Литература 14 – 15 века16век17век Повести о борьбе с монголо- татарами ПублицистикаЖития святых Памятники Куликовского циклаОбобщающие трудыСочинения о.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Повесть о Шемякином суде» ΧVІІ век 1. С. 29 «Повесть о Шемякином суде» (статья) Как вы понимаете, что такое демократическая л –ра? Кто был героем демократической.
Advertisements

«Суд Шемякин» как сатирическое произведение XVII века. ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ произведение демократической литературы XVII в., представляющее собой русскую.
Православным и протестантам или о чем молился Христос Иоанна 17.
Шемякин суд
ПИСЬМО ЛЮБВИ ОТЦА СО ЗВУКОМ Может быть ты не знаешь меня, но Я знаю о тебе всё… Пс 138:1 Я знаю, когда ты садишься и когда встаешь… Пс 138:2 Мне известны.
« Вот, иду скоро ; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего » Откр. 3:11.
Проповедь Христа. Урок 6. МКОУ СОШ 8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Стурза С.М.
Давид и Ионафан – пример настоящей дружбы. 11 И сказал Ионафан Давиду: иди, выйдем в поле. И вышли оба в поле. 12 И сказал Ионафан Давиду: жив Господь.
Культура Руси XIV-XV веков 1.Условия развития культуры. 2.Книги и литература. 3.Зодчество. 4.Сравнение Московской и Новгородской архитектуры. 5.Живопись.
Я верю в Бога, Отца Всемогущего, усыновившего меня! В Господа и Спасителя моего Иисуса Христа! В Духа Святого – Господа Животворящего, Утешителя моего!
Прощальная беседа Иисуса Христа. Перед самым праздником Пасхи ученики спросили Господа: -Где приготовить для Тебя пасху?
Крещение Господне Продолжение. Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. 14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно.
(Матф.18:7, Лук.17:1) Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.
Протопоп Аввакум. Список Жития протопопа Аввакума.
(в миру Варфоломе́й); 3 мая3 мая 1314 (дата условная) 25 сентября 1392) сентября 1392 монах Русской церкви, основательмонахРусской церкви Троицкого.
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: 29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, 30 ибо видели очи мои спасение Твое,
Почему знания о добре и зле важны для людей?. Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу.
Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образом. - это отдельно положительное качество.
Культура России в XVI-XVII вв. Факты для подготовки к ЕГЭ.
Тема: Культура России XVII века.. Образование и письменность. Литература В XVII веке увеличивается число грамотных людей. В первой половине XVII.
Транксрипт:

Литература 14 – 15 века16век17век Повести о борьбе с монголо- татарами ПублицистикаЖития святых Памятники Куликовского циклаОбобщающие трудыСочинения о Смутном времени Жития святыхПечатные книгиСатирические повести Похвальные словаавтобиографии Рассказы о путешествияхКниги содержащие передовые идей Летописи Иван Федоров 1564, книгопечатание Рукописные книги

Хочу вам, братья, поведать о брани недавней войны, как случилась битва на Дону великого князя Дмитрия Ивановича и всех православных христиан с поганым Мамаем и с безбожными агарянами. И возвысил бог род христианский, а поганых унизил и посрамил их дикость, Государь же князь великий Дмитрий Иванович - добрый человек образцом был смиренномудрия, небесной жизни желал, ожидая от бога грядущих вечных благ, не ведая того, что на него замышляют злой заговор ближние его друзья. О таких ведь пророк и сказал: Не сотвори ближнему своему зла и не рой, не копай врагу своему ямы, но на бога-творца надейся, господь бог может оживить и умертвить. Пришли же послы к царю Мамаю от Ольгерда Литовского и от Олега Рязанского и принесли ему большие дары и грамоты. Царь же принял дары и письма благосклонно и, заслушав грамоты и послов почтя, отпустил и написал ответ такой: Ольгерду Литовскому и Олегу Рязанскому. За дары ваши и за восхваление ваше, ко мне обращенное, каких захотите от меня владений русских, теми одарю вас. А вы в верности мне присягните и скорее идите ко мне и одолейте своего недруга. Сказание о Мамаевом побоище Не предавали мы своих воевод различным смертям, а с божьей помощью мы имеем у себя много воевод и помимо вас, изменников. А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить... Почему же ты презрел слова апостола Павла, который вещал: «Всякая душа да повинуется владыке, власть имеющему; нет власти, кроме как от бога: тот, кто противит власти, противится божьему повелению». Воззри на него и вдумайся: кто противится власти противится богу; а кто противится богу тот именуется отступником, а это наихудший из грехов. А ведь сказано это обо всякой власти, даже о власти, добытой ценой крови и войн. Задумайся же над сказанным, ведь мы не насилием добывали царство, тем более поэтому кто противится такой власти противится богу! Тот же апостол Павел говорит (и этим словам ты не внял): «Рабы! Слушайтесь своих господ….. Переписка Ивана Грозного с Курбским

