ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ СОШ 70 с углубленным изучением отдельных предметов Галина Анатольевна Дегтева зам.директора по УВР Городские педагогические чтения Татьяна Александровна.
Advertisements

Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «МОСТЫ В БУДУЩЕЕ» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 84 с углубленным изучением отдельных предметов.
Программа развития школы на период 2008 – 2013 годы Цель создания программы: определить общую стратегию и создать условия для эффективного развития школы.
Практическое занятие по разработке программы повышения профессиональной компетентности членов педагогического коллектива «ПРОФЕССИОНАЛ» Муниципальное образовательное.
«Система работы по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта» Методика организации внеурочной деятельности по биологии.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального образовательного учреждения Березовской средней общеобразовательной школы 1.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
Проект муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ядрина « Внедрение.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Автор программы: Соловьева Е.В. – директор Радостева Л.П. - заместитель директора по УВР.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, РАБОТАЮЩЕЙ В ИННОВАЦИОННОМ РЕЖИМЕ, В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Автор: учитель высшей квалификационной категории МКОУСОШ 5 Капустина.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Программа развития ГОУ СОШ – 2011 гг.. Миссия школы Наша миссия – удовлетворение потребности учащихся в повышенном уровне социально-гуманитарного.
Особенности программы ОЭР «Школа социального партнерства в условиях информационного общества» Л.Б. Куценко-Барскова, доцент, к.п.н, научный руководитель.
Социальное проектирование как средство активной социализации ребёнка.
Транксрипт:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 70 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Педагогические чтения «Инноватика в образовании – инвестиции в будущее» Баева Татьяна Александровна Дегтева Галина Анатольевна

Новая образовательная парадигма XXI века. На современном этапе развития общества, характеризующемся необычайной подвижностью и изменчивостью, начинает доминировать проектный тип культуры, в основе которого лежит природное умение человека мысленно создавать модели « потребного будущего » ( Н. А. Бернштейн, В. А. Болотов, В. В. Гузеев, В. И. Слободчиков ) и воплощать их в жизнь. Это позволяет говорить о провозглашении проектной культуры в качестве новой образовательной парадигмы XXI века.

Инновационная идея: Развитие МОУ СОШ 70, с углублённым изучением отдельных предметов города Нижнего Новгорода как «Школы проектного мышления»

Ценностные ориентации «Школы проектного мышления» автодидактизм проектной деятельности, способность параллельно с созданием проекта обеспечивать усвоение новых знаний, формирование новых представлений, мозаичную природу проектной деятельности, складывающейся из действий, являющихся фрагментами других видов деятельности, что обеспечивает возрастание развивающего потенциала проектных работ учащихся; общественный характер проектной деятельности, получением социально-значимого результата; личностно-деятельностное начало проектирования, которое выступает средством развития и саморазвития как специфических проектировочных способностей, так и личности в целом, является универсальным источником обучения, воспитания, творческого взаимодействия детей и взрослых; педагогическую продуктивность проектной деятельности, означающую возможность одновременно с получением запланированного продукта на каждом этапе проектной деятельности формировать определенные личностные приращения; нормативность проектной деятельности, что является существенным условием поведения ее участников, включающего способности: осознанно осуществлять целеполагание, структурировать свою деятельность в соответствии с логикой проектирования и собственной стратегией решения проектных задач, творчески ориентироваться в любой ситуации, используя ее для реализации намеченного замысла, владение рефлексивными способами оценки и коррекции своей деятельности в проекте.

Точки роста, необходимые для разработки модели «Школы проектного мышления» с 2004 года школа является экспериментальной площадкой НИРО по проблеме «Родник» научный руководитель Тивикова С.К.; в году зам. директора Маньшина О.М.. прошла обучение по программе «Экспериментальное моделирование и представление программы развития ОУ» в НИРО в объеме 216 часов и защитила на отлично квалификационную работу « Программа развития школы как школы –проект» на период до 2010 года; - в 2005 году зам. директора Дегтева Г.А. прошла обучение по программе «Педагогическая инноватика» в НИРО в объеме 108 часов, защитила на отлично квалификационную работу по теме «Инновационный паспорт образовательного учреждения как школы – проект»; создана развивающая образовательная среда для развития творческих способностей каждого ребенка, их физических возможностей за счет системы дополнительного образования, а также занятиями по предметам, ориентированным на расширенное изучение математики, русского языка, английского языка, литературы, физики; - направленность воспитательной системы школы на воспитание сознательности, ответственности и активности школьников, о чем свидетельствует высокая степень представленности школы в смотрах, конкурсах, соревнованиях областного, районного и городского уровней;

