Образ юродивого в русской литературе XIX века. Кто такие юродивые? В начале 20 века история юродства в России обрывается. Отношение к этому явлению до.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Я есть путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (От Иоанна 14:6)
Advertisements

На сороковой день рождения Иисуса Христа Святая Мария вместе с Младенцем Иисусом отправилась в храм помолиться.
Дам тебе я на дорогу Икона святой блаженной Матроны Московской Образок святой: Ты его, моляся Богу, Ставь перед собой…
Зачем Иисус умер? Вопрос: Что общего между этими людьми?
2. Осуществлено Иисусом Христом «Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Ин. 4:14) «Наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф.
Как вы думаете, что это?. Что говорит об этом Бог в Библии? 25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, 26 много потерпела от многих.
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ Благочестивый праведный старец Симеон.
Основные принципы Христианства Краткий обзор учения Библии о спасении.
Проповедь Христа. Урок 6. МКОУ СОШ 8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Стурза С.М.
Крещение и проповедь на горе. Когда Иисусу Христу было уже около тридцати лет, в еврейской земле явился пророк Иоанн и велел евреям готовиться к встрече.
- святой, избравший особенный, очень редкий и очень сложный путь спасения. Большинство юродивых отличались полным пренебрежением ко всем благам жизни –
Урок основы православной культуры в 3 классе. Храмы Пыталовского района.
Православным и протестантам или о чем молился Христос Иоанна 17.
ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА Беляева И.В., учитель начальных классов Беляева И.В., учитель начальных классов МОУ СОШ 5 им. П.Н. Бучина г. Тутаев 2011 г.
В поисках смысла жизни По книге протоиерея Игоря Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»
Вопросы для повторения: Почему верующие люди называют природу Божиим творением? Есть ли какая связь понятий «Творец мира» и «Божья тварь»? Как вы считаете,
Портрет Достоевского работы Перова, 1872 год «Преступление и наказание» в «Русском вестнике» М. Н. Каткова.
Детям о Пасхе. Бог – это тот, кто создал этот прекрасный мир, для того, чтобы люди были счастливы.
Словно после видения воздуха-неба-иконы: Покров-Пресвятой-Богородицы: вольным осталось златистосмягченное духом народа сиянье: Покоя. Покров Пресвятой.
Семь значений Вечери Господней.. Иисус Христос установил заповедь Вечери в верхней горнице, где обычно собирались гости, в неведомом нам иерусалимском.
Транксрипт:

Образ юродивого в русской литературе XIX века

Кто такие юродивые? В начале 20 века история юродства в России обрывается. Отношение к этому явлению до сих пор неоднозначное. Обыватели до сих пор склонны судить о юродивых как о людях невменяемых, но при этом признавая их исключительность. Церковь не менее осторожна. Ей точно так же трудно распознать настоящего юродивого. Кто есть подлинный юродивый – она решает после смерти, и, даже если при жизни вокруг человека происходят чудеса, – это еще ни о чем не говорит. «Не мы оцениваем святость, а Бог оценивает», – считают духовники.

Этимология слова Греческое слово σαλός, которое переводится как «юродивый», означало просто «сумасшедший». Соответственно тот, кто симулирует помешательство, назывался «разыгрывающий сумасшествие», а делающий это из благочестивых соображений – δια Χριστόν, то есть «ради Христа». Постепенно слово σαλός утратило мирской смысл. Его стали использовать по отношению к святым, так что сочетание δια Χριστόν σαλός сделалось терминологическим определением специального вида святости.

Этимология слова Юродивый (по-древнеславянски – уродивый или просто урод) – это по первому своему смыслу тот, кто «родился неправильно». Так могли называть и калеку, и безумца (включая того, кто симулирует помешательство из религиозных соображений, – его звали «юродивый Христа ради»). В XVII в. значения разделились. В «Алфавите духовном» сказано: «Урод есть, иже естеством уродится что каково, а юрод наречется буй и несмыслен». Постепенно именно за притворным безумцем закрепляется обозначение «юродивый». Слово- сочетание «творяще ся юрод», часто встречается в русских житиях.

