Основные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ Борцова Л.В. Борцова Л.В. старший преподаватель старший преподаватель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.
Advertisements

Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
Организация деятельности детей и взрослых по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования Комментарии к федеральным.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
Free Powerpoint TemplatesPage 1Free Powerpoint Templates Организация образовательного процесса с учётом ФГТ Широкова О.А., воспитатель.
Модель воспитательно – образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГТ.
Приказ министерства образования и науки РФ Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной.
Основные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
Нормативно-правовая база: Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г. Национально-образовательная стратегия «Наша новая школа»
ДОУ « Солнышко » Организация работы ДОУ в условиях внедрения ФГТ.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов,
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Учебный блокБлок совместной деятельности взрослого и детей Самостоятель - ная деятельность детей Основная форма – занятие ( в соответствии с расписанием.
Реализация области «Познание» в условиях ФГТ МБДОУ Детский сад 154 Заместитель заведующего по УВР Поликина Ольга Сергеевна.
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований Косинская Т.А. заведующая МБДОУ «Теренсайский детский.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение : центр развития ребенка - детский сад первой категории 36 Обновление содержания дошкольного.
Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ Федеральными государственными требованиями определены принципы организации деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Кириллова Ирина Владимировна заместитель заведующей по ВМР.
Транксрипт:

Основные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ Борцова Л.В. Борцова Л.В. старший преподаватель старший преподаватель каф. дошкольного и каф. дошкольного и начального образования начального образования БОУДПО «ИРООО» БОУДПО «ИРООО» 1

Образовательный процесс – целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 2 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с федеральными государственными образовательными требованиями. 2

Современные концептуальные подходы к организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ Культурно-исторический Культурно-исторический Деятельностный Деятельностный Личностный Личностный 3

Культурно-исторический, деятельностный, личностный подходы к разработке ФГТ к основной общеобразовательной программе дошкольного образования Культурно-исторический, деятельностный, личностный подходы к разработке ФГТ к основной общеобразовательной программе дошкольного образования (в соответствии с изменениями в Законе РФ «Об образовании» от 1 декабря 2007г. 309-ФЗ) (в соответствии с изменениями в Законе РФ «Об образовании» от 1 декабря 2007г. 309-ФЗ) 4

Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.). Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.). Ядро культурно-исторической концепции Л.С. Выготского составляет учении о высших психических функциях. Ядро культурно-исторической концепции Л.С. Выготского составляет учении о высших психических функциях.. 5

Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.). Ключевым моментом для понимания процессов развития личности ребенка в культурно-исторической концепции является превращение низших, элементарных, или натуральных психических процессов в высшие, культурные. 6

Понятие развития - а именно оно является центральным в культурно-исторической концепции - предполагает переход от одного качественного состояния к другому в направлении совершенствования Понятие развития - а именно оно является центральным в культурно-исторической концепции - предполагает переход от одного качественного состояния к другому в направлении совершенствования 7

Социальная ситуация развития К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Лев Семенович называет социальной ситуацией развития в данном возрасте" [Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, т. 4; 258]. 8

Другой аспект понятия социальной ситуации развития Л.С. Выготский связывал с тем главным противоречием, которое является движущей силой развития в том или ином возрасте. 9

Все основополагающие понятия культурно- исторической концепции понятие ведущей деятельности, понятие ведущей деятельности, понятие социальной ситуации развития, понятие социальной ситуации развития, понятия психологических новообразований и центральной психической функции - закономерно проецируются на шкалу психологического времени, представленную возрастными периодами понятия психологических новообразований и центральной психической функции - закономерно проецируются на шкалу психологического времени, представленную возрастными периодами 10

Ведущий вид деятельности «Ведущая деятельность» - деятельность ребенка, внутри которой рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции и в результате которой возникают личностные новообразования. Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра. «Ведущая деятельность» - деятельность ребенка, внутри которой рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции и в результате которой возникают личностные новообразования. Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра. 11

Культурно-исторический подход к развитию психики человека рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения. Культурно-исторический подход к развитию психики человека рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения. В первую очередь это означает передачу взрослым ребенку культурных образцов поведения, общения и деятельности В первую очередь это означает передачу взрослым ребенку культурных образцов поведения, общения и деятельности 12

Роль приобр е тения знаний ребенком дошкольного возраста Как было показано исследованиями (Л.И.Божович) процесс приобретения знаний в дошкольном возрасте не является ни целенаправленным ни систематическим, а совершается лишь в меру имеющихся у детей познавательных интересов: знания являются «побочным продуктом» различных видов деятельности ребенка. Как было показано исследованиями (Л.И.Божович) процесс приобретения знаний в дошкольном возрасте не является ни целенаправленным ни систематическим, а совершается лишь в меру имеющихся у детей познавательных интересов: знания являются «побочным продуктом» различных видов деятельности ребенка. 13

Тезис Л.С.Выготского об особенностях обучения детей в дошкольном возрасте Забыт важный тезис Л.С.Выготского об особенностях обучения детей в дошкольном возрасте, а именно, что дошкольник учится в меру того, в меру чего программа учителя становится его собственной программой (т.е. в меру того, что он в ней принимает, что ему интересно). Забыт важный тезис Л.С.Выготского об особенностях обучения детей в дошкольном возрасте, а именно, что дошкольник учится в меру того, в меру чего программа учителя становится его собственной программой (т.е. в меру того, что он в ней принимает, что ему интересно). 14

Основные положения культурно – исторического подхода образовательные цели ориентированы на развитие культуры ребенка, освоение и присвоение знаний, умений, ценностей и норм; образовательные цели ориентированы на развитие культуры ребенка, освоение и присвоение знаний, умений, ценностей и норм; взаимодействие ребенка и педагога строится на основе стимулирования и рефлексии различных видов деятельности, ситуаций диалога. взаимодействие ребенка и педагога строится на основе стимулирования и рефлексии различных видов деятельности, ситуаций диалога. 15

Основные положения культурно – исторического подхода содержание конструируется как модель науки в системе культуры, что предполагает: рассмотрение теорий и идеалов познавательной деятельности, имеющих общекультурное значение, соотнесение теоретических положений с ценностями и нормами науки и культуры, организацию образовательного материала на диалогической основе; содержание конструируется как модель науки в системе культуры, что предполагает: рассмотрение теорий и идеалов познавательной деятельности, имеющих общекультурное значение, соотнесение теоретических положений с ценностями и нормами науки и культуры, организацию образовательного материала на диалогической основе; 16

Деятельностный подход (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Основная идея деятельностного подхода в дошкольном образовании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. Основная идея деятельностного подхода в дошкольном образовании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. 17

Деятельностный подход (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов образовательной работы рождается не объект, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов образовательной работы рождается не объект, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации 18

Ведущая деятельность «Ведущая деятельность» - деятельность ребенка, внутри которой рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции и в результате которой возникают личностные новообразования. Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра. «Ведущая деятельность» - деятельность ребенка, внутри которой рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции и в результате которой возникают личностные новообразования. Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра. 19

Сущность деятельностного подхода в дошкольном образовании В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности направленности интересов, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка. В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности направленности интересов, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка. 20

Суть образования с точки зрения деятельностного подхода Суть образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками. Суть образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками. 21

Суть образования с точки зрения деятельностного подхода Совместный поиск ценностей, норм жизни в процессе деятельности и составляет содержание образовательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода Совместный поиск ценностей, норм жизни в процессе деятельности и составляет содержание образовательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода 22

Требования к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста Центральное требование недопустимость навязывания неадекватных дошкольному возрасту мотивов деятельности Центральное требование недопустимость навязывания неадекватных дошкольному возрасту мотивов деятельности 23

Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский и др.) Под личностным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности Под личностным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности 24

Личностный подход Личностный подход имеет много общего с индивидуальным подходом, но отличается тем, что преследует главную цель – Личностный подход имеет много общего с индивидуальным подходом, но отличается тем, что преследует главную цель – развитие личности, «принятие ее такой, какая она есть», а не ее «переделывание» под заданный стандарт и подавление под заданный стандарт и подавление Личностный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса 25

Личностный подход Как основа организации образовательного процесса личностный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым ребенок осознает себя личностью и учится видеть личность в других людях: взрослых и сверстниках. Как основа организации образовательного процесса личностный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым ребенок осознает себя личностью и учится видеть личность в других людях: взрослых и сверстниках. 26

Личностный подход Личностный подход как направление деятельности педагога - это базовая ценностная ориентация, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе. Личностный подход предполагает помощь педагогу и ребенку в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии их возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения Личностный подход как направление деятельности педагога - это базовая ценностная ориентация, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе. Личностный подход предполагает помощь педагогу и ребенку в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии их возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения 27

Личностный подход Личностный подход предполагает, что в основе развития лежит, прежде всего, эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения Личностный подход предполагает, что в основе развития лежит, прежде всего, эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения 28

Три составляющие данного подхода Первая составляющая основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности. К основным понятиям личностного подхода, на наш взгляд, можно отнести следующие: Первая составляющая основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности. К основным понятиям личностного подхода, на наш взгляд, можно отнести следующие: 29

Три составляющие данного подхода индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов; индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов; Личность как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека; Личность как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека; 30

Три составляющие данного подхода Я-концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим; Я-концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим; - выбор - осуществление человеком возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности; - выбор - осуществление человеком возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности; 31

Три составляющие данного подхода - педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О.С. Газман, Т.В. Фролова). - педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О.С. Газман, Т.В. Фролова). 32

Три составляющие данного подхода Вторая составляющая - принципы личностного подхода Вторая составляющая - принципы личностного подхода 1. Принцип самоактуализации 2. Принцип индивидуальности 3. Принцип субъектности 4. Принцип выбора 5. Принцип творчества и успеха Принцип доверия и поддержки 33

Три составляющие данного подхода Третий компонент личностного подхода - это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно- ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: Третий компонент личностного подхода - это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно- ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: 34

Три составляющие данного подхода - диалогичность; - диалогичность; - деятельностно-творческий характер; - деятельностно-творческий характер; - направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; - направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; - предоставление детям необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов деятельности и поведения. - предоставление детям необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов деятельности и поведения. 35

Принципы построения образовательного процесса в ДОУ Пункт 2.4 (ФГТ) - Развивающего образования целью которого является развитие ребенка; - Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; - Комплексно - тематический 36

Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГТ Интеграция образовательных областей Интеграция образовательных областей «Интеграция содержания дошкольного образования» – Объединение в единое целое отдельных частей, состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. 37

Виды интеграции 1. 1.Интеграция содержания психолого – педагогической работы по образовательным областям 2. 2.Интеграция детских деятельностей 38

Виды интеграции 3. Использование адекватных форм образовательной работы для решения психолого – педагогических задач 2-х и более областей 4. Использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области или основной общеобразовательной программы в целом 39

Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса Комплексно- тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса. (Комплекс – от лат.complexus – связь, сочетание – совокупность, соединение. Тематическое – посвященное какой-нибудь одной теме ( толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю Шведова ). Комплексно- тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса. (Комплекс – от лат.complexus – связь, сочетание – совокупность, соединение. Тематическое – посвященное какой-нибудь одной теме ( толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю Шведова ). 40

Комплексно – тематическая модель организации образовательного процесса - Описана в Научной концепции под редакцией В.И. Слободчикова (2005 год) Предполагается выделение ведущей темы дня, недели, месяца Ребенок «проживает» тему в разных видах детской деятельности Реализация темы в комплексе разных видов деятельности вынуждает взрослого к более свободной позиции – партнера, а не учителя 41

Основания для выбора темы: - события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День Российского флага, День защитника Отечества, День Победы и другие ) День защитника Отечества, День Победы и другие ) - я вления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей и другие 42

Основания для выбора темы: - явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных и другие) - мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и другие) - традиционные праздничные события семьи, общества, государства (Новый год, Праздник весны и труда, День семьи, День пожилого человека, День матери и другие) 43

Основания для выбора темы: -наиболее важные профессии (Дни воспитателя, врача, почтальона, строителя и другие) - содержание д оминантны х образовательны х област ей «Социализация», «Коммуникация» 44

Форма тематического плана ТемаЦельСроки реализации Итоговое мероприятие Я и моя семья Формир ование предс тавлени й о семье сентябрьВыставка взросло- детского творчества «Краски осени» 45

Наиболее распространенная модель организации образовательного процесса (до введения в действие ФГТ) Блок организованного обучения в форме занятий (учебный блок) Блок совместной деятельности взрослых и детей Блок самостоятельной деятельности детей Основная форма – занятие (в соот ветствии с сеткой занятий) Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.) Актуальная предметно- развивающая среда 46

Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГТ Нормативно зафиксирована реализация ООПДО в образовательного процесса (в рабочей тетради): образовательного процесса (в рабочей тетради): 1) совместной (партнерской) деятельности взрослого и детей, 2) свободной самостоятельной деятельности самих детей. Занятия как форма организации детской деятельности возможн ы при осуществлении образовательного процесса с детьми в возрасте от 6 до 7 лет (лучше 2 половина года). 47

Модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей 1. Непосредственно образовательная деятельность Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. 2. Решение образовательных задач в ходе режимных моментах Актуальная предметно- развивающая среда, соответствующая психологическим и педагогическим требованиям, предъявляемым к ее построению 48

Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «прежней» модели Исключение учебного блока (но не процесса обучения!) ; Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность; Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков; Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность». 49

Признаки различных моделей организации образовательного процесса Учебная модельСовместная деятельность взрослого и детей 1.Ребенок – объект формирующих воздействий взрослого человека (взрослый управляет (манипулирует) ребенком, занимает более активную позицию) 1. Ребенок – субъект взаимодействия со взрослым (сотрудничество взрослого и ребенка; ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому; ребенок активен не менее взрослого) 2. Большая регламентированность образовательного процесса, использование готовых образцов и шаблонов (готовых конспектов занятий) 2. Гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей 50

Признаки различных моделей организации образовательного процесса Учебная модельСовместная деятельность взрослых и детей 3. Основная форма – учебное занятие, основная деятельность - учебная 3. Организация детской деятельности в различных, адекватных дошкольному возрасту формах 4. Монолог взрослого (преобладание словесных методов работы) 4. Диалог (общение) взрослого и ребенка 5. Рассадка «взрослый напротив ребенка» 5. Рассадка взрослых и детей «по кругу», другая рассадка 51

Признаки различных моделей организации образовательного процесса Учебная деятельностьСовместная деятельность взрослых и детей 6. Обязательность участия в образовательном процессе 6. Необязательность участия 7. Основной мотив участия в образовательном процессе – авторитет взрослых (педагога, родителей) 7. Основной мотив участия (неучастия) в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса у ребенка 8. Легкость в осуществлении контроля образовательного процесса 8. Трудности в осуществлении контроля образовательного процесса 52

Общий объём образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов Определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН); федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования; типа и вида учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, наличия приоритетных направлений образовательной деятельности; рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования; специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса. 53

Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГТ Совместная деятельность взрослого и детей - основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Совместная деятельность взрослого и детей - основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. 54

Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГТ Различают: Различают: непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей; непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей; совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач; совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач; совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода. совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода. 55

Непосредственно образовательная деятельность Реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач 56

Формы непосредственно образовательной деятельности Детская деятельностьПримеры форм работы ДвигательнаяПодвижные игры с правилами Подвижные дидактические игры Игровые упражнения Соревнования ИгроваяСюжетные игры Игры с правилами ПродуктивнаяМастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов Чтение Обсуждение Разучивание Чтение художественной литературыЧтение Обсуждение Разучивание 57

Формы непосредственно образовательной деятельности Детская деятельностьПримеры форм работы Познавательно-исследовательскаяНаблюдение Экскурсия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры (сюжетные, с правилами) КоммуникативнаяБеседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Игры (сюжетные, с правилами) 58

Формы непосредственно образовательной деятельности Детская деятельностьПримеры форм работы Трудовая Музыкально - художественная Совместные действия Дежурство Поручение Задание Реализация проектов Слушание Исполнение Импровизация Экспериментирование Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) Музыкально – дидактическая игра 59

Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГТ Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно- развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно- развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 60

Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГТ 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.). 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.). 61

Модель дня День недели Время в режиме дня Основные виды Деятельноси детей Формы организац ии детской деятельн ости Интеграци я образоват ельных областей понедел ьник коммуникати вная Ситуатив ный разговор Коммуни кация, социализ ация 62

Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГТ Результат педагогической деятельности: Результат педагогической деятельности: Личностные качества - качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самосознания), в том числе его морально-нравственное развитие. Личностные качества - качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самосознания), в том числе его морально-нравственное развитие. 63

Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГТ Физические качества - качества, характеризующие физическое развитие Физические качества - качества, характеризующие физическое развитие ребенка (сила, выносливость, ловкость и др.), а также антропометрические и ребенка (сила, выносливость, ловкость и др.), а также антропометрические и физиометрические показатели. физиометрические показатели. 64

Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГТ Интеллектуальные качества - качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта). Интеллектуальные качества - качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта). Знания, умения, навыки - средства, способствующие развитию ребенка, т.е. способствующие развитию у него новых качеств Знания, умения, навыки - средства, способствующие развитию ребенка, т.е. способствующие развитию у него новых качеств 65

Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГТ Формы оценки – мониторинг, схемы наблюдения за ребенком, критериально-ориентированное тестирование, критериально- ориентированные методики нетестового типа, скрининг-тесты и др. Формы оценки – мониторинг, схемы наблюдения за ребенком, критериально-ориентированное тестирование, критериально- ориентированные методики нетестового типа, скрининг-тесты и др. 66