Точки роста, необходимые для разработки модели «Школы проектного мышления» - установлены прочные партнерские отношения школы с другими общеобразовательными учреждениями г. Нижнего Новгорода, учреждениями культуры, здравоохранения, правоохранительными органами, учреждениями среднего профессионального образования, НГТУ, ННГУ, НГМА, НФ-ВШЭ; - система ученического самоуправления: детское объединение интересной и талантливой молодежи во главе с советом старшеклассников и клубами «Прессцентр», «Досуг», «Здоровье», «Экос», «Олимпиец». - достаточно высокий и стабильный кадровый потенциал; - частичная представленность вариантов проектной культуры в образовательном пространстве школы: - система работы с родителями, поддержка ими инновационных процессов в школе; - преемственность обучения и воспитания детсад-школа, уровень готовности к обучению в школе отслеживается психологом с заполнением карты психолого-педагогической подготовки к школе и особой формой родительского заявления; Эти факторы позволили выйти школе на более высокую ступень – создание «Школы проектного мышления»

Оценка комлексного новшества на основе экспертных показателей: Результаты опроса экспертной группы: 100% участников определили идею как очень актуальную и достаточно актуальную; 44% участников потенциальную полезность идеи оценивают как очень высокую, 50% как высокую; Все эксперты отметили большой объем трудозатрат при относительно небольшой потребности в увеличении материально-технических и финансовых средств. 36% экспертов ответили, что выделить время на реализацию идее могут с трудом, 64% готовы к этому; Отмечено, что профессиональный уровень педагогического коллектива соответствует инновационной идее. 100% экспертов дали утвердительный ответ на ответ, что комплексное новшество следует внедрить.

Оценка комлексного новшества на основе экспертных показателей: анализ внутренних факторов позволил выявить ряд проблем, Для их решения необходимо было расширить проектный опыт учащегося, основанный на его интересе доминирующим в образовательном процессе, и на его основе создавать собственные продукты творческой деятельности. Поэтому коллектив школы счел необходимым и приемлемым создание модели «Школы проектного мышления» как инновационного способа разрешения наиболее острых проблем организации современного школьного образования. «Школа проектного мышления» – не просто отражение модного веяния в современном образовании, а исторически обусловлена объективной необходимостью развития у субъектов образования проективного воображения, мышления и способа действия.

Решение экспертной группы Внедрить комплексное новшество в образовательную систему школы Создание новой концептуальной модели школы является полезным для школы т.к. соответствует основным направлениям модернизации образования. В школе нет ограничений для создания «Школы проектного мышления», имеются большие кадровые, и материально-технические ресурсы.

Аргументы в пользу необходимости освоения проектной культуры проектирование есть разновидность проблемно- развивающего обучения. проектирование определяет новый современный инновационный облик школы. проектирование изменяет тип мышления участников проекта, приближая его к потребностям 21 века. проектирование реализует идеи личностно- ориентированной педагогики. проектирование повышает конкурентноспособность школы, реально борющейся за ученика. проектирование изменяет конкурентноспособность самого учителя на рынке труда, поэтому в школе создана атмосфера поиска, саморазвития, повышения профессиональной компетентности.

Основные подходы преобразований личностно - деятельностный, проектный и социокультурный. Объединяет вышеназванные подходы идея развития, которая включает: развитие в образовании индивидуальных способностей человека; развитие средствами образования детско- взрослых общностей и общества в целом; развитие самих образовательных систем и педагогической деятельности как социокультурной технологии развития и человека, и разного типа общностей.

Базовые принципы проектного подхода создания инновационной модели Принцип актуальности: проект актуален, т.к. направлен на решение значимой для школы проблемы. Принцип личностного целеполагания ученика: образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей; Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории: ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования – смысла целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов. Принцип продуктивности обучения: главным ориентиром обучения является образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности; Принцип ситуативности обучения: образовательный процесс строится на ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и поиск их решения в сотрудничестве с учителем; Принцип образовательной рефлексии: образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования.

