Вариативная часть основной образовательной программы вуза: свободы и ограничения, возможности внешней оценки качества Попова Е.П., Коршунов С.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подходы к формированию профилей подготовки в бакалавриате Предложения Рабочей группы по формированию профилей подготовки бакалавров и специализаций подготовки.
Advertisements

Обеспечение перехода на новые ФГОС ВПО и уровневую подготовку В ВУЗЕ Попова Е.П.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Разработка вузами основных образовательных программ.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
БУЯНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ.
Образовательная программа как нормативно- управленческий документ образовательного учреждения.
Учебно - методическое управление Март 2012 г. ФГБОУ ВПО « Марийский государственный университет »
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АККРЕДИТАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ АККРЕДИТАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Владимир Николаевич.
Вопросы обеспечения образовательных организаций примерными основными профессиональными образовательными программами Олег Евгеньевич Пермяков, д.п.н., главный.
Нормативно-правовая база введения ФГОС ДО Зам. зав.по ВиМР МКДОУ д/с 59 Л.А.Антипова, ст.воспитатель МКДОУ д/с 59 С.А.Татарницева.
Москва, 22 – 23 марта 2012 года Московский городской психолого–педагогический университет УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ При поддержке: Министерства образования.
Задачи организации введения ФГОС дошкольного образования Сентябрь 2013.
Национальное агентство развития квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты.
Особенности проектирования рабочих программ учителя Масюкова Н.Г., руководитель кафедры гуманитарных дисциплин СКИРО ПК и ПРО.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Концепция выполнения работ (услуг) «Организация и проведение апробации ФГОС общего образования второго поколения (начальная школа) и материалов, обеспечивающих.
1 О реализации плана работы Учебно-методического объединения в 2009 году И.А.Горлинский первый проректор по учебной и научной работе
Транксрипт:

Вариативная часть основной образовательной программы вуза: свободы и ограничения, возможности внешней оценки качества Попова Е.П., Коршунов С.В.

Вопросы (проблемы): -какие требования по включению в ПООП бакалавров наименований профилей; -как вузам выбирать (формировать) профиль подготовки в ООП, в т.ч. его название; -какой порядок создания новых профилей подготовки; - как и кто будет доводить информацию о профилях до заинтересованных лиц

Подходы к решению: Первый подход: предполагает систематизацию профилей подготовки бакалавров, которые будут реализовывать вузы РФ в рамках ООП бакалавров с момента введения ФГОС ВПО. Второй подход: предполагает сохранение свобод вузов в установлении наименований профилей подготовки бакалавров и магистерских программ, предусмотренных в ГОС ВПО второго поколения. Третий подход: предполагает организацию работ по установлению профилей подготовки бакалавров в рамках действующих нормативных и методических документов: - ФГОС по направлениям подготовки бакалавров, - письмо Минобразования России от «О разработке основных образовательных программ».

Первый подход : систематизация профилей подготовки бакалавров, которые будут реализовывать вузы РФ в рамках ООП бакалавров с момента введения ФГОС ВПО. Для этого: Минобрнауки России организует формирование, утверждение и ведение на первом этапе - Реестра профилей подготовки бакалавров, на втором этапе – Общероссийского классификатора образовательных программ (ОКОП). Реестр должен включать профили подготовки, систематизированные по направлениям подготовки бакалавров.

I. Формирование Реестра профилей подготовки бакалавров Предусмотреть в Реестре: - базовые профили, совпадающие с наименованиями специальностей ВПО по таблице соответствий, утвержденной приказом Минобрнауки России от , - инициативные профили - новые профили, предложенные разработчиками в ПООП (письмо Минобрнауки России от «О разработке примерных основных образовательных программ профессионального образования») Базовые профили и инициативные профили предлагается объединить в отдельные группы в ПООП бакалавров. Наименования инициативных профили включать в Реестр при положительных результатах экспертизы учебно-методического обеспечения данных профилей как части ПООП.

Формирование Реестра профилей подготовки бакалавров: Экспертизу ПООП по поручению Минобрнауки России могут проводить: - Федеральный институт развития образования - или Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов Минобрнауки России - или иные государственно-общественные организации, созданные министерством, например координационными советами по областям.

II. Ведение Реестра профилей подготовки бакалавров: Введение в Реестр наименований новых профилей, не включенных в ПООП бакалавров, возможно: - после апробации таких профилей на инновационных площадках, созданных в соответствии с приказом Минобрнауки России от 23 июня 2009 г. N 218 "Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования", - при поддержке координационного совета в конкретной области.

Ведение Реестра профилей подготовки бакалавров: Исключение из Реестра наименования профиля: если данный профиль не реализуется ни в одном вузе в течение ряда лет. Предложения об исключении профиля вносит координационного совета в конкретной области.

Ведение Реестра профилей подготовки бакалавров: Изменение наименования профиля в Реестре: по представлению координационного совета в конкретной области и по результатам апробации на инновационной площадке. Инициаторами введения, исключения или изменения наименования профиля в Реестре могут выступать: - вузы, - государственно-общественные организации в системе образования, - ассоциации вузов, ассоциации работодателей, - министерства и ведомства, имеющие подведомственные вузы. Соответствующие предложения должны направляться инициаторами в координационные советы.

Кодификация профилей подготовки бакалавров: До утверждения ОКОП предусмотреть в Реестре наименования профилей, расположенные по принадлежности к направлению подготовки, без указания кода профиля. Для обеспечения статистического учета реализуемых ООП бакалавров с учетом профиля подготовки предлагается: - вузам при предоставлении сведений в государственную статистику указывать наименования профилей бакалавриата в группе 99. Прочие программы, - внесение соответствующих изменений в формы статистической отчетности, заполняемые ежегодно вузами ????. В ОКОП с кодами предлагается включать профили, которые докажут свою жизнеспособность и востребованность в системе образования (то есть их реализуют достаточное количество вузов).

III. Утверждение Реестра профилей подготовки бакалавров Реестр профилей подготовки бакалавров, а также изменения и дополнения в нем, утверждаться или объявляться Минобрнауки России. Организационно-техническое сопровождение формирования и ведения Реестра может быть поручено министерством: - Координационному совету учебно-методических объединений и научно-методических советов Минобрнауки России; - или Федеральному институту развития образования, - или иной подведомственной Минобрнауки России организации

Для реализации Первого подхода потребуется: 1. Внести следующие изменения в ФГОС бакалавров : -исключить приложения к ФГОС, содержащие перечени профилей, - заменить фразу «Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО» словами «Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии Реестром профилей подготовки бакалавров, объявленным Минобрнаукой России. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, а также федеральные университеты и университеты, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", могут устанавливать профиль ООП самостоятельно».

Для реализации Первого подхода потребуется: 2. Разработать и утвердить нормативно-методические документы: -Порядок формирования, ведения и утверждения Реестра профилей подготовки бакалавров; - Рекомендаций (требования) по формированию наименований профилей подготовки бакалавров; - Порядок разработки и утверждения ПООП в системе ВПО; -Порядок формирования ООП на базе ФГОС и самостоятельно устанавливаемых вузами образовательных стандартов и требований.

Для реализации Первого подхода потребуется: 3. Поручить разработчикам ФГОС - разработчикам ПООП бакалавров: - выделить в ПООП группу базовых профилей и группу инициативных профилей, внесенных в ПООП по инициативе разработчиков; - разработать учебно-методическое обеспечение для дисциплин базовых и инициативных профилей; - представить ПООП для проведения их экспертизы. 4. Поручить ФИРО (или государственно-общественным организациям) провести экспертизу ПООП, разработанных разработчиками ФГОС бакалавров и, по результатам экспертизы, представить предложения по включению в Реестр инициативных профилей.

Для реализации Первого подхода потребуется: 5. Поручить Ведущим вузам представить наименования профилей подготовки бакалавров, реализуемых ими в рамках ФГОС ВПО, в КС по областям и в ФИРО (или иной подведомственной министерству организации) для включения в Реестр. 6. Поручить ФИРО (или иной подведомственной министерству организации) сформировать Реестр, включающий наименования базовых профилей и инициативных профилей, определенных для включения в Реестр по результатам экспертизы ПООП бакалавров. 7. Утвердить (объявить) Реестра профилей подготовки бакалавров.

