Блестящая долговременная память может сочетаться со слабостью кратковременной памяти. Недостатки кратковременной и оперативной памяти связаны также и с тем, что требуется время, чтобы привести в систему, связать новое с уже имеющимся опытом, тогда как механическое запечатление происходит с трудом.

Превосходное понимание смысла прочитанного или сложной абстрактной концепции может сочетаться с трудностями в декодировании букв и слов. С легкостью осваивают компьютер, но часто не могут научиться писать разборчиво Лучше справляются со сложной и напряженной работой, чем с рутинной деятельностью Экстремально любознательны, задают много вопросов, но часто неспособны к заучиванию не интересного для них материала

Развитая речь и богатый словарный запас могут проявляться только в устной речи, письменная речь может быть скудной и отставать не только от устной, но даже и от письменной речи их менее способных сверстников. Им часто трудно освоить языковые механизмы и правила грамматики, синтаксиса и т.д. Часто хорошо рассуждают, но их могут так захлестывать эмоции от желания высказать свои идеи, что они теряют нить рассуждений или нужные слова, и их речь кажется сумбурной и не продуманной.

Превосходное математическое мышление может не замечаться, поскольку даже несложные вычисления выполняются с трудом. Часто легче выводить формулы самим, чем их запоминать. Восприимчивые и сообразительные они могут быть безнадежно неорганизованными При острой наблюдательности и развитом воображении, могут быть крайне невнимательными. Часто обладая острым слухом, имеют слабую слуховую память и (или) не умеют внимательно слушать, а обладая острым зрением, невнимательны к деталям.

Часто очень энергичны и способны к длительной и интенсивной деятельности, но неспособны к выполнению заданий, ограниченных по времени Находчивы и часто находят умные способы избегать областей, в которых не сильны Хорошо умеют маскировать свои трудности в учении, поэтому часто одновременно с проблемами остается скрытой их одаренность Могут блистать в естественных науках, математике, технике, музыке и при этом испытывать неудачи в освоении предметов, в которых велико значение слушания и последовательного запоминания (языки).

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА: ДИСГАРМОНИЯ РАЗВИТИЯ «Односторонность одаренности почти всегда находится в противоречии с определенной детской незрелостью прочих областей души» «Именно для одаренных сбалансированное образование имеет величайшее значение в качестве психогигиенического мероприятия» К.Юнг

Внутренний аспект отражает частичное несовпадение развития одаренности в разных сферах: интеллектуальной и психомоторной, интеллектуальной и эмоциональной, речевой и наглядно-зрительной. Внешний, или социальный аспект выражает связи ребенка с окружающим миром, например, несовпадение уровня его умственного развития с уровнем, на который рассчитано школьное обучение.

«Срезовые» (констатирующие): тесты, олимпиады и другие соревнования «Порождающие» (развивающие): обеспечение условий для выявления и развития детской одаренности в образовательном процессе «Коррекционно-развивающие» (высокий уровень обучения в области опережающего развития и коррекционное обучение в области имеющихся трудностей)

Четыре взаимосвязанных аспекта обучения: высокий уровень обучения в области опережающего развития; развивающее обучение в областях развития, соответствующего возрасту; коррекционное обучение в области имеющихся трудностей; адаптивное обучение, позволяющее временно или постоянно (в случае стойкой неспособности) обходить имеющиеся препятствия для достижения успеха в значимых для развития одаренности областях.