Подготовка учащихся к конкурсу исследовательских работ Алексей Сергеевич Обухов к. психол. н., профессор, заведующий кафедрой психологии образования, зам.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Advertisements

Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
«Технико-экономический анализ деятельности предприятия» Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Занятие : Методы построения теории Методика научного исследования 3 курс, 5 семестр.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Реализация стадии моделирования в ходе реализации фазы проектирования научного исследования: Общая характеристика стадий моделирования в фазу проектирования.
«Технико-экономический анализ деятельности предприятия» Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Презентация к уроку по алгебре (10 класс) на тему: Презентация. Применение математической статистики в школе.
Представление опыта работы Структура целостного описания опыта работы Методист отдела инновационной работы Антоневич А.Ю.
Развитие рефлексивного интереса к другому: исследования подростков в области социокультурной психологии и антропологии Алексей Сергеевич Обухов к.психол.н.
Формирование исследовательских знаний и умений преподавателя.
Тема 2. Методологические основы и научный аппарат диссертации Учебные вопросы: 1. Методология научного исследования. 2. Научный аппарат диссертации.
Транксрипт:

Подготовка учащихся к конкурсу исследовательских работ Алексей Сергеевич Обухов к. психол. н., профессор, заведующий кафедрой психологии образования, зам. декана по научной работе факультета педагогики и психологии МПГУ, главный редактор журнала «Исследователь/Researcher»

1 – примитивные (элементарные, констатационные, описательные) – опросы (зачастую с использованием необоснованных вопросов, анкет, не отвечающим простейшим социологическим требованиям и т.п.) с подсчетом процентов вариантов ответов по каждому вопросу в отдельности; проведение стандартизированной методики и представление первичных диагностических данных; описание наблюдаемых фактов в форме простой констатации; 2 – комбинированные – теоретический анализ, дополняется опросом, а также, возможно, каким-то проектным действием (зачастую разные части работы не соотнесены друг с другом и выглядят рядоположенными); 3 – сопоставительные – проводится сопоставление теоретического материала и собственных эмпирических данных; различные эмпирические данные сопоставляются друг с другом; работа может быть выстроена на сравнительном принципе (например, по определенным параметрам выборки – пол, возраст, социальная группа и т.п.; или одного психологического параметра с другим);

4 – аналитические (качественно-количественные и качественные) – в работе проводится содержательный анализ различных фактов (теоретических, наблюдаемых, зафиксированных стандартизированными методам и т.п.) в соотнесение друг с другом. В идеальном случае – дается содержательная интерпретация фактам с точки зрения определенной теоретической позиции. 5 – глубинные (многопараметрические) – в работе используются взаимодополняющие методы исследования в русле единой методологии, привлекаются различные факты и данные, в едином русле они сопоставляются, анализируются, интерпретируются.

историко-генетический, эволюционный, сравнительно-сопоставительный, корреляционный, типологический, классификационный, структурный, системный и т.д.

1 – типичные (стереотипные) – работы по наиболее расхожим темам (чаще всего «популярным» в системе образования в этот год – включенных в планы мероприятий), с использованием наиболее известных методов, на ограниченной выборке; 2 – распространенные – достаточно популярные темы, но изучаемые с использованием новых методов или на интересно сформированной выборке и т.п. 3 – оригинальные – нетривиальный взгляд на обыденные явления, неожиданная постановка вопроса, содержательная и конструктивная гипотеза, оригинальные методы и материалы исследования; 4 – уникальные – чаще всего на уникальном материале локального характера, где сами зафиксированные данные уже имеют ценность для науки и посредством исследования вводятся в ее поле.

Базовые понятия в заглавии «Изучение» и «исследование»

Базовые понятия «Особенности» (отличие, сравнение) 1 – не стоит сравнивать несопоставимое, то есть выделяемые особенности в сравнительном анализе должны быть соотносимы, находится в одной плоскости сопоставления; 2 – нельзя обойтись без сравнительного анализа или выделение специфики чего- то в отношении чего-то, если изучаются особенности.

Ракурсы выявления особенностей 1 – особенности феномена, в зависимости от значимых характеристик выборки или условий; 2 – особенности чего-то во взаимосвязи с другими психологическими переменными; 3 – особенности тех или иных показателей между контрольной и экспериментальной группами; 4 – особенности различных сторон (аспектов, свойств) изучаемого феномена по отношению друг к другу; 5 – выделение особенностей как поиск инвариантных и вариативных свойств и качеств изучаемого феномена.

