Методические рекомендации по подготовке и реализации комплексных инвестиционных планов развития монопрофильных населенных пунктов Центр инфраструктурного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Advertisements

годы Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области.
Анализ кадрового потенциала, оплаты труда и материально - технической базы учреждений культуры и искусства С.Ю. Горбарец – Начальник Управления заработной.
ПРОЕКТ «Реструктуризация моногородов». Цели и задачи проекта Установление перечня моногородов Пермского края и находящихся в них градообразующих предприятий.
Минфин России Государственная поддержка моногородов в 2010 году.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Параметры областного бюджета Тверской области на 2010 год.
Параметры бюджета города Ачинска на 2017 год и плановый период годов.
Программа социально-экономического развития Прионежского муниципального района на годы.
Актуальные проблемы развития текстильных моногородов Ивановской области Казаков Михаил Геннадьевич, Департамент экономического развития и торговли Ивановской.
Программа социально-экономического развития муниципального образования города Кургана на 2013 год и плановый период до 2015 года.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ ГЛАВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ.
Бюджет для граждан исполнение за 2014 год. Отчет об исполнении бюджета Федоровского муниципального района утвержден решением муниципального Собрания Федоровского.
Межрегиональное управление Министерства регионального развития Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу Социально-экономическое развитие.
Разработка программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры МСАЖКХ РТ.
Экономического и социального развития Кемского муниципального района 2007 – 2010 Администрация Кемского муниципального района.
Образа «идеального» населенного пункта на примере Владимирской области Выполнила студентка ГМУ-406 Каргина Евгения.
Об исполнении бюджета муниципального образования Ленинский район за 2012 год Финансовое управление администрации муниципального образования Ленинский район.
О работе Правительства Хабаровского края по выполнению Указов Президента РФ от 07 мая 2012 г. за 9 месяцев 2015 года.
Межрегиональное управление Министерства регионального развития Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу Социально-экономическое развитие.
Транксрипт:

Методические рекомендации по подготовке и реализации комплексных инвестиционных планов развития монопрофильных населенных пунктов Центр инфраструктурного развития Республики Бурятии «Инфра центр»

Критерия отнесения населенных пунктов к монопрофильным Ключевые критерии отнесения населенных пунктов к монопрофильным: 1. Наличие предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно- технологического процесса, на котором занято на основной работе более 25% экономически активного населения. 2. Наличие в населенном пункте одного или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно- технологического процесса, на долю которых приходится более 50% объема промышленного производства. Название населенного пункта Население, тыс. чел. на Название градообразующего предприятия г.Северобайкальск25,61 Северобайкальское отделение ВСЖД ОАО "РЖД" (ОАО "РЖД") г. Гусиноозерск24,08 Гусиноозерская ГРЭС - филиал "ОГК-3" пгт. Каменск9,2 ООО "Тимлюйский завод" ООО "Тимлюйский цементный завод" (вх. в состав ОАО ХК "Сибирский цемент") п. Селенгинск, Кабанский район 15,6 ОАО "Селенгинский ЦКК" (вх. в ЛПК Континенталь- Менеджмент)

Меры государственной поддержки моногородов На основании вышеуказанных критериев сформирован перечень моногородов России, в который вошли 335 населенных пунктов, из которых 235 моногородов с численностью населения свыше 10 тысяч человек, в том числе 12 закрытых территориальных образований. Минрегионом России составлен перечень из 27 моногородов, которым предстоит стать первопроходцами в подготовке планов комплексного развития. Уровень софинансирования вновь поступающих инвестиционных проектов развития монопрофильных городов - 10%. В 2009 году Минрегионом России проведена работа по подготовке перечня проектов в моногородах, которые могут быть профинансированы из средств Инвестиционного Фонда в 2010 году. От 52 субъектов Федерации поступила информация о 270 проектах. Этих средств достаточно для того чтобы запустить процесс реализации комплексных планов социально- экономического развития моногородов. Планы городов, не соответствующие этому условию будут рассматриваться на предмет оказания государственной финансовой поддержки в последнюю очередь.

Механизмы поддержки и реабилитации монопрофильных поселений Анализ проблем моногородов выявил ряд ошибок со стороны местных администраций и менеджмента градообразующих предприятий. Пример - отсутствие совместной комплексной стратегии развития и координации усилий собственников предприятий, муниципальных и региональных властей в городах Пикалево Ленинградской области и Байкальск в Иркутской области. Поддержку и реабилитацию монопрофильных поселений предлагается осуществить через диверсификацию экономики путем модернизации отраслей и создания наукоемких производств, структурной перестройки экономики монопрофильного города. Государственный подход – помочь, а не содержать. Государство обеспечит необходимый толчок развитию моногорода, но основной объем государственной финансовой поддержки должен в среднесрочной и долгосрочной перспективе постепенно замещаться средствами инвесторов

Принципы реформирования моногородов: участие в реализации КИП всех заинтересованных субъектов приоритет тем КИП, которые разработаны и согласованы всеми заинтересованными субъектами (администрацией моногорода и вышестоящими органами власти, руководством градообразующего предприятия, профсоюзами, представителями населения – общественными объединениями, партиями и т.п.; экономическая сопоставимость затрат и эффекта от реализации КИП затраты на реализацию КИП должны быть сопоставимы с эффектом. как правило, не должно превышать 3 лет с начала реализации КИП, совокупный эффект рассчитывается на срок до 2020 года; прозрачность реализации КИП все ключевые решения, принимаемые в проекте, все затраты проекта, источники финансирования и т.п. должны быть наблюдаемы как Минрегионом России, так и всеми участниками соглашения о реализации КИП.

Основные отличия КИП от программы социально- экономического развития поселения Критерии (Показатели) Программа социально- экономического развития поселения Комплексный инвестиционный план монопрофильного поселения (КИП) 1Статус документа Утверждается представительным органом Утверждается Администрацией поселения 2 Условия участия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в реализации мероприятий Нет жесткой регламентации Жестко регламентируется методологией 3 Условия финансирования мероприятий Финансируется по многим (разным) отраслевым программам Соответствие КИП методическим требованиям Возможность привлечения средств Инвестиционного фонда Российской Федерации 4 Главные цели деятельности органов власти (документа) Повышение уровня жизни Сбалансированное развитие моногорода, повышение устойчивости всех субъектов экономики поселения 5Учет рисковНе учитываются Определяется вероятность рисков и потенциальный ущерб 6 Показатели эффективности и результативности мероприятий Учитываются Учитываются но в расчете на один рубль вложенных средств и на душу населения

Основные отличия КИП от программы социально- экономического развития поселения Критерии (Показатели) Программа социально- экономического развития поселения Комплексный инвестиционный план монопрофильного поселения (КИП) 7Аналитический раздел документа Выявление ключевых проблем для решения программными способами Диагностика каждого субъекта экономики моногорода и взаимоотношений с внешней средой 8 Использование моделей для описания экономических процессов Приветствуется Является обязательным условием для участия федеральных органов власти в реализации мероприятий 9 Сроки реализации инвестиционных проектов Не регламентируется, но как правило до 5 лет До 3 х лет 10Система управления программой Определяется исполнительным органом Регламентируется 11 Система стимулирования реализации документа Не регламентируется Регламентируется и устанавливается в комплексном инвестиционном плане. 12 Документарное оформление решений о реализации Не регламентируетсяРегламентируется в КИП

Диагностика градообразующего предприятия (ГРОП) Контрагент Входящие платежиИсходящие платежиСальдо 2007г.2008 г.2009 г.2007 г.2008 г.2009 г.2007 г.2008 г.2009 г. 1.ГРОП 2.ОМС 3.Инфраструктура (итого), из них 3.1.Здравоохранение 3.2.Образование 3.3.Социальная защита 3.4.ЖКХ 4.Население 5.Местная промышленность и малый бизнес 6.Итого по внутренним контрагентам моногорода: 7.Вышестоящие бюджеты (районный, региональный, федеральный) 7.1.Федеральный бюджет 7.2.Региональный бюджет 7.3.Районный бюджет 8.Внешняя среда 9.Итого по внешним контрагентам моногорода: 10.Итого:

Диагностика градообразующего предприятия Табл. 2. Форма отображения финансовых взаиморасчетов контрагентов Плательщик ГРОПОМСИнфрастр уктура НаселениеМестная промышленно сть и малый бизнес Вышестоящие органы власти Внешняя среда ПолучательГРОП Органы местного самоуправления Инфраструктура Население Местная промышленность и малый бизнес Вышестоящие органы власти Внешняя среда

Диагностика градообразующего предприятия Таблица 3.Форма расчета сальдо моногорода (за 3 года) КонтрагентВходящий поток млн. руб.Исходящий поток млн. руб.Сальдо млн. руб. 2007г.2008г.2009г.2007г.2008г.2009г.2007г. 2008г. 2009г. ГРОП Органы местного самоуправления Инфраструктура Население Местная промышленность и малый бизнес Итого (по внутренним элементам)= Сальдо моногорода КонтрагентВходящий поток млн. руб.Исходящий поток млн. руб.Сальдо млн. руб. 2007г.2008г.2009г.2007г.2008г.2009г.2007г.2008г.2009г. Вышестоящие органы власти Внешняя среда Итого (по внешним элементам) * На основании расчета сальдо моногорода также рассчитывается динамика капитала моногорода, которая определяется как разность между сальдо моногорода и прогнозируемой амортизацией.

Диагностика градообразующего предприятия Рис. 1. Таблица сальдо моногорода (взаимодействия контрагентов моногорода) Плательщик / Получатель Внешняя среда Население Органы местного самоуправлен ия Градообразую щее предприятие Инфраструкт ура Местпром и малый бизнес Вышестоящие органы власти Внешняя среда Платят налоги и покупают в других городах 10/30 Поставщик АМ 30/100 Платежи 90/100 Закупки 50/90 30/50 Население Присылают внешние заработки 30/50 З/П 50/100 З\П 50/50З\П 30/50 Зарплата Пособия 90/100 Органы местного самоуправления Туризм 30/100 Налоги 100/ /100 Градообразующе е предприятие Платежи 90/100 Ничего За товар 50/100 90/ /100 Инфраструктура Туризм 50/90 Оплата 50/90 100/10090/ /100 Местпром и малый бизнес 30/50 Платят 50/80 30/10090/100 30/50 Вышестоящие органы власти Налоги 80/ /100 90/10030/50

Табл. 8. Типовые состояния по результатам диагностики Динамика сальдо моногорода отрицательнаянулеваяПоложительная Сальдо моногород а отрицательно е Критическое состояние Тяжелая ситуация Нулевое Критическое состояние Тяжелая ситуация Стабильное состояние положительно е Тяжелая ситуация Стабильное состояние

Диагностика населения Табл. 9. Возрастной состав населения моногорода и его динамика Возраст Численность 2007 г2008 г2009г 1 От 0 до 10 лет; 2 От 11 до 18 лет; 3 От 19 до 30 лет; 4 От 51 до 55 лет; 5 От 56 до 60 лет; 6 От 61 и старше 7 Средний возраст населения Преобладание в структуре населения лиц пожилого возраста указывает на риск снижения возможностей перепрофилирования моногорода. Кроме того, необходимо указать причины изменения возрастного состава моногорода и численности отдельных возрастных категорий (смертность, миграция), в случае её значительного изменения.

Диагностика населения Табл. 10. Состав населения по месту регистрации и территориальному расположению Категория населения Численность категории 2007 г2008 г2009 г Население, зарегистрированное на территории моногорода Население, зарегистрированное и проживающее на территории моногорода Население, зарегистрированное и не проживающее на территории моногорода Население, временно зарегистрированное на территории моногорода В случае, если большая часть населения является «вахтовиками» и / или мигрантами из ближнего зарубежья, остановка ГРОП не должна вызвать глобальных негативных последствий. При этом необходимо определить квалификацию приезжего населения и их основной род деятельности, определить потребность в них (как в высококвалифицированных, так и неквалифицированных кадрах) и влияние данной группы населения на сальдо моногорода и сальдо его отдельных аспектов.

Диагностика населения Уровень образованности населения и его динамика позволяют принять решения по поводу создания новых рабочих мест, реформированию ГРОП. Данные показатели являются важнейшей характеристикой потенциала моногорода Категория населения Численность категории 2007 г2008г2009г Неоконченное среднее Среднее Среднее специальное, в том числе · по специализации ГРОП Высшее, в том числе · по специализации ГРОП Табл. 11. Образованность населения моногорода

Диагностика населения Табл. 12. Здоровье населения моногорода Показатель Значение показателя 2007 год2008 год2009 год Смертность населения трудоспособного возраста, число умерших на 100 тыс. человек соответствующего возраста Смертность населения трудоспособного возраста от внешних причин, число умерших на 100 тыс. человек соответствующего возраста Смертность населения трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения, число умерших на 100 тыс. человек соответствующего возраста Смертность населения трудоспособного возраста от новообразований, число умерших на 100 тыс. человек соответствующего возраста Смертность населения в результате дорожно-транспортных происшествий, число умерших на 100 тыс. человек Общая численность лиц, впервые признанных инвалидами, человек Число лиц трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами, человек

Диагностика населения Табл. 13. Занятость населения моногорода Показатель Значение показателя 2007 год2008 год2009 год 1 Численность безработных в возрасте лет с начальным профессиональным образованием, человек 2 Численность населения в возрасте лет с начальным профессиональным образованием занятого в экономике региона, человек 3 Численность безработных в возрасте лет со средним профессиональным образованием, человек 4 Численность населения в возрасте лет со средним профессиональным образованием занятого в экономике региона, человек

Диагностика инфраструктуры Показатель Значение показателя 2007 год2008 год2009 год 1 Доля населения, получавшего в течение отчетного периода коммунальные ресурсы и услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в общей численности населения субъекта РФ, процентов 2 Уровень износа коммунальной инфраструктуры, процентов 3 Доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными, процентов 4 Доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства, процентов 5 Доля протяженности региональных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности региональных дорог, процентов 6 Доля протяженности муниципальных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности муниципальных дорог, процентов 7 Количество зданий учреждений здравоохранения, находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта 8 Обеспеченность спортивными залами (тыс. кВ. м. на 10 тыс. населения) 9 Обеспеченность плоскостными спортивными сооружениям (тыс. кв. м. на 10 тыс. населения) 10 Уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно- коммунальные услуги

Диагностика местной промышленности и малого бизнеса Табл. 15. Состояние местной промышленности и малого бизнеса ПоказательЗначение показателя Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения субъекта Российской Федерации Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта Число субъектов малого предпринимательства Доля активного населения, работающего в местной промышленности и малом бизнесе Доля продукции, ориентированной на внутренний рынок моногорода (население, ГРОП) Объем инвестиций в местную промышленность и малый бизнес Диагностика состояния местной промышленности и малого бизнеса должна давать ответ на вопрос: какие возможности развития и создания новых рабочих мест в случае перебоев в работе / остановки ГРОП имеются в местной промышленности и малом бизнесе. Также важно установить зависимость местной промышленности и малого бизнеса от состояния ГРОП.

Диагностика Органов МСУ (состояния бюджета) Табл. 16. Состояние бюджета моногорода Показатель Значение показателя 2007 г2008 г2009 г Общий объем расходов бюджета муниципального образования – всего, В том числе: На образование (общее, дошкольное) На здравоохранение На культуру На физическую культуру и спорт На жилищно-коммунальное хозяйство, из них: расходы на компенсацию разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения расходы на покрытие убытков, возникших в связи с применением регулируемых цен на Жилищно- коммунальные услуги

Диагностика Органов МСУ (состояния бюджета) продолжение На транспорт На дорожное хозяйство Доля собственных доходов местного бюджета (за исключением безвозмездных поступлений, поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений и доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями) в общем объеме доходов бюджета муниципального образования Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в общей стоимости основных фондов организаций муниципальной формы собственности (на конец года) Доля кредиторской задолженности по оплате труда (включая начисления на оплату труда) муниципальных бюджетных учреждений Доля объектов капитального строительства, по которым не соблюдены нормативные или плановые сроки ввода в эксплуатацию, в общем количестве объектов капитального строительства

