Факультет безопасности жизнедеятельности Проф. Михайлов Л.А. Доц. Михайлов А.Л.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
Advertisements

Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Методологические основы для формирования воспитательной системы школы.
Государственные образовательные стандарты второго поколения.
Характеристика и структура национальной системы образования.
Правовое регулирование отношений в сфере образования Гептина О.С., методист КГБОУ НПО ПЛ 2.
Тема: Международное Гуманитарное Право План: 1.Сущность МГП 2.Источники МГП 3.Основные положения МГП 4.Ответственность за нарушение МГП.
Управление образовательной системой. Образование специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Международное гуманитарное право. система правовых принципов и норм, содержащихся в международных договорах (соглашениях, конвенциях, протоколах) или.
Брянская И.Н. Зам.директора по УВР МОУ «Куретская средняя общеобразовательная школа»
Права человека: понятие, сущность, структура Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории, права и обществознания МБОУ «Яйская СОШ 2»
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Вопросы развития дошкольного образования. становление и развитие личности в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости Миссия дошкольного образования.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Основы современных технологий обучения иностранным языкам ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ.
Транксрипт:

Факультет безопасности жизнедеятельности Проф. Михайлов Л.А. Доц. Михайлов А.Л

Гуманитарный (франц. humanitaire, от лат. humanitas - человеческая природа, образованность), имеющий отношение к сознанию человека и человеческому обществу. Гуманитарные науки - общественные науки Энциклопедический словарь «Конституционное право России» Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Отрасль международного права, представленная совокупностью норм и принципов, закрепляющих международные стандарты в области прав человека. Нормы М.г.п. регулируют сотрудничество по вопросам науки, культуры, образования, обмена информацией, контактов между людьми. Основу М.г.п. составляют права человека, т.е. права, существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе (гражданские, политические, экономические, социальные, культурные).

Основными международными документами в области прав человека являются: Устав ООН (содержит принципы о равноправии наций, равноправии мужчин и женщин, ценности человеческой личности, недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии); резолюции международных организаций (ООН и ее специализированные учреждения, например МОТ, ЮНЕСКО), имеющие рекомендательный характер: Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981), Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, и др.; международные договоры, которые имеют обязывающий характер для их участников: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987) и др. Эти документы закрепляют стандарты в области прав человека. М.г.п., кроме того, охватывает документы СБСЕ, которые носят политический характер

совокупность обязательных для государств правовых норм, направленных на защиту жертв вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера и на ограничение средств и методов ведения войны.

Основными источниками М.г.п. в этом значении являются четыре Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12 августа 1949 г.: 1) Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; 2) Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; 3) Конвенция об обращении с военнопленными; 4) Конвенция о защите гражданского населения во время войны, а также два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г.: Дополнительный протокол, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов ( 1), и Дополнительный протокол, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера ( 2).

Гуманитарные науки, изучающие человека в сфере его умственной, нравственной и общественн. деятельности: философия, психология, этика, история, история литературы и искусств, социология и др.-

Cистема образования, ведущая свое начало от деятельности гуманистов и ставящая себе задачей высшее развитие человеч. личности, освобождение ее от гнета суеверий и невежества; в основу положено изучение классич. литературы и античн. искусства.

Гуманитарная технология - социальная технология, основанная на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развитие личности содействуют социальным технологиям

Гуманитарное образование, совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений. Г. о. - важнейшее средство формирования мировоззрения, играет огромную роль в общем развитии людей, в их умственном, нравственном и идейно- политическом воспитании. В социалистических странах идейной и методологической основой Г. о. является марксизм-ленинизм.

Специальное гуманитарное образование в области философских, исторических, филологических, экономических, юридических, педагогических наук, искусствоведения, различных видов искусства, культуры и др. осуществляется в основном университетами и отраслевыми вузами, а по ряду специальностей и средними специальными учебными заведениями (см. Высшее образование. Среднее специальное образование. Библиотечно-библиографическое образование. Журналистское образование. Искусствоведческое образование. Историческое образование, Культурно-просветительное образование, Музыкальное образование, Педагогическое образование. Театральное образование, Филологическое образование, Философское образование. Художественное образование. Экономическое образование, Юридическое образование).Высшее образованиеСреднее специальное образованиеБиблиотечно-библиографическое образование Журналистское образованиеИскусствоведческое образование Историческое образованиеКультурно-просветительное образованиеМузыкальное образованиеПедагогическое образованиеТеатральное образованиеФилологическое образованиеФилософское образованиеХудожественное образованиеЭкономическое образованиеЮридическое образование

ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - в СМД- методологии (см.) - систематизация, соорганизация и упорядочение в пространстве и во времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на основе современного гуманитарного знания.

Согласно В.В. Мацкевичу (см.) и П.Г. Щедровицкому (см.), составляющими Г.Т. являются "особые" нематериальные элементы: различного типа знания, идеи, схемы, конструкты, знаковая среда (реклама, продукты СМИ и др.), квалификации, человеческая психика, время, доверие, ответственность, авторитет, авторское право и т.п. В Г.Т. материальные (вещественные) характеристики являются характеристиками продуктов и представляются как производные, полученные в результате гуманитарной деятельности, к которой невозможно применить вещественную мерность.

Причинно-следственные связи в Гуманитарных Технологиях являются неявно выраженными - для их установления и проектирования требуется проведение многофакторного и кластерного анализов. Гуманитарные технологии проектируются на основе системного и деятельностного подходов, мышление становится основным и центральным их звеном.

Организация мышления как технической составляющей гуманитарных технологий осуществляется по "особым" гуманитарным законам и методам. Г.Т. - ресурсоемки. Под ресурсом в них понимается наличие: а) идей, концептов и т.п. и их перевод в разряд деятельностных целей и задач, программ и проектов; б) людей, способных разрабатывать и реализовывать развивающие проекты и программы; в) финансов и требуемой материальной базы. Г.Т. проектируются с использованием комплексного знания: гуманитарного и естественно-научного.

Информация (см.) в Г.Т. рассматривается как отдельный элемент, который в технологии выполняет посредническую функцию между активными деятелями и позволяет значительно "сжимать" и "технологизировать" время. Технологизация отдельных составляющих (низовых и рутинных работ) значительно высвобождает время и пространство для других видов работ - мыслительно-рефлексивных (концептуализации, идеологизации, целеполагания и т.п.). Г.Т. являются инфраструктурными (нелинейными).см.

Это означает зависимость каждого элемента гуманитарной системы от целого ряда неопределенных очевидна. Нелинейность как характеристика Г.Т. выражается в необходимости фиксировать получаемые промежуточные результаты и продукты, а также их использование в других системах деятельности. Именно поэтому Г.Т. характеризуются функциональным укрупнением деятельности и, как следствие, - автономизацией отдельных ее составляющих.

Составляющие гуманитарной технологии вычленяются в отдельные институты, такие как консультирование экспертирование, обмен информацией, правовое обеспечение и осуществление между ними кооперации на договорных основаниях. В Г.Т. важны не столько содержания отдельных элементов, сколько тип системных отношений, определяющий специфику и название той или иной Г.Т.

В системе образования соответствующей Г.Т. выступает способ соорганизации компонентов образования и их упорядочения в пространстве и времени. Техническое отношение к гуманитарным сферам деятельности предполагает возможность существования гипотезы о том, что развитие в системе образования оискусствляется, то есть осуществляется за счет разумной деятельности людей с учетом естественно складывающихся тенденций.

Первая попытка технологизировать образование была предпринята Я.А. Коменским в середине 16 в. Созданная им классно-урочная система есть ничто иное как технология образования, прочно вошедшая в педагогическую практику и оставшаяся фактически неизменной уже на протяжении четырех веков.

Первоначальное употребление термина "технология" в образовании в 20 в. было связано с использованием технических средств обучения, а затем - с совершенствованием методов обучения и научной организации учебного процесса с целью повышения его эффективности.

Позже технология образования стала определяться как проект педагогической системы, реализуемый на практике. Технологический подход в образовании подвергается серьезной критике со стороны ученых, разрабатывающих концептуальные положения философии и социологии образования, а порой даже полностью отвергается.

Чаще всего технология обучения сводится к обычным методическим разработкам, ее смысл крайне сужается, и при этом усиленно акцентируется внимание на ориентацию технологий репродуктивного типа.

Выдвигается основной аргумент - игнорирование личности учащегося, представление его как объекта воспитания и обучения, отсутствие в технологиях места для творчества преподавателя и учащегося.

Отрицание технологического подхода в образовании основывается, вероятно, на утверждении, что не может существовать технического отношения к гуманитарным областям и сферам деятельности. Таким образом, фиксируется неразличение Г.Т. и технологий производственных.

В отличие от технологий производственных, где объекты и материал максимально независимы от человека и его деятельности, технологии образования как раз и являются Г.Т., то есть становятся зависимы от человека и имеют дело с человеческим материалом.

Образовательные технологии основаны на гуманитарном знании, которое имеет в отличие от естественно-научного иную организационную схему. Для достижения некоторой цели изобретается процедура, посредством нормировки и тиражирования процедура превращается в технику, техника и результаты ее применения исследуются, и на основе исследования выводится закон социальной жизни, деятельности, поведения людей и т.д.

