ГБОУ ВПО КрасГМУ Минздрава России «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Advertisements

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Презентация по экологии Тема: НООСФЕРА МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Геолого-географический.

Вклад Маркса в развитие социологии Камиль Раджабов Дмитрий Хмыров } 3 МО 9 гр.
Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
Ноосфера – новое состояние биосферы при котором разумная деятельность становится решающим фактором её развития.
Урок-обобщение (7 класс – алгебра) МОУ "СОШ 45 г. Чебоксары" Кабуркина М. Н.1.
Отделение ПФР по Тамбовской области Проведение кампании по повышению пенсионной грамотности молодежи в Тамбовской области в 2011 году 8 февраля 2012 г.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
ЭТИКА ВОПРОСЫ НРАВСТВЕННОСТИ. Титова Татьяна Александровна Кандидат философских наук КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК ТГПУ.
Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 1.
СФЕРА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 8 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ.
Духовная жизнь человека. Урок по обществознанию в 10 классе
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
1 2 Анализ здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения города Нягани в 2007 году.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
1 2 Анализ здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения города Нягани в 2008 году.
Транксрипт:

ГБОУ ВПО КрасГМУ Минздрава России «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

НЕ В ЗАВЕРШЕНИИ ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, А В ТВОРЧЕСТВЕ И НЕПРЕРЫВНОМ ДВИЖЕНИИ ВПЕРЕД. А.А. БОГДАНОВ 2 БОГДАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ посвящены 140-летию со дня рождения Александра Александровича БОГДАНОВА революционера, врача, выдающегося ученого, создателя первого в мире Института переливания крови, философа, писателя

Александр Александрович БОГДАНОВ (настоящая фамилия Малиновский, другие наиболее известные псевдонимы - Максимов, Рядовой, Вернер) родился 10 (22) августа 1873 Александр Александрович революционер, писатель- фантаст, врач, создатель оригинальной науки тектологии, на многие годы предвосхитившей идеи кибернетики и общей теории систем, главный идеолог Пролеткульта, организатор и директор первого в мире Института переливания крови. Философ, экономист, ученый- энциклопедист. 3

Настоящая фамилия – Малиновский. Другие псевдонимы: Вернер, Максимов, Рядовой. 10.(22.)1873. – Родился в г. Соколка Гродненской губернии – Вступил в РСДРП – Окончил медицинский факультет Харьковского университета – Избирается членом ЦК РСДРП – Исключен из РСДРП за фракционную деятельность – Начало исследований в области геронтологии и гематологии – Организация Института переливания крови в Москве – Умер в результате эксперимента по переливанию крови, поставленного на самом себе. Александр Александрович БОГДАНОВ. Краткие биографические данные. 4

Сочинения А.А. Богданова 1897 – Краткий курс экономической науки – Основные элементы исторического взгляда на природу – Познание с исторической точки зрения – Очерки реалистического мировоззрения – Из психологии общества – Новый мир. (I. Собирание человека; II. Цели и нормы жизни; III. Проклятые вопросы философии) – 1906 – Эмпириомонизм: В 3 кн – Революция и философия – Чего искать русскому читателю у Эрнста Маха? 1908 – Страна идолов и философия марксизма – Красная звезда. Роман-утопия – Приключения одной философской школы – Философия современного естествоиспытателя – Очерки философии коллективизма – Падение великого фетишизма: Вера и наука – Культурные задачи нашего времени – Философия живого опыта – Тайна науки – Инженер Мэнни – Между человеком и машиною – Наука об общественном сознании – 1917 – Тектология: Всеобщая организационная наука. Ч. 1 – – Принцип относительности с организационной точки зрения – Вопросы социализма – О пролетарской культуре – Законы новой совести – Борьба за жизнеспособность. 5

6

7

8

9

10

11

12

Книга «НОВЫЙ МИР» (1904–1924) I. Собирание человека читает Батуро Екатерина (102 мед. киб.)

I. Собирание человека Человек еще не пришел, но он близко, и его силуэт ясно вырисовывается на горизонте… (Александр Богданов) Книга состоит из 3-х статей, составляющих одно целое 14

I. Собирание человека Статья первая посвящена изменению типа человеческой личности – неравенство, разнородность и психическое разъединение людей. «Человек – мир, но мир частичный, не космос, а микрокосм, не все, а только часть и отражение великого целого» 15

I. Собирание человека Статья вторая говорит об изменении типа общественной системы – устранении элементов принуждения из отношений между людьми. Статья третья намечает изменение типа человеческого познания – освобождение от фетишей, ограничивающих и извращающих познавательное творчество. 16

Книга «НОВЫЙ МИР» II. Цели и нормы жизни читает Бахышова Севда (206 пед.)

II. Цели и нормы жизни «Прошло всего несколько тысяч лет с тех пор, как жизнь человечества перестала быть голою «борьбой за существование». 18

Человек чувствует непреодолимый ужас перед всем новым и необычным в своей собственной жизни, как и в окружающей природе. 19

Стихийные влияния внешнего мира не могут не порождать время от времени стихийных изменений в природе людей, в их взаимных отношениях; но изменения эти бесконечно чаще гибельны, чем полезны для жизни; Отсюда стихийный консерватизм первобытной жизни, отсюда то громадное внутреннее сопротивление, которое оказывает она всякому развитию, всякому преобразованию. 20

В эпоху первобытного консерватизма вопрос о «нормах» человеческой жизни является чрезвычайно упрощенным, точнее даже – не существовал. Ничто не должно изменяться; всё должно быть, как было и как есть: такова «всеобщая норма» первобытной психологии. 21

Над первобытной жизнью царит «обычай», тысячелетняя привычка, составляющая нераздельную часть человеческого существа. Психологически-однородные действия, проявления бессознательного и безусловного консерватизма жизни, инстинкта самосохранения в первичной фазе его развития. 22

Люди, принадлежащие к одной первобытно-родовой группе, психологически настолько же тождественны между собою, насколько одинаково организованы физически. Благодаря этому их взаимные отношения бесконечно просты и чужды всяких противоречий. Нормы же нужны только там, где отношения сложны и противоречивы. Вот почему первобытная жизнь их не знает, вот почему ей незнакомы даже те основные представления, которые составляют необходимое содержание всякой нормировки. В этом далёком от нас мире нет места идеям «должного» и «не должного», «принуждения» и «свободы», «закона» и его «нарушения». Есть только непосредственная жизнь, которая судорожно борется против всего нарушающего одинаковый в бесчисленных повторениях цикл её стихийного течения. Нормы человеческой жизни выражают собою познание «добра и зла». Царство их начинается с грехопадением человека. 23

Таким образом, в силу необходимости, из простого повторения неизменных циклов жизнь мало-помалу начала превращаться в развитие, из голой борьбы за сохранение того, что есть, - в борьбу за большее. Данное перестало быть для неё единственной целью и нормой» 24

Неорганизованность жизни означает непроизводительную растрату ее сил, антагонизм ее форм, противоречивость ее проявлений. Это относится ко всем областям жизни. Колоссальный прогресс жизни и силы человечества идут все время рука об руку с колоссальным ростом социальных контрастов и противоречий. 25

НОРМЫ – Организующие приспособления для общественной жизни людей. Организовать жизнь – это для нас означает стройно ее регулировать, гармонически приспособлять одни ее проявления к другим. Организующее значение нормативных форм для противоречиво-развивающегося социального бытия людей поистине громадно. Общество, если бы не было этих норм, рассыпалось бы, как бочка без обручей, оно разложилось бы, как человеческий организм, лишенный объединяющей и регулирующей жизнь его частей деятельности нервной системы. 26

Из мучительных колебаний жизни, порождаемых стихийным развитием, из его дорогой цены и возрастающей ненадежности возникает новая потребность: внести гармонию и единство в самый процесс развития, сделать его стройным и целостным, устранить его стихийность. Необходимо, чтобы из движения стихийного жизнь превратилась в движение гармоническое. Переход от низших форм жизни к высшим, усиливая противоречия стихийного развития, подготовляет в то же время коренное устранение этих противоречий вместе с порождающей их стихийностью. 27

Анархия целого господствует над организованностью частей, на каждом шагу уничтожая или ослабляя своей стихийною силою результаты планомерно-гармонического их развития. Общий характер социального процесса остается глубоко противоречивым. 28

Нормы целесообразности – определенные формы жизни. Они соответствуют гармоническому развитию жизни и имеют его своей предпосылкою. Этим вполне определяется та всеобщая конечная цель, которой они подчинены: максимум жизни общества, как целого, совпадающий в то же время с максимумом жизни его отдельных частей и его элементов личностей. 29

Система норм целесообразности, планомерно организующих технический опыт людей, называется наукою. В конечном счете, всякое научное познание представляет из себя творчество норм целесообразности для практической деятельности людей. 30

Нет и не может быть сомнения, что в новом обществе, где исчезает разъединяющая сила конкуренции и классовой борьбы, исчезает и та психология разъединения, в которой личность противопоставляет себя со своими целями и интересами другим личностям и всему обществу. В новой общественной организации будет изменяться сама психология человека, становясь все более социальной, все менее индивидуалистичной. 31

Все это с полной определенностью приводит к тому выводу, что наибольшая скорость и энергия прогресса, наибольшая его разносторонность и гармоничность могут быть достигнуты только в таком обществе, которое своей социальной формою будет иметь товарищеское сотрудничество, своими рамками границы человечества. Там силы развития станут беспредельны. 32

Книга «НОВЫЙ МИР» III. Проклятые вопросы философии читает Иванова Ольга (210 пед.)

III. Проклятые вопросы философии У моря пустынного, моря полночного Юноша грустный стоит, В груди тревога, сомненьем полна голова, И мрачно волнам говорит он: «О разрешите мне, волны, Загадку жизни Древнюю, полную муки загадку; Скажите мне, волны, что есть человек? Откуда пришел он? Куда пойдет? И кто там над нами на звездах живет? Волны журчат своим вечным журчаньем: Веет ветер; бегут облака; Блещут звезды безучастно холодные; И дурак ожидает ответа! Г. Гейне 34

III. Проклятые вопросы философии Так называемые «органические» эпохи, когда общественный мир стоит твердо на своих китах. В сущности, не знают проклятых вопросов.

III. Проклятые вопросы философии « B чем состоит существо человека?», «в бессмертной душе». «А в чем существо этой души?» в вечном стремлении к абсолютному идеалу добра, истины и красоты. «А что такое этот идеал?» и т. д., без конца.

III. Проклятые вопросы философии Кто знает тенденцию происходящих в жизни изменений, кто ясно понимает, куда они ведут, и ничего не имеет против их основного направления, а, наоборот, видит в нем прогресс, рост и расширение жизни, тот уже не находится в положении пловца, уносимого течением неизвестно куда и против его воли, тот не ищет отчаянно точек опоры, фиктивных, если нет реальных. Таков коллективист.

III. Проклятые вопросы философии Что касается вопроса о высшей цели бытия, то его смысл еще очевиднее: это страстный вопль бессилия этического сознания перед безнадежной прозаичностью развертывающейся жизненной борьбы. 38

III. Проклятые вопросы философии Беспомощность личности перед непонятными силами общественного бытия, ее неспособность овладеть ими в познании и практике обостряет потребность причинно представить себе движение этих сил и порождает другой «вечный вопрос» о всеобщей «причине причин». 39

III. Проклятые вопросы философии Своеобразный социально- психологический факт, который называется «проклятым» или «вечным» вопросом философии, имеет свой глубоко реальный жизненный базис: это господство стихийности общественных отношений над личностью и ее судьбою. 40

III. Проклятые вопросы философии Зарождается новый мир, царство гармоничного и целостного человека, освобожденного от противоречий и принуждения в своей практике от фетишизма в познании. «Вечные» вопросы отмирают, уходят в прошлое, освобождая место и силы для новых, трудных, но разрешимых вопросов. Пусть этот мир не так близок, как думают те, кто слишком смутно представляет его себе; его красота и величие не делаются оттого меньше, борьба за него не перестает быть благороднейшей из всех целей, какие сознательное существо может себе поставить. 41

III. Проклятые вопросы философии Эти «последние», «высшие» или «вечные» вопросы не во все времена обнаружили те свойства, за которые получили характеристику «проклятых». 42

III. Проклятые вопросы философии Есть ли на них ответы? 43

III. Проклятые вопросы философии «конечная цель» - точка опоры в будущем». 44

«Социалистическое общество» Глава из 7-го издания «Краткого курса экономической науки» (1906 г. – первое легальное издание). В 1–6-м изданиях по цензурным обстоятельствам глава о социализме отсутствовала. читает Пасько Мария (102 мед. киб.)

Социалистическое общество Может показаться, что наука не имеет говорить о том, что еще не наступило и чему не было точного примера в прошлом. Наука существует именно для того, чтобы ПРЕДВИДЕТЬ. 46

1. Отношения общества к природе Действительная власть общества над природою, беспредельно развивающаяся на основе научно-организованной техники, - такова ПЕРВАЯ характеристика послекапиталистического строя. 47

2. Общественные отношения производства Стройная организованность всей производственной системы, при величайшей подвижности её элементов и их группировок и при высокой психической однородности трудящихся как всесторонне развитых сознательных работников, - вот вторая характеристика послекапиталистического общества. 48

3. Распределение. Принцип распределения прямо вытекает из основ организации сотрудничества. Общественно-организованное распределение на основе общественной собственности на все средства производства – такова третья характеристика послекапиталистического строя. 49

4. Общественная психология Основным строением новой общественной организации определяется первая черта общественной психологии, выступающей в ее рамках: высшая степень социальности. Из реальной власти общества над природой внешней и над своей собственной природою вытекает другая черта психологии нового мира – это отсутствие всякого фитешизма, чистота я ясность познания освобожденного от идолов мистики и признаков метафизики. Как результат соединения обеих указанных черт общественной психологии выступает третья черта – прогрессивное устранение принудительных норм и вообще элементов принуждения в общественной жизни. 50

5. Силы развития Высшая мыслимая для нас ступень власти над природою, организованности, социальности, свободы, прогрессивности – такова общая храктеристика нового, социалестического строя. Социалистического общество – это такое, в котором все производство организовано на сознательно товарищеских началах. Отсюда уже вытекают все другие черты социализма: и общественная собственность на средства труда, и уничтожение классов, и такое распределение продуктов при котором каждый мог бы в полной мере развивать свою производительную энергию следуя своему трудовому призванию. Не в завершении цель жизни человечества,– а в творчестве и непрерывном движении вперед. 51

Книга «Красная звезда» (роман-утопия) читает Куцакова Татьяна (101 мед. киб.) 52

53

Роман «Инженер Мэнни». Фантастический роман читает Казарян Сюзанна (102 мед. киб.)

Роман «Инженер Мэнни» После событии, описанных мною в книге «Красная Звезда», я вновь живу среди своих друзей – марсиан, и работаю для дорогого мне дела – сближение двух миров. 55

Роман «Инженер Мэнни» История марсиан в основных чертах похожа на историю земного человечества: такой же путь от родового быта через феодализм к господству капитала и через него – к объединению труда. Но более медленным темпом и в более мягких тонах шло это развитие. Природа Марса не так богата, – зато и жизнь его была не так расточительная, как земная. Огнем и кровью залита каждая страница истории на Земле, залита настолько, что летописцы и историки долго почти нечего другого не могли вычитать из нее. 56

Роман «Инженер Мэнни» Конечно, и на Марсе насилие, разрушение, истребление сыграло свою роль; но там она никогда не была так чудовищно грандиозна. Медленнее шло марсианское человечество, но никогда оно не знало ни худших форм нашего рабства, ни гибели целых цивилизаций, ни таких глубоких и жестоких реакции, как наши. Даже бесчисленные войны феодализма, несколько тысячелетий там царившего, были сравнительно чужды того бессмысленно-зверского опьянения кровью, какое отличало феодальные войны у нас: за жестокими битвами там редко следовали массовые убийства и опустошительный грабеж мирного населения. Сквозь варварства эпохи пробивалось какое-то инстинктивное уважение к жизни и труду. 57

Книга: «ТЕКТОЛОГИЯ. ВСЕОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ НАУКА» Читают: Кудрицкая Ксения (223 леч.), Иванова Елена (222 леч.) 58

«ТЕКТОЛОГИЯ. ВСЕОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ НАУКА» "...пути стихийно-организационного творчества природы и методы сознательно-организационной работы человека, взятые по отдельности и вместе, могут и должны подлежать научному обобщению" А.А. Богданов "Тектология. Всеобщая организационная наука."

«Трудная задача для человечества – организовать себя, свои усилия, свои активности, в отдельной личности и в коллективе…» А.А. Богданов 60

«Тектология. Всеобщая организационная наука». Создавалась – с 1913 по 1922 год. Первый перевод этой книги был в 1928 году. 61

Приложение II. Полемика; О критиках «Тектологии»; Наука и рассуждательство; Клерикальные критики; Приложение I. Учение об аналогиях; Содержание тектологии Приложение III. Элементы организационной динамики капитализма XX века; Теория мирового военного кризиса; Версальское устроительство; Общественно-научное значение новейших тенденций 62

Тектология стала первой в истории науки попыткой дать систематическую формулировку принципов организации, действующих в живых и неживых системах Она предвосхитила концептуальную структуру общей теории систем Людвига фон Берталанфи 63

Ленин, Горький и Богданов играют в шахматы 64

В.И. Ленин в гостях у А.М. Горького играет в шахматы с А.А. Богдановым. 65

« все в мире имеет тенденцию упорядочиваться, т. е. развиваться от простого к сложному » «… все процессы в мире организационные, а эволюция мира - это борьба организационных форм материи » Фундаментальные мысли А.А. Богданова: 66

« все интересы человечества - организационные. А отсюда следует : не может и не должно быть иной точки зрения на жизнь и мир, кроме организационной. И если это еще не сознается, то только потому, что мышление людей до сих пор не выбилось вполне из оболочек фетишизма, окутавших его на пути развития ». 67

«поскольку все организационное многообразие материи поддается определенной классификации, постольку его можно сводить к определенным типам организации, которые, собственно, и следует изучать…» 68

«все тела и любые их группировки всегда более или менее активно взаимодействуют с окружающей средой и не могут существовать без обмена с ней энергией и веществом…» 69

«тектология это наука о структуре мира, а вся совокупность ее законов это познанная человечеством его структура» 70

В каждом предложении, в каждой фразе «Тектологии» видна глубочайшая работа одного из самых универсальных умов своего времени, человека с широчайшими знаниями и широчайшим кругозором 71

«…Как обобщение всего доступного человечеству опыта тектология представляет собой завершение цикла наук…» А. А. Богданов 72

«Тектология. Всеобщая организационная наука» - многократно переиздана и в настоящее время приобретает всё большую популярность 73

Доклад: «ГЛАВНОЕ ДЕЛО ЖИЗНИ БОГДАНОВА – ИНСТИТУТ ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ» Худык Андрей (102 мед. киб.)

Института переливания крови 75 В 1926 году решением Совета Труда и Обороны был создан первый в мире Институт переливания крови - научно- исследовательское учреждение в области переливания крови, первым директором которого был назначен выдающийся философ, писатель и врач - Александр Александрович Богданов (Малиновский).

76

77

78

Руководитель чтений: КОМОВА НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА, кандидат философских наук, доцент КрасГМУ. Ведущий: Егоров Алексей 101 мед. киб. Куцакова Татьяна 101 мед. киб. Батуро Екатерина 102 мед. киб. Казарян Сюзанна 102 мед. киб. Пасько Мария 102 мед. киб. Худык Андрей 102 мед. киб. Иванова Елена 222 леч. Кудрицкая Ксения 223 леч. Бахышова Севда 206 пед. Иванова Ольга 210 пед. Техническое сопровождение: Ребренюк Людмила 102 мед. киб.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !