Исследовательская деятельность учителя - экспериментатора. Отслеживание успешности учащихся в условиях безотметочного обучения 2008 год Галкина Л.В. Заслуженный учитель РФ
Из концепции модернизации российского образования «Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно- экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности»
Поиск эффективных путей реализации оценочной деятельности учителя Обучение детей самоорганизации деятельности и самооценке На данном этапе развития начальной школы на первое место выдвигаются:
О О сновные вопросы: Зачем оценивать школьника? Что оценивать? Как грамотно и объективно оценивать?
«Нет ничего вреднее для развития ребёнка и такого рода одиночного опрашивания и вытекающего из него начальственного отноше- ния учителя к ученику. Большой человек мучает маленького, не имея на то никакого права.»
Начало 70-х г.г. XIX в. Три направления педагогического поиска: Усовершенствование оценочной основы Создание условий, ограничивающих сферы влияния отметок и их отрицательных последствий на формирование личности школьника Изыскание возможностей замены отметок другими формами оценки
Считались цифровые отметки неудовлетворительными по двум причинам: Они не отличаются нужной ясностью и вразумительностью Не затрагивают внутреннего мира ученика Конец XIX в. – начало XX в. Постановление «Об отмене отметок» Май 1918 года Постановление о восстановлении пятибальной системы 3 сентября 1935 года
Аргументы против отметок I. Ш.Амонашвили (1980 г.): Власть взрослого над ребенком Травмирующий характер Отметка не измеритель знаний и умений Способ соревнования детей Суррогат отношений педагога к ребенку
Отсутствие оценочной самостоятельности Затруднение индивидуализации обучения Малая информативность Отсутствие индивидуального продвижения Ранжирование учеников по их успеваемости II. Инструктивное письмо /13 от г.
Психолого-дидактические исследования Л.В.Занкова, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, и др. Основные тенденции: Усовершенствование оценочного компонента в рамках существующей системы обучения; Перестройка процесса обучения и оценочной деятельности на принципиально новой концептуальной основе.
Задача начальной школы Организовать процесс обучения так, чтобы учение стало для школьника одной из ведущих личностных потребностей, определяющихся внутренним мотивом; без этого нереально изменить процесс обучения и характер оценочной деятельности
Выработать относительно единую «оценочную политику» в классе Определить критерии, средства и формы контрольно- оценочной деятельности учителя и учащихся ЗАДАЧИ: Продумать переход от детских шкал и способов оценивания к нормативному оцениванию в основной школе Организовать психологическую помощь классу ЦЕЛЬ: разработать систему безотметочного оценивания младших школьников
Этапы перехода на безотметочную систему обучения 1 этап – Проектирующий (май 2007г.-январь 2008г.) 2 этап - Моделирующий (январь 2008г.-сентябрь 2008г.) 3 этап - Деятельностный (сентябрь 2008г.-май 2010г.) 4 этап - Рефлексивно – оценочный (сентябрь 2010г.-май 2011г.)
Призна ки пред- метов Геометри- ческие фигуры Числа и цифры Сложение и вычитание 1. Мила Б. +++*** 2. Ирина Б ++++* 3. Артём В Толя В. +++* 5. Рома И Геля К Лиза Т. ++++* Технологическая карта по математике в 1-А классе
Индивидуальный лист рубежного контроля (уровневый табель) Имя Фамилия _________________________________________________________ Предмет 2007/ / класс2 класс Итог года I II III IVИтог года Математика Русский язык Литературное чтение Окружающий мир
Приём самооценивания учащегося и оценивание учителем Шкала
п о с л у ш а н и е а к к у р а т н о с т ь з н а н и я х о р о ш и й ученик Русский язык Карта успеха ученика(цы) Приём оценивания и самооценивания учащихся п о с л у ш а н и е а к к у р а т н о с т ь з н а н и я х о р о ш и й ученик Математика
Кратковременный лист индивидуальных достижений _______________________ по литературному чтению (1 класс) Чтение Загадки Считалки Скороговорки Наизусть Работа в тетради ! – знаю и умею хорошо * - иногда ошибаюсь * * * - много ошибаюсь ? – сам(а) не могу выполнить
Как я считаю __________________ началоконец I полугодие II полугодие 1 класс2 класс
Как я читаю мартапрельмай I полугодие II полугодие 1 класс2 класс
Портфолио обучающегося Портфолио внешних достижений Портфолио личностного развития
Мнения родителей 1А класса о безотметочном обучении «Такая система оценивания в начальных классах правильная» «Ребенка оценивают не по отметке, а по знаниям» «Важно, чтобы ребенок правильно научился оценивать свои успехи и ошибки в учебе»
Преимущества данной системы: снижает уровень тревожности школьника развивает внутренний рефлексивный контроль стимулирует активизацию учебной деятельности закрепляет в учениках веру в свои силы отслеживает динамику развития ребенка