ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА: КОНЦЕПЦИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ Москва 26 апреля 2013 г. Шрагина Л.И. Доцент, канд. психол. наук, Мастер ТРИЗ, Научный руководитель Лаборатории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
* умения, лежащие в основе читательской компетенции (чтение и понимание письменных текстов); * умения по работе с информацией (понимание информации, представленной.
Advertisements

«Педагогика как наука» Выполнила: Студентка 2 курса нач. Б группы Фазлиева Светлана.
Одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время является принцип связи обучения с жизнью (или связи.
606170, Нижегородская область, р. п. Сосновское, пер. Школьный, д. 8.
Современный урок Сидорова Н.А., заместитель директора лицея.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Н. Толстой.
1 Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » 2012г. Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» как механизм реализации ФГОС–2.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ СЕВЕРО - ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Системно-деятельностный подход при формировании универсальных учебных действий Некрасова Н.А. учитель истории, обществознания МБОУ «Лицей 89»
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Педагог-психолог О.В. Троицкая г. ТЕМА: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ – ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ.
Лекция 1 Тема: «Проектная деятельность как психологическое новообразование учащихся»
В.Д. Шадриков, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор психологических.
ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА –
1 Системный подход это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Системно – деятельностный подход как инструмент реализации ФГОС нового поколения Выступление Бабуриной Елены Васильевны руководителя ШМО предметной области.
Транксрипт:

ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА: КОНЦЕПЦИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ Москва 26 апреля 2013 г. Шрагина Л.И. Доцент, канд. психол. наук, Мастер ТРИЗ, Научный руководитель Лаборатории «ТРИЗ-педагогика Украины» Меерович М. И. Мастер ТРИЗ, Руководитель Лаборатории «ТРИЗ-педагогика Украины» 1

Возможность организации технического творчества дает надежду на то, что так же можно организовать творчество в других видах человеческой деятельности, что неизмеримо более заманчиво, чем просто возможность решать технические задачи. Наша высшая задача – перестроить мышление. Г.С. Альтшуллер Творчество как точная наука 2

3 Москва, Прогресс, – 240 с.

При всех расхождениях существует 10 узловых проблем, которым во всем мире придают первостепенное значение. 4

1.Образование и воспитание (новые системы образования, новые методы преподавания) 2.Проблемы мира и конфликтных ситуаций 3.Продовольственные проблемы 4.Транспорт 5.Здравоохранение 6.Городское и жилищное строительство 7.Гигиена окружающей среды 8.Будущее семьи 9.Общество 10.Исследование будущего 5

Программа Развития ООН: 1. Средняя продолжительность жизни. 2. Средний доход на душу населения. 3. Уровень грамотности населения. 4. Валовой охват населения обучением. показатели оценки И ндекса Р азвития Ч еловеческого П отенциала страны 6

XXI век ПРОБЛЕМА 1 Образование и воспитание: новые системы образования, новые методы преподавания 7

Вопросы образования – это вопросы национальной безопасности Образование – это категорически не услуга. Это системообразующий институт нации и государства. Гражданами России нас делает образование и воспитание, а не купленные услуги. Когда-то Бисмарк сказал, что франко-прусскую войну выиграл не прусский солдат, а прусский учитель, воспитавший прусского офицера, фельдфебеля, инженера и солдата. С.Е. РУКШИН заслуженный учитель России, доцент РГПУ им. Герцена, зам. директора физ.-мат. лицея 239 СПб., создатель и руководитель городского Центра для одаренных школьников. ДОШЛИ ДО ТОЧКИ НЕВОЗВРАТА "Санкт-Петербургские ведомости«

Базовый механизм развития всего социума – это содержание образования, и прежде всего – среднего, допрофессионального. 9

Сегодня – начало второго десятилетия ХХI века, и прогнозы подтверждаются: состояние, в котором находится мировая система образования, оценивается одним словом – «кризис». Почему же именно сейчас так велико значение образования для развития страны и каковы причины кризиса системы образования? 10

