Организация проектной и исследовательской деятельности школьников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Advertisements

Заседание МО по теме: «Проектно-исследовательские методы обучения»
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
Не существует сколько- нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя б самой маленькой поисковой.
Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования.
Научно-исследовательская деятельность школьников.
Познакомить с понятием «проектная деятельность», ее целями и задачами.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Исследовательская деятельность в начальной школе.
Организация исследовательской деятельности в школе Подготовил учитель математики МАОУ «СОШ 55» Васюта А.Г.
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики»,
Организация творческой исследовательской деятельности.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях / презентацию к выступлению на семинаре подготовила учитель.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. И. Кант. И. Кант.
С. Джонсон Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нем сведения.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Правила оформления Правила оформления исследовательской работы Подготовила : Таранова О.С.
Транксрипт:

Организация проектной и исследовательской деятельности школьников

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Учебное исследованиеНаучное исследование Главной целью является развитие личности. Приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие исследовательского типа мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Цель – получение объективно нового результата, производство новых знаний.

Реферат Этимология слова «реферат» связана с понятием «референция», т. е. с реально существующими, уже готовыми для деятельности объектами. На одних и тех же источниках можно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Реферат ни в коем случае не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, а также давать оценку тексту. Цель реферата состоит в том, чтобы акцентировать внимание на новых сведениях и определить целесообразность обращения к изначальному тексту. Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что, во-первых, в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок, а во- вторых, он отвечает на вопрос о том, что нового, существенного содержится в тексте. Реферат может рассматриваться как один из этапов научно- исследовательской работы, но ни в коем случае не как ее заменитель. Реферирование решает прежде всего учебные задачи, такие как обучение навыкам грамотного обзора литературы, сопоставлению различных точек зрения по теме.

УСКОРИТЕЛИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЧАСТИЦ Реферативный проект по физике

Элементарная вселенная Человека всегда интересовали два вопроса: каковы те мельчайшие частицы, из которых образуется все вещество, включая самого человека, и как устроена Вселенная, частью которой является он сам.

Ускорители В зависимости от типа ускоряемых частиц различают протонные и электронные ускорители. Кроме того, ускорители бывают кольцевые и линейные. Ниже приведены линейный ускоритель SLAC, успешно работающий в Стенфордском исследовательском центре, и кольцевой ускоритель TEVATRON, Ферми, США.

Исследование Говоря об этимологии слова «исследование», заметим, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т. е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т. е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Это особенно показательно в гуманитарных областях. На одних и тех же источниках можно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Формы представления исследований: тезисы, устный доклад, реферат, описательная работа, популярная статья, компьютерная презентация.

«Для литературного исследования были взяты два произведения: очерк Георгия Иванова «Чекист-пушкинист» и рассказ Бориса Лавренева «Комендант Пушкин». Писатели рассказывают о трагических событиях Гражданской войны в нашей стране в 20-е годы XX века. И художники показали болезненный процесс создания нового общественного строя, начавшегося после 1917 года, но каждый изобразил его со своих позиций. В обоих произведениях авторы свяжут судьбы своих героев с именем Пушкина. Почему? Наверное, потому что на крутом переломном этапе истории имя Пушкина стало национальным символом, жизненным компасом, по которому всегда сверяет свои мысли и поступки русский человек, болеющий за судьбу России, какой бы политической ориентации он не был» Пример: Литературное исследование «Двойники А. С.Пушкина на разломе истории»

Этапы исследования: 1 Определение объектной области, объекта и предмета исследования. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности. Изучение научной литературы и уточнение темы. Формулирование гипотезы. Формулирование цели и задач исследования.

Определение объектной области, объекта и предмета исследования Объектная область – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Предмет исследования – это часть объекта, внутри которой ведётся поиск.

Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Понятие означает: «то, что положено в основу». Обосновать актуальность темы – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания (показателем актуальности может быть наличие проблемы исследования).

Изучение научной литературы и уточнение темы Составление списка. Составление картотеки по изученной литературе с библиографическими данными издания (с обязательным указанием страницы).

