Физическое развитие детей разных возрастных групп. Принципы и методы оценки физического развития детей. Понятие об акселерации развития детей, основных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Физическое развитие детей разных возрастных групп. Принципы и методы оценки физического развития детей. Понятие об акселерации развития детей, основных.
Advertisements

Доц. Горишная И.Л. Морфологические и функциональные особенности кожи и ее производных у детей. Особенности строения подкожной клетчатки. Общая семиотика.
Физическое развитие детей разных возрастных групп. Принципы и методы оценки физического развития детей. Понятие об акселерации развития детей, основных.
Физическое развитие детей.
Анатомно-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. На уроке мы познакомимся: На уроке мы познакомимся: с особенностями развития подросткового.
НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ МОУ «КУГЕСЬСКИЙ ЛИЦЕЙ»
Maternal & Infant Health Project - MIHP Физическое развитие ребенка тема:
Методы определения и оценки физического развития Вопрос 2.
Разработал учитель ОБЖ МОУ «Красногорбатская средняя общеобразовательная школа» Скрябин Алексей Александрович Анатомно-физиологические особенности человека.
Исполнитель: ученица 11 класса МОУ «СОШ 10» Торопова Юлия Владимировна Руководитель: учитель биологии в МОУ «СОШ 10» Свистунова Людмила Константиновна.
Скелет человека. Значение скелета. Скелет человека (от греч. «скелетон»-высохший, высушенный) служит опорой телу и его органам. Состоит из костей черепа,
LOGO Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте Автор: Коробков А.В. – учитель ОБЖ МБОУ «СОШ 1», г.Жиздра.
Опорно – двигательный аппарат Мышечная система Костная система - совокупность сократительных - опорный остов элементов мышечной ткани организма, ( У человека.
Понятие «Осанка» ОСАНКА - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами.
Урок биологии в 8 классе Учитель: Сулименова А.К. 1.Актуализация знаний об опорно-двигательной системе, изученной на предыдущих уроках биологии, о значимости.
Доц. Горишная И.Л. Морфологические и функциональные особенности кожи и ее производных у детей. Особенности строения подкожной клетчатки. Общая семиотика.
Генетические болезни человека Подготовила студентка гр.М-911 Саламова Екатерина.
Настроение, самочувствие и успеваемость ребенка зависят от того, что он ест. Основной принцип питания школьников – полноценное разнообразное меню, богатое.
Двигательная активность в детском саду. Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает,
Оценка комплексного состояния здоровья ребенка, определение группы здоровья (по форме 112/у) Преподаватель:Жаксылыкова К.К Интерн:Сметуллаева Г.А 645.
Транксрипт:

Физическое развитие детей разных возрастных групп. Принципы и методы оценки физического развития детей. Понятие об акселерации развития детей, основных гипотезах и механизмах акселерации. Семиотика нарушений физического развития детей. Доц. Горишный И.М.

План лекции Физическое развитие детей разных возрастных групп. Принципы и методы оценки физического развития детей. Понятие об акселерации развития детей, основных гипотезах и механизмах акселерации. Семиотика нарушений физического развития детей. Анатомо-физиологические особенности формирования костно-мышечной системы.

Физическое развитие детей- это процесс смены морфологических и функциональных особенностей организма, а также их состояния в разные возрастные периоды, что определяет запас физических сил, выносливость и трудоспособность

Физическое развитие человека обусловлено: 1)биологическими факторами (наследственность,пол, возраст); 2)социальными факторами (материальный и культурный уровень жизни, использование и распределение материальных благ,питание, воспитание, быт и др.).

Факторы пренатального периода, которые влияют на изменения длины и массы тела 1. Количество беременностей 2. Разнообразная акушерская патология 3. Врачебные препараты, которые принимались беременной 4. Заболевания беременной 5. Генетические факторы 6. Качественные и количественные нарушения питания беременной

Схема регуляции роста (по Fanconi) 1. Строительный материал 2. Нейрогуморальная регуляция 3. Обмен веществ (метаболизм) 4. Конечный орган и ткани, которые растут.

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА факторы пренатального происхождения (гестозы, недоношенность, многоплодность и др.); количество и качество питания, неправильное вскармливание; острые и и хронические заболевания; врожденные и наследственные заболевания; эндокринные заболевания; органические поражения ЦНС; биологические факторы; социально-экономические, бытовые факторы нарушения режима.

