Проектирование деятельности в рамках новой концепции оценки качества основного общего образования А.Б. Воронцов, директор НОУ «Открытый институт «Развивающее.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стартовая проверочная работа по математике в 5 классе.
Advertisements

Проектирование деятельности в рамках новой концепции оценки качества основного общего образования Воронцов А.Б. День второй.
ГОТОВНОСТЬ ШКОЛЫ К ВВЕДЕНИЮ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
13-14 апреля 2015 Разработка тестовых материалов по модели SAM (математика начальной школы) Горбов Сергей Федорович.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования: ключевые идеи и механизмы реализации Воронцов А.Б. 17 ноября 2010 года.
Уточнения в планируемые предметные результаты освоения программы по математике 1.
Итоги апробации информационной системы для мониторинга оценки качества основного общего образования Ушакова Е.Г. Сургут, 16 апреля 2013 ИПОП «Эврика»
Шиян О.А. 23 ноября 2010 Примерная основная образовательная программа основного общего образования Примерная основная образовательная программа основного.
Проектирование деятельности в рамках новой концепции оценки качества основного общего образования А.Б. Воронцов, директор НОУ «Открытый институт «Развивающее.
Группа «Система оценки планируемых результатов освоения программы начального общего образования» Руководитель – Ковалева Г.С. Проект «Разработка и апробация.
Начальная школа Самоценный, принципиально новый этап в жизни, когда ребёнок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность.
Проектирование деятельности в рамках новой концепции оценки качества основного общего образования: предметные образовательные результаты Мария Миркес,
Фундаментальные знания по математике выпускника начальной школы.
ФГОС НОО : принципиальные особенности Формирующее оценивание или оценивание для обучения.
Основная образовательная программа основного общего образования- вектор на индивидуализацию образования.
А.Б. Воронцов В.А. Львовский П.Г. Нежнов Мониторинг учебно-предметных компетенций школьников (SAM): потенциал и возможности инструментария Учебный курс.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования: ключевые идеи и механизмы реализации Воронцов А.Б. 18 декабря 2010 года.
Основные функции системы оценки: ориентация на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения программы,
Проектирование «трехуровневых» задач как инструмента оценки индивидуального прогресса учащихся в освоении учебно- предметных компетенций у школьников на.
Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе П.Г. Нежнов, кандидат психологических наук.
Транксрипт:

Проектирование деятельности в рамках новой концепции оценки качества основного общего образования А.Б. Воронцов, директор НОУ «Открытый институт «Развивающее образование», эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика 16 апреля, г.Псков

1 вопрос: в чем особенность предметной стартовой диагностики?

Ирэн Аргинская; Елена Вороницына Математика, итоговая работа 4 класс 1.Реши задачу. Самолет пролетел в км. 4 часа он летел со скоростью 920 км/ч, а остальной путь со скоростью 970 км/ч. Сколько часов самолет был в пути? 2.Укажи порядок выполнения действий и найди значение выражения. 38. (9045 : 27 – 8472 : 353) 3.Заполни пропуски так, чтобы получились верные равенства. 37 ч 25 мин =... мин 438 ц =... т... ц дм 2 =... м 2... дм 2 3 м... дм 7 см = см 4.Реши уравнение, содержащее три действия. Выполни его проверку. 6. p – ( ) = : n = 219 (537 – ). t = Площадь прямоугольного треугольника равна 16 см 2. Подбери длины сторон, образующих прямой угол. Постарайся найти несколько решений

1.Выполни действие. Запиши ответ = 2. Выполни действие. Запиши ответ = 3. Впиши пропущенные числа. 7, 8,9, … 11, …., ….., Ручка стоит девять рублей, а карандаш на два рубля дешевле. Сколько стоит карандаш? Варианты ответов: 2, 5, 7, 9 5.Рассмотри рисунок. На сколько штук больше яблок, чем лимонов? 1 этап – трехуровневые задачи (индивидуальный прогресс) – учебно- предметные компетентности 2 этап – математические задачи для оценки метапредметных образовательных результатов 3 этап – двухуровневые математические Задачи (на выбор) на оценку предметных образовательных результатов 4 этап – проектная математическая задача на оценку метапредметных образовательных результатов Вариант одной группы разработчиков Вариант другой группы разработчиков (РО) 1-10 – базовый уровень (для всех)

6.Найди все четырёхугольники. Отметь их 7. Мише надо пройти к дому. По какой дороге ему надо пойти, чтобы сосна была справа, а песочница – слева? Отметь. 8.У Миши солдатики. В какую коробку он может их сложить, если в каждую ячейку можно положить только одного солдатика и все ячейки должны быть заняты? Отметь коробку. 9.Выбери число, которое на 4 больше, чем 9. Отметь : 5,9,13, Какие детали воздушного змея имеют форму треугольника? Отметь их 11.Вася наловил рыбы для кошки. Рыб больше 11, но меньше 14. Сколько рыб мог поймать Вася? 12. Гена сложил несколько одинаковых чисел и получил в ответе 8. Какие числа сложил Гена? 13. Ребята играли на компьютере. В каждой игре побеждает тот, кто заработает больше очков. В таблице указано, сколько очков заработал каждый игрок. 1)Сколько очков заработали мальчики в игре «Цирк»? 2)Кто победил в игре «Космос»? 3)На сколько очков больше заработали девочки в игре «Цирк», чем мальчики? 14. К обеду бабушка сорвала 4 морковки, помидор, 2 яблока и 3 огурца. Сколько штук овощей сорвала бабушка? – задания повышенной сложности (для желающих)

Требования к предметным результатам Предметные образовательные результаты: 1. Должны быть описаны как совокупность культурных предметных способов/средств действий (понятий) 2.Иметь уровневый характерИметь уровневый характер 3.Иметь операциональный характерИметь операциональный характер

Ключевые культурные предметные способы действия и средства (русский язык) Содержательная областьСредства анализа и построения языковых конструкций (понятия, представления) Действия с языковым материалом Слово, его значение, звучание и написание отношение «форма - значение» модели словообразования и словоизменения несимметричность формы и значения (омонимия, многозначность, синонимия) родо-видовые отношения отношение «часть –целое» отношение противоположности (антонимия ) членение слова на значимые части (морфемы) определение значения слова по морфемному составу и по контексту сравнение языковых единиц по форме и по значению (лексическому и грамматическому) распознавание частей речи «сворачивание» толкования в слово, «конструирование» слова по заданной словообразовательной модели объяснение значения слова: при помощи однокоренного слова, синонимов, через отнесение к более общему понятию построение простой классификации объединение слов в тематические группы построение упорядоченного списка построение синонимических рядов и антонимических пар отношение «звук-буква» принципы русского письма (фонематический, морфологический) звуковая модель слова построение рядов слов и словоформ с чередующимися звуками (подбор однокоренных («одноморфемных») слов и изменение формы слова) определение «ошибкоопасного места», (места орфограммы в слове)

Ключевые культурные предметные способы действия и средства (русский язык) Высказывание и его оформление в письменной речи связь (смысловая и грамматическая: сочинение, подчинение, координация) коммуникативная ситуация речевой жанр установление и выражение отношений зависимости/ независимости между словами в высказывании, частями высказывания членение речи на отрезки, имеющие смысловую и грамматическую завершенность (предложения) преобразование высказывания (на уровне предложения): изменение порядка слов, сокращение, разворачивание, изменение структуры преобразование нелинейного текста (схемы, списка, таблицы) в грамматически связное высказывание определение цели высказывания и построение высказывания в соответствии с разными целями преобразование высказывания в соответствии с изменением цели, условий, сменой говорящего: перестановка частей, сокращение, разворачивание и т. п. модель предложения отношения однородности/ неоднородности пунктуационное оформление предложения (знаки конца предложения, знаки между частями сложного предложения) пунктуационное оформление предложения, содержащего однородные члены

Ключевые культурные предметные способы действия и средств (литературное чтение) Содержательная областьСредства анализа и понимания художественного текста (понятия, представления) Читательские действия Эпические произведения отношение автора (рассказчика)выявление (нахождение) прямых и косвенных оценок автора (рассказчика) и обоснование своего понимания (текстом) жанропределение (узнавание) жанра произведения, «запускающего» определенную читательскую стратегию эмоциональный тон текставыявление эмоционального тона текста и обоснование своего понимания герой: внешние проявления (портрет, поступки, действия, речь), значимые для понимания внутреннего мира внутренний мир героя: характер, мотивы, причины, цели действий, позиция героя (точка зрения) эмоциональное состояние, настроение извлечение (выделение) соответствующих фрагментов текста, установление связей между ними и их интерпретация (толкование) сюжет: последовательность событий, их развитие, позволяющие герою проявить свои качества выделение последовательности событий, значимых для проявления внутреннего мир героя художественные детали: пейзаж, интерьер, название и др. нахождение и интерпретация (толкование) художественных деталей, значимых для проявления а) внутреннего мира героя и б) отношения автора (рассказчика) языковые средства выразительностивыявление и интерпретация (толкование) языковых средств художественной выразительности, значимых для проявления а) внутреннего мира героя и б) отношения автора (рассказчика)

Ключевые культурные предметные способы действия и средства (литературное чтение) Лирические произведения предмет, вызывающий наиболее сильный эмоциональный отклик рассказчика (лирического героя) нахождение по художественным деталям и др. выразительным средствам предмета, вызывающего наиболее сильный эмоциональный отклик рассказчика (лирического героя) ведущий эмоциональный тонвыявление основного эмоционального тона текста и обоснование своего понимания художественные деталивыделение и толкование (интерпретация) художественных деталей, значимых для выражения настроения языковые средства выразительности выделение и толкование (интерпретация) средств языковой выразительности, значимых для выражения ведущего настроения и его оттенков

Ключевые культурные предметные способы действия и средства (математика) Содержательная областьСредства математического действия (понятия, представления) Математические действия Числа и вычисления последовательность натуральных чисел числовая прямая позиционный принцип (многозначные числа) свойства арифметических действий порядок действий нумерация представление чисел на числовой прямой сравнение многозначных чисел выполнение арифметических действий с многозначными числами определение порядка действий в выражении. прикидка Измерение величин отношение между числом, величиной и единицей отношение «целого и частей» формула площади прямоугольника прямое измерение длин линий и площадей фигур (непосредственное «укладывание» единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта) косвенное измерение (вычисление по формулам)

Ключевые культурные предметные способы действия и средства (математика) Закономерности «индукционный шаг» повторяемость (периодичность) выявление закономерности в числовых и геометрических последовательностях и других структурированных объектах вычисление количества элементов в структурированном объекте Зависимости отношения между однородными величинами (равенство, неравенство, кратности, разностное, «целого и частей») прямая пропорциональная зависимость между величинами производные величины: скорость, производительность труда и др. соотношения между единицами решение текстовых задач. описание зависимостей между величинами на различных математических языках (представление зависимостей между величинами на чертежах, схемами, формулами и пр.) действия с именованными числами Элементы геометрии форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур) пространственные отношения между фигурами симметрия распознавание геометрических фигур определение взаимного расположения геометрических фигур

Ключевые культурные предметные способы действия и средства (окружающий мир) Содержательная область Средства анализа и репрезентации природных объектов и явлений Действия с природными объектами Материальный объект как система признаков и свойств схема наблюдения объекта ряд (порядковая шкала) простые измерительные приборы и порядковые измерительные шкалы (весы, часы, линейка, курвиметр, термометр, шкала Бофорта, Мооса и пр.) классификация (простая, иерархическая), таблица, столбчатая диаграмма, круговая диаграмма выявление наблюдаемых признаков объекта сравнение объектов по выраженности признака (свойства) оценка выраженности свойства (признака) с помощью шкалы измерительного прибора прямые и косвенные измерения характеристик объектов и процессов (измерение величин и оценка условно измеряемых характеристик с помощью простых приборов и шкал-измерителей) деление на группы по определенному критерию (двум независимым критериям) отнесение объекта к группе по определенному критерию (по двум независимым критериям) определение численности группы объектов сравнение групп по численности

