Культура и быт XIV -XV вв. Урок по истории России. 10 класс. (Учитель истории Староатлашской СОШ Старокулаткинского района Ульяновской области Муслимова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Prezentacii.com. XIII – 80-е годы XIV века – падение конец XIV - XV века - возрождение.
Advertisements

XIII – 80-е годы XIV века – падение конец XIV - XV века - возрождение.
Задание на урок: заполните таблицу «Литература XIV – XVI вв» ДатаНазвание, Автор, жанр Идея произведения Вывод:
Жизнь людей Московской Руси. Жильё Простые люди жили в избах. Избой называли любое жильё с печью, тёплое жилище. Избы топились по чёрному – в них не было.
Расцвет Киевской Руси. Урок по истории России. 7 класс. (Учитель истории Староатлашской СОШ Старокулаткинского района Ульяновской области Муслимова Г.
Культура Руси XIV-XV веков 1.Условия развития культуры. 2.Книги и литература. 3.Зодчество. 4.Сравнение Московской и Новгородской архитектуры. 5.Живопись.
Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры. Наоборот, она получила новые источники для своего развития. Появились местные культурные.
Культура и быт домонгольской Руси. « Древнерусское искусство это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость,
Вопросы по культуре XIV-XV вв. ВАРИАНТ 1 1.Какое событие можно выделить в качестве переломного рубежа в развитии русской культуры XIII-XV вв.? 2.Кто написал.
Тема: Русская культура XIII-XV веков Жанры исторической песни и сказания. Например, песня о Щелкане Цикл новгородских былин - о Садко и Василии.
Великие России имена. Александр Невский. Проблемный вопрос -Почему Александра Невского называют великим?
Культура и быт Руси в XV-XVI веках Презентацию подготовил Бережных Валентин.
Культура Московской Руси. Предисловие Под культурой Московской Руси подразумевается период русской культуры XIV- XVI вв. Со второй половины XIV в. начинается.
Начинается культурное возрождение Руси, единой русской культуры ; Ведущие темы произведений культуры – идеи единства русских земель и борьбы с ордынским.
Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый.
Культура и быт в XIV – XV веках 10 класс. История.
Картины на библейские темы Серегина Татьяна Васильевна с. Большая Картель, Хабаровский край.
ЛИТЕРАТУРА ВЕКОВ Работу выполнил : Ученик 10 класса Качурин Сергей Владимирович Руководитель: Тауланова Галина Викторовна.
Культура Русских земель веков. 1. Особенности развития русской культуры в XIV – XVI вв. 1.Преодоление культурной разобщенности русских земель; 2.Господство.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ. План урока Организационный момент Организационный момент Проверка д/з Проверка д/з Изучение нового материала Изучение нового материала.
Транксрипт:

Культура и быт XIV -XV вв. Урок по истории России. 10 класс. (Учитель истории Староатлашской СОШ Старокулаткинского района Ульяновской области Муслимова Г. К. )

Цели: Познакомить учащихся с основными достижениями, памятниками, образцами русской культуры XIV-XV вв.; Объяснить, что создание этих памятников – великий подвиг народа; Учить анализировать основные направления русской культуры XIV - XV вв. Способствовать формированию бережного отношения к памятникам культуры.

Литература: История России с древнейших времен до к. XVII в. Учебник для 10 кл. П.р. А. Н. Сахарова. М Кацва Л. А., Юрганов А. Л.. История России 8 – 15 вв.: учебник для 8 кл. М Методическое пособие по истории СССР 8 кл. П. р. А. А. Преображенского. М. «Просвещение» История России с древнейших времен до к. XVII в. По учебнику А. Н. Сахарова. Составитель Н. С. Кочетков. Волгоград

Основные понятия: Культура – материальные и духовные достижения человечества. Фольклор – устное народное творчество (былины, песни, пословицы, поговорки, сказки). Архитектура – искусство строить и украшать здания.

План урока: Фронтальная беседа. Фронтальная беседа. Характерные черты эпохи. Характерные черты эпохи. Фольклор (былины, сказания, песни) Фольклор (былины, сказания, песни) Литература. Литература. Архитектура. Архитектура. Живопись. Живопись. Быт и нравы. Быт и нравы.

