Концепция реализации ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование*» с совмещенными профилями Н.М. Соловьева, доцент, зам. зав. кМПФ ФТИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция реализации ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» с совмещенными профилями Начальник Учебно-методического управления МПГУ, к.ф.н.
Advertisements

Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина Борисовна Егорова Проектирование основных образовательных программ подготовки педагогов с совмещенными.
Проектирование основных образовательных программ подготовки педагогов с совмещенными профилями.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ 5-ЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Концепция подготовки бакалавров педагогического профиля к реализации ФГОС общего образования Китайгородский Михаил Дмитриевич проректор Коми ГПИ
Совмещение профилей при подготовке учителя географии - требование современной школы Лобжанидзе А.А., д.п.н., проф. кафедры экономической и социальной географии.
Людмила Александровна Трубина, проректор МПГУ, д.филол.н., профессор 5-ЛЕТНИЙ БАКАЛАВРИАТ КАК ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В СТРУКТУРЕ УРОВНЕВОГО.
НОВЫЙ УЧИТЕЛЬ – НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ПОДГОТОВКИ НОВЫЙ УЧИТЕЛЬ – НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ПОДГОТОВКИ Доклад начальника Учебно-методического управления МПГУ Екатерины.
Структура основной образовательной программы пятилетнего бакалавриата (ООП) По стандартам ФГОС ВПО.
С РОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск,
О внесении изменений в законодательство в области образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЯТИЛЕТНЕГО БАКАЛАВРИАТА Толкачева Галина Николаевна, канд. пед. наук, заместитель декана факультета.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Разработка ООП в соответствии с требованиями ФГОС.
О задачах УМО на современном этапе О задачах УМО на современном этапе Ученый секретарь УМО- Заместитель начальника Учебно-методического управления МПГУ.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Унификация дисциплин базовой и вариативной частей циклов дисциплин учебного плана по направлениям Психолого- педагогическое образование и
Транксрипт:

Концепция реализации ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование*» с совмещенными профилями Н.М. Соловьева, доцент, зам. зав. кМПФ ФТИ

* *Стандарт 5-летнего бакалавриата в своей основе совпадает с четырехлетним стандартом, и между ними нет никаких принципиальных различий. Новый проект ФГОС действительно в целом базируется на стандарте 4 – летнего бакалавриата. Их общность основана на понимании необходимости единых требований к подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование», независимо от срока реализации.

Стандарт 5-летнего бакалавра направлен целевым образом на подготовку выпускника для работы в системе среднего общего образования по двум школьным предметам (например: физика и информатика; математика и физика; химия и биология) или на разных ступенях общего образования (например: дошкольное образование и музыка, начальное образование и информатика).

ФГОС ВПО с одним профилем ФГОС ВПО с двумя профилями Срок обучения4 года5 лет ЦельПодготовка бакалавра для решения общепедагогических задач, в том числе для профессиональной деятельности в качестве учителей 1-го предмета Подготовка бакалавров для профессиональной деятельности в качестве учителей 2-х предметов Виды профессиональной деятельности педагогическая; культурно-просветительская; педагогическая; культурно-просветительская; научно-исследовательская. Формируемые компетенции Направлены на культурно- просветительскую и общепедагогическую деятельность (в том числе на осуществление образовательного процесса по 1 школьному предмету) Направлены на осуществление образовательного процесса по 2-м предметам в ОУ системы дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования и дополнительного образования. Уточнены компетенции выпускника, ориентированные непосредственно на профессиональную деятельность учителя. Введены научно-исследовательские компетенции.

ФГОС ВПО с одним профилем ФГОС ВПО с двумя профилями Срок обучения4 года5 лет Содержание образования Общекультурное, психолого- педагогическое и специальное обеспечение подготовки педагогов широкого профиля Общекультурное, психолого-педагогическое и фундаментально-научное обеспечение подготовки учителя 2-х предметов с ориентацией на ФГОС общего образования Практика Учебная Производственная (педагогическая и культурно-просветительская) Учебная Производственная (педагогическая в области 2-х школьных предметов и культурно- просветительская) Итоговая государственная аттестация Выпускная квалификационная работа Итоговый государственный экзамен (по усмотрению вуза) Выпускная квалификационная работа 2 итоговых государственных экзамена (по каждому профилю подготовки). Количество экзаменов – по усмотрению вуза. Трудоемкость циклов ГСЭ ЕН Профессиональный ГСЭ и ЕН – трудоемкость не изменилась Трудоемкость профессионального цикла увеличена за счет вариативной (профильной) части для включения содержания, направленного на изучение дисциплин, обеспечивающих преподавание 2-го предмета

ЦиклФГОС с 1 профилем (4 года) ФГОС с двумя профилями (5 лет) Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл Всего в цикле25 Базовая часть15 *История *Философия *Иностранный язык *Культура речи *Экономика образования 15 *История *Философия *Иностранный язык *Педагогическая риторика *Экономика образования Вариативная часть10 Дисциплины по выбору студента 44 Б.2 Математический и естественнонаучный цикл Всего в цикле12 Базовая часть6 *Информационные технологии *Основы математической обработки информации *Естественнонаучная картина мира 6 *Информационные технологии в образовании *Основы математической обработки информации *Естественнонаучная картина мира Вариативная часть66 Дисциплины по выбору студента 44 Сравнение трудоемкости циклов ФГОС ВПО

ЦиклФГОС с 1 профилем (4 года) ФГОС с двумя профилями (5 лет) Б.3 Профессиона- льный цикл Всего в цикле Базовая часть36 *Психология *Педагогика *Безопасность жизнедеятельности *Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки) 45 *Психология *Педагогика *Возрастная анатомия, физиология и гигиена *Основы медицинских знаний и здорового образа жизни *Безопасность жизнедеятельности *Методика обучения предметам (в соответствии с профилями) Вариативная часть Дисциплины по выбору студента 4257 Б.4 Физическая культура 22 Б.5 Учебная и производственная практики 27 практические умения и навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилем подготовки 30 практические умения и навыки определяются ООП вуза Б.6 Итоговая государственная аттестация 66 Всего240300

Базовая дисциплина «Культура речи» заменена на профессионально ориентированную дисциплину «Педагогическая риторика». В профессиональном цикле появились необходимые для подготовки учителя традиционные дисциплины *Возрастная анатомия, физиология и гигиена, *Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Важное место в стандарте отведено производственной практике, которая для будущего учителя является педагогической и будет осуществлена по двум профилям. Отсюда увеличение ее трудоемкости. Для проверки сформированности компетенций выпускника – учителя двух предметов – во ФГОСе 5-летнего бакалавриата рекомендуется использовать обе формы итоговой государственной аттестации: выпускную квалификационную работу, необходимую для проверки научно-исследовательской компетенций будущего учителя, способного к проектированию образовательных программ общего образования, и государственный экзамен, показывающий готовность выпускника к осуществлению своей основной профессиональной задачи – ведению образовательного процесса по каждому из предметов. ВУЗам предоставлено право выбора моделей проведения итоговой государственной аттестации (в части количества госэкзаменов). Все итоговые госэкзамены в максимальной степени должны быть приближены к условиям будущей профессиональной деятельности (разработка фрагментов уроков, участие работодателей в экзамене и т.д.). Так при соединении профилей р/язык и литература это может быть один комплексный междисциплинарный экзамен.

При определении трудоемкости курсов в рамках учебного плана необходимо ориентироваться на рекомендации Министерства образования и науки РФ одна зачетная единица (ЗЕ) соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости; максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, т.е. 1,5 зачетные единицы; зачет по дисциплине и трудоемкость курсовых работ входят в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах (то есть, в учебном плане на них не выделяется отдельное учебное время); один семестровый экзамен выражается 1 зачетной единицей; одна неделя практики выражается 1,5 зачетными единицами; трудоемкость итоговой аттестации рассчитывается исходя из количества отведенных на нее недель: 1 неделя соответствует 1,5 зачетным единицам.

ЦиклФГОС с 1 профилем (4 года) ФГОС с двумя профилями (5 лет) Б.3 Профессиональный цикл. Всего в цикле Базовая часть3645 Вариативная часть (90+90 / ) Дисциплины по выбору студента 4257 Сравнение трудоемкости циклов ФГОС ВПО

Трудоемкость профессионального цикла увеличилась на 60 з.е. В том числе базовая часть – на 9 з.е. – за счет необходимости расширить содержание методики обучения, которая должна включать в себя 2 предмета. Вариативная часть увеличилась на 51 з.е. Значительно увеличивается и количество дисциплин по выбору студентов (57 з.е., вместо 42 в 4-летнем бакалавриате). Это много, учитывая возможную интеграцию профилей, расширения или углубления содержания профилей. Т.о., можно констатировать принципиальное различие между двумя стандартами, которые будут проявляться в основных образовательных программах (ООП) вузов.

Перечень профилей по направлению «Педагогическое образование» 1. Химия13. Физическая культура 2. Биология14. История 3. География15. Обществознание 4. Экология16. Музыка 5. Безопасность жизнедеятельности17. Изобразительное искусство 6. Математика18. Технология 7. Физика19. Дошкольное образование 8. Информатика20. Начальное образование 9. Литература21. Право 10. Русский язык22. Экономика 11. Родной язык и литература23. Мировая художественная культура 12. Иностранный язык24. Дополнительное образование

Традиционные совмещения профилей Математика и Физика, Математика и Информатика, Биология и Химия, Биология и География, Русский язык и Литература, Русский язык и Иностранный язык, История и Обществознание, История и Право, Иностранный язык и Иностранный язык; Музыка и Мировая художественная культура, Изобразительное искусство и Мировая художественная культура, Дошкольное образование и Музыка, Начальное образование и Иностранный язык и т.д.

Основания для совмещения профилей: мониторинг перспективных потребностей регионов в педагогических кадрах; анализ ситуации на рынке труда и возможные прогнозы ее будущих изменений; учет актуальных задач развития системы образования.

Совмещение профилей призвано решить следующие задачи: повысить востребованность выпускников на рынке труда, их профессиональную мобильность; укомплектовать высококвалифицированными кадрами образовательные учреждения, в том числе сельские; осуществить профессиональную подготовку учителей по тем предметам, по которым непродуктивно готовить в течение 4-х лет; обеспечить выпускникам полную занятость; подготовить за 5 лет одновременно с учителями и педагогов дополнительного образования; обеспечить преподавание отдельных предметов в дошкольном и начальном звене профильными специалистами - учителями.

В основе концепции совмещения лежит признание содержательного равноправия совмещаемых профилей, которые не разделяются на основной и дополнительный. Отличия бакалавриата связаны с профессиональными компетенциями учителя двух предметов, в том числе с усилением его практической подготовки непосредственно в системе образования.

Благодарю за внимание!