Холодная война /1947-1991/ Сержант говорит новобранцам: «На этот счет есть только два мнения - одно моё, а другое неправильное».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НАТО Учитель географии Бичевина А.А.. Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, НА́ТО, Северо-Атлантический Альянс крупнейший в мире военно-политический.
Advertisements

Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Начало « холодной войны ».
Мир в «холодной войне» Мир в «холодной войне» « Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился, война нас объединила, а победа разъединила» Е. Евтушенко.
Партнерство и соперничество сверхдержав. Холодная война. Новейшая история зарубежных стран.
Холодная война:
«Холодная война» и раскол Европы Королёва М.В. – преподаватель истории и обществознания, высшая категория, ГБОУ СПО Колледж 50, г.Зеленоград.
Холодная война. Понятие холодной войны Термин «холодная война» был введён американским журналистом У.Липпманом. «Холодная война» - это состояние напряжённой.
Международные отношения в 1950-е гг. После смерти Сталина советское руководство смягчило внешнеполитический курс. Были урегулированы конфликты в Корее.
Вспомните Каковы главные итоги Второй мировой войны? Как складывались в ходе войны взаимоотношения крупнейших держав? В чем уникальность союза? Какие.
ГОУВПО «Российская таможенная академия» Санкт – Петербургский им. В. Б. Бобкова филиал Кафедра гуманитарных дисциплин Презентация по дисциплине «Россия.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ». СОЗДАНИЕ СИСТЕМ СОЮЗОВ.
Холодная война «Война невероятна, мир невозможен». Реймон Арон.
Это проявилось: в росте авторитета и влияния Советского Союза при решении геополитических вопросов, связанных с послевоенным устройством стран Европы.
Послевоенный мир Сразу после победы в 1945 г. создаются Сразу после победы в 1945 г. создаются условия для конфронтации среди союзников. В 1945 г. в своем.
ПОСЛЕВОЕННОЕ МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ В ЕВРОПЕ ПЛАН 1.Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. 2.Выработка согласованной.
Холодная война. Понятие холодной войны Термин «холодная война» был введён американским журналистом У.Липпманом. «Холодная война» - это противоборство.
Внешняя политика СССР после Великой Отечественной войны. «Холодная война»
Международные отношения второй половины XX в. Холодная война.
Цель урока: рассмотреть - проявления «холодной войны» и этапы перехода от конфронтации к сотрудничеству между СССР и США; - крайние обострения отношений.
Транксрипт:

Холодная война / / Сержант говорит новобранцам: «На этот счет есть только два мнения - одно моё, а другое неправильное».

Начало «холодной войны» 5 марта 1946 года Когда Уинстоном Черчиллем была произнесена его знаменитая речь в Фултоне (США). Фактически обострение отношений между союзниками началось раньше, но к марту 1946 г. оно усилилось из-за отказа СССР вывести оккупационные войска из Ирана. Речь Черчилля очертила новую реальность, которую отставной английский лидер, после заверений в глубоком уважении и восхищении «доблестным русским народом и моим товарищем военного времени маршалом Сталиным», определил так: «… От Штеттина на Балтике до Триеста в Адриатике, железный занавес протянулся поперёк континента. По ту сторону воображаемой линии все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы…Коммунистические партии, которые были очень небольшими во всех восточных государствах Европы, дорвались до власти повсюду и получили неограниченный тоталитарный контроль. Полицейские правительства преобладают почти повсеместно, и пока, кроме Чехословакии, нигде нет никакой подлинной демократии. Турция и Персия также глубоко встревожены и обеспокоены требованиями, которые предъявляет к ним московское правительство. Русские сделали попытку в Берлине создать квази-коммунистическую партию в их зоне оккупации Германии … Если теперь советское правительство попытается отдельно создать прокоммунистическую Германию в своей зоне, это причинит новые серьёзные трудности в британской и американской зонах и разделит побеждённых немцев между Советами и западными демократическими государствами… Факты таковы: это, конечно, не та освобождённая Европа, за которую мы боролись. Это не то, что необходимо для постоянного мира». Черчилль призвал не повторять ошибок 30-х годов и последовательно отстаивать ценности свободы, демократии и «Христианской цивилизации» против тоталитаризма, для чего необходимо обеспечить тесное единение и сплочение англосаксонских наций. Неделей позже И. В. Сталин в интервью «Правде» поставил Черчилля в один ряд с Гитлером и заявил, что в своей речи тот призвал Запад к войне с СССР. Winston Churchill

Плакат СССР

Холодная война глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между США и их союзниками, с одной стороны, и Советским Союзом и его союзниками с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов. Выражение «холодная война» впервые употребил 16 апреля 1947 г. Бернард Барух, советник президента США Гарри Трумэна, в речи перед палатой представителей штата Южная Каролина. Хотя Соединённые Штаты и СССР никогда не вступали в прямое военное противостояние, их соперничество за влияние часто приводило к вспышкам локальных вооружённых конфликтов по всему миру. США и Советский Союз создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками НАТО и Варшавский Договор. Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой войне. Наиболее известным из таких случаев, когда мир оказывался на грани катастрофы, стал Карибский кризис 1962 года. В связи с этим в 1970-е годы обеими сторонами были предприняты усилия по «разрядке» международной напряжённости и ограничению вооружений. Нарастающее технологическое отставание СССР, наряду со стагнацией советской экономики и непомерными военными расходами в конце 1970-х начале 1980-х, вынудили советское руководство пойти на политические и экономические реформы. Объявленный Михаилом Горбачевым в 1985 году курс на перестройку и гласность, однако, привёл к утрате руководящей роли КПСС и тяжелейшему экономическому и социальному кризису, а в конечном итоге к распаду СССР в 1991 году. В Восточной Европе коммунистические правительства, лишившись советской поддержки, были смещены ещё раньше, в годах. Варшавский договор официально прекратил свое действие 1 июля 1991 года, и с этого момента можно отсчитывать окончание холодной войны.

Доктрина Трумэна (англ. Truman Doctrine) Внешнеполитическая программа, выдвинутая президентом США Гарри Трумэном после Второй мировой войны. Публично была озвучена 12 марта 1947 г. Предусматривала выделение в финансовом году 400 млн. долларов для оказания помощи Греции и Турции под предлогом коммунистической угрозы со стороны СССР. Соглашения с Грецией и Турцией были подписаны соответственно 20 июня и 12 июля Трумэн сформулировал задачи внешней политики США: помощь «свободным народам, сопротивляющимся попыткам закабаления со стороны вооруженного меньшинства и внешнему давлению». Основой доктрины являлась политика «сдерживания» в отношении СССР во всём мире. Трумэн определил содержание соперничества между США и СССР как конфликт меду «демократией» и «тоталитаризмом». "Доктрина Трумэна" была направлена на ограничение усилившегося после 2-й мировой войны роста сил социализма, оказание непрерывного давления на СССР и другие страны социалистического блока. Использована для оправдания вмешательства США во внутренние дела других стран и нагнетания международной напряжённости. Положила начало оказанию широкой военной помощи другим странам, сопровождавшемуся созданием сети военных баз на чужих территориях и осуществлявшемуся США в рамках других программ.

Плакаты США. «Красные идут».

План Маршалла (англ. Marshall Plan ) 5 июня 1947 г. государственный секретарь США Джордж Маршалл заявил, что для укрепление европейских демократий им необходимо оказать срочную финансовую помощь. 16 западных стран в апреле 1948 г. подписали план Маршалла, по которому должны были получить от США 17 миллиардов долларов помощи в течение 4 лет. При этом выдвигалось предварительное условие предоставления помощи: выведение коммунистов из состава правительств. К 1948 г. Ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов уже и не было. СССР расценил этот план, как направленный на закабаление Европы от США и оказал давление на Восточную Европу с тем, чтобы они отказались от реализации плана Маршалла. Разногласия между СССР и США привели к расколу Европы вплоть до гг. Страны, получавшие помощь по плану Маршалла (высота красного столбика соответствует относительному размеру помощи).

Угроза США

крайняя острота противостояния Противостоящие друг другу военно-политические блоки на территории Европы В 1947 году по настоянию СССР социалистические страны отказались от участия в плане Маршалла, согласно которому США предоставляли экономическую помощь странам, пострадавшим от войны. Усилия СССР, в частности советской разведки, были направлены на то, чтобы ликвидировать монополию США на обладание ядерным оружием. 29 августа 1949 года в Советском Союзе были проведены первые испытания ядерной бомбы на Семипалатинском ядерном полигоне. Американские учёные из Манхэттенского проекта и раньше предостерегали, что со временем СССР обязательно создаст свой собственный ядерный потенциал тем не менее, этот ядерный взрыв оказал ошеломляющее воздействие на военно-стратегическое планирование в США главным образом, поскольку военные стратеги США не ожидали, что им придётся лишиться своей монополии так скоро. В то время ещё не было известно об успехах советской разведки, сумевшей проникнуть в Лос Аламос. Хотя СССР теперь тоже располагал ядерным потенциалом, США были далеко впереди как по количеству зарядов, так и по числу бомбардировщиков. При любом конфликте США легко смогли бы нанести бомбовый удар по СССР, тогда как СССР с трудом смог бы ответить на этот удар. Переход к широкомасштабному использованию реактивных истребителей-перехватчиков несколько изменил эту ситуацию в пользу СССР, снизив потенциальную эффективность американской бомбардировочной авиации. В 1949 Кертис Лемэй (en:Curtis LeMay), новый командующий Стратегическим авиационным командованием США, подписал программу полного перехода бомбардировочной авиации на реактивную тягу. В начале 1950-х на вооружение стали поступать бомбардировщики Б-47 и Б-52. Наиболее острый период противостояния двух блоков (СССР и США с их союзниками) пришёлся на годы Корейской войны.

Угроза СССР

НАТО - North Atlantic Treaty Organization( ) Организация Североатлантического договора появилась 4 апреля 1949 в США. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность, и обеспечивает сдерживание любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё. Структура НАТО Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет (Совет НАТО), который состоит из представителей всех государств-членов в ранге послов и проводит свои заседания два раза в год под председательством Генерального секретаря НАТО. Североатлантический совет также проводит свои встречи на уровне министров иностранных дел и глав государств и правительств, однако формально эти встречи имеют такой же статус, как и сессии на уровне министров иностранных дел. Решения совета принимаются единогласно. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, куда входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов. Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года стал Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально состоит из постоянных представителей. В период между сессиями функции Комитета военного планирования выполняет Постоянный комитет военного планирования, в состав которого входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов. К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО. Исландия представлена в Группе ядерного планирования гражданским наблюдателем. Официальные языки НАТО английский и французский. Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия). Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики. Верховное главное командование в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда американским генералом). В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий: Североевропейском, Центральноевропейском и Южноевропейском. В период между заседаниями функции Военного комитета выполняет Постоянный военный комитет.

НАТО - North Atlantic Treaty Organization( ) Члены НАТО страны-основатели 4 апреля 1949 Бельгия 4 апреля 1949 Великобритания 4 апреля 1949 Дания 4 апреля 1949 Италия 4 апреля 1949 Канада 4 апреля 1949 Люксембург 4 апреля 1949 Нидерланды 4 апреля 1949 Норвегия 4 апреля 1949 Португалия 4 апреля 1949 США 4 апреля 1949 Франция - С июля 1966 Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей Североатлантического договора. 4 апреля 1949 Исландия единственный член НАТО, у которого нет собственной армии, это было одним из условий вхождения страны в организацию. В Исландии имеется лишь береговая охрана. Также было принято решение о подготовке исландских добровольцев на базах в Норвегии для участия в миротворческих миссиях НАТО. Западные представители всячески заверяли Москву в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией, призывали советское руководство к сотрудничеству. 31 марта 1954 Советский Союз обратился в НАТО с просьбой принять его в эту организацию. После этих переговоров советское правительство с подачи Хрущёва и направило соответствующее предложение о вступлении в НАТО. Однако 7 мая США, Франция и Англия ответили отказом на предложение СССР принять Советский Союз в члены НАТО. Ответ Запада заключался в том, что «нереальная природа предложения не заслуживает обсуждения». В результате, в противовес НАТО по инициативе СССР был подписан Варшавский Договор. Позднее СССР повторил предложение о присоединении к НАТО в 1983 г., после 1991 г. Россия также неоднократно выступала с подобным предложением.

НАТО - North Atlantic Treaty Organization( ) пятое расширение 29 марта 2004 Болгария 29 марта 2004 Латвия 29 марта 2004 Литва 29 марта 2004 Румыния 29 марта 2004 Словакия 29 марта 2004 Словения 29 марта 2004 Эстония шестое расширение Албания Хорватия первое расширение 18 февраля 1952 Турция 18 февраля 1952 Греция - С 1974 по 1980 Греция не принимала участие в военной организации НАТО из-за напряженных отношений с другим членом блока Турцией второе расширение 9 мая 1955 Германия - присоединилась Западная Германия. Саар воссоединился с ФРГ в 1957, с 3 октября 1990 объединенная Германия третье расширение 30 мая 1982 Испания четвертое расширение 12 марта 1999 Венгрия 12 марта 1999 Польша 12 марта 1999 Чехия

НАТО - North Atlantic Treaty Organization( ) Цель НАТО Члены НАТО договариваются о том, что вооружённое нападение на одного или нескольких членов союза в Европе или Северной Америке будет воспринято как нападение на весь союз. В связи с этим они договариваются, что в случае указанной атаки они, в качестве реализации права на индивидуальную или коллективную самозащиту, будут помогать подвергшемуся нападению члену или членам, самостоятельно и совместно с другими членами, действуя по необходимости, в том числе и с применением вооружённых сил, чтобы восстановить и поддерживать безопасность в Северной Атлантике. «Действуя по необходимости, в том числе и с применением вооружённых сил» означает, что другие члены союза не обязаны вступить в вооружённый конфликт с агрессором. У них остаётся обязательство реагировать, однако выбрать способ реагирования они могут самостоятельно. Это отличает договор от Статьи 4 «Брюссельского договора», которым был основан Западноевропейский союз, где прямо указывается, что реагирование обязательно должно быть военного характера. Тем не менее, часто подразумевается, что члены НАТО окажут военную помощь подвергшемуся нападению. Кроме того, статья ограничивает сферу действия союза Европой и Северной Америкой (до 1963 Алжир), что объясняет, почему НАТО не вмешалось в конфликт на Фолклендских островах Учения и манёвры "Эйбл-Арчер-83" "Шарп спиар-89" ("Острое копье-89")

оттепель и обострение С наступлением хрущёвской «оттепели» угроза мировой войны отступила особенно это было характерно для конца 1950-х гг, увенчавшегося визитом Хрущёва в США. Однако на эти же годы приходятся события 1956 г. в Польше, антикоммунистическое восстание в Венгрии и Суэцкий кризис. В ответ на численное увеличение советской бомбардировочной авиации в 1950-е годы США создали вокруг крупных городов довольно крепкую эшелонированную систему ПВО, предусматривающую использование самолётов-перехватчиков, зенитной артиллерии и ракет «земля-воздух». Но во главе угла всё же стояло строительство огромной армады ядерных бомбардировщиков, которым было предназначено сокрушить оборонительные рубежи СССР поскольку считалось невозможным обеспечить эффективную и надёжную защиту столь обширной территории. Такой подход прочно укоренился в стратегических планах США считалось, что причин для особого беспокойства нет, пока стратегические силы США своей мощью превосходят общий потенциал советских Вооружённых сил. Более того по мнению американских стратегов, советская экономика, разрушенная в годы войны, вряд ли была способна на создание адекватного контрсилового потенциала. Однако СССР быстро создал собственную стратегическую авиацию и испытал в 1957 г. межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) Р-7, способную достигать территории США. С 1959 г. в Советском Союзе началось серийное производство МБР. (В 1958 г. свою первую МБР «Атлас» испытали и США). С середины 1950-х годов в США начинают осознавать, что в случае ядерной войны СССР сумеет нанести ответный контрценностный удар по американским городам. Поэтому с конца 1950-х годов военные эксперты признают, что тотальная ядерная война США с СССР становится невозможной. Скандал с американским самолётом-шпионом U-2 (1960) привёл к новому обострению отношений СССР и США, пиком которого явились Берлинский кризис 1961 г. и Карибский кризис (1962); под впечатлением этого кризиса вновь наступает разрядка, омрачившаяся, правда, подавлением «Пражской весны».

Варшавский Договор ( ) Варшавский Договор (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи) от 14 мая 1955 документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза Организации Варшавского договора (ОВД). Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО. Договор подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Договор вступил в силу 5 июня апреля 1985, ввиду истечения срока действия, был продлён на 20 лет. В связи с преобразованиями в СССР и других страх Центральной и Восточной Европы в феврале 1991 государства-участники ОВД упразднили её военные структуры, а 1 июля 1991 подписали Протокол о полном прекращении действия Договора. Состав Союз Советских Социалистических Республик Народная Республика Болгария Социалистическая Республика Румыния Венгерская Народная Республика Польская Народная Республика Чехословацкая Социалистическая Республика Германская Демократическая Республика ( ) Народная Республика Албания (прекратила участие в деятельности ОВД в из-за идеологических разногласий; формально вышла в 1968 после ввода войск ОВД в Чехословакию) Условия договора Договор состоял из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН, государства участники Варшавского договора обязывались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооружённых сил.

Варшавский Договор ( ) Руководящие органы Политический консультативный комитет (ПКК) для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением Варшавского договора. Объединённое командование вооружёнными силами (ОВС) для обеспечения взаимодействия вооружённых сил и укрепления обороноспособности стран участниц Варшавского договора. Военные руководители ОВД Главнокомандующие Объединёнными вооружёнными силами государств участниц Варшавского Договора И. С. Конев маршал Советского Союза, А. А. Гречко маршал Советского Союза, И. И. Якубовский маршал Советского Союза, В. Г. Куликов маршал Советского Союза, П. Г. Лушев генерал армии. Начальники штаба Объединённых вооружённых сил государств участниц Варшавского Договора[/size] А. И. Антонов генерал армии, П. И. Батов генерал армии, М. И. Казаков генерал армии, С. М. Штеменко генерал армии, А. И. Грибков генерал армии, В. Н. Лобов генерал армии.

Варшавский Договор ( ) Деятельность Август 1968 Ввод войск в Чехословакию (подавление пражской весны) Декларации На Московском заседании ПКК (1958) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами участниками Варшавского договора и членами НАТО. В принятой на заседании ПКК в Москве (1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытаний при условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытаний ядерного оружия. На Варшавском совещании ПКК (1965) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов. Будапештское совещание ПКК (1966) принята Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе. Учения и манёвры «Квартет» (1963) «Октябрьский штурм» (1965) «Днепр» (1967) «Север» (1968) «Братство по оружию» (1970) «Запад 81» (1981)

разрядка международной напряженности Брежнев, в отличие от Хрущёва, не питал склонности ни к рискованным авантюрам за пределами чётко очерченной советской сферы влияния, ни к экстравагантным «мирным» акциям; 1970-е годы прошли под знаком так называемой «разрядки международной напряженности», проявлениями которой стали Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки) и совместный советско-американский полёт в космос (программа «Союз-Аполлон»); тогда же были подписаны договоры по ограничению стратегических вооружений. Во многом это определялось экономическими причинами, так как СССР уже тогда начал испытывать всё более острую зависимость от закупок потребительских товаров и продовольствия (для которых требовались валютные кредиты), Запад же в годы нефтяного кризиса, вызванного арабо-израильским противостоянием, был крайне заинтересован в советской нефти. В военном отношении базой «разрядки» стал сложившийся к тому времени ракетно-ядерный паритет блоков. 17 августа 1973 г. министр обороны США Джеймс Шлессинджер выдвинул доктрину «ослепляющего», или «обезглавливающего» удара: поражение командных пунктов и узлов связи противника с помощью ракет средней и меньшей дальности, крылатых ракет, обладающих лазерными, телевизионными и инфракрасными системами наведения на цели. Такой подход предполагал выигрыш в «подлётном времени» поражение командных пунктов до того момента, как противник успеет принять решение об ответно-встречном ударе. Упор в средствах сдерживания смещался со стратегической триады на средства средней и меньшей дальности. В 1974 г. этот подход был закреплен в ключевых документах по ядерной стратегии США. На этой основе США и другие страны НАТО начали модернизацию средств передового базирования (Forward Base Systems) американского тактического ядерного оружия, размещенного на территории Западной Европы или у ее побережья. Одновременно США начали создание нового поколения крылатых ракет, способных максимально точно поражать заданные цели. Эти шаги вызвали опасения в СССР, поскольку средства передового базирования США, а также «независимые» ядерные потенциалы Великобритании и Франции были способны поражать цели в европейской части Советского Союза. В 1976 г. министром обороны СССР стал Дмитрий Устинов, который склонялся к жесткому ответу на действия США. Устинов выступал не столько за наращивание сухопутной группировки обычных вооруженных сил, сколько за совершенствование технического парка Советской Армии. Советский Союз начал модернизацию средств доставки ядерного оружия средней и меньшей дальности на европейском театре военных действий. Под предлогом модернизации устаревших комплексов РСД-4 и РСД-5 (SS-4 и SS-5) СССР приступил к развертыванию на западных границах ракет средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20). В декабре 1976 г. ракетные системы были развернуты, а в феврале 1977 г. поставлены на боевое дежурство в европейской части СССР. Всего было развернуто около 300 ракет подобного класса, каждая из которых была оснащена тремя боевыми разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Это позволяло СССР в считанные минуты уничтожить военную инфраструктуру НАТО в Западной Европе центры управления, командные пункты и, особенно, порты, что в случае войны делало невозможным высадку американских войск в Западной Европе. Одновременно СССР модернизировал размещенные в Центральной Европе силы общего назначения в частности, модернизировал тяжёлый бомбардировщик Ту-22М до стратегического уровня. Действия СССР вызвали негативную реакцию стран НАТО. 12 декабря 1979 г. было принято двойное решение НАТО развёртывание американских ракет средней и меньшей дальности на территории стран Западной Европы и одновременно начало переговоров с СССР по проблеме евроракет. Однако переговоры зашли в тупик.

Семейные бомбоубежища США времен холодной войны Материалы брошюры 1963г. "Вы можете защитить свою семью от радиоактивных осадков". Строительство бомбоубежища из крупной стальной трубы. Строительство простого убежища в подвале дома.

Новое обострение наступило в 1979 г. в связи с вводом советских войск в Афганистан, что на Западе восприняли как нарушение геополитического равновесия и переход СССР к политике экспансии. Обострение достигло пика осенью 1983 г., когда советскими силами ПВО был сбит южнокорейский гражданский авиалайнер, на борту которого, по сообщениям СМИ, находилось около 300 человек. Именно тогда президент США Рональд Рейган назвал СССР «империей зла». В 1983 США разместили на территории ФРГ, Великобритании, Дании, Бельгии и Италии баллистические ракеты средней дальности «Першинг-2» в 5-7 минутах подлета от целей на европейской территории СССР и крылатые ракеты воздушного базирования. Параллельно в 1981 г. в США началось производство нейтронного оружия артиллерийских снарядов и боеголовок ракеты меньшей дальности «Ланс». Аналитики предполагали, что это оружие может быть использовано для отражения наступления войск Варшавского договора в Центральной Европе. США также начали разработку программы космической противоракетной обороны (так называемая программа «звёздных войн»); обе эти широкомасштабные программы крайне беспокоили советское руководство, тем более что у СССР, с большим трудом и напряжением для экономики поддерживавшего ракетно-ядерный паритет, не было средств для адекватного отпора в космосе. В ответ в ноябре 1983 года СССР вышел из проходивших в Женеве переговоров по евроракетам. Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов заявил, что СССР предпримет ряд контрмер: разместит оперативно-тактические ракеты-носители ядерного оружия на территории ГДР и Чехословакии и выдвинет советские атомные подводные лодки ближе к побережью США. В гг. советские ядерные силы и система предупреждения о ракетном нападении находились в состоянии повышенной боевой готовности. Согласно имеющимся данным, в 1981 г. советские разведслужбы (КГБ и ГРУ) начали операцию «Ракетно-ядерное нападение» (операция РЯН) наблюдение за возможной подготовкой стран НАТО к началу ограниченной ядерной войны в Европе. Тревоги советского руководства вызвали учения НАТО «Эйбл-Арчер-83» в СССР опасались, что под их прикрытием НАТО готовится к запуску «евроракет» по целям в странах Варшавского договора. Аналогично в гг. военные аналитики стран НАТО опасались, что СССР нанесет упреждающий «разоружающий» удар по местам базирования «евроракет».

Угроза СССР

окончание С приходом к власти Михаила Горбачёва, провозгласившего «социалистический плюрализм» и «приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми», идеологическое противостояние быстро потеряло свою остроту. В смысле военно-политическом, Горбачёв поначалу пытался проводить политику в духе «разрядки» 1970-х гг., предлагая программы ограничения вооружений, но довольно жёстко торгуясь вокруг условий договора (встреча в Рейкьявике). Однако нарастающий кризис советской политической системы и зависимость экономики СССР от западных технологий и кредитов в связи с резким падением цен на нефть дали повод Горбачёву идти на уступки во внешнеполитической сфере. В 1988 году начинается вывод советских войск из Афганистана. Падение коммунистической системы в Восточной Европе в ходе революций 1989 года привело к ликвидации советского блока, а вместе с ним и к фактическому прекращению «холодной войны». Тем временем сам Советский Союз находился на грани катастрофы. Распад мировой социалистической системы наряду с падением цен на нефть сопровождался колоссальным спадом экономики и промышленного производства. На окраинах страны вспыхивали межнациональные конфликты. Москва начала терять контроль над союзными республиками. С марта 1990 по декабрь 1991 из Союза вышли тринадцать из пятнадцати республик. 26 декабря 1991 новое руководство независимой России произвело денонсацию Союзного договора, тем самым поставив окончательную точку в истории «холодной войны».

Комиксы Херлуфа Бидструпа

Уроки холодной войны Джозеф Най, профессор Гарвардского университета (США), выступая на конференции «От Фултона до Мальты: как начиналась и как закончилась холодная война» (Горбачёв-Фонд, март 2005 года), указал на уроки, которые следует извлечь из «холодной войны»: кровопролитие как средство урегулирования глобальных или региональных конфликтов не является неизбежным; существенную сдерживающую роль сыграло наличие у противоборствующих сторон ядерного оружия и понимание того, каким может стать мир после ядерного конфликта; ход развития конфликтов тесно связан с личными качествами конкретных лидеров (Сталин и Гарри Трумэн, Михаил Горбачёв и Рональд Рейган); военная мощь имеет существенное, но не решающее значение (США потерпели поражение во Вьетнаме, а СССР в Афганистане); в эпоху национализма и третьей индустриальной (информационной) революции управлять враждебно настроенным населением оккупированной страны невозможно; в этих условиях гораздо большую роль приобретает экономическая мощь государства и способность экономической системы приспосабливаться к требованиям современности, способность к постоянным инновациям. значительную роль играет использование мягких форм влияния, или soft power, то есть способности добиться от других желаемого, не принуждая (запугивая) их и не покупая их согласие, а привлекая на свою сторону. Сразу же после разгрома нацизма СССР и коммунистические идеи обладали серьёзным потенциалом soft power, но бо́льшая часть его была утрачена после событий в Венгрии и Чехословакии, и этот процесс продолжался по мере использования Советским Союзом своей военной мощи.

Проявления холодной войны Острое политическое и идеологическое противостояние между коммунистической и западной либеральной системами, охватившее практически весь мир; создание системы военных (НАТО, Организация Варшавского договора, СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС, АНЗЮК) и экономических (ЕЭС, СЭВ, АСЕАН и др.) союзов; форсирование гонки вооружений и военных приготовлений; резкий рост военных расходов; периодически возникающие международные кризисы (Берлинский кризис, Карибский кризис, Корейская война, Вьетнамская война, Афганская война); негласный раздел мира на «сферы влияния» советского и западного блоков, внутри которых молчаливо допускалась возможность интервенции с целью поддержания угодного тому или иному блоку режима (Венгрия, Чехословакия, Гренада и т. д.) подъём национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах и территориях (отчасти инспирированный извне), деколонизация этих стран, формирование «третьего мира», Движение неприсоединения, неоколониализм; создание разветвлённой сети военных баз (в первую очередь, США) на территории иностранных государств; ведение массированной «психологической войны», целью которой была пропаганда собственной идеологии и образа жизни, а также дискредитация в глазах населения «вражеских» стран и «третьего мира» официальной идеологии и образа жизни противоположного блока. С этой целью создавались радиостанции, вещавшие на территорию стран «идеологического противника», финансировался выпуск идеологически направленной литературы и периодических изданий на иностранных языках, активно использовалось нагнетание классовых, расовых, национальных противоречий. сокращение экономических и гуманитарных связей между государствами с различными социально- политическими системами. бойкоты некоторых Олимпийских игр. Например, США и ряд других стран бойкотировали летние Олимпийские игры 1980 в Москве. В ответ СССР и большинство социалистических стран бойкотировали летнюю Олимпиаду 1984 в Лос-Анджелесе.

Конфликты Холодной войны Для холодной войны было характерно частое появление "горячих" точек. Каждый локальный конфликт выносился на мировую арену благодаря тому, что противники по Холодной войне поддерживали противоборствующие стороны. Ввиду того, что прямой конфликт между двумя сверхдержавами неминуемо перерос бы в ядерный с гарантированным уничтожением всего живого на планете, то стороны стремились взять верх другими методами, в т.ч. и ослаблением противника в отдельно взятом регионе и укреплении там своих позиций, при необходимости и с помощью военных действий. От первого вооруженного конфликта в Корее ( ) и до последнего на Лаосско- Таиландской границе (1988) прошло почти 40 лет. За это время огненная дуга советско-американского противостояния опоясала практически все континенты планеты от Восточной Азии до Латинской Америки, от Южной Африки до Центральной Европы. За это время в многочисленных войнах погибли миллионы людей, втянутыми в них оказались десятки государств, некоторые не урегулированы до сих пор. Афганистан, Корея, Индокитай, Арабо-Израильский конфликт, Куба, страны Африканского рога и др. – во всех этих конфликтах мы так или иначе находим и "костлявую руку американского империализма", и "агрессивные импульсы империи зла" - в виде оружия и денег, советников и инструкторов, "добровольцев" и воинских контингентов. Корейская война ( ) Причины и предпосылки Корейской войны Основные этапы Корейской войны Участие СССР, США и Китая в Корейской войне. Роль ООН. Берлинская стена ( ) Кризис 1961г. Возведение Берлинской стены Падение Берлинской стены. Объединение Германии. События в Венгрии (1956) Причины и предпосылки - доклад Хрущева на 20 съезде КПСС, события в Польше Восстание в Венгрии Карибский кризис (1962) Вьетнамская война ( ) Предпосылки и начало Ход войны в гг. Мирные переговоры. Окончание войны Пражская весна 1968 Подготовка к вторжению Вторжение войск ОВД в Чехословакию Война в Афганистане ( ) Ввод советских войск в Афганистан Советские боевые действия в Афганистане "Вьетнам Кремля" Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан Роль США ООН и ситуация вокруг Афганистана Международно-правовое урегулирование кризиса. Вывод советских войск Положение в Афганистане после вывода советских войск

Конфликты Холодной войны Для холодной войны было характерно частое появление "горячих" точек. Каждый локальный конфликт выносился на мировую арену благодаря тому, что противники по Холодной войне поддерживали противоборствующие стороны. Ввиду того, что прямой конфликт между двумя сверхдержавами неминуемо перерос бы в ядерный с гарантированным уничтожением всего живого на планете, то стороны стремились взять верх другими методами, в т.ч. и ослаблением противника в отдельно взятом регионе и укреплении там своих позиций, при необходимости и с помощью военных действий. От первого вооруженного конфликта в Корее ( ) и до последнего на Лаосско- Таиландской границе (1988) прошло почти 40 лет. За это время огненная дуга советско-американского противостояния опоясала практически все континенты планеты от Восточной Азии до Латинской Америки, от Южной Африки до Центральной Европы. За это время в многочисленных войнах погибли миллионы людей, втянутыми в них оказались десятки государств, некоторые не урегулированы до сих пор. Афганистан, Корея, Индокитай, Арабо-Израильский конфликт, Куба, страны Африканского рога и др. – во всех этих конфликтах мы так или иначе находим и "костлявую руку американского империализма", и "агрессивные импульсы империи зла" - в виде оружия и денег, советников и инструкторов, "добровольцев" и воинских контингентов. Ближний Восток ( ) Арабо-Израильская война 1948г. Суэцкий кризис 1956г. Шестидневная война 1967г. Война "Судного дня" 1973г. Война в Ливане 1982г. Югославия ( ) Советско-Югославский конфликт "Десятидневная война" (Отделение Словении) Отделение Хорватии Вооруженный конфликт в Хорватии Падение Республики Сербская Краина Вооружённый конфликт в Боснии и Герцеговине Африка Войны в Африке Советское военное присутствие в Сомали Войны в Эфиопии и участие в них советских вооруженных сил Советско-Китайская граница Начало и развитие пограничной конфронтации между СССР-КНР в гг. Пограничные переговоры гг. Пограничный вопрос в условиях нормализации двусторонних отношений. Инциденты Инциденты с участием иностранной авиации над СССР ( ) Инцидент с южнокорейским Боингом (1978) Инцидент с южнокорейским Боингом (1983)

Медаль «За победу в холодной войне» В начале апреля 2007 года в обе палаты конгресса США был внесён законопроект об учреждении новой воинской награды за участие в холодной войне (Cold War Service Medal), поддержанный группой сенаторов и конгрессменов от демократической партии во главе с Хиллари Клинтон. Медалью предлагается награждать всех служивших в вооружённых силах или работавших в государственных ведомствах США в период со 2 сентября 1945 года по 26 декабря 1991 года. Как заявила Хиллари Клинтон, «Наша победа в холодной войне стала возможной только благодаря готовности миллионов американцев в военной форме отразить угрозу, исходившую из-за железного занавеса. Наша победа в холодной войне стала огромным достижением, и те мужчины и женщины, которые проходили службу в то время, заслуживают награды». Конгрессмен Роберт Эндрюс, представлявший законопроект в палате представителей, сказал: «Холодная война была глобальной военной операцией, крайне опасной и порой смертельной для храбрых солдат, моряков, лётчиков и морских пехотинцев, участвовавших в этой кампании. Миллионы американских ветеранов, которые служили по всему миру, чтобы помочь нам победить в этом конфликте, заслуживают получения уникальной медали в знак признания и уважения за их службу». В США существует Ассоциация ветеранов холодной войны, которая также требовала от властей признания своих заслуг в победе над СССР, но сумела добиться лишь выдачи сертификатов министерства обороны, подтверждавших участие в холодной войне. Ассоциация ветеранов выпустила собственную неофициальную медаль, дизайн которой был разработан ведущим специалистом Института геральдики при армии США Нэйдином Расселом. Cold War Service Medal (USА)

Мир после «Холодной войны» или противоракетная оборона от ударов нестратегических БР В настоящее время более 15-ти развивающихся стран Ближнего Востока и Азии уже являются обладателями ракетного оружия. Ожидается, что в ближайшие десять-пятнадцать лет, несмотря на все усилия мирового сообщества по сдерживанию процесса распространения ракетного оружия, число этих стран как минимум удвоится. Одновременно возрастают и возможности боевого применения распространяющихся ракетных технологий. В свою очередь, распространение ракетных технологий среди развивающихся стран «третьего мира» связано с возрастанием их национального самосознания и стремлением к политической и экономической независимости. В этих условиях средства ракетной техники, позволяющие реализовать доставку любых боевых зарядов (в том числе и оружия массового поражения) в любую точку территории как сопредельных так и более отдаленных государств практически в любых условиях ведения войны, рассматриваются здесь как наиболее эффективные средства отстаивания своего суверенитета. С. Суханов, доктор технических наук, главный конструктор ОАО МАК «Вымпел»