МБОУ «Гатчинская начальная общеобразовательная школа 5» Особенности составления образовательной программы образовательного учреждения в свете требований.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Advertisements

Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
Основные образовательные программы начального общего образования школ: первые результаты анализа Копотева Г.Л.
ФГОС НОО Примерная основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
МБОУ Лицей 1 городского округа город Мантурово костромской области.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: Образовательная программа школы 81 Июнь 2011 г.
Что такое ФГОС? ФГОС – это совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы (ООП) и структуре ООП в соотношении частей.
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
М. Л. Лазарева, директор школы МОУ СОШ 1 г.п.п.Чистые Боры Проектирование основной образовательной программы начального общего образования на основе требований.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Рабочая программа учителя. Требования к структуре ООП ООО 1. ЦЕЛЕВОЙ Пояснительная записка; Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО; Система.
Единственным официальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная.
Федеральные государственные образовательные стандарты. Основная образовательная программа школы.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
3 семинар (методический) Технология разработки основной образовательной программы начального общего образования (ООПНОО)
Обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Кинельского образовательного.
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 10 – 12 марта 2010 года.
Транксрипт:

МБОУ «Гатчинская начальная общеобразовательная школа 5» Особенности составления образовательной программы образовательного учреждения в свете требований новых ФГОС второго поколения (начальная школа) Методические рекомендации составлены: на основе Примерной основной образовательной программы ( начальная школа) (институт стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л. П. Кезина Составитель Е. С. Савинов, М. : Просвещение, ), по материалам ЛОИРО, рекомендациям комитета образования ГМР, КО и ПО Ленинградской обл., на основе разработок НОШ 5 - пилотной площадки по введению ФГОС второго поколения (начальная школа) Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области. Выступление на семинаре «Моделирование урока в логике компетентностно ориентированной модели образования»: особенности формирования универсальных учебных действий младших школьников. директора МОУ «Гатчинская НОШ 5» С.Т.Терентьевой 29 ноября 2010г. 1

Результаты работы над проектом г.г. « Методические материалы к разработке МОУ «Гатчинская НОШ 5» Основная образовательная программа начального общего образования

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования (ООПНОО) ООПНОО представляет собой один из ключевых элементов образовательного процесса. Понятие ООП стало официальным с принятием Закона «Об образовании». «ООП школы важна для учреждения, работающего в режиме развития. Такая программа представляет собой описание системы мероприятий, осуществляемых ОУ для достижения поставленных целей» (И.С.Якиманская) Страницы ООП должны быть пронумерованы, прошиты, заверены печатью и подписью директора, т.к. она является локальным актом школы 3

Структурные компоненты ОП Титульный лист программы Основание: Приложение к письму комитета общего и профессионального образования от г /10 Инструктивно-методическое письмо «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области, реализующих образовательную программу начального общего образования на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с 01 сентября 2010 года» Instr-metod_pisqmo_o_vvedenii_FGOS_s_01_sentqbrq_2010_g.doc Содержание ООПНОО 4

Титульный лист Нормативный документ важно прописать основные реквизиты, тем самым показать механизм утверждения ОП МОУ «Гатчинская начальная общеобразовательная школа 5» «Согласовано» «Утверждена» Председатель комитета Приказом ___ от «___»____2010г. образования ГМР Директор школы:_______С.Т.Терентьева _________С.В.Попков «_____»_______2010г. «Принята» Педагогическим советом МОУ «Гатчинская НОШ 5» Протокол __от ______ Основная образовательная программа начального общего образования 5

Содержание программы I. Пояснительная записка II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС, с учетом реализуемого учебно-методического комплекта III. Базисный учебный план образовательного учреждения IV. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования V. Программы отдельных учебных предметов, курсов VI. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования VII. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни VIII.Программа коррекционной работы IX. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования X. Нормативно-правовой контекст Приложение 6

Рекомендации: В ОП могут включаться другие компоненты, отражающие особенности и интересы субъектов РФ, ОУ с учетом динамики потребностей личности, общества и государства в общем образовании Соотношение обязательной части ОП и части, самостоятельно формируемой участниками образовательного процесса должно соответствовать соотношению инвариантной и вариативной частей БУПа – 80%/20% 7

I.Пояснительная записка 1.Общие положения 2.Основное содержание основной образовательной программы начального общего образования 2.1. Назначение образовательной программы начального общего образования (ООПНОО) 2.2.Реализация образовательной программы через УМК 2.3. Организация образовательного процесса 2.4. Основные формы организации обучения Режим обучения и нормативные показатели 8