Истоки образа Ветхий Завет Новый Завет Византийская литература Православные святые

Юродивые в Ветхом Завете Пророк Исайя Пророк Иезекииль Пророк Осия Они не считались юродивыми в полном смысле, а лишь прибегали к эпатажным действиям, чтобы объявить людям Божью волю.

Ветхозаветные пророки Многие пророки Ветхого Завета считаются предшественниками юродивых «Христа ради». Пророк Исаия ходил нагим и босым в течение трех лет, предупреждая о предстоявшем вскоре египетском плене (Ис 20) Осия вступил в брак с блудницею, что символизировало неверность Израиля Богу (Ос 3) Целью вышеуказанных действий было привлечь внимание окружающих и побудить народ израильский к покаянию и обращению к Богу.

Пророк Исайя И народ не подымет меч против народа и не будут они больше знать войн (Исайя 2:4) Кому уподобите вы Бога? (Исайя 40:18) Разум Его неисследи (Исайя 40:28) Особую ценность для христианской церкви имеет пророчество Исайи о грядущем Мессии. Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. (Ис.7:14)

Новый Завет «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит»

Юродивые в Новом Завете Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам противопоставляет земную «мудрость» – мудрости во Христе: «Никто не обманывай самого себя: если кто думает из вас быть мудрым в веке этом, тот будь безумным, чтоб быть мудрым, ибо мудрость мира этого есть безумие пред Богом...» (Кор.1,3:18-19).

Проповедь Апостола Павла Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим...(1 Кор 4:10) Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? (1 Кор 1: 20)...благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор 1: 21) Если кто… думает быть мудрым… тот будь безумным, чтобы быть мудрым (1 Кор 3:18)

Византийская литература Сеpапион Синдонит (14 мая) Исидоp (память10 мая) Виссаpион Египтянин (6 июня) Фома Келесиpский (24 апреля) Андрей Цаpегpадский Сименон Эмесский

Византийские юродивые На Руси были широко известны благодаря переводным житиям двое из шести византийских юродивых – св. Симеон Эмесский (первая пол. VI в.) и св. Андрей Цареградский (IX или X в.?) По столетиям чтимые русские юродивые распределяются так: XIV в. – 4; XV – 11; XVI – 14; XVII – 7 (всего – 36) К XVI в. юродство стало специфически русским явлением (из ст. Г. Федотова)

Причины распространения юродства в России Наличие на Руси «смехового мира» (почва для пародирования, подражания и самоуничижения) Страдание простых людей от произвола, насилия, корыстолюбия, эгоизма власть предержащих. Для юродивого пострадать от произвола власти было даже и к лучшему: этим он подавлял свою гордыню, усмирял тело, а если его казнили, то погибал он за правду и веру.

Юродивые в России Новгородские Суздальские Устюжские Петербуржские Московские Псковские Ростовские

«Утро Блаженного Прокопия» Был богатым купцом «от западных стран, от немецкой земли». «Приемлет юродственное Христа ради житие и в буйство преложися». Ходит по градам и весям, непроходимым лесам и болотам, «взыскуя древнего погибшего отечества». Спит «на гноище» нагой (позже на паперти соборной церкви). По ночам тайно молится.

Василий Блаженный (XV-XVI века) С детства его отличал пророческий дар. Василий швыряет камни в дома праведников и целует стены домов грешных (на первых изгнанные изнутри бесы, а на вторых – ангелы). Он разбивает икону Богоматери (под святым изображением на доске намалеван черт). Василий укоряет самого царя Ивана Грозного. Похоронен в Покровском соборе, до сих пор называемом его именем.

Иоанн Большой Колпак (XV-XVI века) Родом из вологодских краев. Иоанн построил себе келью у церкви и в ней спасался. Он носил на голове колпак, тело увешивал веригами и тяжелыми кольцами. Любил подолгу смотреть на небо, помышляя о «праведном солнце». Дети смеялись над ним. Но он не наказывал их, как наказывал Василий Блаженный, и с улыбкой предрекал будущее. Перед смертью блаженный переселился в Москву, во время его погребения в том же Покровском соборе, где схоронен Василий.

Никола Псковский (Салос) (XVI век) Юродивый спасает Псков в 1570 (велел ставить по улицам столы с хлебом-солью и с поклоном встречать царя). После молебна царь зашел к нему благословиться. Никола поучал его «ужасными словесы еже престати велия кровопролития». Царь не послушал и велел снять колокол со святой Троицы, но в тот же час у него пал лучший конь «по пророчеству святого». Никола поставил перед царем сырое мясо, а в ответ на отказ Иоанна – «я христианин, и в пост мяса не ем», – возразил: «А кровь христианскую пьешь?».

«А кровь христианскую пьешь?»

Михаил Клопский (XV век) Подвизался в Клопском Троицком монастыре. Был провидцем, а его житие является собранием «пророчеств». Пророчества сопровождал «театральными» жестами, это называли юродством. Житие его было «вельми жестоко». Не имел он в келье ни постели, ни изголовья, но лежал «на песку», а келью топил «наземом». Питался хлебом да водой.

Никола Кочанов Новгородский (XIV век) Николай родился в семье состоятельных новгородцев. Обращается к юродству как к спасительному убежищу для своей веры. С юности усердно ходил в храмы, любил молитву и пост. Люди начали восхвалять его, называть праведником, и блаженный испугался. В лютые морозы он стал бегать по городу раздетым, терпя побои, обиды, насмешки.

Ксения Петербуржская Отдавала другим нищим милостыню. Ксения не обижалась, когда дети смеялись над ее странностями. Исцеляла больных детей и помогала бедным. Строители каменной церкви на Смоленском кладбище заметили, что за ночь кто-то приносит наверх целые груды кирпича в помощь им. Ночью молилась в поле до самого восхода солнца.

Образ юродивого в русской литературе XIX века А.С. Пушкин «Борис Годунов» Л.Н. Толстой «Детство» Ф.М. Достоевский «Идиот» Н.С. Лесков «Очарованный странник»

А.С. Пушкин «Борис Годунов» «Входит юродивый в железной шапке, обвешанный веригами, окруженный мальчишками». «Николку маленькие дети обижают... Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода – богородица не велит».

Характеристика Бориса Годунова Борис, Борис! Все пред тобой трепещет, Никто тебе не смеет и напомнить О жребии несчастного младенца – А между тем отшельник в темной келье Здесь на тебя донос ужасный пишет: И не уйдешь ты от суда мирского, Как не уйдешь от божьего суда.

Л.Н. Толстой «Детство» «Он из всех сил стукнул им по полу и, скривив брови и чрезмерно раскрыв рот, захохотал самым страшным и неестественным образом». «Он был крив на один глаз, и белый зрачок этого глаза прыгал беспрестанно». «И зиму и лето ходит босиком, посещает монастыри, дарит образочки тем, кого полюбит, и говорит загадочные слова». «Жалко!.. улетела... улетит голубь в небо... ох, на могиле камень!..»

«И зиму и лето ходит босиком»

Характеристика героев Отношение отца И прекрасно делают, – продолжал папа, отодвигая руку, – что таких людей сажают в полицию. Они приносят только ту пользу, что расстраивают и без того слабые нервы некоторых особ. Отношение матери Трудно поверить, чтобы человек… зиму и лето ходит босой и, не снимая, носит под платьем вериги в два пуда весом и который не раз отказывался от предложений жить спокойно и на всем готовом, – трудно поверить, чтобы такой человек все это делал только из лени.

Герои произведений Ф.М.Достоевского В речи героев Достоевского «юродивыми» называются: Лизавета Ивановна и Соня (слова Раскольникова); кн. Мышкин (слова Рогожина); Катерина Ивановна (слова повествователя). В каждом из этих героев есть определённые черты юродства: приниженность и смирение (Соня и Лизавета); чуждость земным страстям (кн. Мышкин) безотказность (Соня и Лизавета).

Князь Мышкин в романе «Идиот» Ну, коли так, – воскликнул Рогожин, – совсем ты, князь, выходишь юродивый, и таких как ты бог любит!

Родион Раскольников Сонечка Мармеладова

Цитаты из текста Странно звучали для него эти книжные слова, и опять новость: какие-то таинственные сходки с Лизаветой, и обе (Сонечка и Лизавета) – юродивые. Ты уж и теперь как помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной дороге пойдем! Что она, уж не чуда ли ждет? И наверно так. Разве все это не признаки помешательства?.. Юродивая, юродивая!» – твердил он про себя.

Юродивые Достоевского Они живут среди людей, но отказываются от житейского разума, гордости и самолюбия. Их юродство – это любовь и сострадание ко всем людям без исключения. Все герои-юродивые Достоевского живут интересами других людей, пытаются что-нибудь исправить в мире. Юродивые «во Христе» убирают и стирают. Юродивые «Христа ради» пытаются возрождать духовность людей. Все они оказываются беспомощными и униженными в этом мире.

Н.С. Лесков «Очарованный странник» Праведники наибольшие суть те, которые согрешили (и оплакали свои грехи). Тогда их слово исполнится огнём правды. А сердце источается в любви к слабому, братскому в грехе. Слова «молёный сын» и «сын обещанный» связаны с известной древнерусской традицией. В многочисленных житиях святых мотив «молёного» и «обещанного» чада связан с героями особого типа – святыми, чья жизнь чиста и безгрешна.

Иван Флягин Разве вы и сами собираетесь идти воевать? – А как же-с? Непременно: мне за народ очень помереть хочется. – Как же вы: в клобуке и в рясе пойдете воевать? – Нет-с; я тогда клобучок сниму, а амуничку надену.

Образ Ивана Флягина Рассказ Ивана Северьяныча о своей жизни кажется почти неправдоподобным именно потому, что всё это выпало на долю одного человека. «Экий ты, братец, барабан: били тебя, били, и всё никак не добьют», – говорит ему лекарь, выслушавший всю повесть.

Вопросы к занятию В чем сходство и в чем различие образов юродивых в житийной и светской литературе? Для чего авторы включают в сюжеты своих произведений образы юродивых? В чем отличие образов юродивых А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого от героев Н.С. Лескова и Ф.М. Достоев- ского?

Образ героя Юродивый

Светские герои – герои житийной литературы прямота смирение всепрощение стремление помирить обращенность к Богу странствие по свету наивность приниженность способность творить чудеса пророческий дар наивность сходство различие

Юродивый ходит голый; Носит вериги (различные железные цепи, полосы, кольца и др. предметы на голом теле ради «усмирения плоти»); Молится обычно только ночью, как бы стесняясь этого; Валяется в грязи, золе, не моется, не чешет волос (неопрятный); Нарушает порядок в церкви и на улице; Демонстрирует ненормативное поведение. Юродивый в житийной литературе: Образ юродивого в литературе Николка («Борис Годунов») Иван Флягин («Очарованный странник») Родион Раскольников («Преступление и наказание») Гришка («Детство»)

Духовная миссия юродивого в литературе 19 века Житийная литература Светская литература XIX века Борьба с бесами ++ Проповедь слова Божьего ++ Пророчество о будущем наказании за грех ++ Борьба с гордостью и самолюбием ++ Отказ от права на человеческий ум ++ Вносить в жизнь принципы христианской совести ++ Культивировать душевную чистоту, беззлобие ++ Вызывать презрение к себе +– Осуждение зла ++