Заиконоспасский монастырь (Славяно- греко-латинская академия) 1687г. Заиконоспасский монастырь (Славяно- греко-латинская академия) 1687г. Букварь Василия Бурцева Грамматика Мелетия Смотрицкого

В некоем месте жили два брата, земледельцы, один богат, другой убог (беден). Богатый же ссужал много лет бедного брата и не смог поправить дела его. Через некоторое время пришел убогий к богатому просить лошади, на чем ему себе дров привести. Брат же ему не хотел давать лошади и сказал ему: «Много тебе, брате, ссужал, а наполнити не мог». И когда дал ему лошадь, он же, взял, начал у него хомута просить. И оскорбился на него брат, начал ругать убожество его, глаголя: «И того у тебя нет, что своего хомута». И не дал ему хомута. Пошел убогой от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привез ко двору своему и забыл выставить подворотню и ударил лошадь кнутом. Лошадь же изо всей мочи бросилась через подворотню с возом и оторвала у себя хвост. И убогий привел к брату своему лошадь без хвоста. И виде брат его, что у лошади его хвоста нет, начал брата своего ругать, что лошадь, у него выпрося, испортил, и не взял лошади, пошел на него бить челом во град к Шемяке судье. Брат же убогий, видя, что брат его пошел на него бить челом, пошел и он за братом своим, ведая то, что будет на него из города посылка, а не идти, надо будет приставам платить. И приидоша оба до некоего села, не доходя до города. Богатый прииде ночевать к попу того села, понеже ему знаем. Убогий же прииде к тому же попу и, пришед, ляже у него на полати. А богатый начал погибель сказывать своей лошади, чего ради в город идет. И потом начал поп с богатым ужинать, убогова же не позовут к себе есть. Убогий же начал с полатей смотреть, что поп с братом его ест, и упал с полатей на зыбку и удави попова сына до смерти. Поп также пошел с братом в город бить челом на убогова о смерти сына своего. И приидоша ко граду, где же жил судия. Убогий же за ними же идет. Поидоша через мост в город. Града же того некто житель везет рвом в баню отца своего мыти. Бедный же ведая себе, что погибель ему будет от брата и от попа, и умыслил себе смерти предати, бросился прямо с мосту в ров, хотя ушибиться до смерти. Бросясь, упал на старого, удави отца у сына до смерти; его же поймали, привели пред судьею. Он же мыслил, как бы ему напастей избежать и судье что б дати. И ничего у себе не обрете, измысли, взял камень и, завертев в плат и положи в шапку, стал пред судиею. Принес же брат его челобитную на него исковую в лошади и начал на него бить челом судье Шемяке. Выслушав же Шемяка челобитную, глагола убогому: «Отвечай!» Убогий же, не ведая, что глаголати, вынул из шапки тот завернутый камень, показал судии и поклонился. Судия же надеялся, что ему от дела убогий посулил, глаголя брату его: «Коли он лошади твоей оторвал хвост, и ты у него лошади своей не замай (забирай) до тех мест, (пока) у лошади вырастет хвост. А как вырастет хвост, в то время у него и лошадь свою возьми». И потом начался другой суд. Поп стал искать смерти сына своего, что у него сына удавил. Он же так же вынув из шапки той же заверченый плат и показал судье. Судья же видя и помысли, что от другого суда другой узел сулит злата, глаголя попу судия: «Коли де у тебя ушиб сына, и ты де отдай ему свою жену попадью до тех мест, покамест у попадьи твоей он добудет ребенка тебе. В то время возьми у него попадью и с ребенком». И потом начался третий суд, что, бросясь с мосту, ушиб у сына отца. Убогий же, вынув заверчены из шапки той же камень в плате, показа в третий раз судье. Судия же начался, яко от третьего суда третий ему узел сулит, глаголя ему, у кого убит отец: «Взойди ты на мост, а убивец отца твоего станет под мостом, и ты с мосту свержися сам на него, так же убей его, яко же он отца твоего». После же суда изыдоша истцы со ответчиком из приказу. Начал богатый у убогова просить своей лошади, он же ему глагола: «По судейскому указу как де у ней хвост вырастет, в ту де тебе пору и лошадь твою отдам». Брат же богатый дал ему за свою лошадь пять рублей, чтоб ему и без хвоста отдал. Он же взял у брата своего пять рублей и лошадь его отдал. Той же убогий начал у попа просить попадьи по судейскому указу, чтоб ему у нее ребенка добыть и, добыв, попадью назад отдать ему с ребенком. Поп же начал ему бить челом, чтоб у него попадьи не взял. Он же взял у него десять рублей. Той же убогий начал и третьему говорить истцу: «По судейскому указу я стану под мостом, ты же взойди на мост и на меня так же бросься, яко же и я на отца твоего». Он же размышляя себе: «Броситися мне и его де не ушибить, а себя расшибить». Начал и тот с ним мириться, дал ему мзду, что броситься на себя не велел. И со всех троих себе взял. Судья же выслал человека к ответчику и велел у него показанные три узла взять. Человек же судейский начал у него показанные три узла просить: «Дай де то, что ты из шапки судье показывал в узлах, велел у тебя то взять». Он же, вынув из шапки завязанный камень, и показа. И человек ему начал говорить: «Что де ты показываешь камень?» Ответчик же рече: «То судье и показывал. Я де того ради сей камень судье показывал кабы он не по мне судил, и я тем камнем хо­тел его ушибити». И пришел человек и сказал судье. Судья же, слыша от человека своего, и рече: «Благодарю и хвалю Бога моего, что я по нем судил: как бы я не по нем судил, а он бы меня убил». Потом убогий отошел в дом свой, радуяся и хваля бога. Аминь. Повесть о Шемякином суде