Базовые понятия «Влияние» – это и процесс, и результат изменения одного феномена под воздействие другого. Различают направленное (прямое) и ненаправленное (косвенное) влияние. Термин требует не просто выявление наличия любой связи изучаемых переменных, а выявление именно причинно- следственных связей. Влияние может выявляться скорее в условиях эксперимента или в лонгитюдном исследовании, в котором сравниваются изменения изучаемого феномена в зависимости от различных воздействий и выделяются именно те случаи, когда мы можем говорить о том или ином влиянии. При этом возникает зачастую ряд непреодолимых сложностей: совсем не всегда правомерно говорить, что изменение чего-то происходило именно под влиянием выделенного фактора, а не благодаря другим обстоятельствам или факторам. С помощью опросных методов или констатации определенной связи изучаемых переменных выявить практически невозможно. Наличие связи еще не говорит о направленности воздействия.

Базовые понятия «Зависимость» должна характеризовать подчинение одних феноменов другим. Например, событие А является зависимым от другого события B, если оно не происходит до тех пор, пока не произойдёт событие B. Зависимость также может рассматривать через корреляцию – статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин. Выделяют также функциональную зависимость, отражающую характер связи между различными элементами феномена или между различными феноменами. Зависимость – это выявленная направленность или содержательная сторона взаимосвязи. Полярное понятию «зависимость» – «независимость», то есть самостоятельность, отсутствие подчинённости, суверенитет.

Базовые понятия «Взаимосвязь» требует обязательного наличия поиска корреляционных связей между изучаемыми переменными или феноменами. Взаимосвязь – корреляция (корреляционная зависимость) – статистически взаимосвязь двух или нескольких случайных величин (либо величин, которые можно с некоторой допустимой степенью точности считать таковыми). Взаимосвязь подразумевает выявления коэффициента корреляции. Некоторые виды коэффициентов корреляции могут быть положительными или отрицательными (возможна также ситуация отсутствия статистической взаимосвязи – например, для независимых случайных величин).

Базовые понятия «Фактор» (от латинского factor – делающий, производящий) – подразумевает причину как, движущую силу какого-либо процесса, определяющую его характер или отдельные его черты. Термин требует обязательного присутствия факторного анализа – многомерного статистического метода, применяемого для изучения взаимосвязей между значениями переменных. Практическое выполнение факторного анализа начинается с проверки его условий. В обязательные условия факторного анализа входят: все признаки должны быть количественными; число наблюдений должно быть в два раза больше числа переменных; выборка должна быть однородна; исходные переменные должны быть распределены симметрично; факторный анализ осуществляется по коррелирующим переменным.

Базовые понятия «Причины» могу пониматься или как основание, предлог для каких-нибудь действий, проявлений, или как явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления. Изучение причин, в общем-то, требует аналогичной логики исследования, как при поиске влияния. Говоря о причинах в работе должна быть простроена четкая аргументация (посредством эксперимента или лонгитюдного исследования), которая бы подтверждала, что именно те или иные факторы являются причинами тех или иных следствий.

Базовые понятия «Роль» как степень значимости, или как фактор влияния одного феномена на другой. Не следует понятие «роль» использовать слишком расширительно (роль конкретного феномена в жизни вообще), особенно если исследование не дает основания говорить, что выделена именно роль конкретного фактора при игнорировании возможного влияния других факторов.

Базовые понятия «Уровень» – термин должен нести в себе четкую стратификацию и иметь критерии и единицы измерения. Наиболее распространенный подход к изучению уровней, различающий «низкий», «средний» и «высокий» уровень (важно определять принципы и средства разграничения этих уровней). В одном случае, эти уровни могут выделяться статистически из полученных данных. В другом, они заданы существующими шкалами в метода. В третьем, они определяются идеальной моделью.

Базовые понятия «Истоки» – первопричина, изначальное происхождение и путь развития. В большинстве работ за истоки представлялась та или иная симптоматика. Поиск истоков требует историзма и изучение генезиса (и желательно не умозрительного, а подтвержденного фактами, данными, документами).

Базовые понятия «Этапы» как понятие подразумевает выделение отрезка изменения, развития, передвижения в пространстве или во времени. Этапы должны иметь границы, последовательность, интервалы, длительность, масштаб или иную величину. Этапы могут выделяться как по количественным, так и по качественным различиям в изменениях.

