Философия детства АОУ ДПО РБ « РИКУиО». Я. Корчак «Мы детей не знаем… Мы не умеем объяснить даже те противоречия в детском организме, которые бросаются.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дошкольное детство как социокультурный и педагогический феномен.
Advertisements

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
А ЛЯМКИНА О ЛЬГА А ЛЕКСАНДРОВНА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА 44.
Духовно-нравственное воспитание рассматривается как условие развития основных (человеческих) способностей: нравственной (различие добра и зла), эстетической.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ПРОЕКТ «ИЗУЧЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО)» Выполнила: старший воспитатель.
© Фокина Лидия Петровна ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МБДОУ 40 «РУЧЕЁК»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 28 комбинированного вида «Формирование личностных качеств старших дошкольников.
«Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игры» СИСТЕМА РАБОТЫ воспитателя 2 категории Лазаревой Л.И., ГККП «Ясли-сад.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.»
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечение равных возможностей для полноценного.
«РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ» Автор: Филипенко Лидия Алексеевна МОУ «Горьковская средняя общеобразовательная школа 1»
Необходимые условие для совершенствования системы дошкольного образования Целостное представлен ие о ребенке дошкольного возраста. Представление о целостной.
Воспитание как педагогический процесс.
МДОУ д/с 1 комбинированного вида Интегративный подход к организации развивающих центров активности детей (В соответствии с ФГТ) подготовила: ст. воспитатель.
Социализация личности ребёнка социальный педагог МБОУ СОШ 36 Сторчевая А.А.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» С.МУСОРКА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Транксрипт:

Философия детства АОУ ДПО РБ « РИКУиО»

Я. Корчак «Мы детей не знаем… Мы не умеем объяснить даже те противоречия в детском организме, которые бросаются в глаза: с одной стороны, жизнеспособность клеток, с другой – уязвимость. С одной стороны, возбудимость, выносливость, сила; с другой – хрупкость, неуравновешенность, утомляемость, И ни врач, ни воспитатель не знают, является ли ребенок существом «неутомимым» или хронически усталым». «Мы детей не знаем… Мы не умеем объяснить даже те противоречия в детском организме, которые бросаются в глаза: с одной стороны, жизнеспособность клеток, с другой – уязвимость. С одной стороны, возбудимость, выносливость, сила; с другой – хрупкость, неуравновешенность, утомляемость, И ни врач, ни воспитатель не знают, является ли ребенок существом «неутомимым» или хронически усталым».

Детство с точки зрения: Философской Философской Культурологической Культурологической Педагогической Педагогической Этнографической Этнографической Социологической Социологической Экологической Экологической

Феномен детства и его самоценность Ради чего каждому человеку дается детство? Ради чего каждому человеку дается детство? Зачем я педагог и для чего я в жизни ребенка? Зачем я педагог и для чего я в жизни ребенка? Что для меня и моих воспитанников станет удовлетворительным результатом профессиональной деятельности и каким образом его достичь? Что для меня и моих воспитанников станет удовлетворительным результатом профессиональной деятельности и каким образом его достичь?

Концепция Д.Б. Эльконина Рассматривает природу детства в контексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменений детства. Рассматривая детство в качестве социально- психологического явления в жизнедеятельности человека, ученый определяет его как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культурой. Овладеть духовными и практическими способами человеческих отношений к миру ребенок может только с помощью взрослых и во взаимосвязи с ними. Рассматривает природу детства в контексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменений детства. Рассматривая детство в качестве социально- психологического явления в жизнедеятельности человека, ученый определяет его как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культурой. Овладеть духовными и практическими способами человеческих отношений к миру ребенок может только с помощью взрослых и во взаимосвязи с ними. Т.о., ценность феномена детства заключается в присвоении богатств родовой культуры, и в ходе этого присвоения осуществляется развитие человека. Т.о., ценность феномена детства заключается в присвоении богатств родовой культуры, и в ходе этого присвоения осуществляется развитие человека.

Концепция Д.И. Фельдштейна Рассматривает детство как особое явление социального мира, которое ученый определяет функционально, содержательно и сущностно. Рассматривает детство как особое явление социального мира, которое ученый определяет функционально, содержательно и сущностно. Функционально: детство - объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества. Функционально: детство - объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества. Содержательно: детство- это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми. Содержательно: детство- это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми. Сущностно: детство представляет собой особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального. Сущностно: детство представляет собой особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.

Концепция Ш.А. Амонашвили Детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией – это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия доброжелательности, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им. Детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией – это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия доброжелательности, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им. Я говорю о том, что рождение любого ребенка не есть случайность. Люди, окружающие его, нуждались в нем. Может быть, в нем нуждалось и целое поколение, целое общество, даже прошлые и будущие поколения. Человек нужен человеку, и люди рождаются друг для друга. Человек есть подспорье для другого человека. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией». Я говорю о том, что рождение любого ребенка не есть случайность. Люди, окружающие его, нуждались в нем. Может быть, в нем нуждалось и целое поколение, целое общество, даже прошлые и будущие поколения. Человек нужен человеку, и люди рождаются друг для друга. Человек есть подспорье для другого человека. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией».

Концепция В.Т. Кудрявцева Уникальность человеческого детства заключается в особом месте детства в социокультурной системе. Именно детство определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Детство как «макрокосмология». Ценность детства заключается в развивающей взаимодетерминизации культуры и детства как сферы самой культуры. Отсюда можно вывести две взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок,- культуроосвоение и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, поддерживающий и обогащающий уникальный опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства. Уникальность человеческого детства заключается в особом месте детства в социокультурной системе. Именно детство определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Детство как «макрокосмология». Ценность детства заключается в развивающей взаимодетерминизации культуры и детства как сферы самой культуры. Отсюда можно вывести две взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок,- культуроосвоение и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, поддерживающий и обогащающий уникальный опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства.

Концепции новой психологии детства А.Б.Орлова Мир детства и мир взрослого это совершенно равноправные части, аспекты мира человека. Мир детства обладает своим собственным содержанием, представляющим несомненную ценность для мира взрослости: концентрированной, интегрированной, гармонизированной субъектностью (сущностью), т.е. духовностью и нравственностью. Мир детства это разомкнутый в человечество и вечно обновляющийся мир природы. Мир детства и мир взрослого это совершенно равноправные части, аспекты мира человека. Мир детства обладает своим собственным содержанием, представляющим несомненную ценность для мира взрослости: концентрированной, интегрированной, гармонизированной субъектностью (сущностью), т.е. духовностью и нравственностью. Мир детства это разомкнутый в человечество и вечно обновляющийся мир природы.

Концепция развития субъективности человека (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев) Самоценность детства заключается в: Самоценность детства заключается в: - становлении человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных органов; - становлении человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных органов; - развитии субъектных средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей; - развитии субъектных средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей; - оформлении личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям; - оформлении личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям; -оформлении ребенком образа «Я». Детство определяется как период со-творения ребенком своего «Я», смысл которого заключен в становлении личной, самостоятельной и самобытной системы связей, отношений прежде всего ребенка со своим внутренним миром. Он ищет свой образ !Я! в этом мире, делает «допуск» ко всему, что его окружает, самостоятельно ищет способ строить отношения с миром и предъявляет себя в нем. -оформлении ребенком образа «Я». Детство определяется как период со-творения ребенком своего «Я», смысл которого заключен в становлении личной, самостоятельной и самобытной системы связей, отношений прежде всего ребенка со своим внутренним миром. Он ищет свой образ !Я! в этом мире, делает «допуск» ко всему, что его окружает, самостоятельно ищет способ строить отношения с миром и предъявляет себя в нем.

Концепция В.В. Зеньковского … для того нам и дано детство, чтобы мы играли. Функция детства заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства, не уводя от реальности, они ослабевают прямое с ней взаимодействие путем введения в игру работы фантазии. … для того нам и дано детство, чтобы мы играли. Функция детства заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства, не уводя от реальности, они ослабевают прямое с ней взаимодействие путем введения в игру работы фантазии.

Детство… Детство дано ради фантазии, а работа фантазии – ради игры, а игра – ради выражения нашей эмоциональной жизни, раскрытия и осознания чувства, а чувство – ради души, в которой отражается истинный смысл нашего бытия, человеческого существования. Детство дано ради фантазии, а работа фантазии – ради игры, а игра – ради выражения нашей эмоциональной жизни, раскрытия и осознания чувства, а чувство – ради души, в которой отражается истинный смысл нашего бытия, человеческого существования. Ребенок развивается как цельный феномен. Ребенок развивается как цельный феномен.

? Как понимать целостность человека, каковы его составляющие, что образует «ядро» этой целостности? Как понимать целостность человека, каковы его составляющие, что образует «ядро» этой целостности? Как объяснить проблему целостного развития? Как объяснить проблему целостного развития? Как проектировать педагогический процесс, чтобы он был направлен на развитие ребенка как целостности и на целостность его развития? Как проектировать педагогический процесс, чтобы он был направлен на развитие ребенка как целостности и на целостность его развития?

Целостное развитие ребенка - как субъекта разных видов деятельности и поведения. Позиция субъекта деятельности становится своего рода ядром целостности, обеспечивая интеграцию ребенка с миром и возможность творить этот мир. как субъекта разных видов деятельности и поведения. Позиция субъекта деятельности становится своего рода ядром целостности, обеспечивая интеграцию ребенка с миром и возможность творить этот мир.

Возможности целостного развития определяются: формирующимся в дошкольном возрасте типом отношения к миру или мотивационно - потребностной сферой ребенка. Это годы оформляющегося образа «я», когда самоидентификация, сравнение «я» и «другого я» происходит с учетом ценностных отношений и ориентаций. Ребенок старшего дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных для него видах деятельности и общения; формирующимся в дошкольном возрасте типом отношения к миру или мотивационно - потребностной сферой ребенка. Это годы оформляющегося образа «я», когда самоидентификация, сравнение «я» и «другого я» происходит с учетом ценностных отношений и ориентаций. Ребенок старшего дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных для него видах деятельности и общения; уникальной природой ребенка дошкольного возраста, которая может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольник – это практик, познание им мира идет исключительно чувственно- практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник – прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. уникальной природой ребенка дошкольного возраста, которая может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольник – это практик, познание им мира идет исключительно чувственно- практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник – прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.

Целостность - это внутреннее единство, непротиворечивость, гармония как внутри самого человека, так и во взаимодействии его с окружающим миром. - это внутреннее единство, непротиворечивость, гармония как внутри самого человека, так и во взаимодействии его с окружающим миром.

Целостность как гармоничное сочетание всех сторон развития – физического, умственного, нравственного, эстетического; как гармоничное сочетание всех сторон развития – физического, умственного, нравственного, эстетического; как сочетание биологического, социального и культурного начала в человеке; как сочетание биологического, социального и культурного начала в человеке; как интеграция желаний (потребностей, мотивов), чувств, разума (познавательных процессов),характера, способностей человека. как интеграция желаний (потребностей, мотивов), чувств, разума (познавательных процессов),характера, способностей человека.

Развитие в педагогическом смысле – целенаправленный процесс создания специальных педагогических условий, содействующий внутренним изменениям человека. в педагогическом смысле – целенаправленный процесс создания специальных педагогических условий, содействующий внутренним изменениям человека. Специально организованное развитие ребенка – это воспитание, обучение и социализация, т.е. образование. Специально организованное развитие ребенка – это воспитание, обучение и социализация, т.е. образование.

Педагогический процесс - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования. - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования.

Целостный педагогический процесс: Обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка. Наличие комплекса достоверной информации о состоянии здоровья, развитии психических процессов, проявлении особых склонностей, достижениях и проблемах каждого ребенка позволяет проектировать линии его индивидуального целостного развития. Обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка. Наличие комплекса достоверной информации о состоянии здоровья, развитии психических процессов, проявлении особых склонностей, достижениях и проблемах каждого ребенка позволяет проектировать линии его индивидуального целостного развития.

2 Обеспечивается целостность воспитательных, образовательных и развивающих задач. Целостное видение ребенка в условиях взаимодействия с разными специалистами и проектирование единого педагогического процесса. Обеспечивается целостность воспитательных, образовательных и развивающих задач. Целостное видение ребенка в условиях взаимодействия с разными специалистами и проектирование единого педагогического процесса.

3 Обеспечивается целостность жизнедеятельности ребенка. Целостность педагогического процесса может быть обеспечена в том случае, если обогащение социокультурного опыта ребенка происходит на основе и с учетом уже имеющегося опыта, индивидуальной субкультуры. Обеспечивается целостность жизнедеятельности ребенка. Целостность педагогического процесса может быть обеспечена в том случае, если обогащение социокультурного опыта ребенка происходит на основе и с учетом уже имеющегося опыта, индивидуальной субкультуры.

4 Целостность взаимодействия ребенка с миром взрослых. Постижение мира дошкольника, понимания его права на этот уникальный мир – задачи, объединяющие педагогов и родителей в общем ходе развития ребенка. Целостность взаимодействия ребенка с миром взрослых. Постижение мира дошкольника, понимания его права на этот уникальный мир – задачи, объединяющие педагогов и родителей в общем ходе развития ребенка.

5 Целостность образовательного пространства. Современный педагогический процесс проектируется как система условий, позволяющий каждому ребенку реализовать индивидуальные потребности и в то же время взаимодействовать с детским сообществом. Вариативность образовательного пространства обеспечивает детям возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями. Целостность образовательного пространства. Современный педагогический процесс проектируется как система условий, позволяющий каждому ребенку реализовать индивидуальные потребности и в то же время взаимодействовать с детским сообществом. Вариативность образовательного пространства обеспечивает детям возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями.

Цели педагогического процесса детского сада связаны с развитием целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия; детского сада связаны с развитием целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия; педагогический процесс в отношении каждого ребенка может рассматриваться как индивидуальная помощь в его развитии. педагогический процесс в отношении каждого ребенка может рассматриваться как индивидуальная помощь в его развитии.

Процесс взаимодействия педагога и детей может быть организован как: может быть организован как: процесс воз-действия; процесс воз-действия; процесс без-действия; процесс без-действия; роцесс со-действия. роцесс со-действия.

Процесс развития ребенка не процесс исправления имеющихся недостатков, а процесс обретения все новых и новых высот и открытий. не процесс исправления имеющихся недостатков, а процесс обретения все новых и новых высот и открытий.