Рабочая программа дисциплины (модуля) Начальник УМУ, профессор Фомин Н.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Advertisements

ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Структура УМК дисциплин, реализуемых по ФГОС 3 поколения.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Консультация для преподавателей Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский профессиональный.
Документы, регламентирующие практику Докл. Матына Л.И.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Главный документ в университете – образовательная программа.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Структура.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Использование компетентностного подхода при разработке рабочей программы учебной дисциплины.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования Приказ Министерства образования и науки.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
Транксрипт:

Рабочая программа дисциплины (модуля) Начальник УМУ, профессор Фомин Н.В.

«Болонская система состоялась, никаких возвратов назад уже не будет. В результате начали происходить качественные изменения в содержании образования, в методиках, в технологиях. Даже если бы не было Болонской системы, мы должны были что-либо подобное придумать: у нас сегодня огромное количество вузов, преподавателей, которые учат тому же, чему и лет назад. Это ведет к однозначному отстаиванию от требований времени. И поэтому включение в болонский процесс как минимум вынудило писать новые курсы, по-новому осмысливать то, что дается студентам. Это очень сильная мотивация для того, чтобы улучшить систему и поменять свои подходы к преподаванию». А. Фурсенко

Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ, МОДУЛЬНЫЙ и КРЕДИТНЫЙ подходы - единый и неразрывный принцип создания учебных программ в рамках Болонского процесса

Общая структура (макет) рабочей программы учебной дисциплины (модуля)

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС: ФГОС по направлению подготовки ВПО ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по направлению подготовки (единая или для каждого из профилей), создается базовыми вузами-разработчиками ФГОС, имеет рекомендательный характер ВУЗОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по конкретному профилю подготовки, разрабатывается вузом / факультетом

При разработке рабочей программы должны быть учтены: ФГОС ВПО и ПрОООП; содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных федеральными органами образования; требования организаций – потенциальных потребителей выпускников; требования выпускающих кафедр; содержание программ дисциплин, изучаемых на предыдущих и последующих этапах обучения; материальные и информационные возможности университета; новейшие достижения в данной области; содержание примерной программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), которые могут входить в примерную основную образовательную программу, разработку которых осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации (имеют рекомендательный характер).

Содержание и реализация рабочей программы должна удовлетворять следующим требованиям: 1. четкое определение места и роли данной дисциплины в формировании компетенций или их элементов, указанных в разделе 3 ООП ВПО по соответствующей специальности (направлению); 2. установление и конкретизация на этой основе учебных целей и задач изучения данной дисциплины; своевременное отражение в содержании образования результатов развития науки, техники, культуры и производства, других сфер человеческой деятельности, связанных с данной учебной дисциплиной;

Содержание и реализация рабочей программы должна удовлетворять следующим требованиям: 3. последовательная реализация внутри- и межпредметных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами учебного плана специальности (направления); 4. оптимальное распределение учебного времени по темам курса и видам учебных занятий в зависимости от формы обучения, совершенствование методики проведения занятий с использованием современных технологий обучения и инновационных подходов к решению образовательных задач;

Содержание и реализация рабочей программы должна удовлетворять следующим требованиям: 5. улучшение планирования и организации самостоятельной работы студентов с учетом их бюджета времени, полноценное обеспечение самостоятельной работы учебной литературой; 6. активизация познавательной деятельности обучаемых, развитие их творческих способностей, усиление взаимосвязи учебного и научно-исследовательского процессов; 7. учет регионального компонента образования путем усиления профессиональной направленности образовательного процесса, отражения специфики и потребностей региона, его организаций, учреждений и предприятий различных форм собственности, запросов работодателей и конъюнктуры рынка труда.

Структура основной части рабочей программы должна содержать: 1)цели и задачи освоения дисциплины; 2)место дисциплины в структуре ООП ВПО; 3)требования к результатам освоения содержания дисциплины; 4)организационно-методические данные дисциплины; 5)содержание и структура дисциплины (модуля): а) содержание разделов дисциплины; б) структура дисциплины; в) лабораторные работы; г) практические (семинарские) занятия; д) курсовой проект (курсовая работа, расчетно- графическое задание, реферат, контрольная работа); е) самостоятельное изучение разделов дисциплины; ж) другие виды работы.

