Моделирование образовательного процесса в условиях реализации ФГТ к ООП.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.
Advertisements

Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
Организация деятельности детей и взрослых по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования Комментарии к федеральным.
ДОУ « Солнышко » Организация работы ДОУ в условиях внедрения ФГТ.
Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ Выполнила: Смирнова Ирина Евгеньевна, воспитатель.
Учебный блокБлок совместной деятельности взрослого и детей Самостоятель - ная деятельность детей Основная форма – занятие ( в соответствии с расписанием.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
Приказ министерства образования и науки РФ Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной.
Кириллова Ирина Владимировна заместитель заведующей по ВМР.
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГТ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ» Татьяна Владимировна Булкова старший.
Free Powerpoint TemplatesPage 1Free Powerpoint Templates Организация образовательного процесса с учётом ФГТ Широкова О.А., воспитатель.
Новые подходы к организации образовательной деятельности ДОУ в связи с реализацией ФГТ.
Реализация области «Познание» в условиях ФГТ МБДОУ Детский сад 154 Заместитель заведующего по УВР Поликина Ольга Сергеевна.
Организация Совместной деятельности педагога с детьми в соответствии с ФГТ Чистякова Н.Д., ст.н.с. отдела экспертизы программ Центра развития образования.
Модель воспитательно – образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГТ.
Организация непосредственно –образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГТ.
Нормативно-правовая база: Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г. Национально-образовательная стратегия «Наша новая школа»
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 «СЕМИЦВЕТИК» городского округа город Шарья Костромской области.
Транксрипт:

Моделирование образовательного процесса в условиях реализации ФГТ к ООП

Образовательный процесс – целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с федеральными государственными образовательными требованиями

Модели образовательного процесса Учебная Комплексно- тематическая Предметно- средовая

Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Учебная модель –

Предметная среда обслуживает занятие - методику и приобретает вид учебных пособий. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой

Учебная модель – ДостоинстваНедостатки Позволяет обеспечить систему знаний Высоко эффективна при работе с малыми подгруппами Доступна любому профессионально подготовленному воспитателю Время, свободное от обучающих занятий, воспринимается как время присмотра и ухода за детьми Активность детей жестко регламентирована Происходит наращивание количества учебных занятий Воспитатель принимает позицию учителя

Предметно-средовая модель – Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори. Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника.

Предметно-средовая модель ДостоинстваНедостатки Предоставление большей свободы ребенку Развитие разных видов детской активности Трудности в организации системной подачи материала В ситуации заданной взрослым темы, воспитатель занимает регламентирующую позицию через создание определенной среды

Комплексно-тематическая модель В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (проживание ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Организация предметной среды менее жесткая, включается творчество педагога. Набор тем определяет воспитатель, что придает систематичность всему образовательному процессу. Эту модель чаще используют учителя - логопеды. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

Комплексно-тематическая модель ДостоинстваНедостатки Возможность проживания темы в разных видах деятельности Возможность варьирования тем, времени освоения содержания, включения новых тем по интересам и желанию детей Создание содержательно- смыслового поля как мотивации к познанию Отсутствие разделения времени на обучение и присмотр Трудности в организации системной подачи материала

Наиболее распространенная модель организации образовательного процесса (до введения в действие ФГТ) Учебный блокБлок совместной деятельности взрослого и детей Блок самостоятель- ной деятельности детей Основная форма – занятие (в соответствии с сеткой занятий) Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.) Свободная самостоятельная деятельность, направленная на удовлетворение интересов и потребностей ребенка

Модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей 1)Непосредственно образовательная деятельность Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. 2) Решение образовательных задач в ходе режимных моментов Свободная самостоятельная деятельность, направленная на удовлетворение интересов и потребностей ребенка Самостоятельная деятельность, организуемая взрослым

Отличие учебной модели от комплексно- тематической Учебная модельКомплексно-тематическая модель 1. Ребенок – объект формирующих воздействий взрослого человека (взрослый управляет (манипулирует) ребенком, занимает более активную позицию) 1. Ребенок – субъект взаимодействия со взрослым (сотрудничество взрослого и ребенка; ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому; ребенок активен не менее взрослого) 2. Большая регламентированность образовательного процесса, использование готовых образцов и шаблонов (готовых конспектов занятий) 2. Гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей

Отличие учебной модели организации образовательного процесса от комплексно-тематической Учебная модельКомплексно-тематическая модель 3. Основная форма – учебное занятие, основная деятельность - учебная 3. Организация детской деятельности в различных, адекватных дошкольному возрасту формах 4. Монолог взрослого (преобладание словесных методов работы) 4. Диалог (общение) взрослого и ребенка 5. Расположение «взрослый напротив ребенка» 5. Расположение взрослых и детей «по кругу»