Ключевые культурные предметные способы действия и средства (окружающий мир) Пространственные отношения между объектами схема маршрута картосхема (вид объекта или местности сверху, условные обозначения, изолинии, масштаб) система направлений (стороны горизонта) схематический разрез объекта ориентировка в пространстве (определение направления движения) определение пути с помощью схемы маршрута определение размеров объекта по его изображению и указанию масштаба визуализация рельефа местности по изолиниям картосхемы визуализация формы объемного тела по его видам (сбоку, сверху) определение расстояния между объектами по картосхеме представление деталей внутреннего строения объекта по его разрезам Процессы и их условия схема процесса (изменения состояний объекта под действием условий) схема эксперимента (контрольный и экспериментальный объекты, условия процесса, предполагаемый результат опыта) установление временных отношений между событиями определение и сравнение длительностей временных промежутков установление взаимной временной и причинной связности наблюдаемых процессов, реконструкция прошлого состояния объекта и предсказание будущих изменений на этой основе планирование проверки гипотезы об условиях

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ) РЕФЛЕКСИВНЫЙ УРОВЕНЬ (ТРАНСФОРМАЦИЯ ИЗВЕСТНОГО СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ) РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ (ДЕЙСТВИЯ ПО ОБРАЗЦУ) ПРОЙДЕННАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИАГНОСТИКА МЕРЫ ПРИСВОЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ СРЕДСТВ/СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ «КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ» ОСОБЕННОСТИ ИНСТРУМЕНТА Уровни учебных способов действий

Результаты диагностики РЕШАЕМОСТЬ ЗАДАЧ РАЗНОГО УРОВНЯ Предметность тестирования Уровень 123 Математика70,849,625,4 Естествознание44,726,319,7 Русский язык68,647,421,1 Чтение художественного текста73,544,524,7 Чтение информационного текста35,927,014,4 УСРЕДНЕННЫЕ ПРОФИЛИ УСПЕШНОСТИ ПО РАЗНЫМ ПРЕДМЕТАМ

При более высокой температуре вода испаряется быстрее. В четыре одинаковых стакана налили поровну воды разной температуры (температуру поддерживали постоянной).На рисунке показано, сколько воды осталось в двух стаканах через час Отметь примерный уровень воды в остальных стаканах. Пример по естествознанию (1-ый уровень) уровень воды

Три ученика выясняли, зависит ли скорость испарения воды от наличия или отсутствия ветра. Для опыта они взяли одинаковые блюдца и доверху наполнили водой при комнатной температуре. Одно блюдце оставили для сравнения. oБоря - около своего блюдца включил вентилятор. oВера - включила фен и направила на свое блюдце поток горячего воздуха. oГаля - поставила свое блюдце на сквозняке. Отметь ДВУХ учеников, которые поставили опыт ПРАВИЛЬНО Пример по естествознанию (2-ой уровень)

Ученики написали отчет о своем исследовании испарения воды. Отметь ДВА утверждения, которые НЕЛЬЗЯ сделать на основании этого отчета? oПри нагревании вода испаряется быстрее oПри увеличении площади поверхности вода испаряется быстрее oВода не испаряется при 20 градусах oПри 50 градусах вода будет испаряться быстрее, чем при 30 Пример по естествознанию (3-ий уровень) Утром мы налили поровну воды в три одинаковых сосуда. Температуру в каждом сосуде поддерживали постоянной. Вечером воды оказалось не поровну: ОТЧЕТ