ПОНЯТИЕ ОБ АКСЕЛЕРАЦИИ От англ. acceleration-ускорение

Основные проявления у детей раннего возраста Увеличение массы и длины тела новорожденного Более интенсивная прибавка в массе и росте на протяжении первого года Более раннее зарастание родничка Более раннее прорезывание молочных зубов

Акселерация у детей возрастом от 3 до 6-7лет Более выражена прибавка в росте и массе Более раннее появление ядер окостенения Более ранняя смена молочных зубов на постоянные

Акселерация в школьном возрасте Более выражена прибавка роста, длины туловища и массы тела Ускорение полового созревания Возникновение диссонанса между ранним половым и эмоциональным созреванием, недостаточным умственным развитием и социальной незрелостью

Гипотезы акселерации 1. Физико-химические теории: –Гелиогенная –Радиоволновая, магнитная –Влияние космической радиации –Повышение содержания углекислого газа (рост производства) 2.Теории отдельных факторов условий жизни: –Алиментарная –Повышенного информационного потока

Гипотезы акселерации (2) 3. Генетические теории: –Циклических биологических изменений 4. Теории комплекса факторов условий жизни –Урбанистические влияния –Влияния комплекса социально- биологических факторов

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЛОДА: А. Оценка длины тела плода в зависимости от срока беременности (эмпирическая формула Гаазе): в первые 5 мес. - L = n 2 ; после 5 мес. - L = n x 5, –где n – количество месяцев беременности, а L - длина тела плода.

Б. Максимальное увеличение массы тела плода приходится на 34-ю неделю беременности. Между 36-й и 40-й неделями беременности интенсивность увеличения массы тела замедляется.

Ориентовочные расчеты: масса тела плода на 30-й неделе беременности равняется 1300 г.; на каждую последующую неделю нужно добавить 200 г, а на каждую предыдущую - отнять 100 г. Таким расчетом можна пользоваться в период между 25-й и 42-й неделями беременности

Окружность головы: в 34 недели окружность головы плода равняется 32 см, на каждую предыдущую неделю отнять 1 см, а на каждую последующую – прибавить 0,5 см.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВОРОЖДЕННОГО: - масса тела при рождении г; - длина тела см; - окружность головы см; - окружность груди см; - физиологическая потеря массы тела 5- 8%.

Расчет основных показателей физического развития здоровых детей до 1 года

Масса тела: 1. Прирост за 1-й мес. 600 г; за 2-й мес. 800 г; за 3-й мес. 800 г; за каждый последующий месяц на 50 г меньше, чем за предыдущий

Рост: за І кв. – по 3 см ежемесячно (за квартал 9 см); за ІІ кв. - по 2,5 см ежемесячно (за квартал 7,5 см); за ІІІ кв. – по 1,5 см ежемесячно (за квартал 4,5 см); за IV кв. - по1,0 см ежемесячно (за квартал 3 см).

Окружность головы: Ежемесячно увеличивается на 1,5 см до 6 мес, после 6 мес на 0,5 см ежемесячно: –До 6 мес окружность головы = 43- 1,5*(6-n); –после 6 мес = 43+0,5*(n-6), –где n – возраст в месяцах.

Окружность груди: Ежемесячно увеличивается на 1,3 см; –До 6 мес окружность груди: –45-2*(6-n), –после 6 мес = 45+0,5*(n-6), –где n – возраст ребенка в месяцах.

Расчет основных показателей физического развития детей, старше 1-года

Масса тела: От 2 до 10 лет: M (кг) = 10+2*n, –где n – возраст ребенка в годах. Старше 10 лет: M = 30+4*(n-10), –где n - возраст ребенка в годах

Рост: до 4-х лет L = 100 – 8*(4-n); старше 4-х лет L = 100+6*(n-4), –где n - возраст ребенка в годах

Окружность головы: от 1 до 5 лет = 50 – 1*(5-n); после 5 лет = ,6*(n-5), –где n - возраст ребенка в годах

Окружность груди: от 1 до 10 лет = ,5*(10 - n); старше 10 лет= *(n - 10), –где n - возраст ребенка в годах

Оценка антропометрических данных: - средние – отклонения показателей в пределах 7% от средней величины; - выше или ниже среднего - в пределах 8-20% - низкие или высокие – больше 20% от средней величины по эпмпирическим формулам.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ

Индекс упитанности Л.И.Чулицкой ( характеризует степень упитанности ребенка): 3 объема плеча (см) + объем бедра (см) + объем голени (см) - рост (см); Норма: до 1 года см; меньше 20 см при гипотрофии; больше 25 см – при паратрофии; 2-3 года - 20 см; 6-7 лет см; 7-8 лет - 6 см.

Индекс Ф.Ф. Эрисмана (ИЭ) характеризует развитие грудной клетки ребенка и частично его упитанность: ИЭ = окружность груди (см) – 1/2 роста (см); Норма: 1-й год - 13,5-10 см; 2-3 года – 9-6 см; 6-7 лет – 4-2 см; 7-8 лет - 0, но наилучше, если до 15 лет ИЭ = 1-3 см; Взрослые = 5-6 см.

Индекс А.Ф.Тура: Соотношение объема головы к объему грудной клетки; (Объем груди - объем головы) Норма: от 1 до 7 лет объем груди превышает объем головы на столько см, сколько лет ребенку.

Индекс пропорциональности Л.И.Чулицкой: 3 объема плеча = объему грудной клетки = объему бедра + объему голени.

коэффициент физического развития (Q) показывает, какой процент от нормы составляет вес ребенка : Q = фактический вес (кг) х 100 долженствующий вес(кг) –норма 100%.

Масо-ростовой коэффициент: соотношение массы тела ребенка к росту (только для новорожденных). –Норма

МЕТОД АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ. Он наиболее точен, поскольку индивидуальные антропометрические данные детей сравнивают с возрастными, половыми и региональными антропометрическими таблицами стандартов двох типов: параметрического (сигмального) и непараметрического (центильного) типов.

1. Сигмальные таблицы: - отклонение среднего квадратического отклонения (сигма); - оценка физического развития проводится индивидуально путем сравнения антропометрических данных ребенка со средними показателями физического развития (стандартами); - разницу между этими показателями делят на сигму, указанную в таблицах; - получают сигму регресии; - оценивают по шкале регресии, в основу берется условный показатель.

Оценочные подгруппы по показателям роста: - низкий (вариабельность сигмы от -2 и ниже); - - ниже среднего (от -1 до -2 сигмы); - средний (от +1 до –1 сигмы); - выше среднего (от +1 до +2 сигмы) - высокий (от +2 и выше).

2. Центильный метод. Принцип центильных таблиц состоит в том, что центили делят значения показателей физического развития на 100 равноправных интервалов, наиболее часто используют 3-, 10-, 25-, 50-, 75-, 90- и 97-й центили.

Оценка: й центили - средние показатели; й, й - тенденция к снижению или увеличению показателя; 10-3-й, й центили – достоверное снижение или увеличение показателя.

При оценке антропометрических данных используют следующие критерии: СРЕДНИЕ - если отклонение показателей находится в пределах: а) х 7 % по эмперическим формулам; б) х 1 по сигмальным таблицам; в) росто-весовые показатели находятся в пределах средней центильной зоны от 25 до 75 центиля.

ВЫШЕ или НИЖЕ СРЕДНЕГО- если отклонения показателей находятся в пределах: а) х 8-20 % по эмпирическим формулам; б) х -2 по сигмальным таблицам; в) зоны центилей занимают промежутки соответственно от 75 до 90 и от 25 до 10 центилей.

ВИСОКИЕ или НИЗКИЕ - если отклонения показателей находятся в пределах: а) 20 % отклонения от средней величины по эмпирическим формулам; б) 2 стандартных отклонений; в) величина показателя находится в зоне от 10 до 3 или от 90 до 97 центилей.

Формы нарушения физического развития: гипотрофия; задержка роста; паратрофия; ожирение; акселерация; избыточный рост.

СТЕПЕНИ ГИПОТРОФИИ Степени Дефицит весаДефицит роста Индекс упитанности Чулицкой Индекс пропор- циональности Чулицкой І10-20%-10-15В норме ІІ20-30%На 2-4 см0-10 нарушена ІІІБольше 30% На 7-10 см Отрица- тельный нарушена

Ребенок с гипотрофией I ст.

Ребенок с гипотрофией II ст.

Ребенок с гипотрофией III ст.

ПАРАТРОФИЯ (до 1-го года): - с преобладанием массы над ростом; равномерный избыток массы и рост;

ОЖИРЕНИЕ (после 1-го года): І ст. избыток массы 15-30%; ІІ ст %; ІІІст %; IV ст. – избыток более 100%.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ УХОДА ЗА ДЕТЬМИ С НАРУШЕННИЯМИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1. За детьми с гипотрофией: продолжительность одновременного бодрствования не более 2-3 час; частая смена положения тела; профилактика охлаждения конечностей; ежедневный осмотр кожи и слизистых; удлиненный дневной сон; предупреждение опрелостей; использование пеленок и одежды без грубых швов, с простых тканей; последовательное введение массажа и ЛФК; воздушные ванны; пребывание на свежем воздухе; -контроль за питанием.

2. За детьми с избытком массы тела: диетическое питание; продолжительное питание; режим повышенной двигательной активности; массаж, ЛФК; гигиенические и лечебные ванны; предупреждение опрелостей.

Анатомо-физиологические особенности костной системы Есть определенные возрастные закономерности появления точек окостенения, закрытие родничков и швов, прорезывание зубов; (биологический возраст) Незавершенное окостенение; хрящевые эпифизы, наличие между эпифизами и метафизом ростковой зоны;

У детей раннего возраста кости мало минерализованные и с возрастом количество солей увеличивается. Эластичность надкостницы приводит к переломам по типу «зеленой ветки» без разрыва надкостницы.

Особенности костей черепа баллотируют при рождении (венечный, затылочный и стреловидным швы открыты и закрываются на 3-4 мес. жизни; в местах соединения нескольких костей есть роднички: а) 2 боковых (у доношенных грудных детей закрыты); б) маленький (или задний, между теменной и затылочными костями) открыт у 25% новорожденных; закрывается не позже 2-го мес. жизни; в) большой (или передний, между лобной и теменной костями) у новорожденных размерами 2-2,5 см; закрывается до 1-1,5 лет.

Грудная клетка: а) укороченная, имеет цилиндрическую или конусовидную форму; б) горизонтальное расположение ребер; в) широкие межреберные промежутки; г) большой эпигастральный угол; д) в месте соединения костной и хрящевой частей ребра - небольшие утолщения (лучше всего определяются на V-VIII ребрах);

Нарушение эмбриогенеза костной ткани может проявляться: снижением остеобластической активности нарушение кальцификации несовершенный остеогенез (множественные переломы) аномалия энхондрального окостенения хондродистрофия

несовершенный остеогенез (множественные переломы)

Хондро- дистроф ия

Порядок прорезывания молочных зубов: –6-7 месяцев: 2 внутренних нижних резца; 2 внутренних верхних резца; 2 внешних нижних резца; 2 внешних верхних резца; – В мес. - передние малые коренные зубы (премоляры); –18-20 мес. - клыки –22-24 мес. - задние премоляры. –В 1 год - у ребенка 8 резцов. –В 2 года - 20 зубов.

Формула определения количества молочных зубов: Х = n - 4 n - количество месяцев ребенка начиная с 6 месяцев.

Формула определения количества постоянных зубов: Х = 4 n - 20 n - количество лет ребенка старше 5 лет.

Физиологические изгибы позвоночника: У плода - дорсально изогнутая дуга; у новорожденного - отсутствуют физиологические изгибы, по мере роста и развития приобретает s- образную форму; а) 2-3 мес. жизни - формирование шейного лордоза; б) 6-7 мес. - грудного кифоза; в) мес. - поясничного лордоза; г) привычных контуров приобретает к 1,5-2 годам; рост в длину неравномерный, наиболее интенсивно к половой зрелости (к 15 годам у девочек, к 18 годам - у мальчиков).

Патологические изгибы: Патологический лордоз: при несоответствии между высотой стола и сиденьем. Сколиоз: искривление позвоночника в сторону: –грудная форма; –поясничная форма.

Особенности мышечной системы детей Мышцы ребенка до 5-7 лет развиты недостаточно: Мышечные пучки короткие, тонкие, нежные Трудно пальпируются в плотной подкожной основе Прикрепляются короткими, широкими сухожилиями, несколько дальше оси поворота, что способствует ограничению движений Меньшая толщина отдельных миофибрилл Наличие большого количества продолговатых ядер

2. Мышцы бедны сократительными белками (миозином и актином), жирами и неорганическими веществами; богаты водой - Лучше растягиваются - Реже разрываются 3. Мышечная масса нарастает до периода полового созревания за счет развития миофибрилл - 1 год - 23% массы тела - 8 лет - 27% массы тела - 15 лет % массы тела

4 Функциональная активность хорошая за счет быстрого вымывания молочной кислоты дети очень подвижны и мало устают 5. Эластичность мышц у детей в 2 раза больше, чем у взрослых

Этапы развития мышц До 1 года - более развиты мышцы плечевого пояса и рук В раннем детстве преобладает развитие мышц туловища В 6-7 лет ускоряется развитие кисти

Физиологические особенности мышечной системы Гипертонус мышц - сгибателей у новорожденных, который исчезает до 2-4 месяцев. С года до 5-летнего возраста интенсивное развитие мышц - сгибателей с увеличением их тонуса. Повышенная механическая возбудимость мышц у детей раннего возраста (положительные симптомы Хвостека, Труссо, Люста, Шлезингера). Сниженная сократительная способность мышц

Признаки гипертонуса Сжатые в кулак пальцы Плавниковое расположение рук "Когтистая" лапа Атетозное положение рук Положение опистотонуса

Оценка мышечной силы: (По 5-балльной шкале) Полное отсутствие активных движений - 0 баллов Наличие минимальных движений, но не возможность преодолеть силу тяжести конечности - 1 балл Способность преодолеть легкое сопротивление исследователя - 2 балла Способность при выполнении определенного движения преодолеть достаточное сопротивление исследуемого - 3 балла Незначительное снижение мышечной силы - 4 балла Сохранение двигательной функции силы мышц - 5 баллов

Вопросы: 1.Чем обусловлено физическое развитие человека? 2.Назовите особенности костной системы у детей

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