Состояние дел в отечественной системной инженерии. Проблемы образования и подготовки кадров Батоврин В.К. Зав. каф. информационных систем МИРЭА Семинар:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка кадров в области ИКТ стандартизации В.К. Батоврин Зав. кафедрой информационных систем МИРЭА Стандартизация информационных технологий и интероперабельность.
Advertisements

Соискатель – Шахназарян К.В. Научный руководитель – кандидат юридических наук Семенюк Д.П.
Проект «Развитие научной и инновационной деятельности» ЦИВИЛЬСК 2011 РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Национальная система ПОД/ФТ и концепция создания общероссийской системы подготовки и переподготовки ее кадрового ресурса 1 Федеральная служба по финансовому.
Деятельность НП «Экспертный клуб» промышленности и энергетики» в рамках формирования современной квалификационной системы Разработка методики определения.
О научном студенческом обществе Архангельского индустриально- педагогического колледжа Актуальная информация о работе творческого объединения студентов.
Актуальные вопросы подготовки специалистов в области стандартизации и метрологии в контексте реформы технического регулирования Проректор по стратегическому.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ «РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
ПРОГРАММНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ новый Российский образовательный стандарт Руководитель отделения С.М. Авдошин Отделение программной инженерии Факультет бизнес-информатики.
Межотраслевое профессиональное объединение в области оценки программ, реализуемых для детей Проект
Стратегия развития отрасли ИТ в России. Вклад Уральского федерального университета. Докладчик Богданович Ирина Александровна Директор по информационным.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Роль Центра Научных Инноваций НАНА в инновационном развитии экономики Азербайджана Директор Центра Научных Инноваций Национальной Академии Наук Азербайджана.
Анализ состояния экспериментальной работы в учреждениях НПО Сергеева Т.А. Учебный Центр ФИРО Кафедра образовательного проектирования.
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО Версия 0.1 (15 октября 2009г.)
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ЭКОНОМИКЕ»
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ У. Бегимкулов Головной научно - методический центр при.
Москва, 22 – 23 марта 2012 года Московский городской психолого–педагогический университет УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ При поддержке: Министерства образования.
Казанский (Приволжский) федеральный университет Институт управления и территориального развития Магистерская программа «АНАЛИТИКА В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕСОМ»
Университетский округ инновационных образовательных учреждений ПГГПУ.
Транксрипт:

Состояние дел в отечественной системной инженерии. Проблемы образования и подготовки кадров Батоврин В.К. Зав. каф. информационных систем МИРЭА Семинар: Повышение эффективности управления жизненным циклом объектов атомной энергетики. Системная инженерия

Системная инженерия Системная инженерия – междисциплинарный подход и методика, определяющие полный набор технических и управленческих усилий, которые требуются для того, чтобы преобразовать совокупность потребностей и ожиданий заинтересованных сторон и имеющихся ограничений в эффективные системные решения и обеспечить реализацию этих решений в течение жизненного цикла системы 2

Основы системной инженерии 3 СИСТЕМНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЭФФЕКТИВНЫХ СИСТЕМАХ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОРМАТИНО-ТЕХИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКА КАДРОВ ПРАКТИКА ПРОЕКТОВ

Научно-методические основы В мире ежегодно издаются десятки книг и журналов по системной инженерии Ежегодно проводятся многочисленные международные конференции по системной инженерии Ведущие интеграторы: – Institute of Electrical and Electronics Engineers (IEEE) – International Council on Systems Engineering (INCOSE) 4

Практика проектов Достижения системной инженерии в практике проектов используют ведущие мировые организации и компании, занятые заказом, сопровождением и созданием систем, среди них: – US Department of Defense – US Federal Aviation Administration (FAA) – National Aeronautics and Space Administration (NASA) – MITRE Corporation – Boeing 5

Отечественная практика системной инженерии В основе современной отечественной практики лежит создание систем обеспечения основного производства или оказания услуг Среди руководителей компаний распространено мнение, что для разработки, а в ряде случаев и сопровождения, таких систем следует пригласить зарубежного системного интегратора При таком подходе на первый план выходят вопросы управления проектом, методологические вопросы создания систем практически не рассматриваются Среди технических вопросов основное внимание уделяется управлению требованиями, которое, как правило, рассматривается вне контекста управления полным ЖЦ системы 6

Нормативно-технические основы Основной вклад в создание стандартов и спецификаций системной инженерии вносят: – ISO/IEC/JTC1/SC7 – методология, модели, процессы, архитектура, качество, зрелость – ISO/TC184/SC4 и SC5 – архитектура, модели, данные о продукции – IEEE – методология, модели, процессы, архитектура – INCOSE – методология, включая рекомендации по применению Указанные организации имеют план совместных работ 7

Отечественные ТК22 и ТК 459 ТК 22 Информационные технологии Организация, ведущая секретариат ТК НИИ "Восход" Председатель ТК - Пьявченко Аскольд Николаевич - зам.директора НИИ «Восход» Соответствующая международная организация по стандартизации: Объединенный технический комитет JTC 1 ИСО/МЭК «Информационные технологии» Представитель в ТК ИСО: О.С.Якимов- зам. директора ВНИИстандарт Управление Ростехрегулирования - Управление технического регулирования и стандартизации НИИ системы Ростехрегулирования - ФГУП "ВНИИНМАШ" ТК бывшего СССР перерегистрирован в качестве российского ТК Область деятельности ТК - Перечень продукции по ОК ТК 459 Информационная поддержка жизненного цикла изделий Организация, ведущая секретариат ТК - КВФ "Интерстандарт" Председатель ТК - Якимов Олег Серафимович Соответствующая международная организация по стандартизации: Технические комитеты ИСО: TC 184/SC 4 Промышленная информация и JTC 1 ИСО/МЭК «Информационные технологии» Технический комитет МЭК TC 93 Design automation Управление Ростехрегулирования - Управление технического регулирования и стандартизации НИИ системы Ростехрегулирования - ФГУП "ВНИИНМАШ" ТК бывшего СССР перерегистрирован в качестве российского ТК Область деятельности ТК - Перечень областей стандартизации по ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС ) ) Дата создания ТК

Стандарты системной инженерии и описания продукции Международная практикаОтечественная практика В области системной инженерии сегодня действует около 20 официальных международных стандартов В области описания продукции сегодня действует более 500 гармонизированных международных стандартов В области системной инженерии сегодня действует один национальный стандарт В области описания продукции сегодня действует менее двадцати национальных стандартов 9

Подготовка кадров по системной инженерии. Международная практика Практически все ведущие технические университеты имеют в своих программах блок дисциплин, посвященных изучению методологии и практики системной инженерии Успешно реализуется множество программ повышения квалификации и переподготовки кадров в области системной инженерии 10

Отечественная практика подготовки кадров по системной инженерии О современной отечественной практике подготовки системных инженеров докладчику неизвестно Курс «Системная инженерия» читается сегодня магистрантам МФТИ, МИРЭА и МИСиС Отечественные методические материалы по системной инженерии практически отсутствуют 11

Зарубежные академические программы по стандартизации Академические специалисты и представители промышленности стран Северной и Южной Америки, Европы, Азии и Австралии считают обучение в области ИКТ стандартизации одним из приоритетных направлений подготовки ИКТ специалистов высшей квалификации Для достижения успеха в этой работе используются все доступные методические, организационные и технические ресурсы, в частности: – в учебно-методические материалы большинства вузов включатся разделы, отражающие содержание основополагающих ИКТ стандартов. – формируются специальные академические программы, направленные на повышение качества подготовки в области ИКТ стандартизации – в подготовке и реализации академических программ активное принимают участие представители международных организаций стандартизации, работники корпораций, заинтересованных в специалистах, ведущие высшие учебные заведения и научно- исследовательские институты – проводятся конкурсы как между вузами, так и между студентами 12

Роль организаций по стандартизации 13 Высокую активность в деле обучения ИКТ стандартизации проявляют: – официальные международные организации стандартизации (ISO, IEC, ITU) – региональные и национальные организации стандартизации (CEN, CENELEC, ETSI, NIST, ANSI) – некоммерческие объединения и организации, работающие в сфере ИКТ (IEEE, IFAN, SEI, ECMA, ATSM и другие)

Содержание работ Организации стандартизации и представители промышленности помогают вузам в формировании и реализации академических программ: – чтение лекций специалистами, – проведение мастер-классов, – разработка учебно-методических материалов, – помощь в развитии инфраструктуры и т.д. Академические специалисты самостоятельно разрабатывают множество учебно-методических материалов, что в частности, отражается в большом количестве издаваемой, в основном на английском языке, учебной литературы, посвященной как ИКТ стандартизации, так и изучению содержания и вопросов применения ИКТ стандартов de jury и de facto. 14

Опыт Еврокомиссии На портале Еврокомиссии мы находим раздел, посвященный формированию и развитию академической сети, занятой исследованиями и разработками в области ИТ-стандартизации Сегодня в этой сети объединены: – более 20 университетов из 8 европейских стран – 11 региональных и национальных организаций стандартизации, включая CEN, CENELEC и ETSI – 8 крупных НИИ из 7 стран членов ЕС – 4 НИИ и университета, включая Белорусский национальный технический университет, из европейских стран, не входящих в содружество. 15

Профессиональные объединения 16 Начиная с 2006 года, международной координацией работ в сфере обучения стандартизации занимается специально созданная Международная комиссия по обучению в сфере стандартизации (International Cooperation on Education about Standardization – ICES) ICES активно сотрудничает с работающей уже около 15 лет Европейской академией стандартизации (European Academy for Standardization – EURAS) В своей деятельности ICES основное внимание уделяет проблемам обучения в сфере ИКТ стандартизации.

Гармонизация усилий 17 Регулярно проводятся встречи представителей вузов, промышленности и науки, на которых обсуждаются проблемы обучения стандартизации Один из ключевых вопросов гармонизация и согласование усилий по повышению эффективности подготовки кадров

Особенности базовой подготовки в вузах РФ Для лиц, проходящих подготовку по: – естественнонаучным специальностям (код ), например, системные программисты; – по педагогическим специальностям (код ), например, учителя информатики; – по 4 из 5 специальностей защиты информации (код ); – по междисциплинарным специальностям (код ), например, информатики; – по направлению экономика и управление (код ), например, бакалавры и магистры бизнес-информатики примерные учебные планы, входящие в состав ГОС ВПО, не предусматривают обязательного знакомства хотя бы с минимальным набором сведений в области ИКТ стандартизации 18

Выводы В нашей стране работы в области освоения и развития научно-методических основ системной инженерии ведутся отдельными группами энтузиастов Практика отечественных проектов, базирующихся на планомерном, последовательном использовании рекомендаций и достижений системной инженерии по существу отсутствует Участие российских специалистов в работе международных организаций стандартизации и профессиональных организаций, занятых проблематикой системной инженерии до последнего времени было крайне ограниченным Оригинальные национальные стандарты создания систем не разрабатываются уже 20 лет. Методом прямого введения в качестве национальных введено не более % актуальных международных стандартов, имеющих отношение к созданию систем, разработке архитектуры систем и к описанию продукции В государственных образовательных стандартах и примерных учебных планах подготовки по направлениям и специальностям инженерного профиля практически не предусмотрено знакомство с основами современных подходов к созданию сложных систем. Вся работа в этом направлении ведется силами отдельных энтузиастов. Отечественные компании до последнего времени не сформировали для высшей школы заказа на подготовку специалистов, способных на современной основе создавать сложные системы и управлять их жизненным циклом. 19