Особенности предметных проверочных работ в «тесте готовности» 1.Положенные в основу проводившегося мониторинга проверочные работы в большей степени рассчитана не на проверку формальных знаний учащихся за курс начальной школы, а на оценку их предметной компетентности, умения видеть границу собственных знаний и, тем самым, формирование у них соответствующей учебной мотивации. 2. Типы заданий: первый тип ­соответствует материалу, изученному в начальной школе. Эти задания дают дополнительный материал для организации коррекционной работы. и эти задания, соответствующие зоне актуального развития, являются тем фоном, на котором могут быть выявлены границы, которые необходимо преодолеть для решения новых задач (зона ближайшего развития). Второй тип заданий – задания на «разрыв», назначение которых показать перспективы дальнейшего изучения математики в 5-6 классе. Такие задания строятся за счет кажущегося, на первый взгляд, незначительным видоизменения заданий первого. Третий тип - задания, не имеющие непосредственного отношения к основному содержанию курса математики, но важные с точки зрения формирования и оценки учебной грамотности (задания, предполагающие активную работу с текстом, задания на выявление и анализ закономерностей и т.п.).

Первый тип заданий Задание 5. Петя и Сережа измеряли площадь и периметр квадрата со стороной 3м. У Пети получилось, что площадь квадрата равна 9 м 2, а периметр равен 12 м, из чего он сделал вывод, что периметр этого квадрата больше его площади. Сережа возразил Пете: «Я перевел метры в дециметры. Длина стороны квадрата равна 30 дм. Его площадь равна 900 дм 2, а периметр 120 дм. Значит, площадь больше периметра». А как считаешь ты? Изложи свою точку зрения так, чтобы убедить и Петю, и Сережу в своей правоте. Задание рассчитано на проверку понимания, что сравнивать можно только величины одного рода, и умения аргументировать свою точку зрения

Первый тип заданий Задание 7. Реши на выбор одну из задач. Объясни свой выбор. 1) 100 учебников математики для пятого класса стóят 4600 руб. Сколько нужно потратить на покупку учебников математики для 5 "Ы" класса, если в нём 23 ученика? 2) В киоске было 100 книг общей стоимостью 4600 руб. Для библиотеки купили 23 книги. Сколько потратили на покупку? Комментарий к заданию Задание проверяет умение анализировать и решать текстовые задачи – одно из базовых умений, формируемых в курсах математических дисциплин на протяжении всего периода обучения. Более конкретно, проверяются следующие умения: 1) различать тексты, описывающие равномерные процессы, и тексты, не дающие оснований считать описываемый процесс равномерным; 2) решать задачи на равномерные процессы

Первый тип заданий Задание 10. Какой самый большой результат может получиться, если в сумме двух трехзначных чисел А5В + ВС3 буквы заменить цифрами? (Разные буквы заменяются разными цифрами.) Комментарий к заданию Задание проверяет понимание позиционного принципа строения многозначного числа, которое будет необходимо в 5-6 классах при изучении позиционных (десятичных) дробей. Ошибочное решение говорит либо о непонимании разрядного состава многозначного числа, либо о неумении организовать целенаправленный поиск (возможно, путем проб) числа, удовлетворяющего заданному условию

Второй тип заданий Задание 2. Для того чтобы узнать, делится ли одно число на другое, не всегда необходимо выполнять деление этих чисел. Например, известно, что если сумма цифр некоторого числа делится на 3, то и само число делится на 3; если же сумма цифр не делится на 3, то и само число не делится на 3. Это свойство получило название «признак делимости на 3». Существуют и другие признаки делимости. Какую цифру нужно подставить вместо звездочки, чтобы число 3124*501 делилось на 3 и было как можно больше? Комментарий к заданию Задание рассчитано на использование незнакомой информации, содержащейся в тексте, и по существу, показывает учащимся перспективу дальнейшего изучения математики в 5 классе (одной из тем 5 класса являются признаки делимости). Кроме того, важным моментом является необходимость удержания сразу двух условий: число, получаемое в результате подстановки найденной цифры, должно делиться на 3 и быть наибольшим из возможных. Если в результате выполнения задания получено число, не делящееся на 3, это говорит о непонимании учащимся новой информации. Если же получившееся число делится на 3, но не является наибольшим в данных условиях (отличается от ), можно заключить, что у учащегося имеются проблемы с удержанием одновременно нескольких требований в условии задачи.