Классификация объектов и явлений (по признаку «происхождение») природныеискусственные 11

Основной заказчик и потребитель «продукта», который выпускает система образования – ЭКОНОМИКА 12

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ (классификация проводится по признаку: основной продукт, производством которого занято максимальное количество населения) 1.Сельскохозяйственный – производство продуктов питания. 2.Промышленный (индустриальный) – производство машин и механизмов. 3.Информационный – производство идей и технологий. 13

Основная функция системы образования – подготовка новых поколений с целью их наиболее эффективного участия во всех сферах деятельности общества путем передачи социокультурного опыта, накопленного предыдущими поколениями 14

Структура системы образования и ее взаимосвязь с некоторыми элементами системы «Государство» ГосударствоЭкономикаРодители Система образования Основная функция (цели СО) (Зачем учить?) Содержание (Чему учить?) Методика (Как учить?) Контингент (Кого учить?) Учитель (Кто учит?) 15

Изменение основной функции системы образования на различных этапах развития экономики Система образо- вания Этапы развития экономики Содер- жание образо- вания Способ передачи Основная функция Э К О Н О М И К А Трудовые навыки крестьянина и ремесленника Передача личного опыта и навыков новому поколению в общей деятельности Формирование навыков профессиональных исполнителей Сельско- хозяйственный (производство продуктов питания) Промышленный (производство машин и механизмов) Объем знаний для получения профессионального образования Информационный (производство новых идей и технологий) Формирование профессиональных навыков узких специалистов Освоение профессиональных знаний в специальных учебных заведениях 16

Необходимость создания принципиально нового продукта – наукоемких идей и технологий – коренным образом меняет требования к качествам работника и выводит на первое место «человеческий фактор»: – коммуникативность – способность работать в команде; – креативность – способность генерировать новые идеи; – обучаемость – способность быстро и с удовольствием осваивать новые технологии. 17

18 Инвестиции лишь на 20% обеспечивают эффективность экономического развития. Определяющим же фактором является социальная и нравственно-психологическая обстановка в обществе. Игорь Гундаров академик РАЕН, руководитель Центра мониторинга благополучия регионов Академии труда и социальных отношений ЕСТЬ МОДЕЛЬ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

Классическая система образования на такие запросы отвечает традиционно: «Введем новые предметы!» Коммуникативность? Курс психологии и психотренинги! Креативность? Основы творческой деятельности! Обучаемость? Курс педагогики! ??? КОГДА ??? 19

Причиной мирового кризиса современной системы образования стал комплекс таких основных противоречий: 1. Быстрый рост общего объема научной информации ведет к увеличению сроков обучения, а специализация учебных заведений – к утрате целостности и системности научно-объективной картины мира. 20

2. Необходимость ежедневно усваивать большое количество новой информации не оставляет учащимся времени на ее обдумывание и «переваривание», и знания перестают быть важнейшим условием и стимулом развития мышления. 3. В систему подготовки педагогов заложены методы репродуктивной передачи информации, а в систему контроля качества обучения – методы проверки объема знаний на базе механической памяти. 21

4. Репродуктивные формы обучения не способны обеспечить массовую подготовку специалистов творческих профессий, диапазон которых быстро растет. 5. Современные формы деятельности в составе команды требуют наличия развитых коммуникативных качеств личности, а практически все формы современного воспитания ориентированы на формирование индивидуалиста. 22

6. Не обеспечивает система образования и возможность активного участия субъекта в общественных отношениях и в собственном жизнетворчестве, в развитии и реализации своих способностей. 23

Концепции профильного образования (в том числе принятая МОН Украины) морально устарели. 24

Экстенсивный путь наращивания количества и объема учебных предметов и специализации учебных заведений – себя исчерпал. Нынешний выпускник учебного заведения платит за него неумением применять полученные знания на практике, тем более творчески и в коллективе, и узостью профессионального кругозора. 25

