Основы управления педагогическим коллективом. При управлении человеком, группой людей перед руководителем возникает два пути: Попытаться заставить выполнить.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Одно из самых важных правил при решении любого рода конфликтов - это хорошее владение собой. Не поддаваться эмоциям, а, в первую очередь, сохраняя спокойствие,
Advertisements

Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Вербальное общение - правила: не быть предвзятым к собеседнику; преодолевать эгоцентризм; быть спокойным; уверенным; свободным; выражать неподдельный.
«Ты должен хорошо учиться!» «Ты должен думать о будущем!» «Ты должен уважать старших!» «Ты должен слушаться учителей и родителей!»
ОБЩЕНИЕ Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый социальными потребностями и включающий в себя.
Как сохранить в себе человека. Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему в 8 классе.
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Урок с использованием технологии дебатов. Дискуссия- Обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения Дебаты- обсуждение вопроса.
Тема 25. Общение как социально- психологический инструмент Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, который порождается потребностями.
* Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ «Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает.
ПАРФЕНОВА ЛЮБОВЬ АЛЕКСЕЕВНА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 2012 Тренинг «Эффективное общение» для учащихся.
{ Барьеры общения Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел. Даниэл Уэбстер.
ЛОБАЧЕВА А.Ю. ЮМ 02/16 Искусство спорить. «Самое трудное в споре не столько защищать свою точку зрения, сколько иметь о ней четкое представление». Под.
Презентация к теме "Конфликт и правила поведения в конфликте".
ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ- РАССУЖДЕНИЕ ЗАДАНИЯ 15.1, 15.2, 15.3.
tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения. tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные.
От конфликта к культуре педагогического общения. Конфликт столкновение, серьезное разногласие, спор (словарь С. И. Ожегова); столкновение, серьезное разногласие,
Ключевые понятия Вербальная коммуникация. Вербальное воздействие. Факторы вербального речевого общения.
1 способности и умения в организации общения; 2 психологические знания 3 свойства самой личности (характер, темперамент) 4 психические состояния, проявляющиеся.
Транксрипт:

Основы управления педагогическим коллективом

При управлении человеком, группой людей перед руководителем возникает два пути: Попытаться заставить выполнить навязываемое им действие, то есть сломить «сопротивление» адресата (открытое управление) Попытаться заставить выполнить навязываемое им действие, то есть сломить «сопротивление» адресата (открытое управление) Замаскировать управляющее воздействие так, чтобы оно не вызвало возражения адресата (скрытое управление) Замаскировать управляющее воздействие так, чтобы оно не вызвало возражения адресата (скрытое управление)

Скрытое управление – управляющее воздействие инициатора на адресата, при котором цель управления скрывается и адресат самостоятельно принимает решение (выполняет действие), запланированное инициатором.

Скрытое управление Созидательное СУ Манипулятивное СУ Выигрыш адресата и инициатора Выигрыш адресата Выигрыш инициатора, проигрыш адресата

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

Управленческое общение - профессиональное общение людей, обеспечивающее взаимодействие руководителя с подчинёнными; профессиональное общение людей, обеспечивающее взаимодействие руководителя с подчинёнными; Управленческое общение рассматривается как форма существования управленческой деятельности.

В речевом общении выделяют три стороны: Коммуникативная - передача сведений от одного человека другому или от одного человека группе лиц. При этом происходит не однонаправленное движение информации, а активный обмен ею, изменяющий состояние участников коммуникативного процесса. Коммуникативная - передача сведений от одного человека другому или от одного человека группе лиц. При этом происходит не однонаправленное движение информации, а активный обмен ею, изменяющий состояние участников коммуникативного процесса. Интерактивная (взаимодействие) сторона общения включает отработку тактики и стратегии взаимодействия, приспособление человека к человеку в процессе совместной деятельности. Интерактивная (взаимодействие) сторона общения включает отработку тактики и стратегии взаимодействия, приспособление человека к человеку в процессе совместной деятельности. Перцептивная сторона отражает восприятие и понимание людьми друг друга, умение проникнуть во внутренний мир человека, обнаружить мотивы поведения. Перцептивная сторона отражает восприятие и понимание людьми друг друга, умение проникнуть во внутренний мир человека, обнаружить мотивы поведения.

