Шаяхметова Р.И., директор Городского методического центра Управления образования г.Казани О порядке перехода на Федеральный государственный образовательный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
ФГОС начального общего образования утвержден Приказом 373 Минобрнауки России г., зарегистрирован в Минюсте России г.,
МБОУ Лицей 1 городского округа город Мантурово костромской области.
Запросы семьи, общества и государства Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: сущность и содержание.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Что такое ФГОС? ФГОС – это совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы (ООП) и структуре ООП в соотношении частей.
Федеральный государственный образовательный стандарт: основные позиции.
Основные параметры внедрения ФГОС В презентации использованы материалы выступлений, статьи и презентации Всероссийских конференций разных лет ректора МГППУ.
«Федеральный государственный стандарт начального общего образования»
Формирование умения учиться Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования:
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Северин О. И. Лицей 6 г.Одинцово Презентация Инновационность структуры и содержание ФГОС второго поколения.
Образование в государстве должно готовить таких специалистов, которые возьмут на себя ответственность за устойчивое развитие страны В. Садовничий Родительское.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Транксрипт:

Шаяхметова Р.И., директор Городского методического центра Управления образования г.Казани О порядке перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Научная основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Стратегия 2020

с 1 января 2010 года 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785), введен в действие с 1 января 2010 года 2. ФГОС основного общего образования – в стадии разработки; 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки.

1. От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов 2. Две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора 3. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость 4. Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни. 5. В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени 6. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно- подушевого финансирования. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.

Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Будут вводиться новые требования к качеству образования, характеризующие успехи каждого школьника. ЕГЭ должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, вводится мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности

Структура ФГОС (ТРИ «Т») Требования к результатам освоения основной образовательной программы Требования к структуре основной образовательной программы Требования к условиям освоения основной образовательной программы

1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к 1)структуре основных образовательных программ; 2) условиям реализации основных образовательных программ; 3) результатам освоения основных образовательных программ.

8 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под пон ятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Личностные результаты Личностные результаты (преемственность и развитие) Начальная школа формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; Основная школа Основная школа воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной; 9

Метапредметные результаты ( Метапредметные результаты (преемственность и развитие) Начальная школа овладение овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления освоение освоение способов решения проблем творческого и поискового характера формирование умения планировать, контролировать и оценивать формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата Основная школа Основная школа умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов целеполагание в учебной деятельности: умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; 10

Предметные результаты ( предметные области ) Начальная школа Филология Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы духовно-нравственной культуры народов России ИскусствоТехнология Физическая культура Основная школа Основная школа Филология Филология Общественно-научные предметы Основы духовно-нравственной культуры народов России народов России Математика и информатика Естественно-научные предметы ИскусствоТехнология Физическая культура и ОБЖ 11

1. Образовательная программа определяет содержание образования определённых уровня и направленности, В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2)профессиональные (основные и дополнительные) Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

...5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами. 6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

...2. К компетенции образовательного учреждения относятся:...6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);...23) определение списка учебников в соответствии с утверждёнными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования в каждом образовательном учреждении определяется образовательной программой, которая разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основе примерной основной образовательной программы В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования в каждом образовательном учреждении определяется образовательной программой, которая разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основе примерной основной образовательной программы Основная образовательная программа ОУ 15

16 Требования к структуре ООП Структура основной образовательной программы (начальная школа) Планиру- емые результаты Программа культуры здорового образа жизни Учебный план Программа формирования УУД Программа духовно- нравственного воспитания Программы по учебным предметам Программа коррекцион ной работы Система оценки Поясни- тельная записка

17 Требования к структуре ООП Структура основной образовательной программы (основная школа ) Система условий реализации ООП Учебный план Целевой раздел Организационный раздел Содержательный раздел Пояснительная записка Программа развития УУД: включает формирование компетенций в области ИКТ, учебно-исследовательскую и проектную деятельность Планируемые результат ы Система оценки Программа учебных предметов Программа воспитания и социализации, включает : духовно- нравственное развитие и воспитание, социализацию, профориентацию, формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизн и Программа коррекционной работы

Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: пояснительная записка; планируемые результаты планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план учебный план начального общего образования; формирования УУД программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования; отдельных учебных предметов программы отдельных учебных предметов, курсов; духовно-нравственного развития, воспитания программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; коррекционной работы программа коррекционной работы; система оценки дост система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Базисный учебный план - нормативная основа для разработки учебного плана образовательного учреждения Базисный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей в том числе и внеурочную деятельность В учебном плане образовательного учреждения отражаются основные показатели базисного учебного плана: состав учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; общий и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся.