Фронтальная беседа: Что было нового в историческом развитии России в XIV - XV вв.? Что было нового в историческом развитии России в XIV - XV вв.? Как развивалось хозяйство страны в указанный период? Как развивалось хозяйство страны в указанный период? Какие перемены происходили в политическом строе? Какие перемены происходили в политическом строе? Какие земли присоединены? Какие земли присоединены?

Характерные черты эпохи: Раздробленность (появление местных культурных центров). Раздробленность (появление местных культурных центров). Ордынское иго (страшный урон культурным ценностям, упадок культуры) Ордынское иго (страшный урон культурным ценностям, упадок культуры)

Фольклор Устное народное творчество – былины, песни, пословицы, поговорки, сказки, заговоры, обрядовая поэзия – отразило представления русских людей о своем прошлом, окружающем мире.

Былины О Владимире Красном Солнышко, в образе которого угадываются черты двух великих русских князей: Владимира Святославича и Владимира Мономаха, о богатырях земли русской, об исторических событиях.

Сказания О битве на Калке, о разорении Рязани Батыем, о Евпатии Коловрате, защитнике Смоленска Меркурии, о Куликовской битве, о Дмитрии Донском и Сергии Радонежском.

Литература «Житие святого Александра Невского». «Житие святого Александра Невского». Его герой – идеальный правитель, подобный библейским и римским героям: лицом подобен Иосифу, силой Самсону, премудростью Соломону, храбростью римского императору – Веспасиану. Его герой – идеальный правитель, подобный библейским и римским героям: лицом подобен Иосифу, силой Самсону, премудростью Соломону, храбростью римского императору – Веспасиану.

Борьба за свободу против захватчиков – главная тема литературы после Батыева нашествия «Повесть о Меркурии Смоленском». «Повесть о Меркурии Смоленском». Легендарный юноша Меркурий жертвует собой ради спасения родного города. Он убивает много врагов, отгоняет вражьи полчища от Смоленска. В конце сражения ему отсекают голову. С отсеченной головой он подходит к спасенному городу и умирает. Легендарный юноша Меркурий жертвует собой ради спасения родного города. Он убивает много врагов, отгоняет вражьи полчища от Смоленска. В конце сражения ему отсекают голову. С отсеченной головой он подходит к спасенному городу и умирает.

Литературный отклик на Куликовскую битву. «Задонщина». Автор, Сафоний Рязанец, рассматривает события 1380 года как прямое продолжение борьбы Киевской Руси со степными кочевниками. «Задонщина». Автор, Сафоний Рязанец, рассматривает события 1380 года как прямое продолжение борьбы Киевской Руси со степными кочевниками. «Сказание о Мамаевом побоище». Автор поэтически описывает саму битву: «И ставшимся обемя войскома, крепко бьющемуся и грозно вельми; и под коньскыми ногами умирающе, от великия тесноты задыхахуся, яко не мощно бе вместитися на поле Куликове» «Сказание о Мамаевом побоище». Автор поэтически описывает саму битву: «И ставшимся обемя войскома, крепко бьющемуся и грозно вельми; и под коньскыми ногами умирающе, от великия тесноты задыхахуся, яко не мощно бе вместитися на поле Куликове»

Задание. Расскажите об особенностях художественного отражения Куликовской битвы в литературных произведениях.

Зодчество Преобладало деревянное зодчество. Возведение деревянных построек – изб и хором, часовен и церквей возобновилось после монгольского нашествия довольно быстро.

Каменное строительство, появившееся в разных городах Северо-Восточной Руси, свидетельствовало о восстановлении архитектурного мастерства.

Живопись Русская живопись вв. испытала невиданный расцвет. В искусство проникают представления о реальном человеке и ценности человеческой личности. Страдания распятого Христа, переживания Богоматери, образы святых и праведников стали средством передачи человеческих чувств. Божественное становилось понятным: в живописи раскрывались не только религиозные символы, но и психологические переживания изображенных людей. Русская живопись вв. испытала невиданный расцвет. В искусство проникают представления о реальном человеке и ценности человеческой личности. Страдания распятого Христа, переживания Богоматери, образы святых и праведников стали средством передачи человеческих чувств. Божественное становилось понятным: в живописи раскрывались не только религиозные символы, но и психологические переживания изображенных людей.

