Муниципальное дошкольное учреждение детский сад комбинированного типа 26 «Хрусталик» Проблема межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нейропсихологическая диагностика детей в дошкольном возрасте с ОВЗ Волокитина Татьяна Алексеевна педагог- психолог ДОУ 419.
Advertisements

Выполнила: Гамеза А.Н. 202 фкп. Варианты поражений 1) заднелобный (премоторный) синдром 2) префронтальный синдром 3) базальный лобный синдром 4) синдром.
Нарушение речи и методы ее восстановления при амнестической афазии.
Медиобазальные отделы коры. Правое полушарие мозга, нарушения ВПФ при его поражениях. Медиобазальные отделы коры. Правое полушарие мозга, нарушения ВПФ.
Методика коррекции двигательных нарушений глухих детей младшего школьного возраста.
Консультация логопеда Профилактика дисграфии у детей Составитель: Полянина Т.В. ОШ 29.
Функциональные блоки мозга. БЛОКИ МОЗГА - (англ. brain blocks) - структурно- функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека,
Учитель-дефектолог: Барабанова Марина Николаевна ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Государственное.
Морма Марина Витальевна учитель – логопед высшей квалификационной категории г. Обнинск 2010.
Формирование оптико- пространственного восприятия у детей с общим недоразвитием речи Войтенкова Елена Олеговна студентка 511 группы Научный руководитель:
Заикание Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа- детский сад 1» г.Черемхово Психологические.
«Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллектуальных возможностей у детей старшего дошкольного возраста методом кинезиологиии»» Определения,
ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф Войно- Ясенецкого. Функциональная асимметрия больших полушарий головного.
«Нейропсихологический подход при подготовке детей с задержкой психического развития к школьному обучению». «Обучая левое полушарие, вы обучаете только.
Организация коррекционно- развивающей работы психолога в детском саду.
Тема : НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ВИСОЧНЫХ ОТДЕЛОВ МОЗГА Выполнили : Анисимова Юлия 201 гр. ФКП. Кафедра медицинской генетики и клинической.
Готовность детей к обучению в школе «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему.
Классификация афазии. Афазии – это: нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» по выражению.
Транксрипт:

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад комбинированного типа 26 «Хрусталик» Проблема межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия Морма Марина Витальевна учитель – логопед высшей категории Г.Обнинск 2010

АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ Межполушарная ассиметрия представляет собой одну из фундаментальных закономерностей работы мозга не только человека, но и животных. Изучение процессов межполушарного взаимодействия как основы осуществления разных, прежде всего высших психических функций.

ФАКТЫ НЕРАВНОЗНАЧНОСТИ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА Анатомические данные обнаружили структурные различия полей левого и правого полушарий. Физиологические исследования важное место отводят методу регистрации вызванных потенциалов. Клинические наблюдения за больными с локальным поражением левого и правого полушарий мозга дают богатый фактический материал о функциональной неравноценности полушарий.

Таким образом, в настоящее время собран огромный эмпирический материал, подтвержденный данными анатомии, физиологии, а также клиническими исследованиями, свидетельствующий о неравнозначности структур и функций левого и правого полушарий головного мозга человека.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АССИМЕТРИИ МОЗГА Межполушарная ассиметрия головного мозга имеет парциальный характер. Определение ведущей руки. Каждая конкретная форма межполушарной ассиметрии характеризуется определенной степенью, мерой. Межполушарная ассиметрия мозга у взрослого человека – продукт действии биосоциальных механизмов.

ФОРМЫ АССИМЕТРИИ К моторной ассиметрии относятся: ручная (манипуляция), ножная, оральная, глазодвигательная и др. К сенсорным формам ассиметрии относятся: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. К «психическим» - ассиметрия мозговой организации речевых и других высших психических функций (перцептивных, мнестических, интеллектуальных).

МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОСНОВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ Взаимодействие полушарий головного мозга обеспечивается комиссурными (спаечными) нервными волокнами. Левое и правое полушарие объединяются тремя комиссурами, из которых самая большая – мозолистое тело. Волокна мозолистого тела соединяют все области коры левого и правого полушарий.

Модель «расщепленного мозга» Сенсорные феномены. Аномия – это невозможность называния предметов, «воспринимаемых» правым полушарием у правшей. Речевые феномены проявляются и в невозможности прочесть слово, предъявленное в левое поле зрения (т.е. в правое полушарие), или написать его. Те же слова, предъявленные в правое поле зрения (в левое полушарие) больной может прочесть и написать правильно. Двигательные феномены: симптом дископии – дизграфии. Зрительно – конструктивная деятельность (в виде выполнения тестов на комбинирование кубиков) существенно лучше выполняется левой, а не правой рукой. Отмечаются латеральные различия и в эмоциональном реагировании на эмоционально значимые стимулы.

ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ МОЗОЛИСТОГО ТЕЛА В клиники локальных поражений головного мозга нарушения межполушарного взаимодействия возникают при различных поражениях мозолистого тела (вследствие опухоли, кровоизлияния и т.д.), а также других спаечных структур, объединяющих оба полушария.

СИМПТОМАТИКА ПОРАЖЕНИЙ МОЗОЛИСТОГО ТЕЛА Для всех больных с частичной перерезкой мозолистого тела характерны явления аномии, игнорирования левой половины тела, левой половины зрительного пространства, явления дископии – дизграфии. Особенностью последствий частичной перерезки мозолистого тела являются нарушения межполушарного взаимодействия лишь в одной модальности (зрительной, тактильной или слуховой).

МОДАЛЬНО – СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР НАРУШЕНИЙ При перерезке средне – задних отделов мозолистого тела возникает тактильная аномия в виде нарушения называния стимулов при тактильном восприятии их левой рукой (при сохранности называния тех же объектов при ощупывании их правой рукой), что объясняется разобщением задних отделов больших полушарий.

При более каудальной перерезке мозолистого тела нарушения межполушарного взаимодействия проявляются только в зрительной сфере, что иногда сочетается с гомонимной гемианопсией – выпадением полей зрения слева (чаще) или справа. Называние объектов, информация о которых поступает в правое полушарие, также невозможно. Больные могут писать только правой, а рисовать – только левой рукой, хотя до операции они могли выполнять эти действия обоими руками.

Нарушения взаимодействия слуховых систем проявляется в виде невозможности воспроизведения слов, подаваемых в левое ухо (по методике дихотического прослушивание), и наблюдается при повреждении переходных и средних отделов мозолистого тела. При частичном поражении только передних отделов мозолистого тела нарушается реципрокная координация движений и запаздывает время переноса кожно – кинестетической информации слева на право и наоборот.

РЕЗУЛЬТАТЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Мозолистое тело представляет собой дифференцированную систему, различные участки которой выполняют разные роли в механизмах межполушарного взаимодействия. Нестойкость появляющихся симптомов, т.е. сравнительно быстрое восстановление психических функций.

Специальным направлением исследований проблемы межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия являются исследования закономерностей формирования парной работы полушарий в онтогенезе Функциональная неравнозначность полушарий проявляется уже на самых ранних ступенях онтогенеза.

СИМПТОМАТИКА ПОРАЖЕНИЙ МОЗОЛИСТОГО ТЕЛА Взрослые: различные по характеру расстройства высших психических функций речевые феномены проявляются и в невозможности прочесть слово, предъявленное в левое поле зрения (т.е. в правое полушарие), или написать его. Дети: различные по характеру расстройства высших психических функций речевые нарушения: страдают вербально – мнестические процессы.

возникновение симптомов «расщепленного мозга » поражение правого полушария в детском возрасте приводит к более грубым пространственным нарушениям, чем у взрослых полный синдром «расщепленного мозга» не возникает, что объясняется неразвитостью структур, объединяющих левое и правое полушария

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Норма: существует определенная последовательность включения различных мозговых структур в общую интегративную деятельность мозга. Функции, связанные с работой правого полушария мозга, формируются раньше, связанные с работой левого полушария – позже. Функции, обеспечиваемые задними мозговыми структурами (особенно правого полушария), формируются раньше, чем функции, обеспечиваемые передними лобными отделами. У детей с аутизмом наряду с функциональной недостаточностью в работе задних отделов правого полушария и невыраженностью специализации полушарий наблюдается несформированность межполушарного взаимодействия, что и лежит в основе этого заболевания.

У детей с трудностями в обучении (в виде дизлексии – дизграфии и других) также обнаружены нарушения динамики формирования межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия и функциональная недостаточность в работе разных отделов мозга (Н.К.Корсакова и др., 1997; Т.В.Ахутина, 1998; Н.Г.Манелис, 2000 и др.). Таким образом, как показали нейропсихологические исследования здоровых и больных детей, в ходе онтогенеза изменяются как функциональная специализация полушарий, так и механизмы их взаимодействия. Следовательно, парная работа полушарий формируется под влиянием и генетических, и социальных факторов.

ВЫВОД Проблема межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия в отечественной нейропсихологии разрабатывается с тех же теоретических позиций, что и другие проблемы, и прежде всего – с позиции теории системной динамической мозговой организации (или локализации) высших психических функций.

В дифференцированном участии разных мозговых образований и разных полушарий в реализации психических функций и состоит системный характер мозговой организации психической деятельности. Ни одно из полушарий не может рассматриваться как доминирующе по отношению к какой бы то ни было психической деятельности или функции в целом. Каждое полушарие доминирует лишь по свойственному ему принципу работы, по тому вкладу, который оно вносит в общую мозговую организацию любой психической деятельности.

Знания о специфики работы левого и правого полушарий мозга и закономерностях их взаимодействия, полученные с помощью экспериментальных и клинических исследований, подтверждают справедливость основного положения этой теории, согласно которому в осуществлении любой психической функции – как относительно элементарной, так и сложной – принимает участие весь мозг в целом (и левое, и правое полушария), однако разные мозговые структуры и разные полушария выполняют различные роли в ее обеспечении.

А.Р.Лурия считал, что нужно «отказаться от упрощенных представлений, согласно которым одни (речевые) процессы осуществляются только левым полушарием (у правшей), в то время как другие (неречевые) – только правым полушарием; … существует тесное взаимодействие обоих полушарий, причем роль каждого из них может меняться в зависимости от задачи, на решение которой направлена психическая деятельность, и от структуры ее организации».

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ У ДЕТЕЙ Сложность диагностики состояния психических функций у детей выражается : более низкой общей массе мозга низкими скоростями проведения нервного импульса незаконченностью установления синаптических контактов слабой структурированностью нейронных цепей и сетей (в первую очередь ассоциативных связей и ассоциативных зон) слабым межполушарным взаимодействием (недоразвитием мозолистого тела) низким уровнем (практическим отсутствием) полушарной специализации (полушарная эквипотенциальность )

Мозг ребенка чрезвычайно пластичен. Различают два аспекта пластичности: Пластичность нервных элементов мозга в раннем онтогенезе как возможность компенсаторной перестройки их структуры и связей при различных повреждающих воздействиях, в условиях обогащенной и обедненной среды. Функциональная пластичность зрелого мозга на нейронном и системном уровнях. Гетерохронность мозга ребенка. Гетерохронность – это одновременно и преемственность в деятельности различных мозговых структур, подготовка их к интегральной работе, включая межполушарное взаимодействие.

СИМПТОМЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ 1.Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга. Ребенок легко отвлекаем, быстро устает от занятий, равнодушен, медлителен, монотонен, не проявляет к чему – либо выраженного интереса, учебная программа усваивается с трудом. Речевая продукция бедна, снижена обобщающая функция речи. Стремление ребенка к упрощению программы деятельности, недостаточность речевой саморегуляции, целепологания и контроля над собственным поведением.

2.Функциональная несформированность левой височной области. Трудность речевого звукоразличения, и, как следствие, понимания речи, воспринимаемой на слух (жалуется: «в классе шумно»). Возникает дефицитарность звуковой дифференцировки, происходит снижение смыслового различения. При письме появляются многочисленные ошибки. Эти трудности при отсутствии специальных коррекционных мер могут приводить к возникновению деформации обобщающей номинативной функции и способности разворачивать программу собственного речевого высказывания.

3.Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня. Симптомы многообразны. Это наличие зеркальности, тенденция к игнорированию левой половины пространства, «краевые» эффекты при исследовании памяти, использование различных стратегий решения интеллектуальных задач, что производит впечатление одновременного сосуществования двух систем мышления. На первый план у таких детей выступает несформированность доминантной руки, глаза, уха; в норме это должно произойти к 6 годам, а у этих детей – только к 9 – 10 годам.