Структура основной части рабочей программы должна содержать: 6)организация текущего контроля; 7)образовательные технологии: а) интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях; 8)оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы студентов;

Структура основной части рабочей программы должна содержать: 9)учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля): а) рекомендуемая литература (базовый учебник, основная литература, дополнительная литература, периодические издания, Интернет-ресурсы); б) средства обеспечения освоения дисциплины (методические указания и материалы по видам занятий, программное обеспечение современных информационно- коммуникационных технологий по видам занятий); в) критерии оценки итоговой формы контроля; 10)материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля); 11)лист согласования рабочей программы; 12)дополнения и изменения к рабочей программе.

Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) ___________________ являются ______________________ __________________________________________________ (указываются цели освоения дисциплины (или модуля), соотнесенные с общими целями ООП ВПО)

Цель освоения дисциплины (на примере «Экология»): ознакомление студентов с концептуальными основами экологии как современной комплексной фундаментальной науки об экосистемах и биосфере; формирование экологического мировоззрения на основе знания особенностей сложных живых систем; воспитание навыков экологической культуры. В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные компетенции: демонстрировать и применять базовые представления об основах общей экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы (ОПК-10); знать и использовать на практике принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы (ОПК-14); планировать и реализовывать соответствующие мероприятия (ОПК- 15); оперировать основами законодательства РФ в области охраны природы и природопользования (ОПК-16).

Место дисциплины в структуре ООП ВПО Место дисциплины в структуре ООП ВПО________________________ ____________________________________________________________ (Указывается цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина (модуль). Дается описание логической и содержательно- методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками). Указываются требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей). Указываются те теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее.)

Место дисциплины среди дисциплин учебного плана ООП ВПО («Культурология») Культурология является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания федерального блока государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Преподавание культурологии опирается на базовое знание студентами обществознания, мировой и отечественной истории и искусства. Культурология использует философский категориальный аппарат. В курсе культурологии формируется ряд значимых компетенций, которые оказывают важное влияние на качество подготовки выпускников.

Понятие Компетенции применительно к сфере высшего образования Студент получает в вузе по избранному профилю образования: а) определенный необходимый объем базовых (теоретических) знаний; б) совокупность методологий и методик применения этих знаний в практической деятельности; в) определенный опыт подобного применения (в ходе учебных, производственных и иных практик, лабораторных работ, самостоятельных исследований и т.п.). Все эти отдельные элементы вместе составляют ожидаемую «компетенцию».

Требования к результатам освоения ООП Особенность ФГОС – формирование требований к результатам освоения ООП в терминах компетенций. Компетенция – комплексная характеристика готовности выпускника принять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. К О М П Е Т Е Н Ц И Я ЗНАНИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ОБЛАСТИ УМЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ ЛИЧНОСТНЫЕ, МОТИВАЦИОННО- ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Требования к результатам освоения ООП (компетентностная модель выпускника) Компетенции выпускника по направлению подготовки Общекультурные (10-20) Профессиональные (35-40) Общенаучные (базовые знания в области: математики и естественных наук, экономических наук и др.) Инструментальные (навыки работы с компьютером, письменная и устная коммуникация на родном языке, необходимое знание иностранного языка и т.д.) Социально-личностные Общепрофессиональные Базовые теоретические знания Базовые практические навыки Профильные и специальные Академические знания и навыки Практикоориенти рованные знания и навыки

Требования к результатам освоения ООП 1. Необходимо разработать паспорт и программу компетенции у выпускников по ООП. 2. В паспорте дается описание всех компетенций с их кодами: название компетенции; краткое содержание (определение и структура каждой компетенции); характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускника (пороговый уровень, повышенный уровень).

Требования к результатам освоения ООП Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: 1) Знать: ___________________________ (номер/индекс компетенции). 2)Уметь: ___________________________ (номер/индекс компетенции). 3)Владеть: ___________________________ (номер/индекс компетенции). (Примечание: В данном пункте рабочей программы дисциплины (модуля) рекомендуется раскрыть ожидаемые результаты освоения дисциплины во взаимосвязи с компетентностной моделью выпускника. Для каждого ожидаемого результата образования должно быть установлено соответствие с конкретной компетенцией (или несколькими компетенциями) (на уровне знания, умения, владения). Номер/индекс компетенции берется из компетентностной модели выпускника, представленной в ООП.).

Требования к результатам освоения ООП В результате освоения дисциплины студент должен (на примере «Философия»): Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития. Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений. Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения. Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.

Требования к результатам освоения ООП В результате освоения дисциплины студент должен (на примере «Химия»): Знать: основные положения современной теории строения атома, теории химической связи, энергетики и кинетики химических реакций, химического равновесия, основные соединения элементов и их химические превращения, основные классы органических соединений. Уметь: определять возможные направления химических взаимодействий, константы равновесия химических превращений. Владеть: методами расчета кинетических и термодинамических характеристик химических реакций.

Требования к результатам освоения ООП (Примечание: В данном пункте программы (или в приложении, поддерживающем данный пункт программы) рекомендуется разместить матрицу соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций. Сумма компетенций и их элементов, предлагаемых к формированию по каждой теме / разделу, соотнесенная с часами на изучение данной темы / раздела, позволяет оценить реальность формирования компетенций и скорректировать распределение часов.).

Структура и содержание дисциплины (модуль) Общая трудоемкость дисциплины составляет ______ зачетных единиц, ____ часов. В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы относятся лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий. модуля образовательной программы Наименование модулей дисциплины Аудиторная нагрузка, зач.ед. / часы Лекции Практические занятия Лабораторные работы Всего часов или зачетных единиц Формы контроля 1 Теория культуры. Культура древних цивилизаций. Становление европейской культуры тестирование в Центре МКиТ; выступление на семинарах; домашние задания; работа с электронными УМК.

Содержание зачетных единиц В содержание зачетной единицы входят: лекции, семинары, лабораторные работы, самостоятельная работа, экзамен (трудоемкость одного экзамена – 36 часов). Наименование дисциплины Трудоемкость в семестр (16 недель) Л:С:ЛР:СР (часов в неделю) Трудоемкость экзамена (расчеты) зач.ед.часы Химия51802:0:3:4 на подготовку и сдачу экзамена – 36 часов (1 з.е.); на освоение дисциплины (текущий контроль) 144 часа =144:16=9 часов в неделю

модуля образовательной программы Наименование модулей дисциплины Самостоятельная работа, зач.ед. / часы Письменные или устные домашние задания Подготовка к семинарам Подготовка и прохождение компьютерных тестов Работа с электронным УМК Всего часов или зачетных единиц Формы контроля 1 Теория культуры. Культура древних цивилизаций. Становление европейской культуры тестирование в Центре МКиТ; выступление на семинарах; домашние задания; работа с электронными УМК. Структура и содержание дисциплины (самостоятельная работа)

п/п Наименование обеспечиваемых (последующих дисциплин) разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин Макроэкономика Статистика Институциональная экономика Финансовые рынки и финансовые институты Экономика труда Макроэкономическое планирование и прогнозирование Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами (на примере «История экономических учений»)

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее ____ % аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более ____ % аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС). Образовательные технологии

Инновационные образовательные технологии Образовательные технологии – организационная в различных формах образовательная деятельность преподавателей и студентов с использованием различных методов обучения, преподавания и оценивания, направленная на достижение результатов и формирование на их основе компетенций. - Работа в команде (обучение в сотрудничестве); - Case-study (технология ситуационного обучения); - Игровые методы, интерактивные методы; - Проблемное обучение; - Контекстное обучение; - Обучение на основе опыта; - Проектное обучение; - Междисциплинарное обучение; - Самостоятельная работа; - Компьютерное обучение.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо значимой классической либо современной философской проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей. Эссе

В табличной форме приводится перечень интерактивных образовательных технологий по видам аудиторных занятий и их объем в часах. Таблица Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях Номер раздела Вид занятия (Л, ПР, ЛР) Используемая интерактивная образовательная технология Количество часов Итого: Образовательные технологии

Оценочные средства Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов _______________________ (Указываются темы эссе, рефератов, курсовых работ и др. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины.).

Формы контроля Портфолио - совокупность учебных достижений, по которым можно судить об уровне освоения дисциплины или ее отдельных разделов. Портфолио как оценочное средство предполагает определение минимального количества выполненных учебных заданий, необходимого для получения зачета. Рейтинговая модель - система комплексного оценивания индивидуальных достижений студента по дисциплине, выраженный в накапливаемых в процессе обучения баллах или поэтапно достигаемом уровне успешности. Рейтинг должен учитывать все запланированные виды учебной деятельности. В рамках рейтинговой системы должны быть установлены уровни «накопительной» оценки, которые либо позволяют уточнить объем экзаменационных требований к конкретному студенту (для промежуточной аттестации), либо сами являются эквивалентом экзаменационной оценки. Рейтинговая система рассчитывается в сумме 100 балов.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) _________________________________ а) основная литература : _________________________________________ б) дополнительная литература : ___________________________________ в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы : __________________

Основная литература В список основной литературы следует включать новые издания, имеющиеся в библиотеке, основополагающих учебников и учебных пособий, имеющих гриф Министерства образования и науки Российской Федерации для высшего профессионального образования, рекомендации учебно-методических объединений (УМО) по соответствующим специальностям (направлениям), научно-методических советов (НМС) или других федеральных органов.

Дополнительная литература Список дополнительной литературы может включать следующие типы изданий: 1)учебники; 2)учебные пособия; 3)справочно-библиографическую литературу: а) отраслевые энциклопедии; б) отраслевые справочники (по профилю образовательной программы); в) отраслевые словари (по профилю образовательной программы); г) библиографические пособия; д) текущие отраслевые издания – Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН), Всероссийского института научной и технической информации (ВИНИТИ), научно-исследовательского отдела «Информкультура» Российской государственной библиотеки и др.; е) ретроспективные отраслевые справочники (по профилю образовательных программ); 4)научную литературу; 5)информационные базы данных (по профилю образовательных программ).

1.Периодические издания Список, должен включать перечень необходимых журналов по профилю дисциплины, имеющихся в библиотеке. 2.Интернет-ресурсы 3.Средства обеспечения освоения дисциплины 3.1. Методические указания и материалы по видам занятий В этот пункт следует включить перечень методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических материалов к используемым в образовательном процессе техническим средствам и информационно-коммуникационным технологиям Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий (по видам занятий). Приводится перечень программных продуктов, используемых при проведении различных видов занятий.

Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)_____________________________________________ (Указывается материально-техническое обеспечение данной дисциплины (модуля). (Примечание: В качестве материально-технического обеспечения дисциплины (модуля) могут быть использованы мультимедийные средства; наборы слайдов или кинофильмов; описание деловых игр; демонстрационные приборы; при необходимости – средства мониторинга и т.д.).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки ___________________________________________________ __________________________________________________ Автор(ы) __________________________________________ Рецензент(ы) _______________________________________ Программа одобрена на заседании _____________________ (Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет) от _________ года, протокол _________. Заключительная часть

Рецензирование Рецензентами рекомендуется назначать ведущих специалистов научно-исследовательских и других организаций по профилю дисциплины либо профессоров (доцентов) аналогичных по профилю других кафедр или вузов. Рецензент представляет свой отзыв в письменном виде, заверенный подписью и печатью. В рецензии отражается соответствие содержания программы требованиям ФГОС ВПО, соответствие содержания поставленным целям, современному уровню и тенденциям развития науки и производства, оценивается оптимальность содержания разделов, целесообразность распределения по видам занятий и трудоемкости в часах, вносятся предложения по улучшению программы и дается заключение о возможности использования в учебном процессе. Рецензия прилагается к рабочей программе и хранится на кафедре, разработавшей рабочую программу.