Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» Гращенкова Елена Леонидовна Художественный текст в работе психолога: развивающие возможности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как готовить домашнее задание по чтению. Внимательно прочти название произведения, которое надо читать. Посмотри, кто автор. Внимательно прочитай весь.
Advertisements

К чтению с почтением Советы родителям и педагогам.
Проект на тему: «Книжкина неделя». Авторы проекта. Воспитатели: Капланян Оксана Александровна Науменко Елена Сергеевна.
Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи «Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
1 вопрос: Л юбите ли Вы читать и сколько времени тратите на чтение? 2 вопрос: Считаете ли Вы своих детей читающими, сколько времени в день тратит Ваш.
ПРОГРАММА «Тропинкою добра».. Автор: Воспитатель высшей категории Михайлова Наталья Анатольевна.
Чтение – вот лучшее учение Родительское собрание для первых классов Бабикова Е.Е.
Роль чтения в интеллектуальном развитии ребёнка. «Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге». «Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным,
«МАМА, ПАПА, Я – ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ» Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства. Покупая.
Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный. Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста интереса к чтению сказок. Задачи: Вызвать.
МБДОУ ЦРР Д/С 306. Детская книга при всей ее внешней простоватости вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь.
Анкетирование: Учащихся 1. Любишь ли ты читать книги? Да – 13 Нет – 0 Не знаю – 2 2. Что ты больше любишь: Читать сам – 10 Слушать чтение взрослых – 3.
Почему детям необходимо читать книги. Родительское собрание. 1 – 2 класс.
Библиотечный урок «Книжная страна: дошкольникам о библиотеке» Библиотечный урок «Книжная страна: дошкольникам о библиотеке» МБДОУ 19 «Капелька» 2013год.
Развитие связанной речи – есть цель и средство практического усвоения языка, поэтому мы в группе постоянно создаем и обновляем речевую среду.
ТЕЗИСЫ Читатель это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем, что он прочитал, каждый читатель должен стать и соавтором,
Рекомендации для родителей МОУ СОШ 23 г. Копейска Слётова Л. А.
10 способов работы с художественным фильмом на уроках английского языка Балабанова О.Ю. учитель английского языка МОУ СОШ 6 с углубленным изучением английского.
- помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у него читательского интереса, отношения к книге как к явлению культуры.
Транксрипт:

Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» Гращенкова Елена Леонидовна Художественный текст в работе психолога: развивающие возможности литературного чтения

Самостоятельное чтение Уроки литературы (словесность) Библиотечное дело Педагогика чтения Психология чтения Библиотерапия Библиотерапия (от греч. biblion книга и theraрeia лечение) – форма психотерапии и воспитательной работы, основанная на использовании систематического организованного чтения для улучшения психологического состояния, личностного развития.

Четыре основных принципа развивающего воздействия книги на читателя: книга (история, рассказанная в книге, персонаж книги) похожа на меня, близка мне (моему возрасту, моему мироощущению, моим проблемам, моим мыслям, моим чувствам и переживаниям); книга (история, рассказанная в книге, персонаж книги) не похожа совсем на меня, про иных, чем я (не соответствует: моему возрасту, моему мироощущению, моим проблемам, моим мыслям, моим чувствам и переживаниям); книга как помощь при проблемах: книга как «скорая помощь» при возникших проблемах и книга как «озвученная» проблема взаимоотношений; книга как расширение знаний о мире и о человеке, книга, подготавливающая к восприятию нового.

Четыре типа организации домашнего чтения: самостоятельное чтение ребенка, обсуждение прочитанного с взрослым; параллельное чтение одной книги ребенком и взрослым, обмен мнениями; совместное чтение книги ребенком и взрослым, обсуждение «вслед за автором»; чтение вслух книги взрослым ребенку, комментарии, обсуждение.

Основные виды работы над книгой: Объяснить непонятные слова, выражения. Используйте толковые словари, отсылайте ребенка к словарю! Охарактеризовать персонажей (какой герой - описать словами). Оценить поступки героя, аргументировать. Иллюстрировать книгу, фрагмент. Сочинить по-своему, написать фрагмент читаемой книги (какую-то часть, диалог, эпизод, конец, описать какое-то новое приключение, поступок героя). Сопоставить книжных героев и лиц реального окружения. По окончании чтения сочинить жизненные принципы, определить, что такое хорошо и что такое плохо. Инсценировать стихотворение, рассказ. Посмотреть фильм (мультфильм) по книге, сравнить совпадения – несовпадения, оценить, как режиссер понял автора Подготовить декорации по книге, использовать игрушки, куклы. Написать письмо герою (или автору). Нарисовать (смоделировать на компьютере) комнату какого-то книжного персонажа, нарисовать его личные вещи. Вылепить из пластилина героев книги и какую-то сценку из книги. Вести Дневник чтения. Выписывать слова, фразы, мысли, с которыми согласен – не согласен.

Сегодня выделяются несколько главенствующих жанрово- тематических направлений новой детской книги: Приключения: человека, детей и взрослых; животных и человека. Фантастика, фэнтэзи (классическая фантастика и «мохнатое» фэнтези - с героями-животными; мифологическое фэнтези). Ужасы. Книги о семье. Книги о взаимоотношениях со сверстниками, школой. Книги о морали, о нравственных и духовных ценностях. Книги о гендерной (половой) идентификации: о мальчиках и девочках. Книги как психологические истории, диалоги, рекомендации. Книги о «плохих» детях, взрослых. О жестокости, об агрессии, о враждебности, о черствости. Авторские сказки психотерапевтической окрашенности. Анкеты и дневнички. И, конечно: познавательная литература, литература развлекательная, модные книжки, книжки-сценарии и др.

Современная переводная детская литература – это психологично!

Книги Перниллы Стальфельт

В каждом из этих направлений есть свои полезные и неполезные, развивающие и «заражающие» книги. В современной детской переводной литературе можно выделить ряд ведущих тематических направлений, несколько типов книг, которые полезно читать при: 1) при проблемах во взаимоотношениях со сверстниками, 2) при проблемах во взаимоотношениях родителей, с родителями, 3) при проблемах в школе, 4) при социально-психологических проблемах, связанных с социумом, со стратификацией, 5) при личностно-поведенческих проблемах ребенка (одиночество, агрессия, страхи, соперничество) и др.

В помощь психологу

Наблюдения о психологическом воздействии новой детской литературы ПРИМЕР 1. Тема, проблематика 2. Автор, название книги 3. Психологический комментарий (замечания о книгах, рекомендации- нерекомендации к чтению («под присмотром психолога»),предупреждения о последствиях чтения («осторожно»), достоинства книги, на которые следует обратить особое внимание читателей) 1. Детско-родительские отношения. Одиночество детей в семье. Чувство привязанности, чувство отверженности. 2. Свен Нурдквист «История о том, как Финдус потерялся, когда был маленьким» и др. 3. Сказка. Образ котенка. Забота, защищенность, сочувствие. Страхи, связанные с потерей близких, с потерей жизненных благ. Отличные большие картинки. Для 1-2 класса и старше. 2. Реннауг Клайва «И не забывай гладить котенка» 3. Рождение нового члена семьи, родительская любовь, соперничество в семье, ненависть, одиночество, непонимание, детская жестокость. Для «трудных» подростков и их родителей - первичное чтение «под присмотром» психолога.

Знакомьтесь с нашим опытом и делитесь своим! В настоящий момент ведется экспериментальная работа по апробации личностно-ориентированных программ детского чтения (индивидуального, группового) Информацию о психологическом воздействии современной детской литературы психологам можно получить в почтовом ящике: Пароль: 0987 где в открытом доступе помещена постоянно дополняющаяся таблица «Наблюдения о психологическом воздействии новой детской литературы», куда вы также можете добавить свои наблюдения, книжки и мысли. Присоединяйтесь к нам!

Создание макета «Моей библиотеки будущего»

Общая библиотека из индивидуальных шкафов

«Мой книжный шкаф»

Объявление книголюба

Кружок «Чтение с увлечением»

ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕКСОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ТОЧКА ПСИ» Дорогие родители, Ваши дети не ЛЮБЯТ ЧИТАТЬ и все время проводят у телевизора и компьютера? РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ «Чтение с увлечением» ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ помогут Вашему ребенку открыть для себя удивительный мир книги, пристраститься к чтению, расширить кругозор и развить литературную речь! Наши книголюбы: 1) любят читать и обсуждать книги, журналы, газеты; 2) читают регулярно и постоянно; 3) сами умеют сочинять, с легкостью пишут тексты. На занятиях по развивающему чтению можно узнать о самых интересных, самых полезных, самых добрых, самых красивых, самых мудрых книгах, о книгах, которые помогают в трудную минуту. Приходите, будет чрезвычайно интересно! Для каждого ребенка найдется своя «читательская группа». Занятия проводят высококвалифицированные педагоги-психологи. Присоединяйтесь к нам: кружок «Чтение с увлечением» Узнать дополнительную информацию и записаться в группу вы можете по телефонам: , Адрес: ул. Маршала КОЖЕДУБА, дом 4, подъезд 4 (станция метро ЛЮБЛИНО)