1 ИНФОРМАЦИОННО- АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА «ОБРАЗ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ» ГОУ ВПО ОмГМА Ассистент кафедры госпитальной педиатрии, к.м.н. Михайлова Т.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ИНФОРМАЦИОННО- АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ» ГОУ ВПО ОмГМА Ассистент кафедры госпитальной педиатрии, к.м.н. Михайлова Т.А.
Advertisements

1 ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА «ПРИЧИННО- СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ» ГОУ ВПО ОмГМА Ассистент кафедры госпитальной педиатрии, к.м.н. Михайлова Т.А.
Понятие о здоровом образе жизниПонятие о здоровом образе жизни Здоровье – самая главная ценность! Здоровый образ жизни - это обязательные мероприятия по.
Выполнила работу Бокова Наталия Николаевна. Учитель начальных классов МОУ СОШ 10 Г. Люберцы, Московская область.
Здоровые дети – в здоровой семье.. «С днем знаний» «С днем знаний»
Урок –конференция. «Здоровый образ жизни». Тем, кто хочет быть здоров, позабыть про докторов…
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 83 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Мониторинг.
1 Здоровье. Здоровый образ жизни. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Режим дня - правильное распределение времени, на основные жизненные потребности человека.
Основные функции Центра здоровья для детей. Центры здоровья для детей создаются на функциональной основе на базе амбулаторно- поликлинических отделений.
Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся Показатели распределения учащихся по группам здоровья в 2012 – 2013 учебном году.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Режим дня - это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток.
1 Общешкольное родительское собрание «Формирование здорового образа жизни» МОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов.
Режим дня Подъем Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели
Системный подход к организации оздоровительной работы Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной.
Родительское собрание. Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы. Т. Карлейль.
Режим дня Подъем Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели.
Формирование мотиваций здорового образа жизни Руководитель Центра содействия здоровью Кузнецова О.В.
«Создание здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы»
Транксрипт:

1 ИНФОРМАЦИОННО- АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА «ОБРАЗ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ» ГОУ ВПО ОмГМА Ассистент кафедры госпитальной педиатрии, к.м.н. Михайлова Т.А.

2 Мониторинг здоровья и образа жизни - это сложная система динамического наблюдения за изменениями состояния здоровья и образа жизни детей для выявления критических отклонений, требующих определенного вмешательства и осуществления психо-физиологических, медико-профилактических и социально- экономических мероприятий, с целью формирования мотивации к здоровому образу жизни и профилактики заболеваний.

3 Технология мониторинга - это совокупность приемов, методов, способов сбора и анализа информации, а также последовательность действий, способствующих достижению конечной цели

4 Принципы мониторинга 1. Стандартизация терминологии, показателей, методик. 2. Структурирование показателей (основные, дополнительные, комплексные). 3. Этапность ведения. 4. Унифицированность информационного обеспечения (использование единого информационного обеспечения). 5. Рациональность (организация по приоритетным направлениям). 6. Действенность и эффективность (ориентация на реально достижимые результаты).

5 Основные задачи мониторинга Организация длительного наблюдения за состоянием здоровья и образом жизни детей и подростков. Создание единой системы мониторинга с унифицированным методическим подходом и программным обеспечением. Анализ поступающей информации на основе государственной статистической отчетности, результатов профилактических медицинских осмотров, научных исследований и данных Центров здоровья. Выявление причинно-следственных связей в системе «Здоровье и Образ жизни». Принятие управленческих решений (разработка целевых программ) по гигиеническому обучению и формированию мотивации к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Оценка эффективности формирования ЗОЖ по принципу обратной связи.

6 ИАПС – информационно-аналитическая подсистема ИАПС «Здоровье» ИАПС Анализ «Причинно- следственных связей» ИАПС «Образ жизни» ИАПС «Управленческие решения» Модель мониторинга

7 Школьные болезни Это нарушения жизнедеятельности ребенка (подростка), которые возникают в результате воздействия неблагоприятных факторов образовательной среды. К школьным болезням относятся: 1. Болезни костно-мышечной системы. 2. Близорукость (миопия). 3. Психические расстройства и расстройства поведения.