В естественно-научном знании соорганизация осуществляется по схеме "исследование - закон - процедура - техника" (В.В. Мацкевич). Образование как сфера деятельности и мышления включает в себя ряд процессов - образование (в узком смысле слова), подготовка кадров, обучение, воспитание, грамотность.

Результатом проектирования- технологизации образовательных процессов в системе образования являются технология обучения, подготовки, воспитания и т.д. Результатом проектирования межпозиционного взаимодействия выступает технология кооперации в деятельности образования (по отдельности - технология исследования, технология управления, технология проектирования и т.д.).

Соединение всех частных технологий позволяет получить целостную технологию образования. Технология педагогического труда (педагогическая технология) становится составляющей технологии процессуальной - обучения, воспитания, подготовки.

Технология образования является основной формой реализации содержания образования и способом соорганизации мыследеятельностных процессов обучения, подготовки, грамотности, образования и кооперативных процессов системы образования.

Основанием к проектированию новых технологий образования служит переориентация образовательных целей. Во времена Я.А. Коменского основной целью было научить всех читать и понимать библейскую литературу. Впоследствии произошла смена целей образования на освоение естественно- научного знания через усложнение учебных предметов.

Технология образования при этом оставалась практически неизменной - взаимодействие преподавателя и учащегося осуществлялось по принципу передачи знаний и их усвоения; незначительные изменения происходили на методическом уровне, определенная вариативность в выборе конкретных педагогических действий допускалась и обозначалась как педагогическое творчество, поиск и т.д.

Основные трудности приходились на этап распределения и "упаковки" во времени постоянно наращиваемых в плане информативности учебных предметов. В конце 19 - начале 20 в. наметилась тенденция на кардинальную смену целей образования, вызванная социокультурной ситуацией - кризисом естественно-научного знания, интеллектуальным усложнением репертуаров деятельности людей.

Образование меняет ориентацию от передачи постоянно накапливающейся информации на освоение способов и средств мышления и деятельности.

технология принятия решений и их рефлексия это осознанное планирование деятельности и ее осуществление это аналитика и рефлексия деятельности и мышления это осознание самого себя как деятеля и как личности, индивидуальности.

….приводит к определению принципа непрерывности образования, обеспечению прав человека на постоянное освоение новых способов мышления и деятельности на основе культурных норм. Массовое проектирование технологий обучения привело к накоплению достаточно большого арсенала устаревших, "несанированных" технологий. Именно поэтому с особой остротой встает вопрос о стандартизации образовательных процессов и технологий.

Можно зафиксировать две принципиально отличные технологические схемы образования, основанные на различном типе отношений "человек - система образования".

Схема "входа-выхода" - учащийся мыслится как "материал" в технологической системе, который необходимо преобразовать, видоизменить, нарастить под воздействием соответствующих факторов содержания образования т.д.

Схема "входа-выхода" приемлема как схема обеспечения обязательных стандартов образования и является наиболее практикуемой, постоянной и консервативной.

Схема "супермаркета" - вход в технологическую систему всегда открыт и вместо навязывания человеку заранее определенных образовательных путей ему для выбора предлагается множество образовательных услуг, модулей, блоков модулей и т.д. Человек может войти в эту систему и в любой момент выйти из нее.

Схема "супермаркета" является динамичной и переменной составляющей в системе образования, которая реагирует на состояние рынка труда и потребления интеллекта и является развивающей в системе образования.

Преобладание и доминирование той или иной технологической схемы не может обеспечить всю полноту системы образования. В зависимости от основного элемента в системе функциональной деятельности, который подвергается изменению в процессе проектирования, возможна дальнейшая классификация технологий обучения на модульные и полевые.

строится на основе разделения учебного материала на определенные блоки, темы, смысловые моменты и т.п., затем осуществляется комбинирование, комплексирование и модульная соорганизация блоков.

Строится на совершенно других принципах - деятельностных. Целенаправленно проектируются и организуются моменты деятельностных полей "напряжений", конфликтов на всех этапах разворачивания мыследеятельности. Преодоление конфликта, достижение понимания в мыслекоммуникации и обретение субъектами процесса обучения некоторой мыслительной способности становится основным результатом технологического "полевого" этапа.

Не исключена возможность разумного сочетания и комплексирования модульной и полевой технологии как возможности взаимодополнения и развития. Технологическая устойчивость системы образования может быть обеспечена за счет привнесения в систему обоснованных целей, задач, норм.

Технологически организация работ в кооперированной деятельности образования может осуществляться в разных режимах. 1. Стабильный (постоянный, отнормированный) режим деятельности, направленный на воспроизводство системы деятельности образования. 2. Экспериментальный (динамичный, корректирующий) режим, цель которого - осуществление наддеятельностной рефлексии, концептуализация, проектирование и программирование и т.п.