РОД ВЗР РЕБ ВЗР РОД

Эффекты восприятия Эффект ореола. Эффект предубеждения. Эффект первого впечатления. Эффект логической ошибки. Эффект центральной тенденции. Эффект единицы измерения. Эффект механизма установки.

Психология убеждающей коммуникации 1. Законы психологии убеждающей коммуникации. 1. Законы психологии убеждающей коммуникации. 2. Техника достижения полного понимания. 2. Техника достижения полного понимания. 3. Техника аргументации. 3. Техника аргументации. 4. Аттракция – расположение собеседника к себе. 4. Аттракция – расположение собеседника к себе.

Убедить – сделать так, чтобы человек сам стал бы придерживаться такого же мнения, что и Вы.

Понять – не значит принять «Я прекрасно понимаю, что Вы от меня хотите, но я абсолютно с Вами не согласен» «Я прекрасно понимаю, что Вы от меня хотите, но я абсолютно с Вами не согласен»

Что лучше? 1 Понял и принял 2 Не понял и не принял 3 Понял, но не принял 4 Не понял, но принял

Доказать – не значит убедить Доказательства (даже самые настоящие) не всегда приводят к цели убеждения – к принятию позиции собеседника Доказательства (даже самые настоящие) не всегда приводят к цели убеждения – к принятию позиции собеседника

Что лучше? 1 Доказательно и убедительно 2 Не доказательно и не убедительно 3 Не доказательно, но убедительно 4 Доказательно, но не убедительно

«Понимание» и «доказывание не являются необходимыми условиями. Они нужны для создания наилучших условий для принятия: будет понимание, будут доказательства – легче примет, скорее примет, вероятнее примет. «Понимание» и «доказывание не являются необходимыми условиями. Они нужны для создания наилучших условий для принятия: будет понимание, будут доказательства – легче примет, скорее примет, вероятнее примет.

Люди легче примут ту позицию, которая как минимум не противоречит другим их собственным взглядам и как максимум совпадает с другими их собственными взглядами. Люди легче примут ту позицию, которая как минимум не противоречит другим их собственным взглядам и как максимум совпадает с другими их собственными взглядами. Сходство взглядов

Личностное отношение При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому у них положительное отношение. И наоборот – труднее принимают позицию того человека, к которому у них эмоционально отрицательное отношение. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому у них положительное отношение. И наоборот – труднее принимают позицию того человека, к которому у них эмоционально отрицательное отношение.

Техники: Техника достижения полного понимания. Техника достижения полного понимания. Техника аргументации и контраргументации. Техника аргументации и контраргументации. Техника аттракции – расположения партнёра к себе. Техника аттракции – расположения партнёра к себе.

Техника достижения полного понимания Единство национального языка. Единство национального языка. Единство профессионального языка. Единство профессионального языка. Учёт уровня интеллекта собеседника. Учёт уровня интеллекта собеседника. Полнота убеждающей информации. Полнота убеждающей информации. Логичность изложения. Логичность изложения. Концентрация внимания собеседника. Концентрация внимания собеседника.

Техника аргументации Тезис – идея, которую должен принять оппонент Тезис – идея, которую должен принять оппонент Аргумент – доказательство тезиса, служит для обоснования, почему тезис можно и нужно принять. Аргумент – доказательство тезиса, служит для обоснования, почему тезис можно и нужно принять.

Требования к аргументу: Должен приниматься априори (без доказательств). Иначе это не аргумент, а субтезис. Должен приниматься априори (без доказательств). Иначе это не аргумент, а субтезис. Должен «потянуть» за собой тезис. Должен «потянуть» за собой тезис.

Правила формулирования аргумента Аргумент должен соответствовать действительности. Аргумент должен соответствовать действительности. Аргумент должен иметь логическую связь с тезисом. Аргумент должен иметь логическую связь с тезисом. Учитывать личный интерес собеседника. Учитывать личный интерес собеседника. Учитывать особенности системы ценностей собеседника. Учитывать особенности системы ценностей собеседника.

Правила логики определяют наличие или отсутствие аргумента, а правила психологии – силу аргумента. Правила логики определяют наличие или отсутствие аргумента, а правила психологии – силу аргумента.

Порядок предъявления аргументов: Если неизвестна исходная установка собеседника, то сильные аргументы следует поместить в начало и в конец. Если неизвестна исходная установка собеседника, то сильные аргументы следует поместить в начало и в конец. Если исходная установка собеседника позитивная, то начинать следует со слабых и заканчивать сильными аргументами. Если исходная установка собеседника позитивная, то начинать следует со слабых и заканчивать сильными аргументами. Если исходная установка собеседника негативная, то начинать следует с сильных, а заканчивать слабыми аргументами. Если исходная установка собеседника негативная, то начинать следует с сильных, а заканчивать слабыми аргументами.

Чтобы ещё усилить результативность аргументации, необходимо предугадать ответные реакции собеседника и заранее подготовить ответы на них. Здесь возможны два варианта: Односторонняя аргументация – подождать, пока собеседник выскажет свои возражения и их опровергнуть. Приём «поиск чёрной кошки» - стимулируем аудиторию к нужному высказыванию тем, что намеренно вызываем ответ «нет», а затем путем рассуждений аудитория сама приходит к нужному «да». Односторонняя аргументация – подождать, пока собеседник выскажет свои возражения и их опровергнуть. Приём «поиск чёрной кошки» - стимулируем аудиторию к нужному высказыванию тем, что намеренно вызываем ответ «нет», а затем путем рассуждений аудитория сама приходит к нужному «да». Данный приём лучше использовать, когда собеседник позитивно настроен и если он эмоционально устойчив.

Двусторонняя аргументация – высказать возможные возражения за собеседника и тотчас их опрвергнуть. Отсюда правило упреждения – упреждайте возможные возражения собеседника, не давайте ему сказать в самом начале диалога «нет». Данный приём лучше применять с негативно настроенным собеседником и если собеседник является ранимой личностью. Двусторонняя аргументация – высказать возможные возражения за собеседника и тотчас их опрвергнуть. Отсюда правило упреждения – упреждайте возможные возражения собеседника, не давайте ему сказать в самом начале диалога «нет». Данный приём лучше применять с негативно настроенным собеседником и если собеседник является ранимой личностью.

Готовясь к серьёзной дискуссии, вы заранее: Чётко сформулировали тезис, который в конечном счёте должен принять оппонент. Чётко сформулировали тезис, который в конечном счёте должен принять оппонент. Подготовили по правилам логики аргументы. Подготовили по правилам логики аргументы. Включили в содержание аргументов личный интерес собеседника и учли его индивидуальные особенности. Включили в содержание аргументов личный интерес собеседника и учли его индивидуальные особенности. Расположили аргументы в порядке в зависимости от предполагаемой исходной установки на Вас Вашего оппонента. Расположили аргументы в порядке в зависимости от предполагаемой исходной установки на Вас Вашего оппонента. Предположили возможные возражения собеседника. Предположили возможные возражения собеседника. Подготовили контрдоводы и приняли решение об их упреждении. Подготовили контрдоводы и приняли решение об их упреждении.

Ситуации «рационально неразрешимых противоречий» «Барьер вероятности» «Барьер вероятности» «Барьер значимости» «Барьер значимости» Антипатия собеседника Антипатия собеседника Априорное неприятие («я всё равно не согласен») Априорное неприятие («я всё равно не согласен»)

Вербальные психотехнические приёмы воздействия на сознание: Приём «Имя собственное» Приём «Имя собственное» Приём «Золотые слова» Приём «Золотые слова» Приём «Любимая тема» Приём «Любимая тема»

Кинетические психотехники Положение головы в пространстве: -Наклоны головы (вперёд-назад или в сторону); -Повороты головы (к собеседнику или не к собеседнику)

Голова агрессора: - это биологически обусловленное проявление агрессивных чувств; - может отражать ситуативное состояние – негативную ситуативную реакцию на окружение; - может отражать фундаментальное агрессивное состояние, взгляд на мир в целом, на мир людей, на мир незнакомых людей и т.п.