8 ОБЩНОСТЬ ШКОЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ 1. Медленно протекающий процесс. 2. Наличие стадий развития (донозологическое, предпатологическое и болезненное состояния). 3. Несоответствие образовательной среды функциональным возможностям растущего организма. 4. Обратимость процесса и возможность профилактики на ранних стадиях заболевания.

9 Факторы риска, способствующие школьным болезням 1. Стрессовая педагогическая практика. 2. Авторитарный стиль общения с учениками. 3. Условия и режим обучения не соответствующие санитарно - гигиеническим нормам. 4. Отсутствие здоровьесберегающих технологий обучения. 5. Отсутствие оптимальной системы физического воспитания. 6. Наличие нерационального питания детей в школе. 7. Отсутствие мотивации к формированию здорового образа жизни.

10 Основные индикаторы состояния здоровья учащихся: распространенность школьно обусловленных функциональных отклонений; распространенность школьно обусловленных болезней; частота острой заболеваемости на протяжении учебного года; уровень адаптационных возможностей организма

11 Тенденции к изменению общественного здоровья России на период до 2015 г. 1. Стабилизация заболеваемости детей на высоком уровне. Дальнейшее изменение структуры заболеваемости за счет увеличения доли психических расстройств, болезней костно-мышечной системы и органов пищеварения. 2. Негативные изменения физического развития. Увеличение доли детей с дефицитом массы тела и низким ростом, особенно у девочек лет. 3. Дальнейший рост смертности в подростковом возрасте (особенно у юношей) за счет травм, отравлений, самоубийств. 4. Увеличение общей инвалидности детского населения за счет врожденных аномалий, болезней нервной системы и психических расстройств.

12 Такая тенденция обусловлена наличием опасного для здоровья образа жизни детей и подростков. Создание системы мониторинга здоровья и формирования ЗОЖ является важнейшей медико-социальной задачей, решение которой позволит на научной основе разработать региональную целевую программу профилактики и отслеживать эффективность её реализации по принципу обратной связи.

13 Состояние здоровья детей и подростков Медицинские критерии оценки здоровья индивидуума Медицинские критерии оценки здоровья детского коллектива Физическое развитие Инвалидность Наличие или отсутствие хроническ их заболеван ий Уровень развития основных функциона - льных систем Степень сопротивл я - емости организма Достигнутый уровень физического развития и степень его гармоничност и Комплексная оценка ( группы здоровья ) Заболеваемость Группы здоровья

14 ИАПС – ОБРАЗ ЖИЗНИ Основные компоненты ЗОЖ: Здоровое питание Оптимальная двигательная активность Рациональный режим дня Личная и общественная гигиена Гендерное поведение (воспитание) Отсутствие вредных привычек

15 Консультирование по сохранению и укреплению здоровья: По коррекции питания (в зависимости от оценки физического развития), По двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом; По режиму сна, По условиям быта, По условиям труда и учебы, в том числе по работе с компьютерами и т.д.

16 Здоровое питание Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребёнка. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке. Не разрешайте детям во время еды читать книги и разговаривать. Второй завтрак ребёнок получит в школе. Он должен составлять % суточной калорийности. Обед - 40%, ужин – 20-25%. Последний должен быть более легким, чем завтрак. Это могут быть каша, творог, кефир, а также овощи и фрукты. Для детей лет суточная калорийность должна составлять 2300 ккал. Обед около часов, ужин не позднее Приверженность к режиму в еде обеспечит семейный приём пищи, достаточное разнообразие блюд и отсутствие перекусов.

