«Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях реализации ФГОС и ФГТ» «Проблемы построения преемственной развивающей образовательной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГТ и ФГОС НОО как модель непрерывного образования в системе «Детский сад – начальная школа»
Advertisements

Романова Н.Г., методист ИМО ГМЦ по Советскому району г. Казани, старший воспитатель МАОУ «Прогимназия 29»
Городской методический центр МДОУ «Детский сад комбинированного вида 131» Психолого-педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста в процессе.
Организация работы с кадрами в МБДОУ 25 «Мишутка» в период введения Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной.
Проект Единое информационно- образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения как условие обеспечения современного качества образования.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 47» г.Оренбург.
Организация преемственности непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) через апробацию программы «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
ФГОС НОО как совокупность требований, обязательных при реализации ООП НОО образовательными учреждениями
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
Особенности реализации федерального государственного образовательного стандарта в преемственности дошкольного и начального школьного образования. Методическое.
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований Заведующий МКДОУ детским садом «Огонек» р.п. Линево.
Преемственность ступеней образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС.
Образовательная программа как нормативно- управленческий документ образовательного учреждения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Методист ИДК управления образования администрации городского округа г.Выкса.
Преемственность в процессе формирования интегративных качеств дошкольников и метапредметных результатов младших школьников.
Управление процессом перехода к введению ФГОС дошкольного образования на муниципальном уровне Дрижирук Н.М., ведущий специалист Комитета образования Сосновоборского.
Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
Нормативные документы регламентирующие процесс разработки и содержания ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Транксрипт:

«Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях реализации ФГОС и ФГТ» «Проблемы построения преемственной развивающей образовательной среды в ДОУ и школе» МАДОУ «ЦРР – детский сад 7» Любимова Л.В., к.п.н., доцент ОИПР, методист НМЦ ОС «Школа 2100» Г. Чернушка, 2013

В связи с введением в образовательную практику государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и федеральных требований к структуре дошкольной программы (ФГТ) появляется реальная возможность успешного решения проблем преемственности и непрерывности образования

Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов образования (детский сад - начальная школа и т.д.), т.е. в конечном счете - единая организация этих этапов в рамках целостной системы образования. Непрерывное образование толкуется как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), 2003 г.

Нормативно-правовые основания Ст.17 п.3 Закона «Об образовании» – преемственность образовательных программ. Ст.18 п.3 Закона «Об образовании» – доступность дошкольного образования. Письмо Министерства образования РФ от 25 марта 1994 г. N 35-М «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования» В документе выделены следующие основания преемственности, которые обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению программы начальной школы

Письмо Министерства образования РФ «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от г. 237/ «Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста» (утверждено постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. 1204; в редакции от г., от N 216).

Письмо Минобрнауки России от 25 декабря 2006 г. 03–2998 «О методических рекомендациях по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста». Методическое письмо Министерства образования РФ от г /13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе».

Приказ Министерства образования и науки российской федерации от 23 ноября 2009 г. 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Приказ Минобрнауки РФ 2151 ФГТ к условиям реализации ООП ДО Результаты освоения детьми образовательной программы сформулированы в следующих интегративных качествах, обеспечивающих успешность школьного обучения

ФГОС НОО требования к выпускникам начальной общеобразовательной школы: личностные качества, метапредметные умения центральной частью нового стандарта являются универсальные учебные действия, под которыми понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» утв. приказом Минобрнауки РФ от г.

Концепция непрерывного образования (2003 г.) определяет стратегию всего образования в РФ – обеспечение высокого уровня развития личности. При этом каждая ступень образования имеет свою специфику. Специфика дошкольного образования – в самоценности дошкольного периода, его роли в развитии личности как основы приобретения любых знаний и освоения разных видов деятельности.

Таким образом Сегодня нормативно-правовые документы предъявляют требования, направленные на совершенствование образовательного процесса с учетом региональных особенностей, социальной и природной среды, формировани е личности к изменяющемуся социуму, с учетом возрастных особенностей и возможностей.

