Методологические и методические аспекты программ формирования гражданской идентичности в структуре социокультурной идентичности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методологические и методические аспекты программ формирования гражданской идентичности в структуре социокультурной идентичности.
Advertisements

Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Программа клуба для младших школьников. ФГОС требования к личностным результатамрезультатам.
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
Возраст и становление личности Учитель: Зверева С.В. Урок в 10 классе (профиль)
Северо-Западный филиал ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Российский государственный университет.
Возраст и становление личности - Какие этапы становления личности проходит человек на пути к личности? -Что такое «возраст»? -В чем состоят особенности.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 28 комбинированного вида «Формирование личностных качеств старших дошкольников.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ПЕТРОЗАВОДСКИЙ.
Подростковая школа Сидорова Н.А., заместитель директора МБОУ «Лицей 21» Первоуральска.
Гендерные конфликты в образовании ТЕМА 14.1 Гендерное воспитание = процесс социализации.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Через реализацию программы ЦГО «Перспектива». 4. Стандарт направлен на обеспечение: формирования российской гражданской идентичности обучающихся; 9. Личностные.
Познавательная активность учащихся В основе познавательной активности человека – его положительное отношение к содержанию и процессу Учения. Самоопределение.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения Материал подготовлен заместителем заведующего.
ФГОС ДО – поддержка детской инициативы
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
Компетентностно- ориентированное образование Технологии реализации.
Транксрипт:

Методологические и методические аспекты программ формирования гражданской идентичности в структуре социокультурной идентичности

Говоря о развитии/становлении/формировании любых видов идентичности, методологически следует разделять: процесс (идентификация) результат (идентичность)

Исследование процесса идентификации предполагает изучение и использование механизмов и объекта(ов) идентификации Исследование продукта предполагает изучение и формирование целостности, гармоничного соотношения устойчивости/изменчивости, социального/персонального, адекватной (просоциальной) иерархии ценностей и целей, позитивной временной перспективы

Процесс В отсутствии гражданского общества нет объекта, потому должна включаться в социокультурную идентичность как значимая часть ее структуры. Механизм – переживание, снижающее порог между субъектом и внешним миром и обеспечивающее интернализацию тех ценностей и норм, которые транслируются обществом (взрослыми). Продукт Целостность – принятие себя на протяжении всей жизни, обоюдное принятие личности и группы, удовлетворенность, оптимизм, положительное отношение к нормам соотношение категоризации и самокатегоризации, социализации- индивидуализации

Методически – основная проблема – адекватный выбор с точки зрения возраста и социокультурной принадлежности эталонов и методов их трансляции Соединение личностной и социокультурной идентичности можно выстраивать на основании образов малой группы и малой родины – как объектов идентификации

Объектами идентификации при формировании гражданской идентичности (особенно в детстве) могут быть герои сказок. Объектами идентификации могут (и должны) быть герои (в том числе литературные) и исторические события. При этом важным условием является раскрытие в их содержании как общечеловеческих ценностей, так и специфических культурных и гражданских эталонов Развитие временной перспективы предполагает не только трансляцию образов желаемого будущего, но и формирование реалистичности, уверенности в возможности управления своим будущим и толерантности к неопределенности.

Изучение процесса самокатегоризации показало, что она определяет ролевой репертуар и содержание ценностей и стереотипов, входящих в содержание идентичности. Все испытуемые в среднем дают высказываний относительно своего «Я», в содержание которых входят параметры, относящиеся к основным категориальным группам, отраженным в гистограмме.

1 – социальные роли, 2 – возрастные роли, 3 – гендерные роли, 4 – отнесение себя к определенному роду или национальности, 5 – физические признаки, 6 – личные качества, 7 – интеллектуальные качества, 8 –непостоянство- неопределенность, 9 – будущее/профессии, 10 – идеалы, 11 – другое (природа, абстрактные категории).

В целом различия в содержании идентичности связаны с качественными особенностями субъективных самоопределений: были отмечены существенные различия в их содержании и ролевом репертуаре. Студенты МГИМО чаще определяют себя по такому объективному признаку как гражданство (1,3% - 0,3%) и проявлению патриотизма (1,6% -0), несмотря на их преимущественное представление о себе в будущем как работающих и живущих за границей, много путешествующих (29% - 19%). Студенты МОСУ в основном определяют себя по гендерным и физическим характеристикам или будущим профессиям.

В группе субъективных характеристик студентов МГИМО отмечено появление новых категорий: «растения» (цветок, дерево, вишня, природа, лёд, звезда, свет, стекло, ветер), «животные» (мечтательная птица и др.), «философские параметры» (утверждение, поиски, стремление, возрождение, потеря, движение, дело, слова, бесконечность, свежая идея, часть истории, история, жизнь, богиня, мир, лицо, судья и т.д.). Именно в этой подгруппе появляются и определения, связанные с новыми социальными ролями: меценат, основатель фонда помощи голодающим детям Африки, будущего Земли и т.п. Эти категории самоопределения нашли отражение и в сочинениях «Мое будущее. У студентов МОСУ доминирует видение своего будущего только в контексте карьерного роста (32% - 12,5%).

Студентам МГИМО свойственно расширение круга общения, включение друзей и родителей не только в контекст самоописаний, но и в представления о своем прошлом, настоящем и будущем, у них также более выражена направленность на социальные ценности, установки и роли, в то время как у студентов МОСУ – на материальные ценности и карьеру. Для студентов МГИМО характерна достаточно высокая степень уверенности в себе, своем будущем (они чаще пишут о будущем как об уже свершившемся, т.е. в настоящем времени), что соответствует степени их активности и уверенности в том, что в будущем все зависит от них самих Таким образом, у юношей и девушек такие параметры самокатегоризации как уверенность в своем будущем, степень защищенности, материальная обеспеченность и возможность свободного перемещения по миру определяют количество и содержание ролевого репертуара и гражданского (социокультурного) содержания идентичности.