Создание условий: для становления учащегося как субъекта собственной деятельности, формирования его как осознающего преобразователя действительности, в котором творческое отношение к окружающему миру сочетается с верой в свои преобразовательные силы и ориентацией на позитивный результат

Задача «Школы проектного мышления» Развитие не только ученика, но и содержания его образования, которое формируется по мере активной деятельности самого ученика, выступающего субъектом, конструктором, проектировщиком и организатором собственного образования.

Новые результаты: 1.Образ выпускника «Школы проектного мышления» Характеристики Креативность- способность генерировать идеи, создавать концепции. Рефлексивность - способность осознавать свои границы знания – незнания. Эвристичность - способность к поиску нестандартных подходов к решению проблем Прогностичность - способность опережающего видения ситуации проектирования, тех трудностей и противоречий, которые могут возникнуть в проектной деятельности. Интегративность - способность обобщать, синтезировать знания об объекте Коммуникативность - способность к конструктивному взаимодействию и диалогу Регулятивность - способность вырабатывать цели и принципы проектной деятельности Конструктивность - способность к коррекции своих действий в проекте Критичность

2. Концепция развития школы. 3. Программа развития МОУ СОШ 70 с углубленным изучением отдельных предметов как «Школы проектного мышления» на период гг.

Преобразования 1. Разработка проектно-исследовательского компонента содержания школьного образования (психолого-педагогический практикум для учащихся 5-8 классов «Учимся решать проблемы», метапредметные курсы «Технология исследования», «Технология проектирования», «Технология творчества»). 2. Развитие системы клубной проектной работы в начальной школе (клуб «Домашний зоопарк» - создание иллюстрированного каталога домашних питомцев; клуб «Рукодельница» - создание коллективных панно по мотивам русских народных сказок в различных техниках: вышивка, батик, аппликация; «Журналист – клуб» - издание школьной газеты). 3. Внедрение и разработка нетрадиционных форм образовательной активности (проектные, творческие недели, мастерские, разновозрастные студии). 4. Внедрение и разработка аналитических и рефлексивных форм фиксации образовательного движения учащихся (творческие книжки в начальной школе, портфолио достижений в среднем звене, индивидуальные учебные планы в старшей школе). 5. Совершенствование технологии организации образовательного процесса в школе (переход на перспективное планирование и разработка технологических карт учебных курсов, метапроект «Образовательное пространство школы»).

Преобразования 6. Создание модели воспитательной системы школы, основанной на методе проектов и организации разнородных пространств, позволяющих включить школьников в разнообразные общественно-значимые деятельности на принципах кооперации и социального партнерства. 7. Разработка модели профессионального развития педагога- исследователя (проектировщика), ориентированного на формирование проектного типа мышления учащихся (организация проектного эксперимента под руководством кафедры педагогики и образовательных технологий НИРО по теме «Проектирование самообучающейся организации в Школе проектного мышления») 8. Внедрение новой модели психологической службы школы, ориентированной на конструирование совместно с педагогами и родителями индивидуального образовательного «профиля» ученика. 9. Расширение партнерских связей школы с целью совершенствования возможностей личностного и профессионального самоопределения учащихся, в том числе участие в телекоммуникационных проектах через Интернет. 10. Создание новых форм связей учебной и воспитательной сторон школьного образовательного процесса (проект «Школьное информационное пространство», общешкольная интеллектуальная игра «Эврикиада», проект «Калейдоскоп искусств», летняя проектная практика)

Механизмы управление проектами Программы развития школы Стратегические (общие) Примером подобного механизма является разработка и широкое обсуждение концепции Программы развития школы на районном и городском уровнях и экспериментальных площадках НИРО и Нижегородской области. Специальные включают общие моменты: структурное оформление различных видов деятельности по данному направлению (центры, клубы, экспериментальные площадки, отдельные программы и регулярные мероприятия); экспертиза и контроль – связанные с определением степени разработанности инициатив по выделенному направлению.

