ЧЕЛОВЕК МИР ИНФОР- МАЦИЯ Человек есть животное двуногое без перьев (zôon dipoun, apteron) Платон, IV в. До н.э.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ. Информационная картина мира Вещество Вещество Энергия Энергия Информация Информация Процессы, связанные с получением,
Advertisements

Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
Презентация на тему: Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем.
1 Понятие «Информация» 1. Информация фундаментальная научная абстракция 2. Информация фундаментальная философская категория. 3. Информация это определенный.
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Введение в предмет. Понятие информации. Одним из первых обобщенных понятий науки стало понятие « вещество ». В разнообразии материальных объектов ученые.
Информация
Теория систем и системный анализ Тема2 «Системный подход. Система»
Информация. Классификация информационных процессов.
Понятие информации. Определения Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) сведения о чем-либо независимо от формы их представления.лат.
Различные подходы к измерению информации
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
{. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ АСУ.
Учебная дисциплина > (презентация для бакалавров).
Учение о бытии 1. Категория бытия в философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. 2. Формы бытия: материальное и идеальное. 3. «Материя»
Основные понятия и определения информатики Тема 1.
Информация Методологический подход. Концепции информации.
Информация Её виды и свойства. вещества Все многообразие материальных объектов состоит из вещества энергией Все материальные объекты взаимодействуют друг.
1 Философские проблемы естественных, гуманитарных и технических наук доцент кафедры философии Макиенко Марина Алексеевна.
Бытие как объективная и субъективная реальность- обобщенная характеристика мира мир внутренне противоречив, изменчив и постоянен одновременно. Очертания.
Транксрипт:

ЧЕЛОВЕК МИР ИНФОР- МАЦИЯ

Человек есть животное двуногое без перьев (zôon dipoun, apteron) Платон, IV в. До н.э.

Человек есть социальное политическое животное (zôon politikon) Аристотель, IV в. до н.э.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему...» Книга Бытия, 1, 26

Млекопитающее с мягкой мочкой уха Г.В.Ф. Гегель, 1770 – 1831

Человек есть то, что он ест Людвиг Фейербах, 1804 – 1872

Животное, обладающее способностью производить орудия труда Бенджамин Франклин, («Употребление и создание средств труда, хотя и свойственны в зародышевой форме некоторым видам животных, составляют специфически характерную черту человеческого процесса труда, и потому Франклин определяет человека как «a toolmaking animal», как животное, делающее орудия» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с )).

Часто обращали и обращают внимание на то, что в 26-м стихе 1-й главы Книги Бытия говорится о намерении Бога сотворить человека по образу и подобию Божию, тогда как в стихе 27-м той же главы сказано лишь о сотворении по образу Божию: 1, 26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему («бецалмену») и по подобию Нашему («бидмутену»)…» 1, 27: «И сотворил Бог человека по образу Своему («бецалмо»), по образу Божию («бецелем Элогим») сотворил его…»

Выражение – «по образу» – обозначает разум и свободу воли, данные нам по рождению И.Дамаскин

Выражение – «по подобию» – обозначает уподобление Богу через доброделание, насколько это возможно И.Дамаскин

«По образу» и «по подобию» – означает одно и тоже Кирилл Александрийский

Человеку врождена способность уподобляться Богу И.Дамаскин

«Образ» напоминает преимущественно о даре Божьем человеку, «подобие» – о духовно- нравственной обязанности хранить этот дар и содействовать его просиянию. Это оттенки смыслов двуединого понятия Василий Великий

Образ Божий – человеческая душа. Её свойства: разумность, нравственная свобода и бессмертие Григорий Богослов

Образ Божий усматривается в способности творить. Бог создает из несущего без труда и мгновенно. Человеку для творения нужны вещество, размышления, время, труд… Человек уподобляется Творцу как образ Первообразу

Бог – вечен, всемогущ, Дух вездесущий, всесвятой. Человек – бессмертная душа, хозяин природы, обладает мыслью, обладает разумом, знаниями, достигает вершин святости. Митрополит Николай

В Новом Завете: образ Божий есть Христос. Он образ Бога невидимого. Богообразность есть христоообразность

В Богообразности человека отображена вся Живоначальная Троица. В Троице разумеем три Ипостаси, неслитно соединенные и самостоятельные

Человек в своей духовной структуре и жизни отображает внутритроичную жизнь Божества. Иоанн Дамаскин

Человек как объект универсума может рассматриваться как макрообъект, микрообъект и информационный объект. Как информационный объект он обладает целостностью. Как объект когнитивной деятельности он является потенциальным (возможным) субъектом. Человек – это животное, способное создавать (творить) смыслы

Возьмем в качестве примера общепринятого подхода – изложение представлений о мире как картинах мира, систематизированное в работе Г.Андрейченко и В. Грачевой «Философия»

Виды КМПроблемыИдеи РКМСоотношение Бога и человека Божественное творение мира и человека

ФКМ Соотношение Материализм мира и Идеализм человека Дуализм Диалектика Синергетика Метафизика Позитивизм и др.

Представление об Универсуме, как о: существующем (экзистенциальность), целостном (холизм) и способным осознавать свое существование и целостность (субъектность) Атрибуты (имманентные свойства): Существование (экзистенциальность) Целостность (холизм) Субъектность

НКМСинтез и обобщение разнородных частей знания в единое целое Мир как сововокупность естественных противоречивых процессов, развивается по объективным законам

Допущения Идеальные объекты (абстракции) Модель (идеализированные объекты, идеализации) Базовая методология Базовая Картина мира Ведущий способ деятельности Тип (характер) общественного устройства Практико-ориентированные модели, теории, методы и методики Метод восхождения от абстрактного к конкретному:

3 «проклятых вопроса»: Кто я? Каков мир? Что я могу (должен) делать?

Религиозная (Бог творит мир из «ничего») Научная картина мира (доминирующая парадигма): Классическая (монизм) Неклассическая (дополнительность) Постнеклассическая (тринитарность) Картина мира частных наук / сфер деятельности Картина мира индивидуальная

ЧЕЛОВЕК создан Богом по образу Божию (по праву рождения) и по подобию Божьему (как возможность) МИР – создан Богом «ex nihil» («из ничего») ИНФОРМАЦИЯ – в виде Божественного откровения, познание мира = познание Бога

Описываемая реальность: Описание Макромира (без Субъекта) Ведущая методология: Классическая методология (методология классической науки) Воплощение в социальном устройстве: индустриальное общество Роли/функции для индивида: Человек как механизм (механические часы) – Работник

Описываемая реальность: Описание микромира (с нормированным субъектом как Получателем, Потребителем и Наблюдателем) Ведущая методология: Неклассическая методология Воплощение в социальном устройстве: общество потребления Роли/функции для индивида: Человек как организм (Алгоритмическая модель) – Потребитель и Наблюдатель

Описываемая реальность: Описание мира в целом Ведущая методология: Постнеклассическая методология Воплощение в социальном устройстве: Общество знания (информационное, коммуникативное, инновационное и т.д. общество) Роли/функции для индивида: Человек как Деятель, Мыслитель, Творец

Аспекты Классическое мировоззрение Неклассическое мировоззрение Постнеклассическое мировоззрение Из чего состоит мир Тела (материальная составляющая) Тела + взаимодействия (и энергия тоже) Тела + взаимодействия + смыслы (добавляется духовная составляющая) Законы мира Как абсолютные, найденные в природе Как способы упорядочивания Как модели и соответствующие им методологии Человек – ведущая метафора «животное, обладающее способностью производить орудия труда» Социальное животное Животное, способное творить смыслы (Homo Cognoscens) Бог - ведущая метафора Внешний (не здесь) Бог-творец как Абсолют (неидентифицируем ) Внешний Бог-творец как Игрок (непредсказуем) Внутренний Создатель (Учитель, Целитель, Мудрец) (подобен) Отношение к деятельности Служение как рабство Служение как работа (по найму) Служение как сотворчество Тип обустройства общества ИндустриальноеОбщество потребления Общество знания (когнитивное)

Классическая методология микромир макромир Неклассическая методология Постнеклассическая методология информация Картина мира

Информация это обозначение содержания (сигналов), полученного из внешнего мира в процессе нашего приспосабливания к нему и приспосабливания к нему наших чувств Норберт Винер

«Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» Федеральный закон от г. 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Информация - (от лат. informatio разъяснение, изложение), первоначально сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и т.д.), а также сам процесс передачи или получения этих сведений БСЭ

Термин «информация» происходит от латинского informatio, и означает «сведения, разъяснение, изложение»

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без потребителя говорить об информации бессмысленно

Типы информационных процессов: получение, представления, хранение, передача и обработка информации

Шесть основных гипотез толкования понятия информации: первая – отрицает онтологическое существование информации, так как не воспринимается ни органами чувств, ни какими-либо приборами;

вторая – информация существует, но не в нашем физическом мире; третья – информация существует в чистом виде без каких-либо форм её представления;

– четвертая – информация имеет материальную природу; пятая – панинформационная теория;

шестая – информация существует только в представлении субъекта, она – субъективная реальность

Трактовки «информации» в философских концепциях: 1. Информация – неотъемлемый атрибут материи, отраженное многообразие. 2. Информация – продукт мыслительной деятельности человека. Понятие, синонимичное «знание», «значение», «смысл».

3. Синоним термина «данные», то, что передается в естественных и искусственных системах. 4. Информация – интегративное понятие, в значении «смысл», если речь идет о познании, управлении и обучении; в значении – «данные».

Квантитативный подход к определению информации Шеннон ввел понятие «информационной энтропии», выражающее меру неопределенности – произведение вероятности некоторого события на её логарифм со знаком «»

Информация по Шеннону определяется как приращение энтропии, т.е. то, что уменьшает энтропию неопределенность. Основываясь на вероятностном определении вероятности, мы неизбежно приходи м к проб леме детерминизма/индетерминизма

Для представления проблемы «неопределенностей» Р.Эшби ввёл понятие «орг». Орг – это объект любой природы. Мн-во возможных исходных состояний орга называется – «операндами». Множество результирующих состояний оргов – «образы»

Поведением орга называется установление соответствия между множеством операндов и множеством образов. Если каждый элемент множества образов входит в множество операндов, то преобразование называется замкнутым. Если каждому операнду соответствует точно один образ и все они различны, то это – «однозначность»

Системой называется тройка: {орги}, {операнды}, {образы}. Система называется детерминистической, если и т. е. преобразование имеет в ней замкнутое и однозначное преобразование. Если преобразование незамкнуто или неоднозначно, то система неопределённостная. Классическая наука имеет дело только с детерминистическими системами

Одним из способов устранения неопределенностей (уменьшения энтропии) является способ вероятностных описаний. В этом подходе исходный неопределённостный орг заменяется производным от него, поведение которого рассматривается как вероятность поведения исходного

Ясно, что для новой системы поведение становится замкнутым и однозначным, а сама она – детерминистической (пример – бросание монеты наугад)

Наше определение: информация – идеальный объект, «то, из чего состоит» инфомир; в модели редуцируется до идеализированных объектов, являющихся познаваемыми аспектами информации (относительно субъекта): контентов, смыслов, знаний

Спасибо за внимание! Сайт курса: Спасибо за внимание! Сайт курса: