МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ. «… «требования» носят, конечно же, не административный, не императивный, а именно методический, рекомендательный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Требования к современному уроку Знание системы принципов дидактики- обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной.
Advertisements

Требования к современному уроку По материалам Марка Максимовича Поташника, действительного члена Российской академии образования, доктора педагогических.
Особенности современного урока. А.П. Красильников, 1928 г. «Что такое хороший урок (педагогическое мастерство на основе рефлексологии и педагогики)»
Разработка учебных занятий с учётом требований ФГОС к результатам обучения.
Требования к современному уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения.
«Урок как форма педагогического сотрудничества» - педсовет – Выступление Архиповой И.А., заместителя директора по УВР: «ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ.
Методика анализа и самоанализа урока. Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его.
Образование XXI века Требования к современному уроку 35 причин для беспокойства Свободное изложение мыслей М.М. Поташника, действительного члена.
Современный урок в начальной школе © Склярова Оксана Валерьевна, 2011.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. Требования к уроку. Типичные недостатки. Философия конструктивизма.
Требования к современному уроку. Поташник Марк Максимович- действительный член (академик) Российской академии образования, победитель Всероссийского конкурса.
От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе Цель: определить наиболее эффективные компоненты.
Требования к современному уроку (По методическому пособию академика М.М. Поташника «Требования к современному уроку») Аникина Т.Н., методист отдела содержания.
Выступление на педагогическом совете по теме: «Современный урок» (из опыта работы преподавателя высшей категории Корнеева А. В.)
Требования к современному уроку По материалам Поташника М.М.
Педагогический совет: «Современный урок, какой он? Организация учебной деятельности в свете внедрения ФГОС второго поколения.»
Требования к современному уроку По методическому пособию академика М.М. Поташника «Требования к современному уроку» (М.: Центр педагогического образования,
Требования к современному уроку По методическому пособию академика М.М. Поташника «Требования к современному уроку» (М.: Центр педагогического образования,
Урок в соответствии с ФГОС Кулеш И.А. МОУ СОШ 13.
Выполнила учитель немецкого языка МАОУ СОШ 25 Резник Т.И.
Транксрипт:

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ

«… «требования» носят, конечно же, не административный, не императивный, а именно методический, рекомендательный характер..» Поташник М.М.

35 требований к современному уроку Это структурированный, целостный перечень Состоит из блоков Общие подходы к проектированию урока Требования к целям урока К содержания учебного материала К способам организации учебной работы (к методам, формам) Требования к условиям К личности учителя К оценке результатов

1 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Привычка к прямому заимствованию «готовых» методических разработок уроков. Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы (проекты) своих уроков.

2 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Знание системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений, обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной деятельности на уроке: при определении целей, выборе содержания, методов, форм, средств обучения, учете возможностей, особенностей детей и др.

3 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Противопоставление творчества и программно- методической дисциплины. Точное (в закономерностях, принципах) и одновременно творческое (то есть прежде всего личностное) выполнение программно- методических требований к уроку.

4 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянно одном и том же наборе структурных частей). Знание каждым учителем типологии уроков и только обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела.

5 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Неоправданное, нарочитое стремление к игровым формам урока. Использование игровой формы только в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала.

6 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Слабое знание личности школьника и классов и, как следствие этого, - уроки близнецы в разных классах, …необоснованность дифференциации в обучении и т.д. Безусловный учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся разных возрастов, классов, групп; учет особенностей, интересов, склонностей, запросов учащихся.

7 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Традиционный подход к называнию темы урока в соответствии с текстом государственных программ. Стремление к поиску и по возможности формулирование, кроме темы, еще и так называемого «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки и т.п., эмоционально выражающих в сжатом виде суть главной идеи урока.

8 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Игнорирование возможностей воспитания в процессе обучения. Специально спланированная (то есть продуманная) деятельность учителя по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока, то есть воспитания и в процессе обучения.

9 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Комплексное планирование задач по трем группам: I.Педагогические цели: обучения, воспитания, развития и социализации личности, так называемые креативные, оздоровительные и др. это цели развития ре­ бенка (главные цели); II.Цели развития образовательного процесса (для повышения качества этого процесса): диагностические, познавательные, исследовательские; III.Цели саморазвития учителя: а)профессионального; б)личностного.

10 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Перегруженность содержания учебного материала, потеря сути за деталями, за обилием второстепенного материала, не обоснованное стремление отойти от учебника, отношение к ребенку, как к безразмерной емкости… Обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, то есть главного, существенного, и отработка на уроке именно этого материала.

11 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Отсутствие какого бы то ни было продумывания ценностных оснований отобранного для урока учебного материала. Продумывание и по возможности формулирование хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.

12 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Отсутствие какого бы то ни было стремления к раскрытию личностного смысла конкретных знаний для большинства учеников. Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала.

13 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Игнорирование межпредметных связей и, как следствие, – межпредметной координации учебного материала, полагая, что целостная мировоззренческая картина мира возникает в головах детей сама собой, автоматически. Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о мире и с целью развития эрудиции школьников.

14 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Оторванность теоретических знаний от их использования или недостаточное внимание к применению знаний. Осознанное и неосознанное формирование человека только знающего. Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений. |

15 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Отсутствие на уроке упражнений по использованию знаний в измененных обстоятельствах. Включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной (подобной), сходной, частично новой (измененной) и в полностью незнакомой ситуации.

16 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка – стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия. Только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения, исходя из знания системной классификации методов обучения, сильных и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса.

17 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Отсутствие опоры на какие-то технологии развивающего обучения или же использование какой-то одной из них (якобы универсальной) по отношению ко всем учащимся. Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение к разным классам или группам учащихся.

18 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Недостаточное использование групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны. Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности. Обоснованность выбранной формы обучения или сочетания форм.

19 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественная дифференциация объема и степени сложности учебного материала). Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных возможностей с акцентом на применение мер дифференци­ рованной помощи школьникам с разным уровнем подготовки по предмету и отношения к учению (без существенного снижения сложности учебного материала).

20 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда Специально спланированная работа учителя по формированию надпредметных способов учебной деятельности.

21 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Пассивность значительной части школьников в учебном процессе. Специально продуманная по отношению к некоторым учащимся работа учителя по мотивации их учебной деятельности с целью формирования у них и у всех учащихся устойчивой мотивации познания как одной из важнейших целей (и результатов) школы XXI века.

22 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Создание реальных условий для проявления каждым учеником самостоятельности (насколько это возможно и необходимо) на основе понимания ценности субъектной позиции ребенка в обучении.

23 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Гипертрофированное применение тех или иных средств обучения, их не комплексное и нецелесообразное использование. Только обоснованное, целесообразное, рациональное и комплексное использование тех или иных средств обучения (учебников, наглядных пособий, технических средств и др.).

24 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Игнорирование возможностей компьютерного обучения по всем предметам, кроме информатики. Органичное, корректное и только целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии на уроках по всем предметам.

25 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Знание учителем определений «психосберегающие, здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии». Организация образовательного процесса на уроке в соответствии с этим знанием и пониманием того, какой ценой достигаются положительные образовательные результаты.

26 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Традиционный подход к формированию домашних заданий учащимся: всем одно и то же, без дифференциации и без какой бы то ни было оценки времени его выполнения. По возможности дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объему) для разных групп учащихся; с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими, экономии времени третьими и т.д.

27 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Недооценка гигиенических условий обучения. Обеспечение только благоприятных для работы на уроке гигиенических условий.

28 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Обеспечение максимально благоприятных для работы на уроке эстетических условий, переход от обеспечения эстетики не только формы, но и акцентирование внимания на эстетике идеи как в оформлении кабинета, так и в содержании отобранного учебного материала.

29 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Недооценка благоприятных взаимоотношений учителя и учащихся в процессе обучения. Общение с учащимися на уроке только на основе сочетания высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника.

30 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя на учащихся.

31 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Выбор учителем оптимального для конкретного урока соотношения рационального (интеллектуального) и эмоционального в работе с детьми.

32 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Развитие учителем в себе и использование в работе на уроке артистических умений, педагогической техники, исполнительского мастерства.

33 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность (и умение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов, предварительное продумывание которых должно превратиться в привычку.

34 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Эпизодический (нерегулярный) анализ результатов. Или отсутствие анализа вовсе. Регулярный анализ полученных на уроке (или системе уроков) результатов обучения, воспитания, развития школьников.

35 Недостаток сложившейся практики урока в школе Рекомендации, черты современного урока или требования к уроку XXI века Устаревший порочный подход к оценке (самооценке) качества работы учителя по числу успевающих на «4» и «5». Оценка (самооценка) работы учителя по совпадению (или несовпадению) реальной успеваемости с ее прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребенка, то есть с уровнем максимально возможных для конкретного ребенка результатов.