Для подготовки «гибкого» специалиста «завтрашнего дня» необходима ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА – система интеллектуального и психологического развития, формирующая в социализированной личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления 26

Для решения проблемы, которая расценивается как мировой кризис системы образования, необходим переход от нерефлексивного освоения знаний к осознанному овладению и владению мыслительными приемами и операциями. Такой переход возможен только за счет смены парадигмы методологии преподавания – с репродуктивной на продуктивную, при которой получение знаний в ходе учебного процесса становится не целью, а только средством формирования ЛИЧНОСТИ 27

ЦельФорма обучения «Опережающая педагогика»- технология образования на основе ТРИЗ Идеологическая основа Психологическая основа Учитель Содержание системы Методы реализации Концептуальные положения Система проблемных ситуаций для развития мышления Ученик Психоло- гизация учебного процесса Методи- ческая основа Содержание комплекса Система упражнений для развития воображения М.И.Меерович Л.И.Шрагина ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Минск-Москва 2000, 2008 Алгоритмический метод анализа проблем на основе ТРИЗ Система образования Компоненты технологии ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА 28

Цель: формирование культуры мышления как эффективного, осознанного, целенаправленного и управляемого процесса мыследеятельности. Идеологическая основа: - эволюция системы образования происходит в соответствии с объективными законами развития искусственных систем; - компоненты осознанных и управляемых технологий мышления могут быть сформированы в результате специально организованной учебной деятельности. Психологическая основа: понимание процесса творческого мышления как единства и взаимодействия логического и эмоционально-образного компонентов. 29

Концептуальные положения: Обучение должно опережать развитие. (Л.С.Выготский) Ум с самого начала надо воспитывать так, чтобы противоречие служило... толчком к самостоятельной работе. (Э.В.Ильенков) Содержание системы: МЕТОДОЛОГИЯ формирования осознанных и управляемых технологий мыследеятельности Форма обучения: учебный диалог на основе субъект-субъектных отношений. Методы реализации: освоение технологий мыследеятельности как результат исследовательской деятельности по поиску решения комплекса учебных проблем. 30

Методическая основа: 1. Функционально-системный подход. 2. Генетический анализ. 3. Алгоритм решения проблемных ситуаций (АРПС). Психологизация учебного процесса: конструирование и коррекция практическим психологом такого учебно-воспитательного процесса, при котором усвоение определенного объема предметных знаний-умений рассматривается не как главная цель обучения, а только как средство максимально возможного раскрытия интеллектуального и творческого потенциала личности учащегося. 31

Изменение основной функции системы образования на различных этапах развития экономики Система образо- вания Этапы развития экономики Содер- жание образо- вания Способ передачи Основная функция Э К О Н О М И К А Трудовые навыки крестьянина и ремесленника Передача личного опыта и навыков новому поколению в общей деятельности Формирование навыков профессиональных исполнителей Сельско- хозяйственный (производство продуктов питания) Промышленный (производство машин и механизмов) Объем знаний для получения профессионального образования Информационный (производство новых идей и технологий) Методы организации мышления и развития качеств творческой личности Организация учебного процесса как исследовательской деятельности Способность к самореализации в быстро- изменяющемся мире Формирование профессиональных навыков узких специалистов Освоение профессиональных знаний в специальных учебных заведениях 32

Промыш- ленный – производство машин и механизмов. Сельско- хозяйств.– производство продуктов питания. Информа- ционный – производство идей и технологий Человеко- творческий – «производство» человека как творческой личности Интеллектуализация продукта производства 33

Изменение основной функции системы образования на различных этапах развития экономики Система образо- вания Этапы развития экономики Содер- жание образо- вания Способ передачи Основная функция Э К О Н О М И К А Трудовые навыки крестьянина и ремесленника Передача личного опыта и навыков новому поколению в общей деятельности Формирование навыков профессиональных исполнителей Сельско- хозяйственный (производство продуктов питания) Промышленный (производство машин и механизмов) Объем знаний для получения профессионального образования Информационный (производство новых идей и технологий) Человекотворческий (воспроизведение человека как творческой личности) Методы организации мышления и развития качеств творческой личности Организация учебного процесса как исследовательской деятельности Полное раскрытие своих способностей и реализация своих возможностей Способность к самореализации в быстро- изменяющемся мире Формирование профессиональных навыков узких специалистов Освоение профессиональных знаний в специальных учебных заведениях Непосредственное участие во всех аспектах жизни общества Создание среды, формирующей качества творческой и гума- нистической личности 34

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 35

Компоненты способностей Формирующие инструменты 1 Системное мышление – высокий уровень развития мышления: - рассматривать объекты и явления окружающего мира как системы в их взаимосвязи и развитии; – уметь анализировать ситуации, устанавливать причинно- следственные связи, обнаруживать скрытые зависимости и связи; – обосновывать и рассуждать; – предвидеть последствия; – уметь интегрировать и организовать информацию, делать выводы; – обнаруживать противоречия, решать проблемы. Системный подход Генетический анализ Схема понятия «система» Системный оператор Комплекс логических упражнений на основе системного подхода Алгоритм решения проблемных ситуаций ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ 36

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ 2Чувствительность к противоречиям, постановка и решение проблем. Способность к перегруппировке идей и связей Алгоритм решения проблемных ситуаций. Системный анализ 37

3Воображение (дивергентное мышление): – гибкость; – беглость; – оригинальность. Системный подход Система заданий на создание образов и рассказов Конструирование оксюморона и метафор Приемы развития воображения Анализ фантастики Фантограмма Мозговой штурм Синектика Морфологический анализ Метод фокальных объектов Алгоритм решения проблемных ситуаций 38

4 Умение оценивать как сам процесс, так и результат. Ощущение красоты процесса и результата. Создание эталонов на основе понятий «идеальная система» и «идеальный конечный результат» Методика оценки уровня творчества 39

Ключевой элемент такой системы образования – Творческий Учитель: любая реформа образования и педагогическая технология реализуется в школьном классе или в вузовской аудитории, в которых новые поколения готовятся к жизни в конкретном обществе. И именно Учитель выступает инициатором потребности этого общества – его экономической и социальной формации. 40

Подготовить Творческого Учителя и с его помощью повышать процент «выпуска» одаренных учащихся позволяет инновационная технология «ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА», которую с конца 80-х г.г. ХХ в. разрабатывает и внедряет в систему образования Лаборатория «ТРИЗ-педагогика Украины» 41

Разработка технологии проводится авторами на протяжении более 20 лет в форме трех последовательных этапов: 1. Разработка тиражируемой технологии и выпуск учебных пособий. 2. Подготовка преподавателей- предметников, способных вести свои предметы с использованием функционально-системного подхода. 3. Подготовка интегрированного курса и объединение преподавателей-предметников в команду, обеспечивающую изучение всех предметов по данной технологии. 42

К настоящему времени практически полностью отработан первый этап: создано учебное пособие По итогам конкурса фонда Сороса на альтернативные учебники в Украине в 1995г. рукопись получила высший грант в номинации «Логика. Развитие мышления.» Распространялась по подписке. Минск, ХАРВЕСТ - Москва, АСТ с. Дважды официально переиздана в 2003 г. Общий тираж – более экз. 43

КРАТКАЯ СПРАВКА О ПРИМЕНЕНИИ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ МГУ ПРОГРАММА – МИНИМУМ кандидатского экзамена по специальности – «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ» Рекомендуемая основная литература ………………………… Альтшуллер Г.С. АРИЗ - значит победа. Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-85-В// Правила игры без правил. Петрозаводск, ……………………….. Мамардашвили М.К. "Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно" / Как я понимаю философию. М.,1992. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. М., Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М.- Воронеж, ……………………………………… k - 44

45

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. 108 Программы-минимум кандидатских экзаменов – технические науки Основная литература 50. Меерович М.И., Шрагина Л.М. Технология творческого мышления / Минск: Харвест, – 432 с. 46