Отличие учебной модели организации образовательного процесса от комплексно-тематической Учебная модельКомплексно-тематическая модель 6. Обязательность участия в образовательном процессе 6. Необязательность участия 7. Основной мотив участия в образовательном процессе – авторитет взрослых (педагога, родителей) 7. Основной мотив участия (неучастия) в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса у ребенка 8. Легкость в осуществлении контроля образовательного процесса 8. Трудности в осуществлении контроля образовательного процесса

Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели Исключение учебного блока (но не процесса обучения!) ; Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность; Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков; Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность»

Структура образовательного процесса В образовательном процессе включено два основных составляющих блока: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей. Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет). Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом усвоения содержания в видах деятельности (Д.Б. Эльконин.)

Структура образовательного процесса Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность в ходе режимных моментов Взаимодействие с семьями воспитанников Непосредственно образовательная деятельность (НОД) Совместная деятельность, направленная на решение образовательных задач Совместная деятельность, направленная на осуществление функций присмотра и (или) ухода Свободная деятельность по интересам ребенка Организованная воспитателем деятельность

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса С точки зрения возрастных особенностей детей дошкольного возраста, предлагается строить образовательный процесс по так называемому «событийному» принципу (жизнь детей в детском саду должна стать более интересной, а образовательный процесс – мотивированным) Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»

Комплексно-тематический принцип Виды «тем»: тематические недели события реализация проектов сезонные явления в природе праздники традиции

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны, вызывать и личностный интерес детей (по крайней мере, большей части группы), обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас».

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса обеспечивает: социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников; «проживание» ребёнком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности; поддержание эмоционально-положительного настроя ребёнка в течение всего периода освоения содержания программы; технологичность работы педагогов по реализации программы (годовой ритм: подготовка к празднику - проведение праздника, подготовка к следующему празднику - проведение следующего праздника и т. д.);

многообразие форм подготовки и проведения праздников; возможность реализации принципа построения программы по спирали, или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребёнком при подготовке и проведении праздников); выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников);

Примерные события, являющиеся основой образовательной деятельности: события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества); явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей); явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных); мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра); традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, Праздник весны и труда, День матери); наиболее важные профессии (Дни воспитателя, врача, почтальона, строителя). По материалам Н.В.Фединой

Алгоритм комплексно- тематического планирования 1.Определение темы 2.Конкретизация цели образовательной деятельности в рамках темы 3.Планирование формы и содержания итогового мероприятия 4.Определение содержания каждой из образовательных областей в соответствии с темой и задачами образовательной деятельности 5.Выбор форм образовательной деятельности 6.Выстраивание последовательности форм ОД 7.Распределение во времени выбранных форм

Перспективный комплексный план Тема Цель Задачи каждой из образовательных областей Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Обогащение развивающей среды Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями воспитанников

Совместная деятельность Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнёрской позиции взрослого и партнёрской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.

Организация совместной деятельности взрослого с детьми (Н.А. Короткова) 1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. 2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.) 3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.) 4. Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.)

Основные характеристики совместной деятельности 1. Пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможности непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией

Основные характеристики совместной деятельности 2. Наличие общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников Общая цель включает в себя два вида постановки и решения задач. первый вид – постановка и решение педагогических задач; второй вид – постановка практической задачи перед детьми

Основные характеристики совместной деятельности 3. Наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, либо распределены. Функции органа организации и руководства: Планирование Распределение обязанностей Контроль Ответственность за общий результат

Основные характеристики совместной деятельности 4. Разделение процесса СД между участниками, обусловленное характером целей, средств и условий, составом и уровнем квалификации участников

Формы организации совместной деятельности 1) совместно-индивидуальная деятельность – когда каждый участник делает свою часть общей цели (задачи) независимо друг от друга (возможное количество участников – вся группа детей); 2) совместно-последовательная деятельность – когда общая цель (задача) выполняется последовательно каждым участником (возможное количество участников – вся группа детей, организованная в малые группы); 3) совместно-совместная деятельность – когда происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными

Основные характеристики совместной деятельности 5. Возникновение межличностных отношений, проявляющихся в общении, обмене действиями.

Алгоритм организации совместной деятельности Мотивация деятельности Постановка общей цели Мотивация объединения Конкретизация результата Планирование предстоящей деятельности Распределение материала, действий или ролей Конкретизация индивидуальной цели Организация рабочего места Осуществление деятельности Оценка результата (соответствие цели) Рефлексия

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. В соответствии с возрастом детей, наличием приоритетных направлений образовательной деятельности и спецификой осуществления образовательного процесса рекомендуется учитывать следующие параметры:

Отличительные особенности непосредственно организованной деятельности «Образовательная деятельность должна осуществляться в процессе организации различных видов детской деятельности». В формах НОД решаются задачи не одной, а нескольких образовательных областей, поскольку включаются в разные виды деятельности. Игровой Коммуникативной Трудовой Познавательно-исследовательской Продуктивной Музыкально-художественной Восприятие художественной литературы Двигательной

Игровая деятельность - форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.

Исследование Е.В. Филипповой «Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной»

Если игровая ситуация организована так, что по ходу ее ребенок принимает на себя игровую роль, то «условное лицо (персонаж) становится опосредующим звеном между ребенком и его действием, создавая возможность осознания собственных действий. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, не только способствует снятию феномена центрации ребенка, но и помогает преодолеть разрыв, возникающий при переходе от игровой деятельности к учебной.

А.В. Белошистая «Игровая ситуация на занятиях по математике» Игровая ситуация должна давать ребенку возможность и даже – необходимость принятия на себя роли действующего персонажа. В данном контексте словосочетание «действующий персонаж» - ключевое, т.к. ребенок имеет возможность принять на себя роль главного действующего лица

Освоение нового содержания или способа действия при взаимодействии со сверстником

Схема развития деятельности самостоятельная деятельность (самодеятельность) совместная деятельность со взрослым совместная деятельность со сверстниками

НОД организуется как совместная деятельность взрослого и ребенка, выстраиваемая на основе увеличения доли самостоятельности ребенка Совместная деятельность взрослого и ребенка Каждый делает свою часть работы Ты делаешь, Я - помогаю Я делаю, ты – помогаешь Делай как я

Отличительные особенности непосредственно организованной деятельности НОД: Воспитатель + дети, Ребенок + ребенок Переход от НОД к самостоятельной деятельности Самостоятельная деятельность: игровая коммуникативная трудовая познавательно- исследовательская, продуктивная музыкально- художественная чтение

ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ - система общения и взаимодействия взрослого и ребенка Характеристики системы: целенаправленность четкая организация содержательная насыщенность методическая оснащенность

Формы различаются по: Методы и приемы Количест венному составу Характеру взаимодействия между участниками Способам деятельности Фронтальные Индивидуальные подгрупповые Степень активности и самостоятель- ности

Виды детской деятельности и формы работы с детьми Детская деятельность Формы работы ДвигательнаяПодвижные, дидактические игры Подвижные игры с правилами Игровые упражнения Соревнования

Детская деятельность Формы работы ИгроваяСюжетные игры Игры с правилами Игры по инициативе детей

Детская деятельность Формы работы ПродуктивнаяМастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов

Детская деятельность Формы работы Коммуникативная Беседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Сюжетные игры Игры с правилами

Детская деятельность Формы работы Трудовая Совместные действия Дежурство Поручение Задание Реализация проекта

Детская деятельность Формы работы Познавательно- исследовательская Наблюдение Экскурсия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры с правилами

Детская деятельность Формы работы Музыкально- художественная Слушание Исполнение Импровизация Экспериментирование Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) Музыкально- дидактические игры

Детская деятельность Формы работы Чтение художественной литературы Чтение Обсуждение Разучивание

Современные требования к профессиональным умениям воспитателя Своевременно вносить изменения в собственную профессиональную деятельность в соответствии с изменениями государственной политики в области дошкольного образования. Выстраивать образовательный процесс в ДОУ на адекватных возрасту формах работы с детьми: игре, беседе, наблюдении, слушании музыки, пении, чтении фольклорных и художественных произведений, конструировании, рисовании и др. с учётом интеграции образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»).

Создавать образовательное пространство на основе единых педагогических подходов через взаимодействие с коллегами по работе (сменным педагогом, помощником воспитателя, руководством ДОУ и др.), а также формировать субъектную позицию у всех участников образовательного процесса в совместной творческой деятельности. Обеспечивать смену интеллектуальной, физической нагрузки и отдыха в различных видах самостоятельной детской деятельности и совместной деятельности педагога с ребёнком.

Перестраивать собственную деятельность в зависимости от желаний и увлечений детей, реагировать и удовлетворять их природное любопытство, учитывать специфику психофизического развития ребёнка. Организовывать и умело использовать предметное пространство в обучении и воспитании детей.