Церковь Ризоположения в Москве. Соловецкий монастырь на Белом море. Казанский собор в Москве.

Архитектура. Каменная книга века16 век17век Сохранилось два деревянных храма Каменные храмыКультовая архитектура Храмы грубые и бедныеХрамы:пятиглавые, бесстолпные церкви с одной главой, шатровые Возрастает роль каменных храмов Пирамидальный силуэт, купол поднимается на высоком барабане Сочетание храмов с ландшафтомЦеркви нарядные, фигурный кирпич, резной белый камень Одноглавые, четырехстолпные храмы Заказчики государственные и церковные деятели. Закзчики не только аристократия и духовенство, но и купцы и ремесленники Соловецкий монастырь на Белом море. Казанский собор в Москве. Церковь Ризоположения в Москве.

Живопись. Мерцающая кисть. 14 – 15 века16 век17 век Анонимность автора иконыСложные сюжеты с многочисленными действующими лицами Много деталей. Яркий праздничный колорит Религиозно – философское содержание Преобладают темные цвета (зеленый, коричневые), фигуры грузные Образы святых вписаны в повседневную жизнь Художественное совершенствоКнижная миниатюраПриближённость к реалистическому изображению Троица. Андрей Рублев. Церковь воинствующая. Спас нерукотворный. Симон Ушаков.

Троица. Андрей Рублев. Церковь воинствующая. Спас нерукотворный. Симон Ушаков.