Тема 3. Источники исторической биографии. Литература Источниковедение е новейшей истории России. Теория. Методология. Практика. М., 2004 Источниковедение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Предмет и задачи источниковедения. Источниковедение как наука. Понятие исторического источника. Предмет и задачи источниковедения. Классификация исторических.
Advertisements

Документы личного происхождения. План: Мемуары Мемуары Дневники Дневники Письма Письма.
Работа с историческими источниками на уроках. Анализ современного школьного опыта показывает отсутствие интереса у учащихся к историческим источникам.
Общественное сознание выступает как важнейший элемент духовного бытия.
Общественное сознание выступает как важнейший элемент духовного бытия.
Изучение контекста
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
Тема: « Деловые бумаги в школе ». Цель: создать методическое пособие по написанию деловых бумаг в школе.
Исторические источники - все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать про- шлое человеческого общества, т.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
Рецензия. Понятие о жанре.. Основные жанры публицистического стиля Портретный очерк (герой – конкретный человек с какими-либо выдающимися достоинствами)
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Над сочинением. Школьное сочинение предусматривает анализ художественного произведения - его научное исследование, цель которого раскрыть содержание литературного.
Научный стиль Научный стиль стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать.
Тема лекции. 1. Речемыслительный уровень как один из элементов модели психических познавательных процессов ( по Б. Ф. Ломову ). 2. Речь как специфический.
Исторические источники Исторические источники как форма работы по формированию ключевых компетенций обучающихся.
Транксрипт:

Тема 3. Источники исторической биографии

Литература Источниковедение е новейшей истории России. Теория. Методология. Практика. М., 2004 Источниковедение е новейшей истории России. Теория. Методология. Практика. М., 2004 Кедров Б.М. Достоверное и недостоверное, вероятное и невероятное в биографиях ученых// Человек науки. М., С Кедров Б.М. Достоверное и недостоверное, вероятное и невероятное в биографиях ученых// Человек науки. М., С

Исторический источник Объект, созданный в результате прошлой деятельности человека и вследствие этого несущий информацию об этой деятельности Объект, созданный в результате прошлой деятельности человека и вследствие этого несущий информацию об этой деятельности

Типы исторических источников Письменные Письменные Вещественные (археологические, этнографические) Вещественные (археологические, этнографические) Устные Устные Лексические Лексические Кино-фото-фоно документы Кино-фото-фоно документы

Виды письменные источники Законодательные Законодательные Летописи Летописи Частноправовые акты Частноправовые акты Делопроизводство Делопроизводство Статистические Статистические Политические сочинения Политические сочинения Публицистика Публицистика Периодическая печать Периодическая печать Литературные произведения Литературные произведения Личные Личные

Критерии выделения типов источников для составления биографий (по Ф. Кедрову) -время возникновения источника : -время возникновения источника : во время процесса, во время процесса, опосредованно спустя боле или менее длительное время в порядке воспоминания опосредованно спустя боле или менее длительное время в порядке воспоминания

Критерии выделения типов источников для составления биографий (по Ф. Кедрову) Авторство источника: Авторство источника: -является ли автор сам источником информации о своей деятельности -является ли автор сам источником информации о своей деятельности -или такую информацию дает другое лицо, в том числе случайное. постороннее -или такую информацию дает другое лицо, в том числе случайное. постороннее

Критерии выделения типов источников для составления биографий (по Ф. Кедрову) Характер источника: Характер источника: -письменный -письменный - устный - устный

Большая достоверность источника ( по Ф.Кедрову) Непосредственно относящийся ко времени, интересующее историка Непосредственно относящийся ко времени, интересующее историка Исходящее от героя Исходящее от героя Носящее письменный характер Носящее письменный характер Эти материалы еще не успели подвергнуться деконструктивному воздействию со стороны памяти ( см. П. Томсон. Голос прошлого. Устная история. М., 1996) Эти материалы еще не успели подвергнуться деконструктивному воздействию со стороны памяти ( см. П. Томсон. Голос прошлого. Устная история. М., 1996)

Меньшая достоверность источника ( по Ф.Кедрову) Источник удален от события во времени Источник удален от события во времени Носит устный характер Носит устный характер Эти материалы содержат искажения, произведенные неверными коррективами со стороны памяти Эти материалы содержат искажения, произведенные неверными коррективами со стороны памяти

Свойства социальной памяти Не располагает строгими источниками Не располагает строгими источниками Не подвластна критике Не подвластна критике Традиционализм Традиционализм Ностальгия (идеализация прошлого) Ностальгия (идеализация прошлого) Вера в прогресс (идеализация будущего) Вера в прогресс (идеализация будущего)

Характеристика первой группы источников – («эго»- источники) Мемуары Мемуары Дневники Дневники частная переписка частная переписка автобиографии автобиографии

Характеристика первой группы источников – («эго»- источники Субъективное восприятие личностью отдельных моментов истории Субъективное восприятие личностью отдельных моментов истории Воспроизводство форм социального общения ( язык, стиль, фразеология, терминология) Воспроизводство форм социального общения ( язык, стиль, фразеология, терминология) Передача исторической действительности через субъективное восприятие Передача исторической действительности через субъективное восприятие

Мемуары Жанр литературного творчества, запечатляющий события прошлого Жанр литературного творчества, запечатляющий события прошлого Пишутся далеко не всеми, а только образованными людьми – т.е. исходит из общественных элит (научных, политических, интеллектулаьных, военных и т.п.) Пишутся далеко не всеми, а только образованными людьми – т.е. исходит из общественных элит (научных, политических, интеллектулаьных, военных и т.п.) Отражают жизненный опыт человека Отражают жизненный опыт человека

Мемуары. Мотивы создания Сами авторы мемуаров: намереваются поведать миру правду и только правду Сами авторы мемуаров: намереваются поведать миру правду и только правду Гипертрофированное представление о свеой личности, о своей роли в истории Гипертрофированное представление о свеой личности, о своей роли в истории Просьбы друзей, знакомых Просьбы друзей, знакомых Желание свести свои счеты с историей Желание свести свои счеты с историей Социальный заказ. Социальный заказ. Люди ждут от мемуаров раскрытия «тайн» и «откровений»: интерес к личности мемуариста и к событиям, связанным с его деятельностью Люди ждут от мемуаров раскрытия «тайн» и «откровений»: интерес к личности мемуариста и к событиям, связанным с его деятельностью

Содержание мемуаров Создаются пожилыми людьми Создаются пожилыми людьми Память – единственный источник сведений (« мемуары – жанр литературы, страдающей склерозом») Память – единственный источник сведений (« мемуары – жанр литературы, страдающей склерозом») Нередко с целью «оптимизациипамяти» – обращение к письменным источникам Нередко с целью «оптимизациипамяти» – обращение к письменным источникам -нередко к слухам, разговорам, байкам -нередко к слухам, разговорам, байкам = суррогатные исторические исследования- = суррогатные исторические исследования-

Особенность мемуаров Историк должен помнить, что мемуары отражают личность и историческое сознание общества в момент их написания, а не во время описываемых событий Историк должен помнить, что мемуары отражают личность и историческое сознание общества в момент их написания, а не во время описываемых событий

Особенность советских мемуаров Изначальная идеологическая заданность Изначальная идеологическая заданность Упор не на личность, а на событие Упор не на личность, а на событие - стремление к личной сопричастности к « великим» делам - стремление к личной сопричастности к « великим» делам Строгий выбор тем для сюжетов Строгий выбор тем для сюжетов -недомолвки, недосказанность, «фигуры умолчания» -недомолвки, недосказанность, «фигуры умолчания» Штампы в оценках и в описании фактов Штампы в оценках и в описании фактов эзопов язык эзопов язык самоцензура самоцензура

Технологии критики мемуаров Необходимо изучить личность автора Необходимо изучить личность автора Изучить время и место происходивших событий Изучить время и место происходивших событий Степень участия автора в них, чтобы оценить его осведомленность Степень участия автора в них, чтобы оценить его осведомленность Знать хорошо событийную канву Знать хорошо событийную канву Знать научную литературу по теме Знать научную литературу по теме Знать сведения о подготовке, прохождении мемуаров до публикации Знать сведения о подготовке, прохождении мемуаров до публикации

Дневники Создаются в момент события (синхронность событию) Создаются в момент события (синхронность событию) В них почти нет ошибок памяти В них почти нет ошибок памяти Они датированы Они датированы Отмечены печатью злободневности, обостренности эмоционального восприятия Отмечены печатью злободневности, обостренности эмоционального восприятия

Формы дневниковых записей Каждодневные записи Каждодневные записи Претенциозные записи для того, чтобы быть опубликованными позже ( сопричастность к великим) Претенциозные записи для того, чтобы быть опубликованными позже ( сопричастность к великим)

Особенности типов дневников Авторы – образованные люди. Склонные к самоанализу и к рефлексии Авторы – образованные люди. Склонные к самоанализу и к рефлексии Необходимость высказаться, но довериться могут только бумаге ( бумага не предаст) Необходимость высказаться, но довериться могут только бумаге ( бумага не предаст) Автор дневника прикован к своему прошлому, ему необходимо время от времени возвращаться в него Автор дневника прикован к своему прошлому, ему необходимо время от времени возвращаться в него как правило не предназначены для посторонних глаз как правило не предназначены для посторонних глаз

Особенности типов дневников Другой тип дневниковых записей: Другой тип дневниковых записей: Создаются в расчете на обнародование и публикацию Создаются в расчете на обнародование и публикацию

Особенности типов дневников Путевые заметки: делаются в период путешествий, отдыха, посещения достопримечательных мест Путевые заметки: делаются в период путешествий, отдыха, посещения достопримечательных мест

Особенности типов дневников Неклассические дневники: Неклассические дневники: -систематические записи в тетрадях, блокнотах, записных книжках, ежедневники -систематические записи в тетрадях, блокнотах, записных книжках, ежедневники В них и телефоны, адреса, заметки для памяти, афоризмы, стихи, наблюдения, зарисовки из жизни, умные мысли ( свои и чужие) наброски, планы, записи, сделанные на разного рода совещаниях, собраниях, на лекциях) В них и телефоны, адреса, заметки для памяти, афоризмы, стихи, наблюдения, зарисовки из жизни, умные мысли ( свои и чужие) наброски, планы, записи, сделанные на разного рода совещаниях, собраниях, на лекциях)

Особенности типов дневников Неклассические дневники: Неклассические дневники: Традиционные записные книжки Традиционные записные книжки ( например, студентов, где конспекты лекций перемежаются с соображениями о тяготах студенческой жизни, по поводу личностей преподавателей, товарищей по группе, записочки, шаржи, телефоны приятелей, перечень дел на неделю и т.п.) ( например, студентов, где конспекты лекций перемежаются с соображениями о тяготах студенческой жизни, по поводу личностей преподавателей, товарищей по группе, записочки, шаржи, телефоны приятелей, перечень дел на неделю и т.п.)

Особенности создания дневников Историк отвечает на вопросы: Историк отвечает на вопросы: 1. Кто (определение автора) 1. Кто (определение автора) 2. Зачем(причины и первоначальные функции) ведет дневник. 2. Зачем(причины и первоначальные функции) ведет дневник. Установить степень сохранности, возможности поиска и выявления. Установить степень сохранности, возможности поиска и выявления. 3. Определить, предназначены ли дневники изначально для последующей литературной обработки и издания или нет. 3. Определить, предназначены ли дневники изначально для последующей литературной обработки и издания или нет. От решения на эти вопросы зависят перспективы практического использования дневников в исследовании От решения на эти вопросы зависят перспективы практического использования дневников в исследовании

Особенности создания дневников Чаще всего не выбрасываются и хранятся в личных и семейных архивах записные книжки (записи с большими сокращения слов, выражений, с словными обозначениями, ведомыми только хозяину книжки, по большей части они остаются нерасшифорованными) Чаще всего не выбрасываются и хранятся в личных и семейных архивах записные книжки (записи с большими сокращения слов, выражений, с словными обозначениями, ведомыми только хозяину книжки, по большей части они остаются нерасшифорованными)

Особенности создания дневников Большой урон наносит выборочное уничтожение дневников Большой урон наносит выборочное уничтожение дневников Очень часто уничтожаются т.н. романтические дневники ( условно говоря «гимназические»), когда повзрослевшему человеку они кажутся величайшей глупостью Очень часто уничтожаются т.н. романтические дневники ( условно говоря «гимназические»), когда повзрослевшему человеку они кажутся величайшей глупостью Дневники могут быть уничтожены в силу опасности ареста или разоблачений Дневники могут быть уничтожены в силу опасности ареста или разоблачений

Автор и содержание дневников Дневники ставят авторов в двойственное положение: Дневники ставят авторов в двойственное положение: С одной стороны автор втайне надеется, что когда-нибудь, может быть, его записи опубликуют и по достоинству оценят С одной стороны автор втайне надеется, что когда-нибудь, может быть, его записи опубликуют и по достоинству оценят С другой стороны – ему не очень хотелось бы, чтобы о дневнике знали С другой стороны – ему не очень хотелось бы, чтобы о дневнике знали

Автор и содержание дневников Проблема: мера открытости автора. Проблема: мера открытости автора. Проблема раздвоения личности автора, т.е. для общественного обозрения - одно лицо, для себя - другое Проблема раздвоения личности автора, т.е. для общественного обозрения - одно лицо, для себя - другое Синдром неискренности автора Синдром неискренности автора

Субъективность дневника Это самоцензура автора, порожденная моральными установками, воспитанием, образом жизни Это самоцензура автора, порожденная моральными установками, воспитанием, образом жизни Дневники, особенно тайные, писать вообще опасно в любом обществе Дневники, особенно тайные, писать вообще опасно в любом обществе Автора может преследовать ощущение, что дневник пишется не для себя, а в расчете на прочтение его кем-то (самоконтроль) Автора может преследовать ощущение, что дневник пишется не для себя, а в расчете на прочтение его кем-то (самоконтроль) ВЫ итоге при постоянной оглядке большинство дневников получается эгоцентричными, склонными к самооправданию, приукрашиванию, преувеличению автороской роли ВЫ итоге при постоянной оглядке большинство дневников получается эгоцентричными, склонными к самооправданию, приукрашиванию, преувеличению автороской роли

Значение дневников как исторического источника Дневниковые записи не есть нечто цельное Дневниковые записи не есть нечто цельное Мысли автора разрозненны, не пронизаны общей идеей Мысли автора разрозненны, не пронизаны общей идеей В отличие от мемуаров вообще не претендуют на объективное освещение прошлого В отличие от мемуаров вообще не претендуют на объективное освещение прошлого

Значение дневников как исторического источника Дневники выступают как степень осознания автором собственного «Я» в системе межличностных и общественных отношений Дневники выступают как степень осознания автором собственного «Я» в системе межличностных и общественных отношений Это следует рассматривать в качестве ведущего признака при определении ценности этого источника Это следует рассматривать в качестве ведущего признака при определении ценности этого источника

Значение дневников как исторического источника Дневники более раскованы Дневники более раскованы В дневниках меньше идеологической заданности В дневниках меньше идеологической заданности По ним можно изучать как те или иные идеологические установки преломляются в обыденном сознании По ним можно изучать как те или иные идеологические установки преломляются в обыденном сознании

Значение дневников как исторического источника Ценность дневников в подвижности отражения личности их автора, можно изучить изменение взглядов, уровня культуры. Ценность дневников в подвижности отражения личности их автора, можно изучить изменение взглядов, уровня культуры. Пишутся языком, синхронным событию Пишутся языком, синхронным событию ( важно для реконструкции эпохи) ( важно для реконструкции эпохи)

Письма как источник Самое распространенное средство массовой коммуникации после прямого общения людей Самое распространенное средство массовой коммуникации после прямого общения людей Посредниками в коммуникации выступают почта, телеграф, факс, Интернет, «оказия», курьерская связь Посредниками в коммуникации выступают почта, телеграф, факс, Интернет, «оказия», курьерская связь

Частная переписка (эпистолярный источник) Корреспонденция, которая ведется между отдельными людьми Корреспонденция, которая ведется между отдельными людьми Большинство уничтожается после выполнения коммуникативной функции Большинство уничтожается после выполнения коммуникативной функции Больше шансов уцелеть официальной переписке (но официальные письма относится к делопроизводственному источнику) Больше шансов уцелеть официальной переписке (но официальные письма относится к делопроизводственному источнику)

Значение эпистолярных источников Письма - хороший источник для изучения личной жизни, психологии людей, настроений в обществе Письма - хороший источник для изучения личной жизни, психологии людей, настроений в обществе Язык писем ближе к разговорной практие Язык писем ближе к разговорной практие См. «Профессионализм историка и идеологическая конъюнктура»,М., См. «Профессионализм историка и идеологическая конъюнктура»,М., 1994.

Значение эпистолярных источников По содержанию письма сочетают в себе разные элементы общественной жизни: приязнь, неприязнь, подробности личной жизни, обсуждение общественных проблем По содержанию письма сочетают в себе разные элементы общественной жизни: приязнь, неприязнь, подробности личной жизни, обсуждение общественных проблем Как материал для построения индивидуальных и коллективных биографий, реконструкции личных и общественных связей. Как материал для построения индивидуальных и коллективных биографий, реконструкции личных и общественных связей. Но: ограниченный круг писем!!! Но: ограниченный круг писем!!!

Значение эпистолярных источников Источник для изучения «истории снизу»: как люди разного положения, знания, кругозора переживают на себе исторические события Источник для изучения «истории снизу»: как люди разного положения, знания, кругозора переживают на себе исторические события Затрагивают корневые, микроскопические формы бытия Затрагивают корневые, микроскопические формы бытия Содержат множество сведений по истории повседневности Содержат множество сведений по истории повседневности

Значение эпистолярных источников Разносторонний характер содержания писем позволяет в равной мере рассматривать события экономической, политической, социально-культурной истории, пропущенные через личный опыт человека Разносторонний характер содержания писем позволяет в равной мере рассматривать события экономической, политической, социально-культурной истории, пропущенные через личный опыт человека

Стандартное письмо Рассказ о своем житье-бытье за определенный промежуток времени, о том, что случилось и что изменилось в жизни. Рассказ о своем житье-бытье за определенный промежуток времени, о том, что случилось и что изменилось в жизни. Письма к незнакомым людям: элементы личной презентации Письма к незнакомым людям: элементы личной презентации

Приемы работы с письмами Идеально: работа с комплексом писем Идеально: работа с комплексом писем Установление закономерностей сохранения писем (трудная задача, т.к. обыденные, бытовые письма мало сохраняются) Установление закономерностей сохранения писем (трудная задача, т.к. обыденные, бытовые письма мало сохраняются) Проблема «перлюстрации писем», т.е. вскрытие и просмотр без ведома адресата Проблема «перлюстрации писем», т.е. вскрытие и просмотр без ведома адресата Письма-доносы, письма во власть Письма-доносы, письма во власть

Приемы работы с письмами Выявление содержания писем (проблема классификации – сложно! Т.к. Любой классификационный признак «увязал» в многообразии содержания) Выявление содержания писем (проблема классификации – сложно! Т.к. Любой классификационный признак «увязал» в многообразии содержания) Разнообразие писем по форме: короткая записка, многостраничные послания, индивидуальные, коллективные (каждый привносит что-то свое – см. «Простоквашино») ) Разнообразие писем по форме: короткая записка, многостраничные послания, индивидуальные, коллективные (каждый привносит что-то свое – см. «Простоквашино») )

Приемы работы с письмами Разная форма писем: художественная и совершенно нечитабельная Разная форма писем: художественная и совершенно нечитабельная

Приемы работы с письмами К содержанию писем приходится обращаться несколько раз К содержанию писем приходится обращаться несколько раз Поэтому важно: роль герменевтического прочтения текстов Поэтому важно: роль герменевтического прочтения текстов Письма требуют постоянного комментирования, расшифровки имен, упомянутых событий, связывания их содержания с реальной действительностью, укладывая в определенный исторический контекст Письма требуют постоянного комментирования, расшифровки имен, упомянутых событий, связывания их содержания с реальной действительностью, укладывая в определенный исторический контекст

Приемы работы с письмами При публикации писем историк берет на себя роль гида и интерпретатора содержания корреспонденции При публикации писем историк берет на себя роль гида и интерпретатора содержания корреспонденции Вопрос о пределах вмешательства историка : историк не должен вмешиваться произвольно в содержание писем, избегать выходящие за рамки содержания интепретации Вопрос о пределах вмешательства историка : историк не должен вмешиваться произвольно в содержание писем, избегать выходящие за рамки содержания интепретации

Приемы работы с письмами Самый острый вопрос: редакторская правка текстов Самый острый вопрос: редакторская правка текстов Речь идет о вмешательстве в язык писем ( но ведь обыденный язык писем несет в себе большой пласт культурной информации) Речь идет о вмешательстве в язык писем ( но ведь обыденный язык писем несет в себе большой пласт культурной информации) Такт, этика публикаций, чтобы не нанести вред близким и потомкам автора Такт, этика публикаций, чтобы не нанести вред близким и потомкам автора

Спасибо!