Выбор целей и разработка сценариев и стратегии Табл. 17. Описание главной цели КИП (пример п.Селенгинск) Главная цель КИППоказатель Базовое значение показателя Целевое значение показателя Срок достижен ия цели Документы Диверсификация структуры экономики моногорода Доля работающих на градообразующем предприятии на 1января 2010 года 25,6% менее 20% 2017 г. Снижение доли продукции производимой на градообразующем предприятии На 1января 2010 г. доля ЦКК – 95,2% не более 50% 2017г. Справочно: Отгрузка ГРОПв 2009г. Местная промышленность 1736,5 млн.руб. 87 млн.руб. Численность работающих на ГРОП В местной промышленности 2244 чел. 94,3% промышленности 135чел Численность постоянного население в трудоспосбоном возрасте на г 8760

Табл. 18. Описание подцелей (задач) КИП (пример) Подцели (задачи)Показатель Базовое значение показател я Целевое значение показател я Срок достижени я подцели МераДокументы Улучшение инвестиционного и предпринимательского климата Инвестиции в основной капитал млн.руб. 2017г. Создание зоны экономического благоприятствова ния Постановл ение Главы района, поселения Повышение конкурентоспобности транспортной инфраструктуры Грузооборот всех видов транспорта млн.руб 2017г. Создание логистического центра Постановл ение Главы района, поселения Внедрение ресурсо и энергосберегающих технологий Снижение объемов потребления ресурсов на единицу продукции % %2017г. Создание экопоселения Постановл ение Главы района, поселения Улучшение экологической ситуации в поселении Снижение объемов накопления отходов тыс.тонн. 2017г. Утилизация и переработка отходов Постановл ение Главы района, поселения

Показатели социально-экономического состояния моногорода Показатель Единица измерения Источник Уровень жизни населения Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций Руб.(Росстат) Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума Тыс. человекРосстат Процент населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, от общей численности населения ПроцентРосстат Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, проценты к предыдущему году ПроцентРосстат Просроченная задолженность по заработной платеТыс. руб.Росстат Безработные, в процентах к численности экономически активного населения ПроцентыРосстат Безработные, в процентах к предыдущему годуПроцентыРосстат Динамика приема и выбытия работников и наличия вакантных рабочих мест Число вакантных рабочих мест (требуемых работников) на конец месяца Мест, шт.Росстат Численность работников, намеченных к высвобождению в следующем месяце Тыс. чел.Росстат

Показатели социально-экономического состояния моногорода Численность работников, намеченных к высвобождению в следующем месяце Тыс. чел.Росстат Смертность Возрастные коэффициенты смертности (умершие на 1000 человек по возрастным группам) Чел. на 1000 чел. Росстат Коэффициент смертности по основным классам причин смерти (умершие на человек по основным классам причин смерти) Чел. на чел. Росстат Миграция Прибыло в моногород Чел.Росстат Выбыло из моногорода Чел.Росстат Инвестиции Инвестиции в нефинансовые активы, всего Тыс. руб.Росстат Финансовое состояние Исполнение местного бюджета, по видам расходов Тыс. руб.Росстат Доходы местного бюджета, по источникам Тыс. руб.Росстат Профицит / дефицит местного бюджета Тыс. руб.Росстат Просроченная задолженность по заработной плате работникам, по организациям Тыс. руб.Росстат Просроченная задолженность по обязательствам организаций, по организациям Тыс. руб.Росстат

Показатели социально-экономического состояния моногорода Состояние производства Индекс промышленного производства ПроцентыРосстат Коэффициент использования производственной мощности ПроцентыРосстат Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) организаций, процентов ПроцентыРосстат Износ основных фондов организаций Наличие основных фондов (на начало года; по полной учетной стоимости) Млн. руб.Росстат Степень износа основных фондов на начало года ПроцентыРосстат Коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов в процентах от наличия основных фондов на конец года, в сопоставимых ценах) ПроцентыРосстат Коэффициент выбытия (ликвидация основных фондов в процентах от наличия основных фондов на начало года, в сопоставимых ценах) ПроцентыРосстат