Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе Гринева В.И., зам. директора по УВР МОБУ «СОШ 6» г. Всеволожска «Забота.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе КПККПК.
Advertisements

Здоровьесберегаю щие технологии в рамках ФГОС. Дети от 6-17 лет 70 % времени бодрствования проводят в учебном заведении.
70 % времени бодрствования проводят в учебном заведении.
Важные мысли Каждому хочется быть умным, красивым, сильным, здоровым. На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
План: 1. Концепция здоровьесберегающего воспитания и обучения. 2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных.
Здоровьесберегающие технологии (для учителей начальных классов) Леднева Наталья Владимировна Зам. директора по УВР МОУ СОШ 8 Комсомольск-на-Амуре 2010.
Содержание Введение Принципы здоровьесбережения. Критерии здоровьесбережения. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности.
Здоровьесберегающие технологии (для учителей начальных классов)
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Автор Учитель биологии высшей квалификационной категории Панцова Н.И. МОУ «Погорельская СОШ»
К РИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ.
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
Здоровьесберегающие технологии на уроках.. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего.
Иванова Елена Васильевна, зав. кафедрой управления образованием, Заслуженный учитель РФ.
Формирование универсальных учебных действий учащихся.
Здоровьесбережение в образовательной деятельности Педагогический совет г. Зам. директора по НМР – Рябова О.Н.
Транксрипт:

Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе Гринева В.И., зам. директора по УВР МОБУ «СОШ 6» г. Всеволожска «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»

1.У меня часто плохой аппетит. 2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова. 3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым. 4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели. 5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями. 6. Последнее время несколько прибавил в весе. 7. У меня часто кружится голова. 8. В настоящее время я курю. 9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний. 10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения. Тест «Моё здоровье»

Примерный список заповедей здоровья: 1)чёткий режим дня; 2)свежий воздух; 3)больше смеха; 4)физическая активность; 5)правильное питание; 6)не иметь вредных привычек; 7)любовь к себе и другим; 8)занятия по душе («не делай того, что не хочешь»); 9)личная гигиена; 10)радость, хорошее настроение.

В целом необходимо отметить, что согласно п.16 ФГОС НОО и п.13 ФГОС ООО основные образовательные программы начального и основного общего образования реализуются образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов.

Что является основным приоритетом программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, включенной в ФГОС начального общего образования? В соответствии с приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г в структуру основной образовательной программы начального общего образования была включена программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Данное решение было принято во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам президиума Государственного совета 27 мая 2010 г. Действительно, за последние десятилетия произошли существенные изменения в фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук, отечественной и зарубежной педагогической науке и практике, нашедшие отражение в обновлении содержания экологического образования, а также используемых методиках и технологий. Усиление социальных и гуманитарных аспектов экологического образования, его ориентация на идеи образования для устойчивого развития общества укрепили тенденции к его интеграции с образованием в области здоровья и безопасности человека и окружающей его среды, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве. Линия на интеграцию вопросов экологии, здоровья и безопасности жизни является основным приоритетом программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, включенной в ФГОС начального общего и основного общего образования.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника основной школы: любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

«Здоровье это еще не всё, но всё без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм.Проблема сохранения здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

Так учат сегодня Так будут учить завтра Не заставляйте ребенка заучивать учебник и искать готовые ответы! Текст нужно понять и уметь использовать! 1.Учитель проверяет Д/з. Ученик «выучил – пересказал». 2.Учитель объявляет новую тему. 3.Учитель объясняет новую тему («сиди и слушай!»). 4.Учитель проверяет, как поняли «повтори!»). 1.Учитель создает ситуацию. Ученики называют тему, вопрос. 2.Ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся. 3.Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем, в учебнике). 4.Ученики делают вывод по теме.

Задачи Создание информационного поля по проблеме: «Здоровьесберегающее сопровождение учебно- воспитательного процесса» Создание условий для повышения профессионального уровня в овладении знаниями как теоретическими, так и практическими в области охраны детства, здоровьесберегающего сопровождения, внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательную систему образовательного учреждения Формирование умений по адаптированию некоторых здоровьесберегающих образовательных технологий к условиям своего предмета и конкретной детской аудитории

Главнейшие ресурсы Кадры материально-техническая обеспеченность прохождение специализированных курсов повышения квалификации технологии деятельности

Дети от 6-17 лет 70 % времени бодрствования проводят в учебном заведении

Школьные факторы риска: Стрессовая педагогическая тактика; Несоответствие методик и технологий обучение возрастным и функциональным возможностям школьников; Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; Провалы в существующей системе физического воспитания; Интенсификация учебного процесса; Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии- это: 1.Условия обучения ребенка в школе 2.Рациональная организация учебного процесса 3.Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям детей 4.Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим

Принципы здоровьесбережения 1. Непрерывность и преемственность 2. Субъект-субъектные взаимоотношения 3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся 4.Комплексный, междисциплинарный подход 5. Успех порождает успех 6. Активность

Принципы здоровьесбережения «Не навреди!» все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

Три основные группы: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; разнообразные психолого- педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников Правило 1. Правильная организация урока Правило 2. Использование каналов восприятия Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

Организация урока должна обязательно включать три этапа: - 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы); - 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы -3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы. Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова: я минута 80%; я минута 60-40%; я минута 10%.

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока Часть урока ВремяНагрузкаДеятельность 1-й этап. Вырабатывание 5 минОтносительно невелика Репродуктивная переходящая в продуктивную 2-й этап. Максимальная работоспособнос ть минМаксимальное снижение на 15-й минуте Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом 3-й этап. Конечный порыв минНебольшое повышение работоспособности Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного материала

Психолого-педагогические технологии Снятие эмоционального напряжения Создание благоприятного психологического климата на уроке Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни Комплексное использование личностно- ориентированных технологий Технология психологического сопровождения учебной группы

Основные понятия Гигиеническое воспитание и обучение Диспансеризация Здоровье Здоровый образ жизни Здоровьесберегагощие образовательные технологии (ЗОТ) СанПиНы

«Информационные углы» Здоровье человека – в его руках. Спасение утопающего дело рук самого утопающего. Сколько ребенка не кутай, уж если суждено заболеть, то это и случится О здоровье ребенка должны заботиться в первую очередь родители и медики. Педагоги могут и должны заботиться о здоровье детей Современное состояние здоровья детей катастрофически падает Состояние здоровья детей осталось без изменений в течение лет улучшилось Здоровье – это привилегия богатых и обеспеченных людей в условиях платной медицины Чем больше холишь и лелеешь ребенка, тем больше он болеет, а предоставленные сами себе - растут крепкими и здоровыми. Усилия взрослых по воспитанию здорового образа жизни не зря проходят

Здоровье Социальное здоровье Психическое здоровье Физическое здоровье Нравственное здоровье Духовное здоровье Составляющие здоровья

Признаки индивидуального здоровья Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов Показатели роста и развития Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития Уровень морально-волевых и ценностно- мотивационных установок

Компоненты здоровья Нравственный Соматический Физический Психический

Здоровый образ жизни благоприятное социальное окружение духовно-нравственное благополучие оптимальный двигательный режим (культура движений) закаливание организма рациональное питание личная гигиена отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ) положительные эмоции

Здоровьеформирующие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни (Н.К.Смирнов)

Здоровьесберегающая технология - условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания) рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями) соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим (В.Д. Сонькин )

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.) (Петров)

Группы здоровьесберегающих технологий Медико-гигиенические технологии Физкультурно-оздоровительные технологии Экологические здоровьесберегающие технологии Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности Здоровьесберегающие образовательные технологии

Принципы здоровьесберегающей педагогики Принцип ненанесения вреда Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагоговПринцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов Принцип триединого представления о здоровье Принцип непрерывности и преемственности Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихсяПринцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся Комплексный, междисциплинарный подход Принцип медико-психологической компетентности учителя Общепедагогический принцип гармоничного сочетания обучающих воспитывающих и развивающих педагогических воздействийПринцип медико-психологической компетентности учителя Общепедагогический принцип гармоничного сочетания обучающих воспитывающих и развивающих педагогических воздействий Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) Приоритет активных методов обучения Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье Принцип отсроченного результата Принцип контроля за результатами

Технологии здоровьесберегающей педагогики Организационно- педагогические Психолого-педагогические Учебно-воспитательные Социально-адаптирующие и Личностно-развивающие Лечебно-оздоровительные

Оценка некоторых образовательных технологий по их здоровье сберегающей направленности Современное традиционное обучение Педагогика сотрудничества Технологии развивающего обучения Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов Технологию раскрепощенного развития детей, разработанную физиологом В.Ф. Базарным Технология саморазвития Марии Монтессори Технологии психологического сопровождения учебной группы

Характеристика образа жизни Человек Неполно ценный отдых Социа льная пассив ность Переуто мление Нарушенный режим питания Низкая медицинская активность Гипо динамия Злоупот ребление ПАВ Нарушение семейной ситуации Полно ценный отдых Активная жизненная позиция Физический и духовный комфорт Сбаланси рованное питание Высокая медицинская активность Регулярная двигательная активность Психо физио логическая удовлетво ренность Материальная независимость

Критерии оценки здоровья Уровень работоспособности Оценка наличия вредных привычек Выявление физических дефектов Оптимальный двигательный режим Рациональное питание Закаливание и личная гигиена Положительные эмоции Социальное благополучие

Здоровье ребенка –одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте. Здоровье детей – один из критериев благополучия общества.

1. Наследственность. 2. Экология. 3. Социально-экономическая среда (внешняя среда): - уровень жизни – степень удовлетворения потребностей человека; - качество жизни – степень комфорта в удовлетворении потребностей; - стиль жизни - поведенческие особенности жизни человека. 4. Образовательная среда (внешняя среда): - стрессовые технологии проведения уроков и оценивания знаний; - авторитарный стиль общения; - недостаток физической активности; - перегрузка учебных программ фактологическим материалом и интенсификация образовательного процесса; - не всегда реализуемый индивидуальный подход в процессе учебно- воспитательной работы. Причины неблагополучия здоровья учеников.

По определению Всемирной организации здравоохранения: «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия…». Понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания.

Компоненты (виды) здоровья: Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем человека. Физическое здоровье – уровень роста, развития органов и систем организма. Психическое здоровье – состояние психической сферы. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информационной сферы жизнедеятельности. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека.

Критериями здоровья являются: для соматического и физического здоровья – я могу; для психического – я хочу; для нравственного – я должен.

Точка зрения детей: здоровье – это сила, ум, красота, то, что нужно беречь, самое большое богатство, «здоров будешь – все добудешь».

Два направления: 1. Создание оптимальных внешнесредовых условий в школе – здоровьесберегающая педагогика (сюда входит и просвещение родителей по вопросам здоровьесбережения); 2. Воспитание у школьников на уроках и внеурочной деятельности сознательного отношения к охране своего здоровья – самой большой ценности, данной человеку природой, основному условию счастливой жизни.

«Подвижный способ обучения – пространство здоровья »

Принципы методики сохранения здоровья учеников в учебном процессе по Базарному : - учет возрастно-половых особенностей обучающихся; - учет состояния здоровья детей данного класса; - учет индивидуальных психофизических особенностей детей; - структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности; - обучение в малых группах (индивидуализация обучения);

- использование наглядности и сочетание различных форм предоставления информации; - создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы, так как эмоциональное состояние служит индикатором общего состояния здоровья ребенка; - формирование положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»); - опора в обучении на жизненный опыт ребенка, «присоединение» нового знания к прежнему знанию и опыту.

Ставим перед собой задачи: 1. Организовать эффективную работу на уроке для сохранения и укрепления здоровья. 2. Повысить мотивацию учения. 3. Создать у детей ощущение радости в процессе обучения (психологический климат урока); развить творческие способности. 4. Воспитать культуру здоровья. 5. Научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Для решения первой задачи - организация эффективной работы на уроке для сохранения и укрепления здоровья – мы используем: - смену видов учебной деятельности – 4-7 за урок (чтение, слушание, письмо, говорение, просмотр, вопрос-ответ, решение задач); - смену методов преподавания через каждые минут урока (словесно- наглядные, аудио - визуальные, самостоятельная работа); - различные формы учебной деятельности (индивидуальная, групповая (в парах), фронтальная); оптимальные методы для активации инициативы учащихся (исследование, ролевая игра, дискуссия и т. д.); - ТСО на уроках (при условии грамотного выбора места и продолжительности); - перемены поз учащихся и физкультминутки для решения проблемы недостатка двигательной активности, снятия напряжения органов зрения, снижения психологической нагрузки.

Для решения второй задачи - повышение мотивации учения – наиболее часто используем приемы инновационных технологий: - технологии сотрудничества; - технологии проблемного обучения; - технологии развития критического мышления; - технологии исследовательской деятельности; - информационно – коммуникативной технологии; - технологии использования в обучении игровых методов.

Для решения третьей задачи - создание у детей ощущения радости в процессе обучения (психологический климат урока) используем приемы: - эмоциональная разрядка (афоризмы, анекдоты) – как юмористическая составляющая педагогического общения; - поза учителя (открытая, без «замков», ладони повернуты в сторону детей, никаких «угрожающих поз» - руки в карманах, ручка в руках учителя направлена на ученика, опираясь на стол обеими руками, учитель смотрит важно на детей); - психология сотрудничества с «платьем доброжелательности» на учителе с открытым, искренним лицом; учитель выступает в роли помощника и организатора учебного процесса, где ученик сам добывает новые знания;

Для решения четвертой задачи – развитие творческих способностей – даем возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и свой потенциал, чтобы превратить информацию в знания, которыми можно будет пользоваться на практике.

Для решения пятой задачи - воспитывать культуру здоровья – используем в содержательной части урока вопросы, связанные со здоровьем и ЗОЖ. - выработка гигиенических навыков у младших школьников; - профилактика вредных привычек у учащихся среднего звена; - выработка устойчивой мотивации на ЗОЖ у старшеклассников через различные виды деятельности.

Хочешь быть счастлив один день –сходи в гости Хочешь быть счастлив неделю –женись Хочешь быть счастлив месяц –купи себе машину Хочешь быть счастлив всю жизнь –будь здоров!

Основная педагогическая задача Основная педагогическая задача организация условий, инициирующих детское действие организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить?обновлениесодержания Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?Ценностиобразования

Образовательные технологии *Проблемное обучение *Интерактивные технологии *Информационные технологии *Технология работы с портфолио *Проектные и исследовательские методы *Здоровьесберегающие технологии

« В.А.Сухомлинский

Здоровья, Вам, уважаемые коллеги! Спасибо за внимание и сотрудничество.