Республиканский конкурс «Учитель года Бурятии – 2013» Методическое объединение «Престиж предмета «Технология»
О школе МБОУ СОШ 11 г.Северобайкальск. Обучается 1051 ученик Стратегия развития школы основывается на том, что школа существует для всех (доступность) и каждого (личностно- ориентированный подход). Миссия школы: развитие личности по индивидуальному образовательному маршруту для становления самодостаточной личности, способной на основе полученного качественного образования эффективно реализовывать себя в различных сферах деятельности, свободно ориентироваться в мире ценностей и решать задачи, связанные с определением своей мировоззренческой, нравственной и гражданской позиции. Школа работает над проблемой: «Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в условиях внедрения ФГОС».
ФГОС поднимает престиж предмета «Технология» С принятием ФГОС роль дополнительного образования детей существенно возросла, так как стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Целью моей педагогической деятельности является эффективное построение учебно-воспитательного процесса на второй ступени обучения для формирования универсальных учебных действий учащихся через внедрение технологии проектной деятельности.
Мы живем в городе Северобайкальск. Градообразующее предприятие – железная дорога % выпускников СОШ 11 поступают в технические ВУЗы (ИрГУПС, СФУ, НГТУ). Кроме того в нашей школе обучается 517 мальчиков – 50% учеников школы. Что предлагает город для мальчиков? Танцуют, поют, рисуют, играют на различных инструментах, ходят в походы, занимаются спортом. Это все здорово. А что же они могут сделать по дому, какую мужскую работы они смогут выполнить, если им предлагаются в этом направлении кружок «Робототехники», где занимаются 4 чел. и автодело?
Проблема Недостаточность предлагаемых в городе Северобайкальск кружков технического творчества для мальчиков. Кроме того, городские юноши в отличие от ребят, которые живут на земле, не умеют работать основными мужскими инструментами, необходимыми в быту (молоток, дрель, топор, ножовка, лобзик, стамеска)
Что необходимо сделать? Ввести в школах, учреждениях дополнительного образования кружки, факультативы, внеурочные занятия, направленные на овладение знаниями учащимися и приобретение трудовых навыков в области конструирования технологий и нацеливает детей на осознанный выбор профессии, связанной с техникой: инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик и др. Интеграция общего и дополнительного образования (например, через кружок «Моделирование»: Технология – закрепление методов работы с различными материалами и инструментами, Изобразительное искусство – навыки раскрашивания разверток моделей, Черчение – создание эскизов моделей, История – небольшие повествовательные элементы по истории развития техники. Физика – понятие «сила», способы увеличения и уменьшения силы трения
«Моделирование» Кружок технического моделирования – одна из форм распространения среди учащихся знаний по основам машиностроения, воспитания у них интереса к техническим специальностям. На первом году обучения учащиеся осваивают моделирование из картона и бумаги, работу с шаблонами и простейшим ручным инструментом, строят простые бумажные модели. На втором году обучения изучается устройство основных видов техники (самолёты, корабли, наземная техника), технологии изготовления объёмных моделей из дерева, способы и приёмы работы инструментами. Третий год обучения посвящен совершенствованию навыков работы и постройке сложных моделей-копий.
Кружок «Моделирование» Таблица достижений обучающихся в кружке "Моделирование", уч.год Фамилия, имя Августовское совещание День города День Учителя "Шаг в будущее" 8 марта 9 мая проект «Память нужна живым» День защиты детей Итого % 1 Попов Олег % 2 Сердюков Дима % 3 Садуев Денис % 4 Шнырев Данил % 5 Аннанин Артем % 6 Каторгин Алексей % 7 Тягур Денис % ИТОГО ИТОГО71% 29%57%71% 63%
Результаты работы Успеваемость обучения по предмету составляет 100%, качество обучения в параллели 5-х классов – 100%, 6-7 классов – 98%, в 8-х классах – 90%. Выполнение программы – 100%. Мои ученики ежегодно становятся победителями и занимают призовые места в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по технологии, так в 2012 год : Мухумаев Максим занял 1 место – 9 класс, 2011год: Матвеев Сергей занял 2 место – 9 класс, 2011 год: Житников Олег – 3 место – 8 класс.
Рефлексия
По диаграмме видно, что родители удовлетворены работой кружка «Моделирование», так как помогает детям реализовать свои способности и интересы, дает возможность общаться со сверстниками по интересам, получать новые знания, которые необходимы в жизни.
Вывод Современный рынок труда как раз требует творческих рукастых специалистов. Ведь будущее России – в руках тружеников. Я, как учитель технологии и руководитель кружка «Моделирование», могу многое сделать, чтобы эти руки стали умелыми, чтобы подростки не были беспомощными перед мелкими бытовыми проблемами, которые они могут решить самостоятельно и это будет главным критерием их успешности на данном этапе.
Мои основные шаги по реализации НОИ «Наша новая школа»: - Переход на новые образовательные стандарты – организация внеурочной деятельности внутри школы по программе дополнительного образования «Моделирование», продолжение работы по теме самообразования. - Развитие системы поддержки талантливых детей – участие в городских выставках ДПИ, организация летней профильной группы, участие в конференциях, выявление талантливых детей через проведение предметных декад в школе. - Совершенствование учительского корпуса – продолжение самообразования, участие в семинарах, круглых столах, августвоских совещаниях - Изменение школьной инфраструктуры – просто необходимо приобретение современного оборудования для кабинета технологии мальчиков и установка интерактивного оборудования. - Сохранение и укрепление здоровья школьников – продолжить работу по здоровьесбережению учащихся через использование проектного метода к уроку технологии и кружку «Моделирование» с целью смены видов деятельности и развития правильного распределения времени.
Конкурс видеороликов Предлагаю каждому учителю ГМО технологии создать видеоролик – рекламу своего предмета.
литература 1. Невдахина З.И. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ. Вып. 3. – М.: Народное образование, Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, Горбачев А.М. От поделки – к модели. – Н.Н.: ГИПП «Нижполиграф», Севастьянов А.М. Волшебство моделей. – Н.Н.: ГИПП «Нижполиграф», Васильев Д.В. Мир парусов. Плавающие модели. – СПб.: Кристалл, Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. – М.: Просвещение, Костенко В.И., Столяров Ю.С. Мир моделей. – М.: ДОСААФ, 1989
Цифровые образовательные ресурсы 1.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 2. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет 3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 4. Образовательные ресурсы Интернета школьникам и студентам 5. Единое окно доступа к образовательным ресурсам