Феофан Грек Фрески Феофана изображали традиционные библейские сюжеты. Художник нарушил прежние обычаи изображения людей и ангелов. На феофановских фресках святые предстают перед зрителем полными внутреннего движения и драматизма. На их лицах читается мука, душевная неуравновешенность, сомнение, стремление к совершенству, к Богу. Фрески Феофана изображали традиционные библейские сюжеты. Художник нарушил прежние обычаи изображения людей и ангелов. На феофановских фресках святые предстают перед зрителем полными внутреннего движения и драматизма. На их лицах читается мука, душевная неуравновешенность, сомнение, стремление к совершенству, к Богу.

Андрей Рублев Новая ступень в средневековом искусстве связана с именем А. Рублева. Его называют основоположником русского Возрождения. В начале XV в. Рублев создает икону «Троица», ставшую надолго предметом восхищения и подражания.

«Троица». Вопрос: «Какое впечатление производит это произведение?» На иконе изображены одухотворенные фигуры трех прекрасных юных ангелов. Они олицетворяли единство трех божественных начал: Бога- Отца, Бога-Сына и Бога- Духа Святого. Икона как бы дышит умиротворенным покоем, внутренней сосредоточенностью, отрешенностью от всего суетного. Светлые тона одежд ангелов подчеркивают сдержанную торжественность в изображении тех, кто размышляет о Мире и Добре.

Быт и нравы. И простолюдины, и знать жили в постройках срубного типа, топившихся по-черному. Жилище богатого человека было просторнее крестьянской избы, иногда имело 2-3 этажа. Окна в хоромах знати были слюдяными, в бедных домах – затягивались бычьим пузырем.

Пища Основой пищи оставался хлеб. Из пшеничной муки выпекали калачи, пироги. Каши распространены были всевозможные: гречневая, овсяная, пшенная. Пили хлебный квас и ячменное пиво, морсы. Употребляли репу, грибы, мясо, рыбу. Сахара не было, употребляли мед. Готовили соленья и маринады. Основой пищи оставался хлеб. Из пшеничной муки выпекали калачи, пироги. Каши распространены были всевозможные: гречневая, овсяная, пшенная. Пили хлебный квас и ячменное пиво, морсы. Употребляли репу, грибы, мясо, рыбу. Сахара не было, употребляли мед. Готовили соленья и маринады.

Посуда Посуда, употреблявшаяся в богатых и бедных домах, чаще всего не различалось по форме. Ложки и миски, чашки и кувшины изготовлялись с соблюдением одних тех же традиций. Но если в боярских домах они были серебряными или оловянными, то у бедноты – глиняными да деревянными. Посуда, употреблявшаяся в богатых и бедных домах, чаще всего не различалось по форме. Ложки и миски, чашки и кувшины изготовлялись с соблюдением одних тех же традиций. Но если в боярских домах они были серебряными или оловянными, то у бедноты – глиняными да деревянными.

Одежда и обувь. Одежда горожан и крестьян была похожей. Основу мужского костюма составляли рубаха и порты. На голову зимой надевали шапку, летом – войлочные шляпы, горожане- колпаки. Обувались крестьяне в лапти, горожане – в кожаную обувь. Поверх рубахи носили плащи, зимой - шубы. Простолюдин носил домотканую одежду, боярин – из сукна, бархата, атласа, парчи

Закрепление Определите, что было основным содержанием русской культуры XIV - XV вв. Феофан Грек, Андрей Рублев – религиозные люди, их искусство носит религиозную форму, но он поднимет человека, заставляет думать, чувствовать, освобождает его мысль. Почему?

«Из всех периодов истории культуры именно вв. являются особенно важными. Именно тогда происходит восстановление прерванного процесса созданная единого государства и возрождение культуры. В дальнейшем этот процесс, несмотря на многочисленные кризисные моменты, уже более не прерывался,а лишь приобретал новые черты». Д. С. Лихачев.

Задание на дом: Параграф 24, ответить на вопросы учебника, подготовить сообщения о шедеврах культуры XIV – XV вв.