17 Что же необходимо употреблять в пищу ребенку? Советы родителям: Каждый день ребенок должен есть минимум два вида овощей для обеспечения организма витаминами А, С и др. Предлагайте ему фрукты, особенно полезны яблоки. Хлеб для ребенка покупайте из непросеянной муки. Ребенок должен питаться фасолью и другими бобовыми растительными продуктами. Еда ребенка должна быть нежирная, желательно давайте ему меньше сахара. В меню ребенка всегда включайте мясо, молоко и молочные продукты (творог, кефир, сыр, брынза и т.д.). Предлагайте ему минеральную воду или фруктовый сок (для детей младшего возраста лучше его разбавлять водой). Ребенок должен пить фильтрованную или кипяченую воду. Большинство детей едят очень мало и часто отвлекаются во время еды. Давайте им сытные завтраки и обеды, продукты, которые содержат большое количество питательных веществ. Украшайте их еду (фантазируйте). Куски мясо для детей лучше подавать порезанными в маленькие кусочки. Чипсы, шоколадный батончик и кока-кола не самый лучший пример правильного питания Вашего ребенка. Вот несколько советов как накормить Вашего ребенка: - обязательно накормите его завтраком; - также обязателен горячий обед; - во время роста ребенка давайте ему перекусить перед обедом или ужином, например, тост с молоком, бутерброд, йогурт или банан; - если даете сладости ребенку, давайте перед едой или предложите ему воду, чтобы сахар на зубы не попадал слишком часто. Так можно избежать кариеса. - давайте ребенку как минимум 5 порций фруктов и овощей в день.

18 Оптимальная двигательная активность утренняя гимнастика занятия физкультурой в детском саду или школе, игр на прогулке, физкультурные минутки, занятия спортом

19 Наиболее эффективны и полезны физические упражнения, проводимые в форме аэробной гимнастики умеренной интенсивности (ЧСС уд/мин). В занятия следует включать упражнения для всех мышечных групп, из любых исходных положений. Интенсивность упражнений легко дозировать с помощью музыкального сопровождения, значительно повышающего эмоциональность занятия. Темп выполнения упражнений - медленный и средний. Общеразвивающие упражнения следует чередовать с дыхательными и на расслабление. Продолжительность занятий не должна превышать 30 мин. Занятия физическими упражнениями целесообразно проводить 3 раза в неделю в вечернее время, после дневного сна, через 30 мин после полдника в хорошо проветренном помещении, летом - на улице.

20 Примерный режим дня школьника Подъем Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет Утренний завтрак Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе Занятия в школе Горячий завтрак в школе около 11 ч. Дорога из школы или прогулка после занятий в школе Обед Послеобеденный отдых или сон Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе Полдник Приготовление домашних заданий Прогулки на свежем воздухе Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.) Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание) Сон

21 Гендерное воспитание дошкольников Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Занятия формируются с учетом половой принадлежности детей (на физкультурных занятиях планируется разная дозировка упражнений и разные основные виды движений; на музыкальных занятиях репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера подбираются с учетом пола детей; на занятиях по математике используется разный раздаточный материал: девочки составляют задачи о куклах, мальчики - о машинках и т.д.).

22 Профилактика вредных привычек у школьников – чрезвычайно сложная задача. Реклама табачных и алкогольных изделий, действия криминальных сообществ по распространению ПАВ не способствуют профилактике вредных привычек. Некоторый положительный эффект может быть достигнут за счет ограничения рекламы пива по телевидению в дневные часы, ограничения рекламы табачных изделий. Однако бюджеты, затрачиваемые даже на легальную рекламу, несравнимы с деньгами, выделяемыми на программы профилактики вредных привычек. В этой связи особенно важным представляется консолидация всех структур, задействованных в системе школьного образования. Только путем согласованных действий можно избежать приобщения школьников к курению, употреблению алкоголя и злоупотребления ПАВ. Благодаря этому можно будет добиться улучшения состояния их здоровья и повышения успеваемости. В дальнейшем меры по профилактике вредных привычек среди школьников могут способствовать укреплению здоровья нации в целом. Помимо мер административного характера, существенную пользу в профилактике вредных привычек у школьников могут дать тематические уроки. Важно, чтобы эти уроки проводили систематически, в каждом классе, на протяжении всего периода обучения. При этом школьникам должна сообщаться только объективная и проверенная информация.

23 Уроки биологии Влияние курения, алкоголя и ПАВ на органы и системы человека (по мере рассмотрения тех или иных органов или систем); Алкалоиды в природе и их воздействие на человека; Спорынья и ее воздействие на организм человека; Грибы, влияющие на деятельность ЦНС. Ее роль в формировании личности человека. Отрицательное влияние никотина, алкоголя и ПАВ на ЦНС; Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер и их влияние на профилактику вредных привычек Особенности подросткового возраста. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Особенности подросткового возраста с точки зрения возможностей формирования и профилактики вредных привычек

24 Гигиеническое воспитание - это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и способа формирования взглядов, убеждений и навыков, которые мотивируют сферу поведения ребенка (подростка) в области сохранения и укрепления как собственного здоровья, так и здоровья окружающих.

25 Модель гигиенического воспитания детей Пробуждение интереса Поддержка семьи и общества Психомоторные навыки ЗНАНИЯ УБЕЖДЕНИЯОсознанное поведение Систематичность обучения Анализ последствий Мотивация здоровья

26 Принципы гигиенического воспитания детей 1. Комплексный подход при воспитании ЗОЖ. 2. Последовательность воспитательных действий (алгоритм). 3. Доступность информации. 4. Положительная ориентация при воспитании. 5. Учет возрастно-половых особенностей. 6. Использование инновационных технологий.

27 Модель мониторинга состояния здоровья и формирования ЗОЖ Заболеваемость Физическое развитие Здоровое питание Оптимальная двигательная активность Рациональный режим дня Личная и общественная гигиена Гендерное поведение Состояние здоровьяКомпоненты ЗОЖ Демографические показатели Причинно- следственные связи Гигиеническое воспитание Инвалидность Уровень адаптации Отсутствие вредных привычек

28 Эффективность формирования ЗОЖ оценивается по: 1. Возрастной динамике изменений индикаторов здоровья и показателей ЗОЖ (5, 7, 12, 16 и 18 лет). 2. Степени достижения конечной цели (принцип обратной связи).

29 Алгоритм действий специалиста при ведении мониторинга 1) сбор информации о здоровье и образе жизни детей и подростков; 2) статистическая обработка; 3) первичный анализ; 4) выделение критических изменений; 5) выдвижение рабочей гипотезы причинно - следственных связей; 6) поиск приоритетных факторов риска; 7) разработка целевых программ по гигиеническому обучению и формированию ЗОЖ; 8) реализация целевых программ и коррекция факторов риска; 9) оценка эффективности формирования ЗОЖ по принципу обратной связи.

30 1. Системный подход в оценке состояния здоровья и образа жизни детей. 2. Учет критических возрастных периодов на этапе созревания детского организма с целью определения приоритетов для разработки мероприятий по формированию ЗОЖ. 3. Использование методов донозологической диагностики для раннего выявления отклонений в состоянии здоровья детей с целью принятия своевременных управленческих решений по сохранению и укреплению их здоровья и формирования ЗОЖ. Основные особенности технологии мониторинга детского населения

31 Последовательный процесс формирования знаний

32 Доступность информации достигается использованием следующих дидактических приемов: - переход от простого к сложному; - от известного к неизвестному; - отсутствием непонятных терминов; - использование жизненных факторов; - применением изобразительных средств; - наличием активных форм обучения.

33 Как мотивировать ребенка вести здоровый образ жизни? 1. Разъяснять, советовать (получение знаний: достаточных, достоверных и доступных). 2. Убеждать (вызвать интерес). 3. Проводить повторные беседы, разъяснения (поддержка). 4. Выработать стеоретип поведения (навыки).

34 Формирование здорового образа жизни: приобретение знаний о здоровом образе жизни; формирование мотивации - «я хочу быть здоровым»; осознанное поведение - «я делаю все, чтобы быть здоровым».

35 Особенности инновационной технологии гигиенического воспитания 1. Комплексное решение проблем при структурировании форм, методов и средств воспитания в системе «семья - образовательное учреждение - общество». 2. Междисциплинарная школьная программа «Здоровье» вместо самостоятельного предмета (уроков здоровья). 3. Активное вовлечение учащихся в процесс формирования ЗОЖ вместо назидательного обучения («нельзя курить»). 4. Учет доминирующих потребностей в критические возрастные периоды. 5. Мониторинг поведенческих факторов и их коррекция по принципу обратной связи, создавая саморазвивающийся процесс формирования мотивации.

36 Образ жизни детей зависит не столько от образовательного учреждения, сколько от социально-экономических условий и от системы гигиенического воспитания в семье и в обществе. Но начинать процесс формирования мотивации к ЗОЖ необходимо с образовательного учреждения, где следует объединять усилия педагогов, воспитателей, медиков, родителей и общественности по вопросам сохранения и укрепления как собственного здоровья, так и здоровья окружающих.

37 Благодарю за внимание!