Формулирование гипотезы Гипотеза – научно обоснованное предположение о непосредственно изучаемом явлении. «если….., то……». «так…, как….». «при условии, что….».

Цель и задачи исследования Цель – это конечный результат исследования (выявить…обосновать…. установить….разработать…) Задачи – это выбор путей и средств для достижения цели. Задачи лучше формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.

систематизировать сведения об увековечивании имени ………в нашей стране, связав каждое название с фактами из биографии учёного и признанием его заслуг перед Отечеством. – изучить состояние проблемы; – проанализировать данные из различных информационных источников; – скомпилировать факты и иллюстрации и создать мультимедийную мини-энциклопедию «Имени……….», которую использовать для популяризации знаний о великом учёном. Пример

Методы исследования (способ достижения цели исследования) Теоретические (моделирование, абстрагирование, анализ, синтез). Эмпирические (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). Математические (статистические, программирование, теория графов, сетевое моделирование).

– теоретические (анализ фактов из литературных и интернет–источников, компиляция материала, обобщение); – эмпирические (сравнение, сопоставление, проведение соцопроса); – математические (статистическая обработка материала). Пример

Этапы исследования: 2 – проведение исследования; 3 – оформление работы; 4 – защита результатов исследования; 5 – рефлексия.

Классификация задач Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.

Классификация творческих работ Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Как представлен Иван Грозный в исторических документах и произведениях искусства

Цели исследования Показать сложность личности Грозного как государственного деятеля и человека.Показать сложность личности Грозного как государственного деятеля и человека. Рассмотреть, как трактуется образ Грозного в произведениях литературы и живописи разных эпох.Рассмотреть, как трактуется образ Грозного в произведениях литературы и живописи разных эпох. Сравнить, как представлен И. Грозный в исторических документах и произведениях искусства.Сравнить, как представлен И. Грозный в исторических документах и произведениях искусства.

Классификация творческих работ Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Классификация творческих работ Натуралистические и описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно- экологической направленности, в том числе направленные на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Пример: «Алмазы…Легенды и действительность»

Основой работы над проектом послужила известная легенда: В 4 веке до н. э. войска А. Македонского, совершая поход в Индию, обнаружили в горах недалеко от Голконды Долину Алмазов, на дне которой они увидели россыпи алмазов. Собрать драгоценные камни было невозможно из-за обилия ядовитых змей, кишащих в долине. Поэтому царь предложил такой выход: слуги сбрасывали на дно ущелья куски жирного мяса, к которым прилипали алмазы. Прирученные орлы спускались вниз и приносили мясо с прилипшими алмазами к ногам императора.

Задачи проекта: 1 - доказать, что А. Македонский со своим войском в 4 в. до н. э. пытался завоевать Индию; 2 - узнать, что такое Голконда; 3 - изучить вопрос о происхождении алмазов; 4 - рассмотреть проблему возможности нахождения алмазов на поверхности земли; 5 - доказать, что алмазы прилипают к жирному мясу (модельный эксперимент); 6 - доказать, что орлы могли доставлять алмазы А. Македонскому.

1 - моделью алмазов являлись кусочки стекла, плотность которых близка к плотности алмазов. 2 - моделью падения мяса в пропасть является падение мяса из окна школы с высоты 15 м. 3 - кусочки стекла - «модели алмазов» взвешивались, масса пересчитывалась в караты. 4 - процесс эксперимента фиксировался с помощью видеокамеры.

Выводы: достоверность данной легенды подтверждается историческими, научными и экспериментальными данными.

Классификация творческих работ Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.

Элементы проектной и исследовательской деятельности, формируемые в процессе работы над проектом или исследованием (и вне её) Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

Элементы проектной и исследовательской деятельности Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, приходить к консенсусу; Элементы проектной и исследовательской деятельности

Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Элементы проектной и исследовательской деятельности Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Элементы проектной и исследовательской деятельности Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Можно оценивать: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли; практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; количество новой информации использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения использованными методиками; оригинальность идеи, способа решения проблемы; осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности; владение самоанализом работы; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов.