«…Голос мой был эхо русского народа » Становление народности и историзма А.С. Пушкина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин Работа выполнена ученицей 1 Г класса Шабановой Елизаветой.
Advertisements

А.С.Пушкин Детские и лицейские годы Выполнил учитель русского языка и литературы: РусаковаГ.Г.
Детство А.С.Пушкина. Дом А.С.Пушкин родился в так называемой Немецкой слободе…
Пушкин Александр Сергеевич Пушкин Александр Сергеевич.
А.С. ПУШКИН – СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ Работу выполнила Студентка 132 группы Федорова Виктория Министерство образования и науки Украины Коммунальное высшее.
Александр Сергеевич Пушкин Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил его замечательные произведения. Ещё при жизни.
В гостях у сказки А.С.Пушкина Литературная гостиная.
У лукоморья дуб зелёный ; Златая цепь на дубе том : И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом … А. С. Пушкина.
Александр Сергеевич Пушкин( ) Жизнь и творчество поэта.
«Руслан и Людмила». РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОСЛИРИКАДРАМА.
МАДОУ « РАДОСТЬ » - детский сад 66» А. С. Пушкин ( для детей 5-7 лет ) Выполнила воспитатель Шмакова А.С.
Поэты и писатели XIX века … - учени 4 класса МОУ СОШ п. Алексеевка Хвалынского района Саратовской области 1 ВАРИАНТ.
Тема урока: Пушкинское Лукоморье 5 класс Мозговкина Елена Викторовна, Мозговкина Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ школа 579.
Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина. Всей жизнью и творчеством А. С. Пушкин утверждал такое благородное чувство как дружба, ему он посвятил волнующие.
М.И.ГЛИНКА ОПЕРА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА».
Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово….. (С.Я.Маршак)
Александр Сергеевич Пушкин Викторина о его сказках.
М.И.Глинка Опера «Руслан и Людмила». Многие русские композиторы в своих произведениях обращались к сказочным темам. Сказки и песни всегда были душой народа.
Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством А.С. Пушкина; учить понимать и правильно читать стихи поэта; прививать любовь к природе, к поэзии; развивать.
«Чувства добрые я лирой пробуждал…» Цель урока – выстроить жизненный путь и биографию Пушкина, связать этапы его жизни с лирикой поэта.
Транксрипт:

«…Голос мой был эхо русского народа » Становление народности и историзма А.С. Пушкина

Цели и задачи: 1. Исследовать истоки Пушкинской народности, нашедшей отражение в его творчестве. 2. Показать, как проблема народности в произведениях Пушкина тесно связана с историей страны и историей самого народа (на примере лирическихпроизведений и поэмы «Руслан и Людмила»). 3.Уяснить, как проблема народности и историзма в творчестве поэта связана с нашей современностью.

Величие Пушкина, как руководящего гения, состояло именно в том, что он так скоро, и окружённый почти совсем не понимавшими его людьми, нашёл твёрдую дорогу, нашёл великий и вожделенный исход для нас, русских, и указал на него. Этот исход был – народность, преклонение перед правдой народа русского… Не понимать русскому Пушкина значит не иметь права называться русским. (Ф.М. Достоевский). Величие Пушкина, как руководящего гения, состояло именно в том, что он так скоро, и окружённый почти совсем не понимавшими его людьми, нашёл твёрдую дорогу, нашёл великий и вожделенный исход для нас, русских, и указал на него. Этот исход был – народность, преклонение перед правдой народа русского… Не понимать русскому Пушкина значит не иметь права называться русским. (Ф.М. Достоевский).

Арина Родионовна Яковлева ( ) У лукоморья дуб зеленый, У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том... Златая цепь на дубе том... Сказочное Лукоморье, могучий дуб с котом- баюном это не только Пушкин. Это весь мир устной поэзии русского народа, впитанный им с детства от Арины Родионовны Яковлевой ( ) «мамушки моей», как называл ее Александр Сергеевич, «простой» русской крестьянки, владевшей даром сказительницы и песенницы и оказавшей главнейшее влияние на формирование Пушкина как русского национального поэта Сказочное Лукоморье, могучий дуб с котом- баюном это не только Пушкин. Это весь мир устной поэзии русского народа, впитанный им с детства от Арины Родионовны Яковлевой ( ) «мамушки моей», как называл ее Александр Сергеевич, «простой» русской крестьянки, владевшей даром сказительницы и песенницы и оказавшей главнейшее влияние на формирование Пушкина как русского национального поэта

Никита Тимофеевич Козлов

Когда говорят о Пушкине, то невольно вспоминают имена его друзей, лицейских братьев, товарищей. И все же некоторых из них незаслуженно забывают, в особенности простых "маленьких людей" - спутников удивительной жизни Пушкина. А люди эти - интересные, настоящие, достойные светлой памяти. И первый из них - Никита Тимофеевич Козлов, дядька поэта. Натура поэтическая, он увлекался игрой на балалайке и гитаре, не был лишен интереса к стихотворству и сочинял сказки. Когда говорят о Пушкине, то невольно вспоминают имена его друзей, лицейских братьев, товарищей. И все же некоторых из них незаслуженно забывают, в особенности простых "маленьких людей" - спутников удивительной жизни Пушкина. А люди эти - интересные, настоящие, достойные светлой памяти. И первый из них - Никита Тимофеевич Козлов, дядька поэта. Натура поэтическая, он увлекался игрой на балалайке и гитаре, не был лишен интереса к стихотворству и сочинял сказки.

Среди поэтов и возрос Пушкин, будь то поэты из народа или известные поэты того времени. Василий Андреевич Батюшков Конста Василий Андреевич Батюшков Конста Жуковский нтин Николаевич Жуковский нтин Николаевич

В конце жизни Пушкин скажет: В конце жизни Пушкин скажет: И славен буду я, доколь в подлунном мире И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Жив будет хоть один пиит.

Семья Пушкина, ее окружение состояли из образованных, даже образованнейших людей своего времени. Надежда Осиповна Сергей Львович

«Материалы для биографии А.С.Пушкина» П.В.Анненкова и мы совсем иначе увидим не только семью поэта, но даже его домашних учителей, совсем не похожих на учителей Онегина. «Материалы для биографии А.С.Пушкина» П.В.Анненкова и мы совсем иначе увидим не только семью поэта, но даже его домашних учителей, совсем не похожих на учителей Онегина.

Старик Державин нас заметил, И, в гроб сходя, благословил Отсюда не так уж далеко до эпического осмысления русской истории XVIII начала XIX века в стихотворении того же года «Воспоминания в Царском Селе», главной темой которого было только что свершившееся историческое событие Отечественная война 1812 года: Отсюда не так уж далеко до эпического осмысления русской истории XVIII начала XIX века в стихотворении того же года «Воспоминания в Царском Селе», главной темой которого было только что свершившееся историческое событие Отечественная война 1812 года: Страшись, о рать иноплеменных! Страшись, о рать иноплеменных! России двинулись сыны! России двинулись сыны! Восстал и стар и млад; Восстал и стар и млад; летят надерзновенных, летят надерзновенных, Сердца их мщеньем зажжены. Вострепещи, тиран! уж близок час паденья И ты в каждом ратнике узришь богатыря, Сердца их мщеньем зажжены. Вострепещи, тиран! уж близок час паденья И ты в каждом ратнике узришь богатыря, Их цель иль победить, иль пасть в тылу сраженья Их цель иль победить, иль пасть в тылу сраженья За Русь, за святость алтаря… За Русь, за святость алтаря…

Пушкин проявил необыкновенное чувство народности», пишет знаток проблемы С.Ф.Елеонский. Уже царь Дадон («Бова») это типичный образ русских народных сказок, как другие герои, пришедшие из рассказов Арины Родионовны Пушкин проявил необыкновенное чувство народности», пишет знаток проблемы С.Ф.Елеонский. Уже царь Дадон («Бова») это типичный образ русских народных сказок, как другие герои, пришедшие из рассказов Арины Родионовны

«Руслан и Людмила» Прямым продолжением тех же поисков в области русской народности стала работа над поэмой «Руслан и Людмила», которая завершает первую эпоху творчества Пушкина. Задуманная еще в Лицее, она была закончена в начале 1820 года, и в день ее окончания Жуковский дарит Пушкину свой портрет с памятной надписью: «Победителю-ученику от побежденного-учителя..» Прямым продолжением тех же поисков в области русской народности стала работа над поэмой «Руслан и Людмила», которая завершает первую эпоху творчества Пушкина. Задуманная еще в Лицее, она была закончена в начале 1820 года, и в день ее окончания Жуковский дарит Пушкину свой портрет с памятной надписью: «Победителю-ученику от побежденного-учителя..» Поэма «Руслан и Людмила» была воспринята критиками и читателями того времени как подлинно народное произведение Поэма «Руслан и Людмила» была воспринята критиками и читателями того времени как подлинно народное произведение

Впоследствии Белинский в статье шестой «Сочинений Александра Пушкина», отрицая народность поэмы, скажет: «Поэма эта шалость сильного, еще незрелого таланта... в Руслане и Людмиле русская поэзия действительно сделала огромный шаг вперед...» Впоследствии Белинский в статье шестой «Сочинений Александра Пушкина», отрицая народность поэмы, скажет: «Поэма эта шалость сильного, еще незрелого таланта... в Руслане и Людмиле русская поэзия действительно сделала огромный шаг вперед...»

И.В.Киреевский писал в статье «Нечто о хара- ктере поэзии Пушкина» первой серьезной обобщающей статье о творчестве поэта: «...каждая песнь, каждая сцена, каждое отступ- ление живет самобытно и полно... В Руслане и Людмиле Пушкин был исключительно поэ- том» И.В.Киреевский писал в статье «Нечто о хара- ктере поэзии Пушкина» первой серьезной обобщающей статье о творчестве поэта: «...каждая песнь, каждая сцена, каждое отступ- ление живет самобытно и полно... В Руслане и Людмиле Пушкин был исключительно поэ- том»

В "Руслане и Людмиле» впервые в творчестве Пушкина появляется почти былинно-сказочная Русь с ее князем Владимиром-Красное Солнышко, с полулегендарнымБояном, героем «Слова о полку Игореве», с многотрудными битвами русичей за свою независимость, с русским богатырем, сразившимся не только с иноземной, но и с бесовской силой и победившим ее. В "Руслане и Людмиле» впервые в творчестве Пушкина появляется почти былинно-сказочная Русь с ее князем Владимиром-Красное Солнышко, с полулегендарнымБояном, героем «Слова о полку Игореве», с многотрудными битвами русичей за свою независимость, с русским богатырем, сразившимся не только с иноземной, но и с бесовской силой и победившим ее.

Особенно интересен первый опыт соз- русского национального женского характера. Образ юной Людмилы, верной и любящей, не случайно так проникновенно отзывается в одной из первых национальных русских опер- М.И.Глинки «Руслан и Людмила» Особенно интересен первый опыт соз- русского национального женского характера. Образ юной Людмилы, верной и любящей, не случайно так проникновенно отзывается в одной из первых национальных русских опер- М.И.Глинки «Руслан и Людмила»

Поэма Пушкина пронизана образами русской устной народной поэзией: шапка-невидимка, образ Черномора, злая ведьма Наина,обращающаяся в кошку, голова великана- все эти образы подарены Пушкину народом

Руслан- это русский богатырь, побивший целое войско печенегов, спасающий Родину, народ от иноземных завоевателей. В руках у него -богатырский меч, в сердце –решимость и отвага. Руслан- это русский богатырь, побивший целое войско печенегов, спасающий Родину, народ от иноземных завоевателей. В руках у него -богатырский меч, в сердце –решимость и отвага. То был Руслан. То был Руслан. Как божий гром, Как божий гром, Наш витязь пал на басурмана. Наш витязь пал на басурмана.

Работа над поэмой стала важнейшей вехой на пути к народности и историзму. «И гридница, и Рогдай (Рахдай), и Фарлаф (Фрелаф) прямо пришли из реальной исторической жизни, как она запечатлелась в Истории государства Российского... Пушкин работал над Русланом, когда у него перед глазами была История Карамзина…- пишет Н.Н.Скатов. Со сказочным Русланом Пушкин впервые вывел нас к миру русской народности».

Об этом скажет сам Пушкин. (1818): Об этом скажет сам Пушкин. (1818): И неподкупный голос мой Был эхо русского народа. И неподкупный голос мой Был эхо русского народа.

Читая Пушкина, читаем правду о русских людях, полную правду... о себе самих. Назначение его было сказать о русском человеке полную правду, которую мы теперь так редко слышим. Читая Пушкина, читаем правду о русских людях, полную правду... о себе самих. Назначение его было сказать о русском человеке полную правду, которую мы теперь так редко слышим. Все, что он создал прекрасного, вошло в самую сущность русской души и живет в каждом из нас... мы неотрывны от него, как он неотрывен от России... мы проверяем себя его видением и его суждениями... мы по нему учимся видеть Россию, постигать ее сущность и ее судьбы» В сущности, в нем воплотилась духовная мощь России, или, как сказал В.Непомнящий, «Пушкин это Россия, выраженная в слове». Все, что он создал прекрасного, вошло в самую сущность русской души и живет в каждом из нас... мы неотрывны от него, как он неотрывен от России... мы проверяем себя его видением и его суждениями... мы по нему учимся видеть Россию, постигать ее сущность и ее судьбы» В сущности, в нем воплотилась духовная мощь России, или, как сказал В.Непомнящий, «Пушкин это Россия, выраженная в слове».

Список использованной литературы: Лирика А. С. Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» Достоевский Ф. М. т.26-с 114 Непомнящий В.С. «Поэзия и судьба» с Анненков П.В. «Материалы к биографии А.С.Пушкина» Скатов Н.Н. статья «Русский гений» с-36.

Работу выполнили: Веремеенко Дарья – ученица 9 А класса Веремеенко Наталия – ученица 9 А класса