I.Пояснительная записка 1.Общие положения Из Устава ОУ: 1.О создании, регистрации ОУ 2.Полное наименование ОУ 3.Место нахождения(юридический и фактический адрес) ОУ 4.Учредителем Учреждения является … 5.Местонахождение Учредителя:… 6. Учреждение непосредственно подотчетно и подконтрольно... Основная ОП начального общего образования (т.д.) является основным нормативным документом, развивающим и конкретизирующим положения ФГОС общего образования. Основная ОП представляет собой компонент образования РФ. Основная ОП определяет содержание НОО и направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся, (осознанного выбора направлений продолжения образования в профессиональной сфере). 9

2. Основное содержание образовательной программы начального общего образования Рекомендации: Пояснительная записка должна начинаться с обоснования актуальности данной ОП для школы, региона, где она будет реализовываться. Подход к обоснованию цели: Потребность Мотив Цель Для целеустремленной деятельности ОУ важно рассмотреть потребности (реализация пожеланий) сегментов рынка услуг: учащихся, родителей, Управления образования, окружающего социума, социальные запросы региона. Цели должны быть: *актуальными *реальными *достижимыми *конкретными 10

Цели образования характеризуются планируемыми результатами для данной ступени и определяют общую направленность, особенности содержания и видов деятельности обучающихся на данной ступени Содержание целей образования развивает и конкретизирует требования ФГОС к результатам освоения основных ОП, фиксирует те характеристики обучения, воспитания и развития, которые наиболее важны для данной ступени обучения с точки зрения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся В ОП ОУ цели образования обязательно должны корректироваться с возможностями данного ОУ 11

2. Основное содержание образовательной программы начального общего образования 2.1.Назначение образовательной программы начального общего образования цель и задачи образования в начальной школе - обеспечение базы, фундамента всего последующего обучения предусмотренного Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении», Федеральным государственным образовательным стандартом, в соответствии с Базисным учебным планом РФ. В процессе реализации цели будут решаться следующие задачи: - формирование универсальных учебных действий; - формирование основы учебной деятельности ребенка как системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; - обеспечение познавательной мотивации и интересов учащихся; - формирование готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками; - формирование основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. 12

Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Цели образования характеризуются планируемыми результатами начального общего образования и определяют общую направленность, особенности содержания и видов деятельности обучающихся 1 ступени. 13

Основная образовательная программа начального общего образования учитывает: а) потребности учащихся и родителей, их интересы и планы; б) возможности учащихся (уровень готовности к усвоению программы, состояние здоровья) 2.2.Реализация образовательной программы через УМК (перечислить, реализуемые в школе) 2.3.Организация образовательного процесса УМК -сроки реализации Минимальное и максимальное количество учебных часов за 4 года ( часов); Соотношение частей основной общеобразовательной программы (80/20% для первой ступени); Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов Основные формы организации обучения Режим обучения и нормативные показатели Обеспечение валеологических условий реализации ООПНОО Педагогическое условие - кадровое обеспечение Типичными для внеурочной деятельности школы являются:.....(направления, формы) Обеспечение условий для социально-психологического сопровождения учащихся 14

II.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования - обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки; - являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Формирование универсальных учебных действий в сфере: личностных УУД регулятивных УУД познавательных УУД коммуникативных УУД – Метапредметные результаты по всем предметам Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования с учетом особенностей учебно-методического комплекта 15

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход 16

Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ( такие как способность работать с разными видами информаций, анализировать проблемы, ставить задачи и др.) ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знакосимволических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Р.яз. Лит.чт. Ин.яз. Матем Окр.мир Музыка ИЗО Технол. Физкульт. Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий Фундаментальное ядро содержания образования - в нем в обобщенном виде описываются виды деятельности (универсальные учебные действия) регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование которых осуществляется в ходе образовательного процесса хар-ка результатов формир. УУД.docхар-ка результатов формир. УУД.doc 18

Фундаментальное ядро содержания общего образования СИСТЕМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ деятельность по получению нового знания результат этой деятельности: сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира И

III. Базисный учебный план НОО 5(или 6)-дневная уч.неделя Пояснительная записка Основание: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС)» 1. Базисный учебный (образовательный) план определяет: -максимально допустимый объем аудиторной нагрузки обучающихся- 1 класс – 20 часов 2-4 класс – 22 часа - общий объем нагрузки, подлежащей бюджетному финансированию: 1 класс – 30 часов 2-4 класс – 32 часа -состав обязательных учебных предметов и время, отводимое на их изучение, по классам (годам) обучения в модальности «не менее». 2. В разделе «Инвариантная часть» полностью реализуется Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который предусматривает уровень достижения грамотности и создания базы знаний для продолжения обучения в основной школе, выполнение учащимися требований Федерального образовательного стандарта. 3. Раздел «Внеурочная деятельность обучающихся» фиксирует объем времени, отводимого на организацию мероприятий, отличных от классно-урочной системы обучения (кружки, секции, экскурсии, учебные практики и т.п.) и направленных на развитее социальной активности обучающихся, их творчества, физическое и эстетическое развитие, трудовое воспитание и т.д. Наполнение конкретным содержанием данного раздела определяется Концепцией развития ОУ: дополнительные образовательные программы, программы социализации, программы воспитания. 4. Вариативная часть учебного плана при 5-дневной учебной неделе отсутствует. 5.Особенности учебного плана (по предметам: нормативы учебной нагрузки -кол-во час./нед., направленность, особенности реализации) Внеучебная работа 20

Особенности учебного плана ВДУ - эта часть БУПа новая, требует более детальной проработки. Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на данную часть, может быть использовано: на расширение знаний обучающихся по учебным предметам обязательной части; на введение развивающих учебных курсов (в.ч. авторских или разработанных ОУ самостоятельно), обеспечивающих различные интересы обучающихся, запросы родителей. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения - до 10 час./нед. Для формирования ВДУ использовались методы изучения социального запроса: анкетирование, опрос родителей, учащихся; анализ (проведены родительские собрания в мае 2010г., г.) к БУПу.doc 21

IV. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени НОО 4.1. Ценностные ориентиры начального общего образования формирование основ гражданской идентичности личности на базе …. формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе…. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе… развитие умения учиться …. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности … Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования Понятие «универсальные учебные действия» Функции универсальных учебных действий Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные 4.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 4.4. Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ- компетентности обучающихся 4.5. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию. портрет выпускника.doc 22

V. Программы отдельных учебных предметов, курсов 5.1. Общие положения 5.2. Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования ( с точки зрения формирования УУД) VI. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 6.1.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 6.2.Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 6.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 6.4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 6.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования 6.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся 6.7. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся 6.8. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 23

VII.Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни VIII. Программа коррекционной работы цели, задачи, направления, характеристики содержания, этапы реализации, механизмы реализации, требования к условиям реализации программы 24

Оценка учебных достижений обучающихся Рекомендации: Система оценки УД должна включать: -описание объекта и содержания оценки (требования, структурируемые в соответствии с используемой таксономией) -критерии и процедуры оценивания -состав инструментария -формы представления результатов -условия и границы применения -Инструментарий для оценки достижения планируемых результатов освоения программ данной ступени общего образования должен быть разработан применительно к основным группам результатов. Инструментарий должен включать: -Операцианализированный перечень планируемых результатов освоения программ данной ступени образования -примеры заданий для оценки достижения планируемых результатов -спецификацию -демонстрационный вариант измерительных материалов ОУД в соответствии с новыми ФГОС нуждается в разработке 25

Оценка формируется на основе критериально-ориентированного подхода. В качестве критериев для оценки выступают сами требования к освоению образовательных программ или требования к результатам образования. Поэтому первым шагом обновления системы оценки должна стать обязательность проверки и оценки овладения учеником теми знаниями и умениями, на которые можно опереться при организации последующего обучения, его дальнейшей дифференциации и специализации. Это позволит получить информацию о ходе учебного процесса, без которой он ныне недостаточно эффективен. Данные об успешности (или не успешности) овладения этими знаниями и умениями позволят усилить обратную связь, будут способствовать их своевременной коррекции. 26

Оценка учебных достижений обучающихся Система оценивания включает: стартовую диагностику, оценку образовательных достижений на рубежных этапах обучения с определением индивидуального прогресса и при необходимости диагностику проблем в образовании, итоговую аттестацию. Дополнительно для выявления тенденций изменений в образовании должно быть предусмотрено проведение мониторинговых исследований по специальным направлениям. На основании результатов оценки должны приниматься разного рода решения и, прежде всего, об освоении образовательной программы (учебной программы, раздела или темы курса и т.д.), об определении образовательной траектории учащегося, об оказании необходимой помощи в обучении и т.д. 27

IX.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования 9.1. Общие положения 9.2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов 9.3. Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений 9.4. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию -Проведение контрольных испытаний (в форме проверочных работ, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образованием); -Представления выпускниками ОУ портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности. система оценки.docсистема оценки.doc 28

X.Нормативные документы норматив. док-ты.doc норматив. док-ты.doc 29

Успехов в разработке образовательной программы школы! государств. ОПНОО.doc государств. ОПНОО.doc 30

Наш адрес: РФ, Ленинградская обл., г.Гатчина, ул. Генерала Кныша д.7-а тел.(факс) 8 - (813-71) , http: locos net narod.ru 31