4.Функциональная несформированность правого полушария. Недостаточность пространственных представлений и нарушение порядка воспроизведения слухоречевых и зрительных эталонов на следах памяти. Нередки предметные парагнозии, дефекты сомато – и лицевого гнозиса, цветоразличения и дифференциации эмоций.

5.Функциональная дефицитарность подкорковых образований мозга. Дети отличаются выраженной эмоциональной лабильностью, быстрой пресыщаемостью, тенденцией к ригидности психических процессов, неадекватными поведенческими реакциями на происходящее, сензитивностью, капризностью. Эти дети неловки, не могут овладеть операциями, требующими тонкой моторной дифференциации. У них имеется обилие синкинезий, мышечных дистоний, вычурных поз и ригидности телесных установок. Наблюдается быстрая смена малоподвижности и гиперактивности. Часто имеется энурез, изменяются аппетит и формула сна. Речь дизартрична, иногда с элементами заикания. Пишет «как курица лапой».

6.Функциональная несформированность стволовых отделов мозга (дисгенетический синдром). Лицевые асимметрии, асимметрии глазных щелей, неправильный рост зубов, различного рода дистонии. Наиболее постоянными являются глазодвигательные дисфункции. Имеют место псевдопатологические синкинезии, сочетающиеся с постоянными девиациями языка. Именно эти дети демонстрируют наиболее грубые и труднокоррегируемые феномены поведения при овладении чтением, письмом, счетом.

Таким образом, дефект психических функций у детей может возникать: а) из – за недостаточности не одной какой – то зоны мозга, а чаще – из – за недостаточности нескольких зон, или несформированности, или патологического поражения взаимодействия этих зон мозга; б) из – за возрастного или патологического недоразвития мозговых зон; в) из – за нарушений иерархических отношений между мозговыми зонами; г) из – за затруднений, связанных с компенсаторными процессами у детей.

ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХОВОЙ ГНОЗИС. Дихотическое прослушивание (Д.Кимура). ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ И ЭФФЕКТ ИГНОРИРОВАНИЯ. Рассматривание группы фигур и сложных изображений (игнорирование стороны). СТЕРЕОГНОЗ И ТАКТИЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ Пороги осязательной чувствительности.

Проба на тактильный предметный гнозис. Проба на сохранность кинестетической чувствительности. СХЕМА ТЕЛА. Перенос позы с одной руки на другую. Показ пальцев по подражанию. ДИНАМИЧЕСКИЙ ПРАКСИС. Проба «Кулак – ребро – ладонь». Тест Н.И.Озерецкого на реципрокную координацию рук. Графические тесты (Э.Г.Симерницкая).

РЕЧЬ. Идентификация разных изображений предмета (Т.Г.Визель). Соотнесение деталей картинки со словом. Речевой слуховой гнозис на этапе звукоподражания (Т.Г.Визель). ПОНИМАНИЕ СЛОЖНЫХ ЛОГИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ. Понимание инструкции к пробам Хеда. Счет с учетом приоритета операций. ПАМЯТЬ. Методика «ДиаКор» (Ю.В.Микадзе, Н.К.Корсакова).

Исследование слухоречевой памяти. Исследование зрительной памяти. Исследование двигательной памяти. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. Понимание сюжетных картин. МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Бимануальный ритмический тест. Координационные пробы (Ю.В.Малова). Тест на фингергнозию. Ориентировка во времени. Ориентировка в сезонах года.

ОБУЧЕНИЕ БЕЗ СТРЕССА КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (МОЗОЛИСТОЕ ТЕЛО). «Уши». «Колечко». Кулак – ребро – ладонь. «Лезгинка». «Лягушка». «Замок».

Ухо – нос. Дыхательные упражнения. Глазодвигательные упражнения. Антистрессовый кинезиологический комплекс упражнений. Фронтально – акцепитальная (лобно – затылочная) коррекция. Растяжка ахиллова сухожилия. Маятник. Постукивание. Дыхательное упражнение. Дыхательное упражнение Эверли. Методика стирания стрессовой информации из памяти (визуализация).