Второй подход: предполагает сохранение свобод вузов в установлении наименований профилей подготовки бакалавров и магистерских программ, предусмотренных в ГОС ВПО второго поколения.

При Втором подходе: - все вузы, не зависимо от их категории, получают право самостоятельно устанавливать наименования профилей подготовки или выбрать профили, указанные в ПООП, утвержденных руководителями базовых вузов – разработчиками соответствующих ФГОС ВПО; - ПООП должны предусматривать наименования профилей, совпадающие с наименованиями специальностей ВПО по таблице соответствий и наименования профилей, предложенные разработчиками соответствующих ФГОС –ПООП; - все профили, указанные в ПООП, предлагается считать базовыми профилями. ПООП должны содержать учебно-методическое обеспечение для всех базовых профилей подготовки бакалавров данного направления; - профили, наименования которых вузы установили самостоятельно, и не предусмотренные в ПООП по данному направлению подготовки бакалавров, предлагается считать инициативными профилями

При Втором подходе: Координационные советы по областям (по поручению Минобрнауки России): организуют мониторинг реализации вузами профилей бакалавров в конкретных областях, готовят аналитические материалы, содержащие сведения о наименованиях профилей (базовых и инициативных), наименованиях профилей, созданных на инновационных площадках, количестве вузов их реализующих, численности обучающихся по каждому профилю, размещают на своих сайтах перечни профилей, аналитические материалы мониторинга и (или) передают их для размещения на сайте в ФИРО.

Решение вопроса кодификация профилей подготовки бакалавров: До утверждения ОКОП: - КС по областям располагают наименования профилей по принадлежности к направлению подготовки, без указания кода профиля. -Вузы при предоставлении сведений в государственную статистику указывать наименования профилей в группе 99. Прочие программы. В ОКОП с кодами предлагается включать профили, которые докажут свою жизнеспособность и востребованность в системе образования (то есть их реализуют достаточное количество вузов) по представлению соответствующего КС в области, обеспечивающего мониторинг реализации профилей подготовки бакалавров по поручению министерства.

Для реализации Второго подхода потребуется: 1. Внести следующие изменения в утвержденные ФГОС бакалавров: - исключить приложения к стандартам, содержащим перечни профилей, - заменить фразу «Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО» словами «Профиль ООП определяется высшим учебным заведением самостоятельно или в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО». 2. Внести изменения в приложение к письму Минобрнауки России от , изложив текст ответа в следующей редакции: «Ответ: При проектировании профильной подготовки бакалавров в рамках вариативной части ООП вуз может выбрать профиль (профили), указанный (указанные) в примерной основной образовательной программе,…….

Для реализации Второго подхода потребуется: 3. Разработать и утвердить нормативно-методические документы: - Рекомендаций (требования) по формированию наименований профилей подготовки бакалавров; - Порядок формирования ООП на базе ФГОС и самостоятельно устанавливаемых вузами образовательных стандартов и требований; - Порядок разработки и утверждения ПООП в системе ВПО.

Для реализации Второго подхода потребуется: 4. Поручить разработчикам ФГОС (разработчикам ПООП бакалавров): - включить в ПООП профили, наименования которых совпадает с наименованием специальностей по таблице соответствий, утвержденной приказом Минобрнауки России от и профили, наименование которых, внесенных в ПООП по инициативе разработчиков. Считать профили, указанные в ПООП базовыми профилями; - разработать учебно-методическое обеспечение для дисциплин базовых профилей. 5. Поручить разработчикам ПООП бакалавров и разработчикам новых профилей, созданных на инновационных площадках, представлять ПООП в КС по областям для размещения на сайтах.

Для реализации Второго подхода потребуется: 6. Поручить КС по областям (или иным государственно-общественным организациям): - размешать на своих сайтах ПООП, поступающие от разработчиков ПООП; - организовать мониторинг реализации вузами профилей подготовки бакалавров в конкретных областях, формирование аналитических материалов и представление в Минобрнауки России и ФИРО для размещения на сайте организации; -размещать на собственных сайтах аналитические материалы, подготовленные по результатам мониторинга. 7. Поручить вузам Российской Федерации, не зависимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой форм собственности, представить в КС советы по областям сведения для мониторинга реализации профилей.

Третий подход Третий подход предполагает организацию работ по установлению профилей подготовки бакалавров в рамках действующих нормативных и методических документов: - ФГОС по направлениям подготовки бакалавров, - письмо Минобразования России от «О разработке основных образовательных программ».

При третьем подходе: 1.Профиль ООП определяется вузом в соответствии с ПООП (в редакции ФГОС бакалавров). 2. «При проектировании профильной подготовки бакалавров в рамках вариативной части ООП вуз должен выбрать профиль (профили), указанный (указанные) в примерной основной образовательной программе, утвержденной руководителем базового вуза – разработчика соответствующего ФГОС ВПО. Если ФГОС ВПО создан двумя и более разработчиками, то остальные вузы могут ориентироваться на перечень профилей, представленных в примерных основных образовательных программах вузов- разработчиков. Вуз может разработать ООП и без указания профиля подготовки» (в соответствии с письмом Минобразования России от ).

При третьем подходе: 3. Ведущими вузами целесообразно предоставить право самостоятельно устанавливать наименование профилей подготовки бакалавров для своих ООП, в том числе, при реализации ФГОС бакалавров.

При третьем подходе: 4. Введение новых профилей в ПООП должно осуществляться разработчиками ПООП при положительном заключении КС в соответствующей области, подготовленном по результатам экспертизы предложения о создании нового профиля в рамках направления подготовки. Предложение должно содержать наименование профиля и его учебно-методическое обеспечение. Инициаторами предложений могут выступать вузы, государственно-общественные объединения, в том числе, КС по областям (или иные государственно-общественные объединения), работодатели, заинтересованные ведомства. Новые профили, сформированные на инновационных площадках, включаются в ПООП разработчиками ПООП без заключения КС по областям.

При третьем подходе: 5. КС по областям: проводят анализ ПООП по направлениям подготовки, отнесенных к ведению Совета (или объединению), и организуют обобщение профилей подготовки бакалавров, формируют соответствующие перечни профилей; организую мониторинг реализации вузами профилей подготовки бакалавров в конкретных областях и формирование аналитических материалов, содержащих сведения о наименованиях профилей, наименованиях профилей, созданных на инновационных площадках, количестве вузов их реализующих, численности обучающихся по каждому профилю; представляют аналитические материала по результатам мониторинга в Минобрнауки России и ФИРО аналитические материала по результатам мониторинга.

Для реализации Третьего подхода потребуется: 1. Внести следующие изменения в утвержденные ФГОС бакалавров: - исключить приложение к стандарту, содержащее перечень профилей, - фразу «Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.» дополнить словами: «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные ГОВПО, перечень которых утверждается указом Президента РФ, а также федеральные университеты и университеты, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", могут устанавливать профили ООП самостоятельно». 2. Разработать и утвердить Порядок формирования новых профилей подготовки бакалавров Порядок формирования новых профилей должен устанавливать требования к наименованию профиля, к присутствию профиля в 2-х направлениях подготовки.

Для реализации Третьего подхода потребуется: 3. Поручить КС по областям: - проводить экспертизу предложений о создании новых профилей в рамках направлений подготовки бакалавров, - формирование перечней профилей по курируемым направлениям подготовки, - мониторинг реализации вузами профилей и формирование аналитических материалов с представлением их Минобрнауки России и ФИРО для размещения на сайтах; - размещение на своих сайтах: ПООП, перечней профилей подготовки бакалавров, аналитических материалов мониторинга реализации вузами профилей подготовки.

Для реализации Третьего подхода потребуется: 4. Поручить разработчикам ПООП вносить новые профили в ПООП (при наличии положительного заключения КС в области). 6. Организовать информирование вузов и заинтересованных организаций о порядке формирования новых профилей подготовки бакалавров и предоставлении в КС сведений, необходимых для мониторинга.

Для реализации Третьего подхода потребуется: 7. Р азработать и утвердить нормативно-методические документы: - Рекомендаций (требования) по формированию наименований профилей подготовки бакалавров; - Порядок разработки и утверждения ПООП в системе ВПО; - Порядок формирования ООП на базе ФГОС и самостоятельно устанавливаемых вузами образовательных стандартов и требований. 8. Для решения вопросов кодификации профилей могут быть использованы предложения, изложенные во Втором подходе.

Спасибо за внимание