Третий тип заданий Задание 3. Из квадратов, кругов и треугольников составляют ряд по определенному правилу. На рисунке показано начало этого ряда. Нарисуй 3 фигуры этого ряда, начиная с 50-й. Комментарий к заданию Задание проверяет умение выявлять закономерность в последовательности фигур и находить требуемый фрагмент этой последовательности. Задание не связано непосредственно с программным материалом, но не требует для решения каких-то дополнительных знаний. Представляется, что задания такого типа, связанные с поиском и анализом закономерностей играют существенную роль в формировании абстрактного мышления. Ошибка в решении говорит либо о неумении находить закономерность в фрагменте последовательности, либо, что более вероятно, о затруднении в исследовании последовательности на основании найденной закономерности. Наряду с решением, построенным на тщательном анализе установленной закономерности, возможно (хотя и менее интересно) решение «в лоб» путем непосредственного «выписывания» всех членов последовательности вплоть до искомых.

Особенности предметных проверочных работ 3. Выбор задний учащимися для их решения (8 из 10). Главная цель оценить, какова корреляция между выбором заданий и их решаемостью, иными словами, насколько осознанным является выбор. (Пример, на 86 учащихся Москвы: получено значение коэффициента корреляции 0,39, которое следует признать значимым (пороговые значения для уровней значимости 5% и 1% составляют 0,25 и 0,36 соответственно). 4. «Вопросы и комментарии» к предложенным заданиям позволяют также оценить, насколько осознанно учащиеся подходят к выбору заданий, видят ли они границу собственных знаний, в состоянии ли сформулировать, чего именно им не хватает для решения задачи. (Например, на 86 учащихся 51 «вопрос, комментарий (59% учащихся) из них 35 содержательных вопросов и комментариев- 68%)

Пример нового задания, которое было включено вместо задания 6 по итогам апробации Задание 6. На рисунке показана ломаная линия и точки А и В. Сколько раз прямая АВ пересекает ломаную? А В Комментарий к заданию Задание проверяет владение простейшей геометрической терминологией и символикой, понимание различия таких фигур, как прямая и отрезок. Понимание таких геометрических абстракций, как бесконечность прямой, чрезвычайно важно в последующем при изучении систематического курса геометрии.

2 вопрос: Что надо делать школе в рамках новой системы оценки качества образования?

Эффекты развития (по Б.Д.Эльконину) Результат Функциональный орган Решение задач Продукт Субъективное пространство активности Продуцирование(порождение) Эффект Самостоятельность, Инициатива Инициация новых вызовов

Проба Пробно- поисковое Пробно- испытательное

Учебный план как механизм реализации ООП Новая модель примерного учебного плана (2 варианта) 1 вариант (7-9 класс) -фрагмент ОбластьПредметКол-во часов 1. Обязательная часть (учебная деятельность в урочной форме) –70% ФилологияРусский язык Литература Английский 516 Математика и информатика Алгебра Геометрия 413 Общественно- научные дисциплины История Обществознание География 231 Естественно- научные дисциплины Физика Биология География Химия 434 Итого по п.1:… 1995 ОбластьПредметКол-во часов 2.Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса (внеурочные формы учебной деятельности, внеучебные виды деятельности) – 30 % Пятидневная учебная неделя Проектная и учебно- исследовательская деятельность 140 Социальная практика 105 Итого по п. 2.… Вариативная часть (внеучебные виды деятельности) Итого по п.3… 1050 ВСЕГО: 4375

Учебный план 2 вариант (7-9 класс) –фрагмент (шестидневная учебная неделя) ОбластьУчебные предметы Обязательная - 60% Вариативная – 40% Всего 1. Обязательная и вариативная часть учебной урочной и внеурочной деятельности ФилологияРусский язык, литература,английский Математика и информатикаАлгебра, геометрия Общественно-научные предметы История, обществознания Естественно - научные предметы Физика, химия, биология, география Итого по п Вариативная часть по выбору учащихся Элективные курсы, рефлексивные сессии Вариативная часть (внеучебные виды деятельности) Тренинги, лаборатории1050

Расписание занятий 5. Нелинейное (динамическое расписание) – вариант 1 день, 2 неделя Занятия7 класс8 класс9 класс Лаборатории и мастерские (по выбору) 9.30 – Погружение по географииПогружение по физике Погружение по истории – Соревнование по русской лапте между 7-9 классами (1 тур) – Математический практикум Авторские (преподавательские) проектные мастерские (по выбору учащихся) – Уровневые группы по английскому и французскому языку Обеденный перерыв, отдых Дискуссионный клуб «Проблемное кино»- «Эусперимент-2» (Германия), работа в проектных и исследовательских группах, элективные курсы, индивидуальные (групповые консультации) – Театральная студия, фотостудия, пресс-центр, тренинг, спортивные секции

Индивидуальные учебные достижения Виды оценки образовательных результатов школьников: оценка готовности к обучению на «переходе» учащихся из начальной в основную школу; оценка индивидуального прогресса учащихся в ходе непосредственного образовательного процесса; промежуточные мониторинговые исследования регионального уровня по оценке формированию метапредметных (компетентностных) образовательных результатов подростков; формативное (формирующее) оценивание для обучения; оценка внеучебных достижений школьников; итоговые интегрированные проектные задачи и образовательные события, включающие в себя предметные, компетентностные результаты, а также социальный опыт подростков; итоговая (государственная) аттестация выпускников основной школы. 34

Формирующее и итоговое(суммирующее) оценивание Формирующее оценивание – оценка направлена на определение дальнейших шагов в обучение. Суммирующее оценивание – оценка направлена на учебные результаты за определенный промежуток обучения. Формирующее оценивание – его признаки: 1)встроено в процесс преподавания (teaching) и учения (learning) и является их существенной частью (постоянный процесс); 2)предлагается обсуждение и общее признание учебных целей, критериев оценки учителем и учениками; 3)критериальное оценивание для самооценивания или партнерского оценивания; 4)обратная связь, которая помогает ученикам определить, какие следующие шаги в учении им предстоит сделать; 5)вовлечение и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания; 6)бинарная, а не балльная шкала в оценивании.

Требования к инструментарию оценки результатов качества образования учащихся ОШ 1. На уровне образовательного учреждения 1.1.На ученическом уровне: На ученическом уровне инструментарий должен быть ориентирован прежде всего: на самооценку собственных учебных действий учащегося; на выработку критериальной основы для оценки действий учащихся; на рефлексивный характер действий учащихся; на действия ученика по запросу на экспертную оценку взрослого (учителя) Ключевой объект оценки - учебные и иные действия учащегося 36

1.2. На педагогическом уровне: Для формирующего оценивания комплекс инструментов должен: фокусировать внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания, давать учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение; ориентироваться на качественную оценку действий учащихся, работать на улучшение качества учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок; иметь широкий ассортимент простых техник, которые легко и быстро освоить учителю для получения от учеников обратной связи относительного того, как они учатся; носить непрерывный (цикличный) характер продолжающегося процесса, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии; ориентирован на все виды образовательных результатов (предметные, метапредметные и личностные результаты) 37

1.2. На педагогическом уровне: Инструментарий для оценки индивидуального прогресса учащихся должен отвечать следующим требованиям: направлен на оценку зоны ближайшего развития и «индивидуальный темп» освоения учащимся предметного содержания и должен служить средством сопровождения образовательного процесса (как в начальной, так и в основной школах), а не только средством подведения его итогов; акцентирует внимание на мере овладения средствами (общими способами действия), которые должны быть переданы учителем ученику в ходе обучения; ориентируется на предметные линии, которые задают способ развертывания учебного предмета на протяжении обучения в начальной и основной школе; обеспечивает два вида прогресса: линейный и уровневый. Первый – это рост эффективности в решении задач достигнутого уровня, когда ученик остается на одном уровне. Второй – проявление способности решать задачи более высокого уровня, чем удавалось раньше. для того чтобы делать выводы об изменениях, которые происходят с учащимся (о приросте в мышлении и понимании при изучении предмета), необходимы данные двух и более срезов в течение учебного года по одним и тем же параметрам; позволяет в графической форме представлять прогресс учащихся (например, с помощью индивидуального профиля учащегося) 38

1.3. На административном уровне: Инструментарий для оценки стартовых возможностей учащихся в обучении на начало года должен отвечать следующий требованиям: ориентирован на два типа заданий: актуального уровня знаний и способов/средств предметных действий и «зоны ближайших» знаний и способов/средств предметных действий, которые должны быть освоены в текущем учебном году, т.е носить прогностический характер; позволяет самостоятельно учащимся построить план действий по ликвидации проблем и трудностей, возникших после «старта»; выявляет способы работы педагогов на предыдущем этапе обучения; позволяет построить в классе «карту» движения в учебном предмете на предстоящий учебный год; устанавливает стартовые образовательные возможности учащихся после длительного перерыва на начало учебного года. 39

1.3. На административном уровне: Инструментарий для итоговой оценки образовательных результатов учащихся должен отвечать следующим требованиям: носит комплексный и интегральный характер (совокупность пяти субтестов: математической, языковой, естественно-научной, художественной грамотности и грамотности чтения) и позволяет оценить меру присвоения основных средств/способов действия, предусмотренных программой начальной школы по ключевым предметам учебного плана; отражает три уровня опосредствования (меру присвоения средств): формальный, предметный и функциональный и позволяет оценить действия ребенка отдельно по каждому уровню и построить индивидуальный профиль каждого ребенка, класса, параллели школы в целом по которому можно определить прогресс в обучении; каждому уровню соответствует определенный тип тестовых задач. Количество задач соответствует «ядерным» (ключевым) понятиям (способам действия) учебного курса; устанавливает не только учебные, но и внеучебные достижения школьников на конец учебного года, позволяет описывать, фиксировать и предъявлять полученные результаты окружающим. 40

1.3. На административном уровне: Инструментарий для оценки рабочих учебных предметных программ должен отвечать следующим требованиям: выявляет деятельностный характер содержания учебной дисциплины; определяет возможности достижения запланированных образовательных результатов данной программой; устанавливает соотношение разных форм учебной деятельности в предмете; определяет возможности самостоятельности, инициативности и ответственности учащихся в рамках данной программы Инструментарий для мониторинга информационно-образовательной среды основной школы Инструментарий для оценки деятельности педагогов при определении стимулирующей части оплаты труда 41

1.4. На общественно-профессиональном уровне : Оценку качества деятельности педагогов на этом уровне могут осуществлять профессиональные ассоциации, союзы, объединения, в которые может входить педагог ОУ Оценку качества образования учащихся должно осуществлять прежде всего родительского сообщества ОУ 42

2. На муниципальном уровне: На муниципальном уровне проводится внешняя комплексная оценка образовательных учреждений, которая опирается на данные региональной оценки (мониторинговые исследования и итоговая (государственная) аттестация, а также данные муниципальной внешней оценки условий реализации ООП и муниципального задания 43

3. На региональном уровне: На региональном уровне внешняя оценка качества начального и основного общего образования проводится прежде всего с использованием следующих оценочных процедур : мониторинговых исследований в определенных ключевых точках общего образования (стартовая диагностика в 1-м и 5-м классе; промежуточная диагностика в 7-м классе); мониторинговых исследований по важным аспектам реализации ФГОС ОО; итоговой (государственной) аттестации в 9-м классе; государственно-общественная, общественно-профессиональная экспертиза в ходе аккредитации образовательного учреждения. 44

Итог: Разработка программы школьной системы оценки качества основного образования - программа действийпрограмма действий - календарный план действийкалендарный план действий