ИВАНОВА Т. В. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОРОДСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук специальность социальная психология 47

ТИГРОВ В.П. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Специальность – теория педагогики и образования 48

Специальность : уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность Поляков М.П. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук 49

Настала пора учить людей осознанным приемам интеллектуальной деятельности так же, как и приемам рукопашного боя. АРПС позволяет, что немаловажно, выявить собственную хилость ума. Но не только выявить хилость, но и оздоровить умишко. Я настоятельно рекомендую книгу аспирантам. Что касается меня, то я получил от нее большой интеллектуальный допинг. И главное, надежду, что поиски инструментов для ума не беспочвенны. Естественно, не все, что годится для технических задач, пригодно для решения задач социальных. Но общая схема вполне приемлема. С уважением, профессор М.П. Поляков Поляков Михаил Петрович, Полковник милиции, доктор юридических наук (2002), профессор, начальник кафедры уголовного процесса, заместитель начальника Нижегородской академии МВД РФ Уважаемый Марк Иосифович! 50

51

52

Economisti/4/Schevirev_Speckurs.doc 53

Основные отличительные особенности издания 2008 года от изданий 2000 и 2003гг. (432стр.): В книгу добавлены три новых главы: Глава 10. МИНИ – МИДИ – МАКСИ… (анализ проблемной ситуации и выбор уровня решения технической проблемы) Глава 12. ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННЫХ СИСТЕМ Показано, что законы развития технических систем (ЗРТС) Альтшуллера соответствуют законам диалектики Гегеля, приведены примеры. Глава 19. ПРОБЛЕМА ВООБРАЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СИСТЕМНОГО ПОДХОДА Кроме того, добавлены: в главу 6 – примеры из «Регистра научно- фантастических идей» Г.С.Альтшуллера;. в главу 15 – развитие таблицы «Дать определение понятию» для младших школьников и студентов вузов. И ряд других материалов… Москва, Альпина Бизнес Букс, с. 54

Законы развития искусственных систем объективны, и коренная реформа системы образования неизбежна. 55

Более чем 20-тилетняя практика показала, что благодаря комплексу своих инструментов ТРИЗ-педагогика, интегрируя возможности проблемного, развивающего, критического, проектного и других видов обучения, выступает в качестве методологической базы для педагогического творчества. 56

57 В ХХI веке в основе преподавания будет лежать обучение мышлению. А.Урбански, вице-президент ассоциации учителей Америки ТРИЗ-педагогика в учебном процессе

58 ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Шрагина Л.И., доцент ОНУ, канд. психол. наук, Бакуменко В.Д., аспирант

Развитие когнитивной сферы человека ( генетический анализ)

ПОТРЕБНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ ФУНКЦИЯ Необходимость познавать окружающий мир непосредственно Ощущения Недостаток: фрагментарность познания мира Необходимость познавать окружающий мир дистанционно и получать о нем целостную информацию Ощущения Восприятие Недостаток: невозможность удерживать полученную информацию Необходимость сохранять полученную информацию о мире Ощущения Восприятие Память Недостаток: невозможность анализировать полученную информацию

Необходимость делать выводы о закономерностях на основе полученной информации о мире ПОТРЕБНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ ФУНКЦИЯ Ощущения Восприятие Память Мышление Недостаток: невозможность прогнозировать будущее Необходимость делать выводы и планировать будущее на основе имеющейся информации о закономерностях, существующих в мире Ощущения Восприятие Память Мышление Воображение Недостаток: невозможность ???

ПРИМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ОСВОЕНИЯ БАЗОВЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ СУТЬ ПРОБЛЕМЫ: внешняя узнаваемость многих психологических понятий, широко употребляемых в повседневной жизни (воображение, мышление, личность, воля и др.) – вызывает у студентов ощущение, что они им известны. Но интуитивно схваченные смыслы часто оказываются далекими от того содержания, которое вкладывает в эти понятия психология как наука. 62

Обучение студентов осознанному применению функционально-системного подхода проходило в два этапа: Цель первого этапа – усвоение понятий функционально-системного подхода. При выполнении этого этапа: 1. Проводится генетический анализ искусственного объекта – исследование этапов его развития с учетом выявления причинно-следственных связей между потребностями человека и его действиями по преобразованию данного объекта. 2. По результатам проведенного генетического анализа вместе со студентами формулируется понятие «система», определяются виды систем, дается характеристика их компонентов и связей между ними 63

64 ОФ - Основная функция, выполняемая данной системой СИСТЕМА Надсистема Свойства Признаки Подсистема 1Подсистема 2Подсистема 3 3. На основе этих знаний составляется схема – структура понятия «Система» 4. Формирование навыков работы по данной схеме

65 На втором этапе студенты самостоятельно работают с темами изучаемых курсов, применяя понятие «система» для анализа и характеристики учебного материала. Чтобы раскрыть содержание научного психологического понятия и дать ему характеристику, необходимо определить: К чему относится? Частью чего является? Обобщенное понятие (как система) Какую основную функцию (ОФ) выполняет? Как можно охарактери- зовать? Частные формы проявления данного понятия

66 Понятие Единичные Частные Общие Форма мышления Понятия: конкретные и абстрактные Приемы формирования понятий: анализ синтез сравнение обобщение абстрагирование конкретизация классификация Понятия: родовое и видовое ОФ: обобщение существенных признаков предметов и явлений действительности через слова или словосочетания Определение и характеристика термина «Понятие» (как формы мышления)

67 ОФ: стимулируют работу мышления для познания мира, воображения – для создания образов. ВОПРОСЫ Корректные - некорректные (провокационные) вопросы Приемы мышления Уточняющие вопросы Простые Сложные Восполняющие вопросы Определение и характеристика понятия «Вопросы»

68 МЫШЛЕНИЕ Словесно-логическое ( абстрактное) мышление Познавательно- творческий процесс Наглядно- действенное мышление Наглядно- образное мышление ОФ: познание законов природы и общества, сущности предметов, поиск общего между предметами и явлениями действительности, решение проблем Опосредованность – осуществляется посредством слов. Обобщенность – осуществляется через выявление существенных признаков предметов и явлений действительности и отношений между ними Определение и характеристика понятия «Мышление»

69 РАЗВИТИЕ ОФ: появление новообразований в психике и поведении человека Процесс изменений Необратимый Направленный Закономерный Физическая область развития человека Когнитивная область развития человека Психосоциальная область развития человека Определение и характеристика понятия «Развитие»

Рис. 5. Понятие «Ребенок в определенный период развития» как система Психологи- ческие ново- образования данного периода развития РЕБЕНОК в определенный период развития Характерные особенности поведения ребенка как проявление его психофизического развития Область физического развития Область когнитивного развития Область психосоциального развития Ведущая деятельность Социальная ситуация развития

Ребёнок – социальные роли взрослых (обобщённый взрослый) Ролевая игра Сюжетно-ролевая игра Дошкольник (3-6 лет) Активное исследование окружающего мира Любознательность Внеситуативно- познавательное общение Возникновение произвольного поведения Усложняются двигательные навыки Совершен- ствуется мелкая моторика Соподчинение мотивов Эмоциональная регуляция действий Начинают усваиваться этические нормы Осознание своих переживаний Осознание себя во времени Половая идентификация Режиссёрская игра Образно-ролевая игра Сюжетно-ролевая игра Игры с правилами Самосознание Соподчинение мотивов Инициатива - пассивность, чувство вины (Эриксон) Ведущая психическая функция – память Наглядно-образное мышление Усваиваются понятия Словотворчество Контекстная речь Диалогическая речь Эгоцентрическая речь Внеситуативно- познавательное общение Появляется творческое воображение

