Основная образовательная программа ступени как объект стандартизации общего образования Воронцов Алексей Борисович, кандидат педагогических наук, генеральный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
Advertisements

Разработка ….. программы. Единственным официальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности,
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЗАДАЧИ И ВОЗМОЖНОСТИ И.Е. Патрикеева, директор.
Основные акценты ФГОС НОО и механизмы его реализации Воронцов Алексей Борисович, 13 сентября 2010 года Установочное занятие
Основная образовательная программа начальной школы: содержание, структура, подходы к разработке « Внедрение стандартов начального образования нового поколения:
Модель профессионально-общественной сертификации образовательных программ для общего образования Воронцов А.Б. 6 ноября 2011 года.
От концепции гуманизации начального образования В.В.Давыдова к основной образовательной программе начального общего образования Воронцов Алексей Борисович.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Образовательная программа общеобразовательного учреждения.
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Медникова Л.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения.
Основная образовательная программа начального общего образования как механизм реализации требований ФГОС НОО Черемисина В. Г., к.п.н., заведующая кафедрой.
Совещание с руководителями общеобразовательных учреждений 13 декабря 2010 года.
Изменения в ФГОС НОО утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011г. 2357, зарегистрированы Министерством.
Создание основной образовательной программы начальной школы: МОУ «Юркинская начальная школа- детский сад : « Внедрение стандартов начального образования.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА начального общего образования как основной проект по реализации требований ФГОС.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования.
Эффективный опыт МАОУ СОШ 7 по управлению формированием универсальных учебных действий Директор МАОУ СОШ 7 Дегтярева Г.А.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЗАДАЧИ И ВОЗМОЖНОСТИ И.Е. Патрикеева, директор.
Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Транксрипт:

Основная образовательная программа ступени как объект стандартизации общего образования Воронцов Алексей Борисович, кандидат педагогических наук, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование», председатель Правления Международной Ассоциации «Развивающее обучение», председатель комиссии по вопросам дошкольного, общего и дополнительного образования Общественной палаты по образованию города Москвы

1 пункт: Нормативно-правовое обеспечение ООП

Ст. 9 п.1 Закона РФ «Об образовании» (309-ФЗ от ) Единственным официальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования

Какие образовательные программы могут быть в образовательном учреждении? 1.Образовательная программа ОУ как общественный договор – принимается высшим органом управления ОУ. Разрабатывается совместно с общественным (управляющим) советом. 2.Основная образовательная программа ступени – программа совместных действий всех участников ОП в соответствии с возрастными возможностями школьников. Разрабатывается МО, ВТКП совместно с учащимися и их родителями и утверждается на уровне научно-методического совета ОУ. 3.Рабочая учебно-образовательная программа курса, модуля и т.п. - программа действий учителя для достижения учебно- предметных результатов 4.Индивидуальная образовательная программа учащегося – персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании 5.Программа развития ОУ - документ, усиливающий прежде всего конкурентные позиции конкретного образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, определяет ветор движения ОУ.

Образовательные программы ОУ Основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа основного общего образования Основная образовательная программа среднего общего образования Образовательная программа школы Программа развития школы ИОП Программа дополнительного образования

Ст. 9 п.6 Закона РФ «Об образовании» ООП должны включать в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся

П.16 ФГОС НОО «Структура ООП» пояснительная записка; планируемые результаты освоения ООП; учебный план НОО; программа формирования УУД; программа отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития и воспитания; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов

п.15, п.19 (3) ФГОС НОО Обязательная часть ООП – 80% 20% не может составлять менее 2904 часов (20-22 часа) не может составлять менее 3210 часов (22-25 часов) 1350 часов Учебный план предусматривает время: на увеличение учебных часов на обязательные предметы; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в т.ч. этнокультурные; на внеурочную деятельность

Ст. 14 п Закона РФ «Об образовании» примерные основные образовательные могут включать базисный учебный план и набор примерных программ учебных курсов, дисциплин (модулей)базисный учебный план

с. 14 п.5, ст. 32 п.6,7 Закон РФ «Об образовании» Ст. 14 (5) «Содержание образование в конкретном ОУ определяется основной образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим ОУ самостоятельно. ООП разрабатывается на основе соответствующих примерных ООП…» Ст.32 (6,7) «Разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов»; «Разработка и утверждение рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин…»

Рекомендации авторов образовательных систем, УМК РЕАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА – В.В.ДАВЫДОВА (Пособие для учителя 1 класса)

Какая ООП нам нужна и какую мы можем «потянуть»?