Образовательная среда, как условие определяется теми конкретными задачами, которые образовательное учреждение ставит и решает в своей деятельности; проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решают (учебные программы, тип взаимодействия педагога с детьми, качество оценок, стиль отношений, организация внутренней жизни учреждения, материально- техническое оснащение, оформление помещений и т.п.) Бунеев Р.Н., Денякина Л.А., Белая К.Ю., Третьяков П.И., Ясвин В.А.

Образовательная среда В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы ХХ в., когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко).

В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: - внешние условия среда, окружение, межличностные отношения, деятельность; - внутренние условия эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки. В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.

Таким образом, Образовательная среда - это совокупность факторов субъективно-объективного характера, свойственных конкретному образовательному учреждению, посредством которых данное образовательное учреждение оказывает влияние на развитие ребенка. развивающую образовательную среду логично рассматривать: - по двум взаимосвязанным и взаимообусловленным линиям взаимодействия человека с миром: «человек – внешняя среда образования» и «человек – внутренняя среда образования»; - как единый и цельный источник внутреннего и внешнего био-психо-социо-культурного развития ребенка.

Практика показала, несмотря на значительное число исследований по данной теме, создание развивающей образовательной среды в ОУ остается одним из наиболее сложных вопросов. Педагоги испытывают трудности в: определении целей и функций образовательной среды; в вариативных формах ее организации; подборе содержания; размещении оборудования: выявлении условий, обеспечивающих успешное решение образовательных задач с учетом интеграции образовательных областей; необходимости учета особенностей детей: возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности, гендерные особенности и т.д.

Эксперимент Поиск путей разрешения обозначенной проблемы явился основанием для определения темы эксперимента: «Организация развивающей образовательной среды с учетом национально-региональных и иных особенностей как условие реализации ФГОС и ФГТ» и позволил определить его цель: теоретическое обоснование, экспериментальная разработка и апробация модели развивающей образовательной среды с учетом национально-региональных и иных особенностей как условие реализации ФГОС и ФГТ

Объект эксперимента: образовательная среда учреждения Предмет эксперимента: проектирование развивающей образовательной среды учреждения. Гипотеза: рассматривая развивающую образовательную среду с учетом национально-региональных и иных особенностей развития дошкольников и младших школьников как систему условий реализации ФГТ и ФГОС, мы можем предположить, что это возможно, если: модель развивающей образовательной среды включает функционально связанные внешние и внутренние компоненты; внутреннее ядро модели представляет собой сопряженные элементы предметно-пространственной среды развития ребенка и ориентированы на формирование интегративных качеств ребёнка в период формирования готовности детей к школе и их начального обучения в школе; организация развивающей образовательной среды будет проходить при участии подготовленных педагогов и родителей.

Задачи эксперимента Обосновать актуальность проблемы своевременного и качественного использования развивающей образовательной среды в целях формирования интегративных качеств у детей дошкольного возраста и универсальных учебных действий у учащихся начальных классов Изучить состояние проблемы в теории и практике дошкольного и начального общего образования Осуществить подбор, систематизацию, модификацию развивающей образовательной среды Разработать проект экспериментальной работы развивающей образовательной среды с учетом национально-региональных и иных особенностей развития дошкольников и младших школьников Осуществить экспериментальную апробацию проекта с промежуточной экспертизой и диагностикой результатов Определить эффективность процесса реализации проекта Осуществить презентацию и внедрение экспериментальных материалов в практику работы образовательных учреждений

Для реализации ФГТ и ФГОС в плане преемственности необходим ряд условий: высокопрофессиональные специалисты; специально организованная развивающая среда; методическое обеспечение; сотрудничество детского сада и школы, которое осуществляется по трем основным направлениям: – методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГТ и ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев портрета выпускника), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы); – работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий); – работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Планируемые результаты: Модель развивающей образовательной среды с учетом национально-региональных и иных особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста Рекомендации по учету национально- региональных и иных особенностей при построении развивающей образовательной среды Дидактические и методические материалы.

Планируемые результаты для педагогов: реализовывать и адаптировать предложенную совокупность элементов образовательной среды, ориентированных на эффективное развитие интегративных качеств ребёнка в период формирования готовности детей к школе и их начального обучения в школе.