Теоретические и прикладные проблемы измерения компетенций Хван Андриан Андрианович Кузбасская государственная педагогическая академия г. Новокузнецк.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
Advertisements

Коррекция поведенческих отклонений дошкольников для студентов направления подготовки Педагогическое образование, профиль: «Дошкольное образование»
Компетентностный подход в моделировании профессиональной деятельности педагога.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Основные понятия компетентностного подхода и уровни сформированности компетенций магистров. Вып. студент группы ПМБС 11 Хубиев Р.Х.
Организация личностно- ориентированного тренинга с учащимися с девиантным поведением для студентов направления подготовки Педагогическое образование.
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
Компетенция и компетентность. Образование, ориентированное на компетенции. Первый этап ( ), Д. Хамс Второй этап (1970 – 1990), Дж. Равен Третий.
Компетентностный подход в образовательном процессе Г.А.Бурдина Рук. ШМО учителей математики МОУ СОШ г Оханск 2010 г.
Шалашова М.М. доктор педагогических наук, профессор каф. общей биологии и химии ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара» 1.
Понятие «ключевые компетенции» Теоретический семинар МОУ СОШ уч.год.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Компетентный человек Хорошо осведомлён- ный, обладает познаниями и опытом Продемонтри- ровал что-то Справился с решением проблемы, задачи Эффективно действует.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Компетенция: структура, уровни сформированности, особенности оценивания Рягин С.Н., зав. каф. педагогики, психологии и социальной работы, д.п.н., профессор.
Проектирование компонентов учебных модулей на основе компетентностного подхода Крылова Ольга Николаевна проректор по научно-методической работе; Богатенкова.
К вопросу о компетентности современного учителя Забашта М. А., методист по английскому языку ГОУ лицей 533 март, 2010 г.
Особенности деятельности педагога в условиях реализации ФГОС НОО.
КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения дошкольников для студентов направления подготовки Педагогическое образование (для всех профилей)
Транксрипт:

Теоретические и прикладные проблемы измерения компетенций Хван Андриан Андрианович Кузбасская государственная педагогическая академия г. Новокузнецк

1. Проблема определения базового понятия «компетенция»

Компетенция включает совокупность … знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов … и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. (Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты// Интернет- журнал «Эйдос». – – 23 апреля).

Под компетенцией также понимают некоторые внутренние, потенциальные, скрытые знания, представления, системы ценностей, которые потом проявляются в компетентности человека. (Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования// Интернет-журнал «Эйдос». – – 5 мая).

Компетенция – это «определенное качество восприятие человеком действительности, которое подсказывает наиболее эффективный способ решения жизненных ситуаций». (Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя// Педагогика. – – 9. – С.57).

«Глобальная компетентность будущего учителя современной школы состоит из мотивационно-ценностного, когнитивно-содержательного и операционно-деятельностного блоков, которые, соответственно олицетворяют: личностные качества, знания …, комплекс наиболее эффективных умений, освоенных личностью» (Сиганатулин И.М. Глобальное образование как кардинальная парадигма нового века// Педагогика. – – 3. – С.17).

Г.П. Захарова рассматривает компетенцию как «динамичную совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств». (Захарова Г.П. Основная образовательная программа подготовки бакалавра: опыт и оценка перспектив// Педагогика. – – 3. – С.73).

«…понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать» (Европейский проект TUNING).

Таким образом, до настоящего времени в научной литературе отсутствует единое понимание содержания и объема понятия «компетенция». Этого единства, очевидно, и не должно быть в науке. Однако, стандарт не просто предполагает, но требует, чтобы в итоге у выпускника были сформированы строго определенные компетенции.

В то же время, в зависимости от содержания понятия, возможны различные методы формирования этого содержания. Формирование навыка – это одно, а вот формирование «мотивационно-ценностного» или «особого взгляда» - совсем другое. То есть сущность и содержание понятия «компетенция» - вопрос далеко не праздный.

На наш взгляд, в тексте ФГОС ВПО необходима формулировка базового понятия, на которую бы ориентировались разработчики ООП и преподаватели. Об этом же говорит и В.И. Байденко, подчеркивая, что речь идет не об истине в последней инстанции, но «о принятом с общего согласия понимании этого явления». (Байденко В.И. Выявление состава компетенций… - М.: – С.9).

2. Проблема дифференциации уровней развития компетенции

Из текста ФГОС ВПО следует, что все компетенции сформулированы по принципу «да- нет». Некто должен быть «готов к…», «способен учитывать» нечто, «владеть» чем-то и т.д. Легко увидеть, что в оригинальном виде эти формулы невозможно диагностировать непосредственно.

Готов использовать знания иностранного языка для общения и понимания специальных текстов (ОК-6).

В формулировках компетенций используются четыре слова: готов, способен, владеет, выполняет (ОК, ОПК, ПКПП). При этом два последних используются только в разделе ОК.

Готов – 1) сделавший необходимые приготовления; 2) может что-нибудь предпринять… Способен – 1) обладающий способностями к чему- либо; 2) могущий что-нибудь сделать, обладающий каким-нибудь свойством. Владеть - уметь использовать. Выполнить – 1) осуществить работу; 2) создать, сделать.

4.4. Профессиональные задачи Проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов. Проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам Готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2).

Сами формулировки компетенций предполагают разветвленную, разноуровневую систему диагностики. В противном случае становится невозможной дифференциация студентов по уровню освоения (формирования) компетенций.

3. Проблема диагностики компетенций

Содержание стандарта задает содержание предмета и метода диагностики. ГОС ВПО (2000, 2005 гг.) задает в качестве предмета диагностики – знания выпускника, ФГОС ВПО (2010 г.) – компетенции.

Компетенция – комплексное, многокомпонентное понятие. Комплексный характер предмета диагностики предполагает и комплексный характер метода диагностик. Методика диагностики компетенций должна включать: задания на диагностику знаний, умений, навыков, понимания своих действий, неких личностных качеств (набор которых ещё неясен) применительно к конкретным типовым и нетиповым профессиональным ситуациям (набор которых также неясен).

Полученная информация должна трансформироваться в некую интегральную оценку данной компетенции у данного субъекта. При этом желательно, чтобы результаты одного человека можно было соотносить с результатами другого человека, а также критериально заданной или эмпирически определенной нормой.

4. Проблема практической разработки методов диагностики компетенций

Существуют два пути разработки методов диагностики компетенций: 1)нормальный; 2)книжный.

5. Проблема контролера-ревизора

Спасибо за внимание!