Базовые понятия «Аспект» (от латинского aspectus – вид, облик, взгляд, точка зрения) подразумевает изучение одной из сторон рассматриваемого объекта, с определенной точки зрения. Требуется четкое выделение не просто объекта и предмета исследования, но и позиции, исходя из который для изучения выделяются определенные (конкретные) его стороны. По сути это оговоренная редукция в изучении сложного феномена.

Базовые понятия «Критерий» (от греческого kriterion – признак для суждения) признак, основание, мерило оценки чего-либо, в первую очередь – истинности. Различают логические (формальные) и эмпирические (экспериментальные) критерии. Формальные критерии – логические законы (истинно всё, что не заключает в себе противоречия, логически правильно). Эмпирические критерии – соответствие знаний экспериментальным данным. Если изучаются сами критерии какого-то феномена, то правильнее было бы использовать понятие «признаки» или «свойства». Однако, если речь идет именно о возможностях измерения проявления тех или иных свойств, понятие критерий уместен. Близкое понятие «признак» чаще рассматривается не через средство измерение (мерило), а как значимая характеристика при описании тех или иных фактов, явлений, свойств частного порядка, позволяющая сделать вывод о наличии или характере проявления интересующего целостного феномена. И здесь нежно выстраивать либо логическое, но лучше эмпирическое обоснование устойчивости признака, его достоверности.

Базовые понятия «Оценка» подразумевает способ установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта. Оценка подразумевает наличия критерия (основания оценки), а также средства оценки (метода). Оценка производится с учетом системы отсчета (нормы). Понимание нормы может быть различным: как среднестатистическая (для этого нужно понимать какова норма в определенной социальной группе, обществе в целом и т.п.), как эталонная (нужно понимать в рамках какого учения или теории, на основании чего определяется как норма), как метрическая (заложенная в инструменте или средстве измерения).

Базовые понятия «Развитие» требует лонгитюда (изучения качественных изменений феномена во времени), или, в крайнем случае, применения метода срезов (на разных этапах изменения). Под развитием можно понимать различные процессы изменения феномена: увеличение сложности системы; улучшение приспособленности к внешним условиям; увеличение масштабов явления; количественный рост; качественное улучшение структуры; прогресс или регресс. Развитие может предполагать появление новых элементов или исчезновение старых, трансформацию существующих связей и отношений, появление новых объектов, дифференциация и усложнение явлений и процессов. Наиболее значимые характеристики развития: качественное изменение (переход от одного состояния к другому); количественные изменения (увеличения тех или иных показателей, объема, числа, свойств); необратимость развития (развитие предполагает стабильность и направленность); специфичность объекта развития (механизмы и закономерности развития, его детерминанты и движущие силы).

Базовые понятия «Формирование» подразумевает процесс придания формы чему-нибудь. Любой процесс, в котором чему-либо придаётся устойчивость, законченность, определенный тип или что-то создают, организовывают, составляют, соединяют. Изучение процесса или результата формирования требует проведение формирующего эксперимента, с наличием экспериментальной и контрольной группой. В формирующем эксперименте важно выделение условий и средств формирования, а также показателей по которым можно отслеживать эффективность формирования (сформированность) тех или иных критериев, свойств, способностей.

Базовые понятия «Средство» может использоваться в значениях: прием, способ действий для достижения чего-нибудь; предмет, приспособление (или совокупность их), необходимое для осуществления какой-нибудь деятельности. Когда какой-то феномен рассматривается как средство развития, или как средство воздействия – обязательно требуется лонгитюд, или формирующий эксперимент, или хотя бы метода срезов. Важно учитывать иные факторы как средства воздействия.

Базовые понятия «На примере», «на материале», «в условиях» – данные обороты правомерны, когда изучаются общие закономерности, явления, феномены, но на локальных выборках, материалах, в конкретных условиях. Важно понимать, насколько возможно и правомерно говорить об общих закономерностях по локальным данным, в какой мере они могут экстраполироваться на большие выборки или иные условия. Или это просто диагностическая констатация по данной группе, данной выборке, в конкретных условиях.

Базовые понятия «Технология», «способ решения», «рекомендации», «пути преодоления», «привлечение внимания», «построение» – категории, которые задают целевую установку не исследовательского, а проектного, методического или просветительского характера.

неправильная формулировка темы или названия работы; неадекватные или некорректные методы исследования; отсутствие контрольной группы или неправильный ее подбор; отсутствие статистической обработки полученных результатов; неверная интерпретация полученных результатов; несоответствие выводов и результатов исследования; несоблюдение правил оформления и представления работ.

популизм в противовес научности - работа на внешних формах; игнорирование закономерностей восприятия и слабая наглядность; несоблюдение формальных требований и регламента; владение формой без понимания смысла содержания; неготовность к обсуждению.

Проблема и тема исследования Неадекватный выбор проблемы исследования. Важно делать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ученика, а также с понимаем реального масштаба исследования. Неадекватная формулировка темы. Название работы следует формулировать так, чтобы по прочтению его можно было точно понять – что именно изучается и какова проблема исследования. Тема не связана собственно с интересами учащегося.

Несоответствия: заявленная тема не подъемна для теоретического анализа; методы и выборка неадекватны поставленной проблеме и реально не разрешают гипотезу; выводы не соотносятся с целью и задачами исследования; выводы не вытекают из эмпирических данных.

Соотношение теоретической и эмпирической части Нет адекватной теоретической части, без которой любое эмпирическое исследование не имеет осмысленной основы; Не определены ключевые понятия исследования, на основе которых должно выстраиваться эмпирическая часть работы; Чрезмерность теоретической части и ее малая связь с эмпирической частью; Теоретическая часть должна определять и структурировать понятийный аппарат; задавать общую логику исследования; вписывать конкретное эмпирическое исследование в более широкое пространство научных проблем, выявляя его реальное место среди них; давать обоснование для интерпретации собственных данных; Для теоретической части следует искать необходимую информацию осознанно, а не действовать по принципу: «что под руку попало, то и пригодилось» (не следует рядом с фундаментальными работами приводить сведения из «информационного мусора»; нельзя «сваливать в одну кучу» концепции выдающихся ученых из различных научных школ и направлений без их соотнесения).

Гипотеза Гипотеза должна быть не банальной и поверхностной, а «продуктивной», то есть задающий исследователю понимание что именно, по каким параметрам, какими средствами и среди кого он будет исследовать. Исследовательская гипотеза – это предположение, которое проверяется в ходе исследования, а не утверждение, не требующее доказательств. Выдвижение гипотезы должно логические обосновано на базе теоретического понимания изучаемого феномена.

Выборка выборка не должна формироваться по принципу «кто был, того и опросили», а должна быть обоснованной и корректно выдержанной по существенным для исследования переменным (возраст, пол, социальный статус, включенность в те или иные социальные группы и т.д.); выборка по количеству должна отвечать поставленным задачам исследования; статистические методы обработки должны соответствовать численности выборки

Методы методы должны быть обязательно обоснованны и «соразмерны» поставленным цели и задачам исследования, адекватны для разрешения проблемы и гипотезы; в случае применения нескольких методик в одном исследовании, они должны быть взаимосвязаны и взаимно дополняемы; автор должен понимать пределы и ограничения возможностей используемых методов; методики, созданные для решения конкретных задач другими авторами не всегда возможны для применения в иных целях; при разработке собственной методики (опроса, анкеты и т.д.) предварительно следует ознакомиться с существующими правилами и требованиями к подобным методам.

Обработка данных Недостаточное использование статистических методов обработки результатов, проверки их на статистическую значимость и наличие корреляции между изучаемыми переменными; Результаты статистических обработок неадекватно отражены в таблицах, графиках и диаграммах; Представление всех данных в форме таблиц и графиков без обсуждения их содержания в тексте работы.

Выводы взяты «с потолка» (не имеют связь с предыдущим текстом работы); чрезмерно обобщенные; как представление результатов без обобщения; не соотнесены с гипотезой и задачами исследования; не проходят проверку на логику или здравый смысл

Думай глобально действуй локально: чем локальнее исследование, чем конкретнее предмет исследования, тем работа получается интереснее и содержательнее; уровень работы во многом зависит от объема исследуемого материала, корректности подбора и использования методов исследования, а также уровня анализа; глубина работы связана с пониманием границ исследования и ее места в общем контексте научной области

В чем именно проблема исследования? Что является объектом исследования, а что предметом? Какова гипотеза (гипотезы)? Последовательно ли простроены задачи исследования? Адекватны ли избранные методы исследования разрешению проблемы? Корректно ли определена выборка? Соблюдена ли процедура исследования? Достаточны и адекватны ли методы обработки и анализа данных? Отвечают ли выводы на задачи исследования и как они связаны с проблемой и гипотезой?