Особенности реагирования пострадавших на реабилитационную среду. Горбунова Ольга психолог.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Г ЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ З ИГМУНДА Ф РЕЙДА. П СИХОАНАЛИЗ. Работу выполнила студентка 21 группы: Цаплина Дарья.
Advertisements

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Г ЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ З ИГМУНДА Ф РЕЙДА. П СИХОАНАЛИЗ.
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Психология экстремальных ситуаций».
Зигмунд Фрейд ( ) Психоанализ теория, объясняющая психическое развитие личности (теория личности); метод исследования личности; метод психологической.
Шемберг Е.Н. ст. преподаватель КФПиП. принуждение, осуществляемое субъектом или группой лиц для достижения и сохранения собственных целей; Насильственные.
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
Психологическая защита деловая игра деловая игра.
своевременное выявление реальных и потенциальных угроз жизненно важным интересам компании со стороны персонала; эффективное противодействие и борьба с.
Психическое здоровье студентов. Особенно это относится к молодежному и студенческому периоду в жизни человека, когда личностные ресурсы кажутся неисчерпаемыми,
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
«Работа социального педагога с различными видами девиаций в поведении детей». Социального педагога МАОУ СОШ 1 г. Р.п.Красные Баки Жолобовой В.В.
Первичная профилактика Комплекс превентивных мероприятий, направленных на предупреждение формирования негативных ценностей и мотивов употребления ПАВ,
Коррекция психо-эмоционального состояния родителей, воспитывающих детей – инвалидов, как основа эффективной работы с ребенком Тарасова Т.А. педагог-психолог.
« Детский суицид. Причины и профилактика. ». Суицид – целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное. Каждый суицид активно выражает не.
Общешкольное родительское собрание «Семья и школа: детство без жестокости и насилия» год.
Агрессия … Агрессия «-» Поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам (живым существам или неодушевлённым предметам), приносящее физический ущерб.
Проект Республиканского центра сопровождения детей - выпускников интернатных учреждений и детских домов " Милосердие " Выполнили : Зарипова Р., Закирова.
Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе. Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребёнка! Поступление в школу переломный момент в жизни.
Транксрипт:

Особенности реагирования пострадавших на реабилитационную среду. Горбунова Ольга психолог

Первичные реакции : - подозрительность, настороженность. - тревога о конфиденциальности. - беспокойство о безопасности. - неуверенность в правомочности поселения и получения иных услуг. Динамика развития реакций : - идеализация КЦ и сотрудников. - гиперответственность за все процессы в КЦ ( консультации, группы, быт, досуг, дети ) - активные шаги по влиянию на собственную семейную ситуацию.

Признаки дезадаптации : - апатия, безразличие - пассивное влияние на собственную жизнь - отсутствие ответственности за процессы в КЦ ( группы, консультации, дети, БЫТ ) - напряженные отношения с другими постояльцами - избегание контактов с сотрудницами КЦ - скрытность, отсутствие доверия - неравномерное распределение ответственности между постояльцами ( быт ) - нереалистичные ожидания

Виды травматизации : 1. Первичная травматизация - причинение материального, физического и морального вреда жертве непосредственно в процессе совершения преступления. 2. Вторичная травматизация – косвенное причинение вреда, связанного с отношением к жертве социальной общественности в целом, лиц из ближайшего окружения, органов социального контроля, персонала, работающего с пострадавшими ( предубеждения в отношении « виновности », грубое обращение, негативное отношение, стереотип « провокационности » жертвы и т. д.) 3. Третичная травматизация – использование пострадавшей правоохранительными органами и работниками СМИ. Эксплуатация « жаренных » новостей, назойливое проникновение в личную жизнь, использование правового статуса и позиций не во благо жертвы, а во вред ей.

Вторичная травматизация может возникнуть : - Негативные реакции специалистов ( медицинские и социальные работники, психологи, милиция ) - Отрицание самого факта травмы (« нечего было оставаться, сразу бы развелась »; сама выбрала и была готова ) - отказ в оказании помощи - гиперопека пострадавших – когда вокруг неё окружающие создают « травматическую мембрану », которая отгораживает их от внешнего мира, от существующих проблем.

Атмосфера в КЦ должна быть : - тёплой, но не тепличной ! - равноправной, но без фамильярностей. - недопустимо как снисхождение, так и заискивание. - недопустимо попадать в слияние с клиенткой. - недопустим « эмоциональный симбиоз » ( одна из форм эмоциональной зависимости ). - персонал шелтера должен избегать развития подобного рода ловушек, т. к. симбиотические отношения препятствуют развитию самосознания, самоопределения, личностной зрелости. Напротив, отношения эмоционального слияния провоцируют патологическую открытость личности, когда вторжение, нарушение личностных границ переживается не как насилие, а как внимание, забота. Развитие эмоциональной зависимости от сотрудников шелтера, установление фамильярно - дружеских отношений без соблюдения дистанции препятствует успешной реадаптации и ресоциализации пострадавших !

Чтобы избежать подобного рода опасностей, персонал шелтера должен работать как единая команда. Еженедельно должна проводиться встреча сотрудников, на которой они обсуждают изменения в состоянии клиентов, дальнейший план действий, делятся своими чувствами и переживаниями. Без взаимного доверия, уважения друг к другу, соблюдения этических норм работа будет неэффективной. Также необходимы периодические супервизии, специальные тренинги, стажировки для персонала шелтера в целях профилактики « синдрома сгорания ». В зарубежных центрах широко практикуется групповая форма работы с жертвами ДН.

РЕНТНЫЕ УСТАНОВКИ ( потребительские ) - возникают, в основном, в связи с попустительством в отношениях, когда нет запретов, вседозволенность. - Очень тонкая грань - « Безграничные » личности ( отсутствие личностных границ ) - Молодые специалисты и волонтёры – Позиция иждивенчества, непониманием материальной стороны услуги ; – Наличие рентных установок, использование своих льгот во вред социальному развитию ( жертвы домашнего насилия, приходя на порог шелтера, умеет « быть жертвой », то есть надеяться на покровительство, обладают « выученной беспомощностью », не могут опираться на собственные внутренние ресурсы ).

Психологические защиты : Защитный механизм ( психологическая защита ) понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления ( невыносимому опыту, запредельному ). Первичные защиты : - всемогущий контроль восприятие себя как причины всего, что происходит в мире. - отрицание полный отказ от осознания неприятной информации. - примитивная идеализация восприятие другого человека как идеального и всемогущего. - проекция ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне. - интроекция, в частности идентификация с агрессором, бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей.

Вторичные защиты : - вытеснение либо подавление в бытовом смысле « забывание » неприятной информации. - замещение либо смещение в бытовом смысле « поиск козла отпущения ». - регрессия возврат к ребячливым, детским моделям поведения. - рационализация объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым. - компенсация прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах.

« Стокгольмский синдром » - женщины, подвергающиеся насилию, демонстрируют те же самые модели поведения, что и заложники. Это факт из исследования психологического влияния акта взятия в заложники во время ограбления банка в Стокгольме. Стокгольмский синдром проявляется при следующих условиях : - жизнь жертвы в опасности - жертва не может убежать либо думает, что не может убежать - обидчик иногда настроен дружески - жертва оторвана от внешнего мира.

К чему должны прийти ? - Принятие травматичного опыта - Отработку чувств ( дифференциация, называние, предъявление ) - Реалистичные ожидания и взгляд - План безопасности - Осознанные решения - Активная позиция относительно собственной жизни

Спасибо за внимание !