Два варианта (как минимум): ООП – «программа программ» Взять за основу примерную ООП, базисный план (проект РАО) и фактически переписать, сделав примерные программы рабочими. ООП – программа действий Все материалы есть «отдельные кирпичики» ООП (построение ООП так, как удобно и качественно для конкретного ОУ)

Второй вариант: Какой мы видим основную образовательную программу НОО? ООП – должна определять набор культурных предметных способов действий/средств (т.е. основное содержание образования ступени) ООП - должна стать программой действий субъектов образовательного процесса через разные виды деятельности младших школьников ООП - должна задавать определенными «ритмы» в образовательном процессе (годовой и пятилетний циклы) ООП – должна задавать «дизайн» информационно- образовательной среды ступени образования ООП – обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности младших школьников ООП - должна задавать «очки», с помощью которых можно видеть что происходит с детьми и педагогами

Ведущие характеристики ООП для достижения высоких результатов и качества начального образования ООП должна опираться на возрастные особенности младших школьников

классы 4-5 класс1 класс ПШС Шестилетняя начальная школа «…Этот возрастной интервал – воистину «ничья земля» в периодизациях психического развития, на которую одинаково безосновательно претендуют специалисты и по младшему школьному, и по подростковому возрасту. Кстати, ни те, ни другие не в состоянии содержательно освоить эту возрастную территорию, ибо она качественно отлична и от 8 – 9-летнего возраста – сердцевины школьного детства, и от 13 – 15-летнего возраста – сердцевины отрочества» (Г.А. Цукерман)

Образовательное пространство всей начальной школы (1-5 класс) Переходная фаза (фаза «запуска») 1 класс (6-7 лет) Основная фаза (фаза решения системы учебных задач) 2-4 класс (8-11 лет) Переходная фаза (рефлексивная) 5 класс Образовательное пространство учебного года Фаза решения учебных задач октябрь Рефлексивная Фаза апрель-май Фаза «запуска» сентябрь ПУЗРУЗ СРЗ Задача ООП - должна задавать определенными «ритмы» в образовательном процессе (годовой и пятилетний циклы)

Учебный планУчебный план – механизм реализации ООП 2904, 3210, 1350 – максимальные учебные часы Предметные области Обязательная часть (80%) Вариативная часть (20%) Максимальная учебная годовая нагрузка Пятидневка2323 (17ч/нед)581 (5 час/нед)2904 Шестидневка2323 (17ч/нед)887 (8 час/нед)3210 Внеучебная деятельность Вариативная часть (100%) Пятидневка-1350 (10 час/нед) Шестидневка-1350 (10 час/нед) Итого: Пятидневка Шестидневка

ООП - должна стать программой действий субъектов образовательного процесса через разные виды деятельности младших школьниковпрограммой действий

ООП – должна определять набор культурных предметных способов действий/средств (т.е. основное содержание образования ступени)

Интерактивное использование СД - основа содержания учебного предмета (система культурных средств/способов Де) Содержательн ая область Способы действияПонятийные средства Числа и вычисления – алгоритмы выполнения действий; – прикидка; – элементы рационального вычисления – позиционный принцип записи чисел; – свойства арифметических действий Измерение величин – прямое измерение (непосредственное «укладывание» единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта); – косвенное измерение (с отсчетом значения величины по шкале прибора (линейка, безмен, часы, транспортир, мензурка), вычисление по формулам); – действия с именованными числами. – однородность величин; – отношение между числом, величиной и единицей; – отношение «целого и частей»; – прямая пропорциональная зависимость (площадь прямоугольника; равномерное движение, работа и др.); – производные величины (скорость, производительность труда и др.) Закономерности и зависимости - выделение закономерности в числовых и геометрических последовательностях и других структурированных объектах; – построение структурированных объектов; – выделение зависимостей между величинами в различных ситуациях (в начальной школе, в основном, задаваемых текстовыми задачами); – описание зависимостей на различных математических языках (чертежами, схемами, формулами и др.) – «индукционный шаг»; – отношения между однородными величинами (равенство, неравенство, кратности, разностное, «целого и частей»); – прямая пропорциональная зависимость между величинами; –форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур); – пространственные отношения между фигурами

Интегративная характеристика образовательных результатов блок : Интерактивное использование средств (орудий) 1-1. Способность интерактивно использовать язык, символы и текст 1-2.Способность интерактивно использовать знания и информацию 1-3. Способность интерактивно использовать новые технологии (информационные, коммуникационные ) 2 блок: Взаимодействие в гетерогенных группах : Блок 3: Автономное действие 3-1. Способность действовать, удерживая крупный план (предельный контекст) 3-2. Способность намечать и реализовывать жизненные планы и личные проекты 3-3.Способность защищать и утверждать права, ограничения, интересы и потребности 2-1 Способность хорошо относиться к другим Способность действовать в кооперации 2-3. Способность регулировать и разрешать конфликты Блок 1: Интерактивное использование средств (орудий) Блок 2: Взаимодействие в гетерогенных группах Блок 3: Автономное действие

ООП – должна задавать «дизайн» информационно-образовательной среды ступени образования

2 а2 б3 а3 б понедельник русский язык физическая к.русский язык английский язык русский языкфизическая к. завтрак математикафизическая к.математика физическая к.математикаанглийский язык занятия в клубесоц. проект занятия в клубе вторник литературное чт. математика завтрак русский язык информатикаокружающи й мир окр-щий мирокружающий мир информатика спортивные соревнованиярусский язык музыкаИЗОспортивные соревнования

- урок - экскурсия - творческая мастерская - конференция - спортивные соревнования - образовательное путешествие - познавательная лаборатория - школьная театральная студия - кафедра - спортивные секции - поход - индивидуальные занятия - социальные проекты - занятия в клубе - хоровая студия - оркестр народных инструментов трудовая практика изо студия

Примерная структура предметной области предметная область Базовые компоненты Учебные курсы Модули (внутрипредметные и межпредметные) Практикумы и практики Самостоятельная работа учащихся Экспериментально- исследовательская деятельность Проектная деятельность Вариативные компоненты Учебные, элективные курсы (предпроф ильные) Модули (внутрипредметные и межпредметные) Тренинги Образовательные экскурсии Практикумы и практики Учебная деятельность

Разделы ООП Содержание разделов 1.Первый раздел Цели и задачи реализации ООП 2. Второй раздел Планируемые результаты, способы, формы оценивания 3.Третий раздел Основные виде деятельности младших школьников и их описание 4.Четвертый раздел Задачи достижения запланированных образовательных результатов 5.Пятый раздел Основные этапы реализации ООП (по годам) 6. Шестой раздел Основные этапы (фазы) учебного года Формы организации ОП и типы занятий 7. Седьмой раздел Общая характеристика содержания образования 8. Восьмой раздел Рабочий учебный план ОУ и его характеристика 9. Девятый раздел Условия реализации ООП (кадровые, финансовые) 10 Десятый раздел Мониторинг качества реализации ООП 11Одиннадцатый Набор рабочих учебных и других программ Структура ООП ступени " 27

РазделыХарактеристика разделов 1 раздел Миссия образовательного учреждения 2 раздел ООП ступеней школьного образования 3 раздел Программа развития ОУ 4 раздел Программы дополнительного образования Что есть ОП школы в этом контексте? Стандарт рабочей группы "Эврика" 28 Возможен раздел, описывающий преемственность между ступенями образования

Индивидуальный прогресс младших школьников как основа формативного оценивания педагогов

Форма оформления результатов Вид результата: Ключевые компетентности (код)Обобщенный результат ХарактеристикиУсловия формирования Критерии достижения 1.(01)Информационная компетентность -Умение находить информацию; --умение представлять информацию в знаковой форме Тип ситуации (проектная задача) Образец задания 2.(02)Коммуникативная комппетентность Вид результата: культурные способы действия и понятийные средства (ЗУНы) …

Экспертная оценка ООП при аккредитации ОУ Показатели и индикаторы 1. Преемственность Наличие «переходных» этапов 2. Результативность 25 Интегрированные результаты, их оценка, индивидуальный прогресс 3. Эффективность 15 Затраты на достижения планируемых результатов 4. Доступность Наличие и возможность реализации ст.10 Закона РФ 5. Адаптированность Соответствие возрастных возможностей МШ 6. Ресурсность Оценка кадровых, материальных, учебно-методических ресурсов 7. Инновационность Наличие обоснованного шага развития 8. Уникальность 15 Наличие «дельты» относительно ФГОС 9. Интегрированность Возможность включения ООП в сетевое взаимодействие 10. Полнота реализации Охват всех сторон деятельности ОУ в соответствии с требованиями ФГОС