Предметные области Учебные предметы Классы Количество часов в неделюВсего часов IIIIIIIV Обязательная часть Филология Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение Иностранный язык – 2226 Математика и информатика Математика Обществознание и естествознание Окружающий мир22228 Основы духовно- нравственной культуры народов России Основы духовно- нравственной культуры народов России * ––– 0/10,5 Искусство Музыка11114 Изобразительное искусство Технология Физическая культура Итого: ,592,5 Часть, формируемая участниками образовательного процесса – 110,52,5 Максимально допустимая недельная нагрузка Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) Всего к финансированию Базисный учебный план Вариант 2

Предметные областиУчебные предметы Классы Количество часов в неделюВсего часов IIIIIIIV Обязательная часть Филология Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение Иностранный язык–2226 Математика и информатика Математика Обществознание и естествознание Окружающий мир22228 Основы духовно- нравственной культуры народов России Основы духовно- нравственной культуры народов России * –––0/10,5 Искусство Музыка11114 Изобразительное искусство Технология Физическая культура Итого: ,592,5 Часть, формируемая участниками образовательного процесса –110,52,5 Максимально допустимая недельная нагрузка Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) Всего к финансированию

Примерная основная образовательная программа 22 Рекомендована (письмо Минобрнауки России от 16 августа 2010 года 03-48) Рекомендована к использованию решением Координационного совета при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (письмо Минобрнауки России от 16 августа 2010 года 03-48) Размещена на сайте Минобрнауки России и Размещена на сайте Минобрнауки России и

Планируемые результаты Планируемые результаты освоения сквозных программ: Планируемые результаты освоения сквозных программ: Программа формирования УУД Программа формирования УУД Программа формирования ИКТ- компетентности Программа формирования ИКТ- компетентности Планируемые результаты изучения программ по учебным предметам: Планируемые результаты изучения программ по учебным предметам: Русский язык. Родной язык Русский язык. Родной язык Литературное чтение. Литературное чтение Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке на родном языке Математика, Информатика Математика, Информатика Иностранный язык Иностранный язык Изобразительное искусство Изобразительное искусство Музыка Музыка Технология Технология Физическая культура Физическая культура 23

Программа формирования УУД Виды универсальных учебных действий: Виды универсальных учебных действий: Личностные- самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация Личностные- самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация Регулятивные - целеполагание, планирование, коррекция, оценка, саморегуляция Регулятивные - целеполагание, планирование, коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные- общеучебные, логические учебные действия, постановка и решение проблемы (работа с информацией, с учебными моделями, использование знаково –символических средств Познавательные- общеучебные, логические учебные действия, постановка и решение проблемы (работа с информацией, с учебными моделями, использование знаково –символических средств Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества, умение полно и точно выражать свои мысли, разрешение конфликтов Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества, умение полно и точно выражать свои мысли, разрешение конфликтов 24

Программы отдельных учебных предметов Включают разделы: пояснительная записка пояснительная записка основное содержание учебного предмета основное содержание учебного предмета варианты тематического планирования варианты тематического планирования рекомендации по материально- техническому обеспечению учебного предмета рекомендации по материально- техническому обеспечению учебного предмета 25

Оценка достижения планируемых результатов На итоговую оценку выносятся только метапредметные и предметные результаты обучения: На итоговую оценку выносятся только метапредметные и предметные результаты обучения: - Русский язык - Родной язык - Математика - Итоговая комплексная работа на межпредметной основе Личностные результаты оцениваются в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований Личностные результаты оцениваются в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований 26

кадровым (укомплектованность, уровень квалификации, аттестация, повышение квалификации и переподготовка); материально-техническим (сформулированы требования к информационной среде образовательного учреждения); учебно-методическим и информационным (учебники, ЭОР, учебные пособия); финансовым (нормативное подушевое финансирование; новая система оплаты труда)

Критерии готовности ОУ к введению ФГОС НОО Разработана и утверждена основная образовательная программа Нормативная база ОУ приведена в соответствие с ФГОС, в т.ч. разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ Приведены в соответствие с требования ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников Определен список учебников и учебных пособий Определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся. Осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов Обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации ООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность Игровая; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность.

1.В каждой конкретной школе (образовательном учреждении) должна быть самостоятельно разработанная и утверждённая основная общеобразовательная программа 2.Основная образовательная программа школы разрабатывается на основе соответствующих федеральных примерных основных образовательных программ. Многие образовательные учреждения (ОУ) будут использовать именно федеральные «Программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся», «Программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся», «Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», и все ОУ обязаны учитывать предложенные «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования», «Систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».

3.Основные общеобразовательные программы начального образования конкретной школы в обязательном порядке включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы. 4.Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов относится к компетенции образовательного учреждения, а значит, в процесс их разработки будет включён учитель. В соответствии с действующими образовательными стандартами рабочая программа включает три обязательных раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки обучающихся. Программы, которые предлагают учителям авторы учебников, строятся именно таким образом, они тоже являются рабочими и должны использоваться учителями при разработке их собственных программ. 5.В тексте «Закона об образовании» мы находим ответ и на вопрос, какие учебники можно использовать на этапе введения ФГОС: учебники, включённые в федеральный перечень.

Общественный договор

Сайт Городского методического центра Сайт Городского методического центра Казанский образовательный пор тал Казанский образовательный пор тал

1.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Опубликовано 16 марта 2011 г. Вступает в силу 1 сентября 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. N 986 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений». Опубликовано 16 февраля 2011 г.Вступает в силу 27 февраля 2011 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г. Регистрационный N Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. 4. Закон Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан» от 8 июля 1992 года XII. Статья 9.Изучение и преподавание государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан.