Интегрированный урок литературы «Музыкальные произведения Г.В. Свиридова в творчестве А.С. Пушкина» позволяет наблюдать тесную связь литературы с музыкой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образы симфонической музыки. Г.В.Свиридов ( ) Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель».
Advertisements

Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Прослушайте романс «Венчание» в исполнении Александра Малинина. С какими литературными произведениями созвучен этот романс?
Подготовила Цыганова О.С.. Культурно-познавательная компетентность: способность интегрировать полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения.
Урок литературы, 7 класс Ермак И.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с.Воскресенское, Воскресенского района, Саратовской области»
Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
Бурелом. Иван Иванович Шишкин. Пейзаж - (фр. pays - страна, местность) - изображение картин природы в художественном произведении. Пейзаж - (фр. paysage,
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОДИНЦОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 9 ИМЕНИ М.И.НЕДЕЛИНА РОЛЬ ОБРАЗА МЕТЕЛИ В РАСКРЫТИИ ВТОРОГО ПЛАНА ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы, рождаются из единого источника. Источник этот сама жизнь! По-настоящему.
обобщить содержание произведения ; проработать характеристики героев, позицию автора ; выявить лиризм повествования и фольклорные мотивы в тексте ; развивать.
Знакомство с поэзией разных авторов 19 века повторение изученного по истории и теории литературы развитие умений определять тему, основную мысль, мотив.
Здесь мы узнаем несколько вещей по уроку Музыка 2 Что такое мюзикл МЮЗИКЛ (англ. musical), особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются.
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
ТЕМА: 1.Развитие связной речи с привлечением музыкальных произведений. (Имя существительное как часть речи). 2. Пьеса «Сладкая греза» из детского альбома.
Пейзаж, портрет, интерьер и художественная деталь в повести И.С.Тургенева «Вешние воды»
МЕТЕЛЬ Тема урока: «Погружаясь в вихрь метели…» Цель урока: 1.Определить роль метели в произведении А.С.Пушкина. 2.Показать многообразие возможностей.
Роль стихии в судьбе человека (по повести А.С. Пушкина "Метель") Цель: Выяснить, в чем заключается судьбоносное значение метели в жизни героев произведения.
В чем же специфика художественной коммуникации?. Художественные произведения и картины, и музыкальные сочинения создают эффект присутствия, нашего непосредственного.
Тайный пафос повести А.С.Пушкина «Метель» (Интерпретация нравственно- духовного смысла)
Транксрипт:

Интегрированный урок литературы «Музыкальные произведения Г.В. Свиридова в творчестве А.С. Пушкина» позволяет наблюдать тесную связь литературы с музыкой. Эти знания полезны даже с точки зрения самообразования, ведь представление о литературе как искусстве слова без понимания связей литературы и музыки не может быть полным. Музыка, как и литература, возникает из самой жизни и является ее частью. Благодаря этому уроку учащиеся учатся анализировать интонации вопроса и ответа, повествования и восклицания, радости и отчаяния, призыва и тоски в музыкальной и разговорной речи. Здесь закладываются представления о речитативности музыки и музыкальности слова. Ведь музыкальные произведения могут быть использованы для создания эмоционального фона на уроках русской словесности, а также в качестве сюжетной основы для устных и письменных сочинений-миниатюр на уроках развития речи.

Современная отечественная школа, к сожалению практически не формирует у школьников единой картины мира. Еще менее учитывает школа роль искусства как одного из важнейших способов отражения духовной жизни общества в этом мире. Эти и другие причины привели к тому, что программы школьных курсов не всегда согласованы друг с другом, а искусству по-прежнему отводятся вторые и третьи роли в образовательном процессе. Такое положение не может быть признано удовлетворительным. Современная отечественная школа, к сожалению практически не формирует у школьников единой картины мира. Еще менее учитывает школа роль искусства как одного из важнейших способов отражения духовной жизни общества в этом мире. Эти и другие причины привели к тому, что программы школьных курсов не всегда согласованы друг с другом, а искусству по-прежнему отводятся вторые и третьи роли в образовательном процессе. Такое положение не может быть признано удовлетворительным. В педагогической литературе неоднократно высказывалась мысль о том, что каждому учителю-предметнику, чтобы не просто наполнять знаниями» учащихся, а действительно развивать детей, необходимо знание смежных школьных программ так же, как каждому Музыканту-оркестранту знание всей партитуры в целом, а не только своей отдельной партии. В педагогической литературе неоднократно высказывалась мысль о том, что каждому учителю-предметнику, чтобы не просто наполнять знаниями» учащихся, а действительно развивать детей, необходимо знание смежных школьных программ так же, как каждому Музыканту-оркестранту знание всей партитуры в целом, а не только своей отдельной партии. В решении этой проблемы, на наш взгляд, филолог должен играть существенную роль. В решении этой проблемы, на наш взгляд, филолог должен играть существенную роль. Музыка, как и любое другое искусство, возникает из самой жизни и является ее частью, У музыки и литературы очень много общих точек соприкосновения, и потому авторы программы под руководством Д.Б. Кабалевского уделили огромное внимание связям этих двух искусств Музыка, как и любое другое искусство, возникает из самой жизни и является ее частью, У музыки и литературы очень много общих точек соприкосновения, и потому авторы программы под руководством Д.Б. Кабалевского уделили огромное внимание связям этих двух искусств

Оформление урока: на доске портреты А.С. Пушкина, Арины Родионовны, Г.В. Свиридова. Оформление урока: на доске портреты А.С. Пушкина, Арины Родионовны, Г.В. Свиридова. (Звучит музыка Г.В. Свиридова. Музыкальные иллюстрации А.С. Пушкина «Метель», «Тройка». (Звучит музыка Г.В. Свиридова. Музыкальные иллюстрации А.С. Пушкина «Метель», «Тройка». Слово учителя. «Какое наслаждение проникнуть в мир Пушкина!» - воскликнул однажды В. Набоков. Это удивительный мир, мир звуков, красок, света. Это дивный мир, с которым человек соприкасается всю жизнь. Слово учителя. «Какое наслаждение проникнуть в мир Пушкина!» - воскликнул однажды В. Набоков. Это удивительный мир, мир звуков, красок, света. Это дивный мир, с которым человек соприкасается всю жизнь.

Имя Пушкина неразрывно связано с русской музыкой. Нет ни одной области музыкального творчества, где так или иначе не сказалось бы воздействие пушкинской мысли и пушкинских образов. Имя Пушкина неразрывно связано с русской музыкой. Нет ни одной области музыкального творчества, где так или иначе не сказалось бы воздействие пушкинской мысли и пушкинских образов. Пушкин раскрыл в своих стихах и музыкальное начало речи: её напевность, ритмическое, интонационное богатство. Каковы же были первые музыкальные впечатления поэта? Пушкин раскрыл в своих стихах и музыкальное начало речи: её напевность, ритмическое, интонационное богатство. Каковы же были первые музыкальные впечатления поэта? Они связаны с одним из самых близких Пушкину людей – няней Ариной Родионовной. Она вводила поэта в русский сказочный мир. Песни, которые пела Арина Родионовна, не могли не оказать воздействия на маленького Пушкина. Они связаны с одним из самых близких Пушкину людей – няней Ариной Родионовной. Она вводила поэта в русский сказочный мир. Песни, которые пела Арина Родионовна, не могли не оказать воздействия на маленького Пушкина. (Звучит «Колыбельная песня» М.И. Глинки). (Звучит «Колыбельная песня» М.И. Глинки).

Цели урока: выявить уровень восприятия школьниками идейно-художественного смысла повести и музыкальных иллюстраций с учетом специфики каждого вида искусства. Вступительная беседа об особенностях изобразительно-выразительных средств в литературе и музыке. Цели урока: выявить уровень восприятия школьниками идейно-художественного смысла повести и музыкальных иллюстраций с учетом специфики каждого вида искусства. Вступительная беседа об особенностях изобразительно-выразительных средств в литературе и музыке. В чем сходство и различие музыки и литературы? В чем сходство и различие музыки и литературы? отображают реальный мир, настроения людей через художественные и музыкальные образы; отображают реальный мир, настроения людей через художественные и музыкальные образы; возбуждают эмоции; возбуждают эмоции; литература это искусство слова, а музыка есть искусство звука. литература это искусство слова, а музыка есть искусство звука. Какие изобразительно-выразительные средства помогают писателям и композиторам создавать художественную картину мира? Какие изобразительно-выразительные средства помогают писателям и композиторам создавать художественную картину мира? – в литературе это пейзаж; через картины природы автор передает настроения и переживания героев; пейзаж создается писателем с помощью эпитетов, метафор, – в литературе это пейзаж; через картины природы автор передает настроения и переживания героев; пейзаж создается писателем с помощью эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений; олицетворений, сравнений; в музыке это мелодия (мотив, напев), гармония, ритм, тембр. в музыке это мелодия (мотив, напев), гармония, ритм, тембр.

Беседа по анализу идейно-художественного содержания повести А.С.Пушкина и музыкальных иллюстраций Г.В. Свиридова.` Учитель. Иногда пейзаж приобретает значение символа предметного образа, который подразумевает какое-либо явление. Как вы объясните смысл заглавия повести? (Метель как явление природы вмешивается в события, происходящие в повести, и путает планы героев.) Какими художественными средствами нарисован метельный пейзаж при отъезде Марьи Гавриловны? Какое состояние героини он передает? (Олицетворения «ставни тряслись и стучали», «ветер выл»; «метель не утихала»; метафора «лошади полетели»; созвучия: ст-ст, в-в, л-л.) Какими художественными средствами нарисован метельный пейзаж при отъезде Марьи Гавриловны? Какое состояние героини он передает? (Олицетворения «ставни тряслись и стучали», «ветер выл»; «метель не утихала»; метафора «лошади полетели»; созвучия: ст-ст, в-в, л-л.) Марья Гавриловна взволнована, она испытывает «душевную метель», ужас и восторг одновременно. Марья Гавриловна взволнована, она испытывает «душевную метель», ужас и восторг одновременно.

Прослушайте отрывок из музыки Г.В.Свиридова. Как в нем передано душевное состояние героини? Композитор использует особые оркестровые эффекты и средства гармонии: звуки разной высоты; мелодия звучит по нарастающей. действие как будто замедлилось, время остановилось; Прослушайте отрывок из музыки Г.В.Свиридова. Как в нем передано душевное состояние героини? Композитор использует особые оркестровые эффекты и средства гармонии: звуки разной высоты; мелодия звучит по нарастающей. действие как будто замедлилось, время остановилось;

в музыке сначала радостное кружение (весь день Владимир в радостных хлопотах) вальса, потом нервное беспокойство «ломается» ритм музыки, затем отчаяние и внезапная остановка мелодии как тупик, безысходность. Наконец, проанализируйте описание метели и дайте характеристику музыкального отрывка в сцене поездки Бурмина. в музыке сначала радостное кружение (весь день Владимир в радостных хлопотах) вальса, потом нервное беспокойство «ломается» ритм музыки, затем отчаяние и внезапная остановка мелодии как тупик, безысходность. Наконец, проанализируйте описание метели и дайте характеристику музыкального отрывка в сцене поездки Бурмина. (В повести употребление слов «вдруг», эпитета «ужасная», лексических синонимов «метель» «буря», стилистических синонимов «огонек» (как призыв) «огонь» (как чувство), наречий «молча», «рассеянно» все говорит о том, что герой не активен, все происходит помимо его воли; в «Тройке» звучит рассеянная безмятежность (колокольчик), затем неожиданное, внезапное появление в оркестре диссонансных звуков ударных инструментов, как бы подталкивающих героя.) (В повести употребление слов «вдруг», эпитета «ужасная», лексических синонимов «метель» «буря», стилистических синонимов «огонек» (как призыв) «огонь» (как чувство), наречий «молча», «рассеянно» все говорит о том, что герой не активен, все происходит помимо его воли; в «Тройке» звучит рассеянная безмятежность (колокольчик), затем неожиданное, внезапное появление в оркестре диссонансных звуков ударных инструментов, как бы подталкивающих героя.)

Учитель. Метель в повести А.С.Пушкина и музыке Г.В. Свиридова как будто «ведет» героев, заставляет их следовать своей судьбе. Метель выступает своеобразным символом судьбы. А справедливо ли поступила метель-судьба по отношению к героям повести? Учитель. Метель в повести А.С.Пушкина и музыке Г.В. Свиридова как будто «ведет» героев, заставляет их следовать своей судьбе. Метель выступает своеобразным символом судьбы. А справедливо ли поступила метель-судьба по отношению к героям повести?

Марья Гавриловна, подражая романтическим героиням, решилась без «благословения» обвенчаться, и метель справедливо «помешала» ей следовать этой дорогой; впоследствии она вынесла испытание смиренно (болезнь отца, гибель жениха, венчание с неизвестным); была верна памяти жениха. И за это вознаграждена. Марья Гавриловна, подражая романтическим героиням, решилась без «благословения» обвенчаться, и метель справедливо «помешала» ей следовать этой дорогой; впоследствии она вынесла испытание смиренно (болезнь отца, гибель жениха, венчание с неизвестным); была верна памяти жениха. И за это вознаграждена. Владимир Николаевич эгоистичен (даже перед смертью умоляет обвенчаться), нравственно преступен перед родителями невесты; легкомысленно все отложил на последний день; не ответствен перед любимой; голос совести молчал в нем; и метель завела его в тупик (в лес). Владимир Николаевич эгоистичен (даже перед смертью умоляет обвенчаться), нравственно преступен перед родителями невесты; легкомысленно все отложил на последний день; не ответствен перед любимой; голос совести молчал в нем; и метель завела его в тупик (в лес). Бурмин осознал вину за свои «гусарские проказы»; достойно прошел испытания 1812 года, был ранен; не скрыл тайное венчание, полюбив Марью Гавриловну; не пытался перехитрить судьбу и вознагражден. Бурмин осознал вину за свои «гусарские проказы»; достойно прошел испытания 1812 года, был ранен; не скрыл тайное венчание, полюбив Марью Гавриловну; не пытался перехитрить судьбу и вознагражден.

Заключение учителя. Повесть «Метель проста, лаконична. Отличается сжатостью и точностью рисунка, быстротой и драматизмом сюжета. Писать надо «просто, коротко и ясно» (А.С.Пушкин). Прозу Пушкина иногда называют «нагая проза без риторических и описательных украшений. Ни одного лишнего слова. Но какой емкий смысл заключен в ней! Это и есть гениальный художник слова. Свиридов гениальный художник звука. Центральное место в его творчестве занимают жанры, связанные со словом. Такая музыка называется программной. Используя сюжет повести своего любимого автора, Свиридов передает средствами музыки ее эмоциональный смысл, идейное содержание. Пушкин и Свиридов великие представители русского искусства выражают своим творчеством высокое этическое начало верность долгу, слову, клятве. Заключение учителя. Повесть «Метель проста, лаконична. Отличается сжатостью и точностью рисунка, быстротой и драматизмом сюжета. Писать надо «просто, коротко и ясно» (А.С.Пушкин). Прозу Пушкина иногда называют «нагая проза без риторических и описательных украшений. Ни одного лишнего слова. Но какой емкий смысл заключен в ней! Это и есть гениальный художник слова. Свиридов гениальный художник звука. Центральное место в его творчестве занимают жанры, связанные со словом. Такая музыка называется программной. Используя сюжет повести своего любимого автора, Свиридов передает средствами музыки ее эмоциональный смысл, идейное содержание. Пушкин и Свиридов великие представители русского искусства выражают своим творчеством высокое этическое начало верность долгу, слову, клятве.

Список использованной литературы: 1. Научно-методический, культурно-образовательный журнал «Уроки литературы» под ред. Н.Л. Крупиной // Литература: Приложение к журналу «Литература в школе». – – с Научно-методический, культурно-образовательный журнал «Уроки литературы» под ред. Н.Л. Крупиной // Литература: Приложение к журналу «Литература в школе». – – с В.А. Милашевский. Иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» Николай Сверчков. Иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».