Психотехники контрвоздействия «Перо и бумага» «Перо и бумага» «Да – но» «Да – но»

Правила формулирования «согласной» части: найти повод для согласия с какой-либо частью высказывания оппонента, найти повод для согласия с какой-либо частью высказывания оппонента, содержание «согласной» части ответа не должно противоречить действительности, содержание «согласной» части ответа не должно противоречить действительности, содержание «согласной» части ответа не должно противоречить второй части, содержание «согласной» части ответа не должно противоречить второй части, «согласная» часть не должна быть лаконичной, необходимо, чтобы оппонент успел осознать эти приятные для его слуха слова и прочувствовать их, «согласная» часть не должна быть лаконичной, необходимо, чтобы оппонент успел осознать эти приятные для его слуха слова и прочувствовать их, по этой же причине не следует эту часть ответа произносить скороговоркой, необходимо делать паузы, по этой же причине не следует эту часть ответа произносить скороговоркой, необходимо делать паузы, интонация первой части не должна быть «отрицающей». интонация первой части не должна быть «отрицающей».

Некорректные приёмы ведения дискуссии: Приёмы блокировки Ваших аргументов. - перевод разговора на другую тему – Ваш оппонент старается увести вас от невыгодного для него разговора, переводит его на другую тему. «Пси-защита» - «Я согласен с Вами, эта тема действительно серьёзная… И поскольку это заслуживает специального внимания, а я дорожу и Вашим, и своим временем, то давайте лучше сначала закончим о…»; - перевод разговора на другую тему – Ваш оппонент старается увести вас от невыгодного для него разговора, переводит его на другую тему. «Пси-защита» - «Я согласен с Вами, эта тема действительно серьёзная… И поскольку это заслуживает специального внимания, а я дорожу и Вашим, и своим временем, то давайте лучше сначала закончим о…»; - прием «анекдота». «Пси-защита» - анекдот – это перерыв в работе, пауза для отдыха. Отдохнули – теперь к аргументам; - прием «анекдота». «Пси-защита» - анекдот – это перерыв в работе, пауза для отдыха. Отдохнули – теперь к аргументам; - приём «глушения» - оппонент начинает говорить каждый раз, когда Вы пытаетесь что-то сказать. «Пси-защита» - как только он включает «глушилку» - перестать говорить, ИЛИ, изменив тембр голоса: «Потерпите, сейчас выскажитесь», «Позвольте мне договорить до конца». - приём «глушения» - оппонент начинает говорить каждый раз, когда Вы пытаетесь что-то сказать. «Пси-защита» - как только он включает «глушилку» - перестать говорить, ИЛИ, изменив тембр голоса: «Потерпите, сейчас выскажитесь», «Позвольте мне договорить до конца».

Приёмы девальвации Ваших аргументов. - опровержение аргументов с ссылкой на Ваши слова с иной их интерпретацией. «Пси-защита» - обязательно активно подтвердите, что эти слова Вы произносили и далее без паузы: «Поскольку я этим словам придавал не такое значение. То нет смысла их так понимать, поэтому лучше вернёмся…»; - опровержение аргументов приписыванием Вам того, что Вы не говорили. «Пси-защита» - «Нет смысла спорить, говорил я это или не говорил, у нас с Вами нет свидетелей; Вы будете утверждать, что это мои слова, я буду говорить обратное – это бесполезный спор, а я дорожу не только своим, но и Вашим временем, поэтому лучше вернёмся к Вашей мысли о том…»; - опровержение Ваших аргументов упрёком, что Вы «вот ни слова не сказали о…», но на самом-то деле Вы об этом говорили. «Пси-защита» - «С удовольствием ещё раз повторю сказанное мною ранее о том, что…» - спокойно-деловая интонация;

- опровержение аргументов ссылкой на формально действительную Вашу некомпетентность в этой области знания. «Пси-защита» - согласитесь, показав, что всегда идёте на компромисс или всегда готовы признать правоту другого. И сразу же, без пауз: «… поэтому вернёмся к… знаете ли вы что…»; - опровержение аргументов ссылкой на авторитетную цитату. «Пси-защита» - если партнер произнёс цитату как бы между прочим и не стал делать из неё аргумент – проигнорируйте этот ход; если нет – на одном дыхании: «К. безусловно авторитет, и Вы согласны, что слова «авторитет» и «доказательство» не синонимы; поскольку здесь мы с вами не расходимся, то давайте вернёмся к...».

Приёмы провоцирования конфликтов. - приём «мелкие уколы» имеет главную цель – вывести Вас из душевного равновесия. «Пси-защита» - игнорирование; - приём «мелкие уколы» имеет главную цель – вывести Вас из душевного равновесия. «Пси-защита» - игнорирование; - явное оскорбление – когда агрессию не заметить нельзя. «Пси-защита» - формула торможения: «Я думаю, что нам лучше на время прерваться». - явное оскорбление – когда агрессию не заметить нельзя. «Пси-защита» - формула торможения: «Я думаю, что нам лучше на время прерваться».

Психотехника разговора-наказания В ситуации наказания необходимо использование приёмов расположения к себе. В ситуации наказания необходимо использование приёмов расположения к себе. Основная тактика наказания – добиться принятия подчинённым Вашей позиции и по отношению к его поступку, и по отношению к мере наказания. Основная тактика наказания – добиться принятия подчинённым Вашей позиции и по отношению к его поступку, и по отношению к мере наказания.

Первая часть – «Позитивный фон» Прежде чем наказывать, надо создать условия для принятия Вашего наказания – положительный эмоциональный фон диалога. Прежде чем наказывать, надо создать условия для принятия Вашего наказания – положительный эмоциональный фон диалога. Это должна быть самостоятельную часть разговора. Переход «Двойное лицо» «Вот говорю Вам всё это, а сам не могу отделаться от ощущения, что я знаю как бы двух сотрудников с одинаковым именем Пётр Иванович: один из них – первоклассный специалист, а другой - …»

Вторая часть – «Выговор» Констатируется факт совершения проступка. Констатируется факт совершения проступка. Выясняется, так ли было на самом деле. Выясняется, так ли было на самом деле. Выясняется, не было каких-либо «стихийных» обстоятельств, вынудивших совершить проступок. Выясняется, не было каких-либо «стихийных» обстоятельств, вынудивших совершить проступок. Объявление наказания: «Как вы сами понимаете, Пётр Иванович, не наказать я Вас не могу. Конечно, строгого выговора Вы не заслуживаете, но не объявить Вам выговор я не могу. Знаю, что от этого наказания Вы не будете в восторге, но поступить иначе я не могу, как бы высоко не ценил другие Ваши заслуги». Объявление наказания: «Как вы сами понимаете, Пётр Иванович, не наказать я Вас не могу. Конечно, строгого выговора Вы не заслуживаете, но не объявить Вам выговор я не могу. Знаю, что от этого наказания Вы не будете в восторге, но поступить иначе я не могу, как бы высоко не ценил другие Ваши заслуги».

Переход «Личная просьба» Пауза 10 секунд. «А теперь, Пётр Иванович, у меня к Вам будет личная просьба (пауза 2-3 сек) … если можно, конечно?»

Третья часть – «Просьба» «Пожалуйста, Пётр Иванович, на будущее избавьте меня от подобного разговора. Такие беседы неприятны не только Вам, но и мне. Я же прекрасно знаю, что Вы можете работать и без подобных нарушений.»