КУКЛЫ ИЗ СТАРИННОГО СУНДУКА Выполнила: учащаяся 5а класса МОУ СОШ 40 Ведерникова Алина Дмитриевна Научный руководитель: учитель технологии Дорофеева Нина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Куклы-обереги В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека,
Advertisements

Можно ли вызвать интерес к тряпичной кукле в век компьютеризации?
Почему у народной куклы нет лица? Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась.
«Людям на потешение, всему свету на удивление». «Умение везде найдёт применение» «Не будет и скуки, когда заняты руки» «Мастерство тому дается, кто весь.
Почему у народной куклы нет лица? Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась.
Игрушки своими руками (организация мини-музея в группе)
М АСТЕР – КЛАСС ПО ТЕМЕ : «И ЗГОТОВЛЕНИЕ ОБРЯДОВОЙ КУКЛЫ » Автор: Мороз И.А., учитель начальных классов, высшей квалификационной категории.
Куклы – обереги. Отличительные признаки: Для изготовления куклы нельзя пользоваться ножницами и иглами. Ткань рвут и связывают; Для изготовления куклы.
Урок изо в 5 классе. Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных.
Тема урока: «Изготовление куклы берегини » 5 класс.
НАРОДНАЯ КУКЛА Автор учитель технологии МОУ «СОШ 63» ФЕДОСЕЕВА И.В.
Куклы-обереги Почему у народной куклы нет лица? Традиционная тряпичная кукла безлика.
Мы показываем кукол, а куклы показывают нам мир. Выполнила учиница 5»В» класса класса МБООУ СОШ 11 Сероглазова Елена Классный руководитель : Зименкова.
Старшая школа. 6 класс Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета.
Оберег - амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят.
3 класс. Тема года: «Наш рукотворный мир: От мира природы – к миру вещей ». Тема четверти: «Характер и настроение вещи ». Карельская кукла - скрутка По.
Кукла на выхвалку являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить.
Автор: Григорьева Светлана. Цель работы: исследовать видоизменения куклы и её предназначения с течением времени Задачи: Изучить историю появления куклы.
Карлова Виктория уч. 3 класса В «БОУ СОШ 2» преподаватель Привалова Л.А.
Карельская кукла - скрутка По программе Н.М.Конышевой «Художественно-конструкторская деятельность (основы дизайнобразования) 1-4 классы». Учитель: Старикова.
Транксрипт:

КУКЛЫ ИЗ СТАРИННОГО СУНДУКА Выполнила: учащаяся 5а класса МОУ СОШ 40 Ведерникова Алина Дмитриевна Научный руководитель: учитель технологии Дорофеева Нина Николаевна

Актуальность работы Вселенский опыт говорит, что погибают царства не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства. А погибают оттого (и тем больней, чем дольше), что люди царства своего не уважают больше. Булат Окуджава

Цель : 1.Изучить историю тряпичной куклы. 2.Научиться изготовлять куклу- скрутку. Мои задачи: 1.Формировать и развивать в себе исторические и краеведческие знания. 2.Воспитывать в себе любовь к историко–культурному наследию нашей Родины. 3.Посетить музеи в городе Твери и занятия «мастер-класс».

Выявление исследовательской проблемы – социологический опрос

Уже более ста лет русская народная игрушка привлекает специалистов. Ее изучают историки, искусствоведы. Музей Игрушки в Сергеевом Посаде основан Николаем Бартрамом в 1918 году Музей Берегиня в Калужской области основан Риммой Тарасовой

Изучение истории создания куклы-скрутки начинаем с посещения мастер- класса в Тверском колледже культуры им. Н.А.Львова.

Студентка 4-ого курса колледжа Завьялова Надежда погружает нас в мир старины, мир вещей, ремесел. И очень плавно мы начинаем мастерить самую первую тряпичную куклу – куклу – скрутку

Почему у народной куклы нет лица? Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Куклы-обереги В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли "рванки").

Куклы-обереги Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека). Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой. Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленутая кукла могла быть использована детьми в играх. Пеленашка древнейшая кукла- оберег.

Крупенечка кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры. Крупенечка

Обрядовые куклы Это достаточно распространенная категория народной игрушки. Такие куклы, выполненные из различных материалов, достаточно несложные по технологии, связаны с передачей ребенку космогонических, нравственных, символических и мифологических знаний. Обрядовые куклы в своем роде очень уникальны, так как содержат символические знания предыдущих поколений. Они были созданы людьми для обрядовых, культовых и магических целей. Они существуют у большинства народов мира и используются как в языческой, так и в христианской религии. Применяются для различных магических ритуалов.

Домашняя Масленица В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали из соломы и лыка. Лицо обтягивали льняной тканью и одевали в традиционный наряд.

Пасхальные Очень необычными были красноликие пасхальные куклы, которых делали к Вербному воскресению, обязательно из красного лоскута. Их дарили на счастье, радость, она могла присутствовать на пасхальном столе вместе с пасхальными дарами, а затем эти куклы отдавали паломникам (на следующий год таких кукол делали новых).

Рождественский ангел Рождественский ангел – традиционная русская кукла, она проста в изготовлении, но и весьма оригинальна. Ее изготовляют из белой ткани, без иглы, только перевязывая лоскут нитью, сначала по диагонали, затем в центе делая из комка спутанных ниток голову. Белой нитью создают пояс, а затем от пояса через грудь куклы – крест – накрест, образуя крылья. На голову повязывают ленту или тесьму.

Веснянка Веснянка – это веселая задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу. Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку девушке, вы желаете ей быть всегда обаятельной и привлекательной.

Выполнение куклы-скрутки. Каркас-основа куклы делается из грубой холстины или другой объемной ткани (сукно, драп и т.п.). Кусок сворачивается в трубку, причем верхний его конец (голова) сворачивается плотнее, а нижний срез свободнее – для устойчивости каркаса. Полученная заготовка закрепляется по боковому срезу швом «через край» или по линии шеи и линии талии перетягивается ниткой, сложенной в несколько слоев.

Выполнение куклы-скрутки.

При изготовлении куклы соблюдаются все человеческие пропорции. Часто кукла выполнялась без лица, считалось, что в такой кукле не может селиться нечистая сила, она оберегает дом и ребенка от беды..

Придавая человеческий облик кукле-скрутке, мы отдаем ей часть своей души..

Исследование в области костюма куклы- скрутки. Мы продолжаем свое исследование и приходим на экскурсию в Тверской государственный объединенный музей. Там мы продолжаем знакомство с куклой – скруткой. Мы начинаем изучать костюм, в который мы одеваем нашу куклу-скрутку, нашу Душечку

Историю традиционного русского костюма в кукле-скрутке. Его основные части складывались веками Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Русская деревня вплоть до конца XIX века оставались носителем традиционной культуры. Еще в начале XX века крестьянский костюм оставлялся истинно народным. Русский мужской костюм распространенный повсеместно, состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Мужскую рубаху всегда подпоясывали. А вот единого национального женского костюма в России не сложилось. В разных губерниях одежда женщин имела свои особенности в покрое, отделке, рисунке ткани.

Современные исследователи различают два основных комплекта женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой..

Женский костюм не мыслился без головного убора. Исстари волосы замужней женщины связывались с магией, и ей нельзя было появляться на людях с непокрытой головой В каджом регионе головной убор был свой, особенный.

Обязательная принадлежность костюма – пояс. Пояс скреплял части одежды, был и оберегом. Им подвязывали передник, подтягивали сарафан, поддерживали порты. Они были вязаные, тканевые. Ременные пояса носили мужчины. На них подвешивали ключи, кошельки и другие бытовые предметы и т.к. карманов в одежде не было, их изобрели только в XVIIвеке..

Мы одели на куклу – скрутку поневу, сарафан, фартук, повязали платки, сплели пояса..

Кукла – знак человека, способ признания жизни для тех, кто ее делает и для тех, кто с нею общается В сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка стала живым средством общения, несет память культуры и делает это гораздо шире и глубже, чем любая другая игрушка. Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, развивает воображение, приучает к труду и просто создает прекрасное настроение. Ведь процесс созидания не сравним ни с чем. Это великолепный образец для занятий по рукоделию художественному труду и творчеству Кукла может сопровождать ребенка все детство наряду с другими игрушками, каждая из которых имеет свое значение, выполняет свои развивающие функции. Она даже может «передаваться по наследству» - от старших к младшим. Ребенок с уверенностью может называть такую куклу своей, ведь второй такой нет ни у кого..

Изучение истории КУКЛЫ-СКРУТКИ, погружение в историю России, историю края, позволило осознать, что все мы люди как деревья, до тех пор пока мы заботимся о своих корнях, есть вероятность, что распустятся листья; пока мы помним нашу историю, уважаем нашу культуру и наш уклад жизни, у нас больше возможности остаться теми кто мы есть – РУССКИМ самобытным народом, со своей тонкой и чуткой душой и огромным добрым сердцем. А самое главное сделать правильный шаг в будущее…..

Библиографический список Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. Санкт-Петербург, «Паритет», Галина и Мария Дайн. Русская тряпичная кукла. Культура и традиция. М., Лаврентьева Л.С., СмирновЮ.И. Культура русского народа. Саратов, издательство СИМСХ – Колмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли. РИФЛТД, Тверь,1995..

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.