Социальная ситуация развития РЕБЕНОК в определенный возрастной период Психологические новообразования данного возрастного периода Кризис Социальная ситуация развития следующего возрастного периода Ведущая деятельность РЕБЕНОК в следующий возрастной период Ведущая деятельность следующего возрастного периода Кризис Психологические новообразования следующего возрастного периода Рис. 7. Общая схема анализа развития ребёнка по системному оператору

Рис. 8. Динамика развития ребёнка на всех возрастных этапах Сюжетно- ролевая игра До- школьник (3-7 лет) Воображение Самосознание Соподчинение мотивов Инициатива - пассивность, чувство вины (Эриксон) Ребёнок – социальные роли взрослых (обобщённый взрослый) Познавательно- учебная деятельность Младший школьник (7-11 лет) «Ребёнок – взрослый - задача» Произвольность психич. явлений Внутренний план действий Рефлексия Компетентность - неполноценность (Эриксон) Подросток (11-15 лет) Интимно- личностное общение Чувство взрослости: «Я уже не ребёнок.» «Я-концепция» Идентичность - неопределенность (Эриксон) Кризис 3-х лет Кризис 7 лет Пубер- татный кризис Ребёнок в период раннего детства (1-3 года) Сознание «Я сам» Развитие речи Наглядно- действенное мышление Самостоятельность - стыд, сомнения (Эриксон) «Ребёнок - предмет взрослый» «Ребёнок – референтная группа сверстников» «Ребёнок - идеальный взрослый» Предметно- манипулятивная деятельность

74 Результаты апробации технологии «ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА» в системе школьного образования

75 Показатели уровня развития мышления Эксперимент. класс Контрольн. класс Всего заданных вопросов20468 Широта мышления, средняя по классу3,081,65 Системность мышления, средняя по классу11,562,41 Показатели уровня креативности мышления Эксперимент. класс Контрольн. класс Беглость, средняя по классу1,910,84 Оригинальность, средняя по классу0,670,37 Уникальность, средняя по классу0,540,29 Глазунова М.А., Меерович М.И., Шрагина Л.И. Интегрированное обучение на основе ТРИЗ: результаты двухлетнего эксперимента // Новые ценности образования. 1 (12). Москва, С ДИАГНОСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

76 Результаты, полученные по методикам Данные по классу Эксперимент.Контрольн. Методика «Незаконченные предложения» – на выявление мотивов к познавательной деятельности 3,041,25 Методика «Значимые слова» – на выявление уровней познавательной потребности 4,152,15 «Карта для диагностики познавательной активности подростков» – для определения уровня мотивации познавательной деятельности (среднего по классу) 2,121,79 Распределение по уровням (в %) низкий3321 средний2179 высокий460 Анкета Казанцевой на выявление: внешней учебной мотивации3885 внутренней учебной мотивации6215 Тест Медника (индекс оригинальности)0,90,4 Оригинальность метафор0,510,23 Уровень развитости воображения0,540,26 Цели ТРИЗ: развить вкус к творчеству, использовать ТРИЗ как «живую воду», стимулятор интереса к основным учебным предметам. Г. С. Альтшуллер Шрагина Л.И., Глазунова М.А. Познавательные потребности и креативность подростков в условиях обучения на основе «Опережающей педагогики» // Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов. 2004, с

УКРАИНСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: «ПРОШУ СОКРАТИТЬ СРОК…» Внедрение «Опережающей педагогики» в систему образования позволяет не только формировать качества творческой личности непосредственно в учебном процессе, но и существенно сократить время на освоение базовых учебных предметов. «Зеркало недели», 25 мая 1999г. Марк Меерович 77

Лаборатория «ТРИЗ-педагогика Украины» готова к сотрудничеству! Шрагина Л.И. Доцент, канд. психол. наук, Мастер ТРИЗ, Научный руководитель Лаборатории «ТРИЗ-педагогика Украины» Меерович М. И. Мастер ТРИЗ, Руководитель Лаборатории «ТРИЗ-педагогика Украины» 78