Особенности формирования личностных и метапредметных универсальных учебных действий в предметной области « Искусство ». Особенности формирования личностных и метапредметных универсальных учебных действий в предметной области « Искусство ». На примере системы учебников « Перспективная начальная школа ».
Предметная область « Искусство » в УМК « Перспективная начальная Школа » Изобразительное искусство 1-4 класс И. Э Кашекова, А. Л. Кашеков минобрнауки. рф / документы /2873/ файл /1372/ учебники.pdf
Цели предмета « Изобразительное искусство » формирование основ художественной культуры ; развитие эстетического, эмоционально - ценностного видения окружающего мира ; развитие наблюдательности, зрительной памяти, визуально - пространственного, ассоциативного мышления, способности к сопереживанию, художественного вкуса и творческого воображения ; освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей ; реализовывать творческий потенциал в собственной практической художественно - творческой деятельности, проявлять устойчивый интерес к искусству ; художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры ; формировать эстетический кругозор.
Личностные результаты : - формирование художественного вкуса, - принятие мультикультурной картины современного мира, - формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ, - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.
Задание : Приведите пример формирования личностных результатов на конкретном уроке Изобразительного искусства. Выберите класс, тему урока, планируемый результат, критерий оценки достижения результата.
Метапредметные результаты : Регулятивные УД : целеполагание ( формирование замысла ), планирование и организация действий, умение контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесение корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу, оценка.
Задание : приведите пример формирования регулятивных учебных действий на конкретном уроке Изобразительного искусства. Выберите класс, тему урока, учебное действие, способ его отработки, критерии результативности.
Метапредметные результаты : Логические и познавательные УД : сравнение, установление аналогий, тождества и различий, установление причинно - следственных связей и отношении, анализ объектов, наглядно - образные и пространственные модели, поиск информации.
Задание : приведите пример формирования логических и познавательных учебных действий на конкретном уроке Изобразительного искусства. Определите класс, тему урока, учебное действие, сп 0 собы его отработки, критерии результативности.
Метапредметные результаты : Коммуникативные УД : опыт диалога и сотрудничества с учителем, учится работать в парах и группах, находить компромисс в тех вопросах, в которых нет единственно правильных решений, опыт публичного обсуждения и дискуссий, построение речевого высказывания, отстаивание своей точки зрения, умение полно и точно выражать свои мысли.
Задание : приведите пример формирования коммуникативных учебных действий на конкретном уроке Изобразительного искусства. Определите класс, тему урока, учебное действие, сп 0 собы его отработки, критерии результативности.
Предметные результаты : приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально - пространственных искусств : изобразительных ( живопись, графика, скульптура ), декоративно - прикладных, в архитектуре и дизайне ; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах ( театр и кино ); приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально - пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ ( цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация );
По мнению автора учебника д. п. н. профессора Кашековой И. Э. в начальной школе наблюдается перевес в сторону учебных предметов, развивающих в первую очередь логическое мышление в ущерб наглядно - образному и знаково - символическому. Возникает риск развития формализма мышления. Изобразительное искусство имеет потенциал развития умений человека в плане визуализации интеллектуального процесса приѐма, хранения и передачи полезной информации. На изобразительное искусство можно взглянуть как на учебную дисциплину, формирующую особую интеллектуально - графическую культуру ученика. Графическая поддержка учебно - познавательной деятельности признаѐтся в основном в оформительской и иллюстративной форме. Сопровождение необходимой информации визуально - графическим способом у многих, даже образованных взрослых людей, вызывает чрезвычайные затруднения.
В формировании нравственно - оценочных и коммуникативных действий, важно чтобы учитель изобразительного искусства был готов принять многообразие искусства, не переносил личные вкусы на обсуждение рисунков, признавал существование разных стилей и форм, и умел сам с помощью своего богатого словарного запаса и кругозора вводить детей в дискуссию. Учитель изобразительного искусства в младшей школе должен быть знаком с историей абстрактного и наивного искусства, и уметь видеть в детских рисунках задатки композиции и цветоведения.
Практическое применение УУД, приобретенных на уроках ИЗО : Считывание графической информации, Умение составить схему, график, Зрительная память, Наблюдательность, Умение оформить презентацию, наглядно представлять свои идеи, Эстетическое отношение к внешнему виду, своему дому, рабочему месту и результатам труда.
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Издательство АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК Москва, Профсоюзная, д.90, оф.602. Тел , Интернет - магазин