Содержание контроля и оценки результатов реализации Программы развития школы Результатом реализации программы развития станет развивающийся эффект и эффект развития, полученный для учеников и педагогов, который можно не только наблюдать, но и диагностировать в терминах профессиональной педагогической культуры (для учителя) и характеристиках проектного мышления учащихся (креативность, рефлексивность, коммуникативность и др.)

Характеристики проектного мышления учащихся ( результат) Функциональные компоненты проектного мышления (способности) Рефлексивность Креативность Эвристичнсть Коммуникативность Критичность Конструктивность Регулируемость Прогностичность Интегрируемость

Элементы профессиональной культуры учителя (результат) Культуры Проектировочная Методическая Организационная Управленческая Коммуникативная Контрольная Оценочная Аналитическая Образовательная Информационная Развивающая Воспитательная

МОУ СОШ 70 с углубленным изучением отдельных предметов С 2006 года - экспериментальная площадка НИРО «Инновационные подходы к непрерывному образованию педагогов в региональной системе образования». Разработка инновационной концептуальной модели «Школа проектного мышления» С 2008 года участвует в региональном экспериментальном сетевом образовательном проекте «Нижегородская инновационная школа», как инновационная площадка первого уровня сети, продолжая заниматься разработкой инновационной концептуальной модели «Школа проектного мышления»

Экспериментальная работа по реализации проекта инновационного развития «Школа проектного мышления» Научное руководство: Игнатьева Галина Александровна, доктор педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и андрагогики Исполнители эксперимента: МОУ СОШ 70 с углубленным изучением отдельных предметов Сроки эксперимента: 2006 – 2010 гг. Основные этапы эксперимента: Подготовительный вхождение в эксперимент уч. год Практический - реализация основных направлений ОЭР уч. Год Заключительный этап рефлексия и экспертиза уч. год

Методический уровень учителя определяется: – способностью осуществлять образовательный процесс, обеспечивающий выполнение целей ОУ; – результативностью работы по разным направлениям деятельности (в частности, таким как: обеспечение уровня образованности – компетентности – средствами своего предмета; участие в экспериментально-исследовательской работе; руководство проектной и исследовательской деятельностью учащихся; руководство одним из структурных подразделений МС школы; участие в семинарах работников образования; участие в конкурсах педагогического мастерства, диссиминации ППО; – квалификационной категорией; – уровнем методологической компетентности; – степенью методической изобретательности; владение методологией проектировочной и исследовательской деятельности – готовностью к постоянному профессиональному обучению; – уровнем развития профессиональной рефлексии;

Инновационная образовательная деятельность школы Районный мониторинг по инновационной деятельности Учебный годМесто школы в районе VI I II , I Федеральный уровень 1 Уровень ГОУ ДПО НИРО Районный уровень Школьный уровень Итого: Экспериментальные площадки школы

Инновационная образовательная деятельность школы Диссиминация опыта учителей школы в рамках инновационной деятельности Областной уровень 3 Городской уровень 3 Районный уровень 25 Школьный уровень 444 Итого4912

Экспериментальная работа по реализации проекта инновационного развития «Школа проектного мышления» Педагогов школы отличает стремление к инновациям, которые являются неотъемлемой частью работы учреждения. Динамика инноваций в образовательном пространстве и управленческая активность методической службы обеспечивают внедрение научно-методических идей, программ, разработок. Инновационная деятельность носит практико-ориентированный характер, который позволяет связать в единое целое педагогическую науку и школьную практику; на новой ступени профессионализма вырос интеллектуальный фон педагогического коллектива.

Теперь самое время остановиться и подумать туда ли Вы идете, готовы ли вы мужественно встретить лавину проблем и вступить в бой за их решение на вверенном Вам участке российского образования? НЕТ Что ж спокойная жизнь никому не повредит! Желаем Вам стабильности результатов и «обходительности», в смысле возможности обойти внешние ограничения и внутренние трудности на Вашем образовательном пути! ДА Вы выбрали трудный, но интересный путь свободного мышления и творчества. Поэтому мы приглашаем Вас вступить в сообщество творческих учителей Г. Нижний Новгород, Ул. Коминтерна,21 Контактный телефон МОУ СОШ 70 с углубленным изучением отдельных предметов